Научная статья на тему 'Познавательно-культурная активность и становление гражданского общества в России второй половины xix - начала XX в'

Познавательно-культурная активность и становление гражданского общества в России второй половины xix - начала XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / АССОЦИАЦИИ / ОБЩЕСТВА / КЛУБЫ / ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арцыбашева Т.Н.

В статье рассматривается социокультурная ситуация в России времени Великих реформ, показаны факторы и формы консолидации российской интеллигенции, структура, направления и результаты деятельности отечественного гражданского общества той поры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Арцыбашева Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Познавательно-культурная активность и становление гражданского общества в России второй половины xix - начала XX в»

УДК 22/28; 21:172. 3;21;009:008; 21.009: 37

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ И СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX в.

© 2016 Т. Н. Арцыбашева

профессор кафедры культурологии, доктор культурологии, доцент e-mail: arhont5@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается социокультурная ситуация в России времени Великих реформ, показаны факторы и формы консолидации российской интеллигенции, структура, направления и результаты деятельности отечественного гражданского общества той поры.

Ключевые слова: провинциальная интеллигенция, ассоциации, общества, клубы, объединения.

В изучаемое время шел процесс активного формирования провинциальной интеллигенции. В губернских городах стимуляторами этого процесса явились органы городского самоуправления, разного рода общественные центры (в первую очередь земства), научные общества. «В состав обществ входили представители основных социальных слоев, значительная роль при этом, особенно до 1905 года, принадлежала чиновничеству, что может восприниматься как проявление заинтересованности региональной бюрократической элиты в развитии гражданской просветительской инициативы. После первой русской революции госслужащие как частные лица не ушли с поприща просветительства, но перестали играть в нем определяющую роль, что свидетельствует об усилении гражданской зрелости местного общества» [Миронов 2009: 117].

Как подчеркивает Б.Н. Миронов, до реформ 1860-1870-х гг. податное городское население и крестьяне принудительно объединялись в социальные корпорации -приходы, сельские и, слободские и посадские общины, цехи, мещанские и купеческие общества, купеческие гильдии и др., а в добровольных ассоциациях практически не участвовали. Напротив, дворянство, духовенство, разночинцы не знали принудительных социальных корпораций, а, начиная с последней трети XVIII в., стали создавать разного рода добровольные ассоциации - общества, клубы, салоны, ложи. В результате проведения земской и городской реформ в 60-70-е гг. XIX в. в России были созданы более благоприятные условия1 для образования организаций, занимающихся культурно-просветительской деятельностью, что наряду с ростом общественной инициативы способствовало увеличению их числа: в «середине XIX в. добровольных обществ (благотворительные, религиозные и студенческие организации, клубы и др.) насчитывалось несколько десятков, в 1910 г. - более 5 тыс. В пореформенное время значение принудительных корпораций падало, а добровольных объединений возрастало» [Миронов 2009: 122].

Ассоциации взяли на себя некоторые общественные функции, которые до

1 До Великих реформ ассоциации развивались медленно по причине трудности их создания (требовалось разрешение императора), но главным образом из-за слабости общественной инициативы. В 1860-е гг. утверждение уставов обществ переходит к министрам, с середины 1890-х гг. - к губернаторам.

Великих реформ находились в ведении государства, - образовательную, просветительную, социальную, благотворительную, понемногу осваивали и политическую функцию. Дворяне, чиновники, предприниматели и лица свободных профессий, интегрированные в объединения, формировали средний класс - элемент новой классовой социальной структуры, которая не ориентировалась больше на сословное определение социального статуса.

Ассоциации можно условно разделить на семь групп: ассоциации, связанные с церковью; общества взаимопомощи и экономические ассоциации; благотворительные и попечительные общества; общества в сфере искусств и культуры; научные, культурно-просветительские, краеведческие и ассоциации профессионального совершенствования; клубы и общества по проведению семейного досуга; тайные политические и религиозные ассоциации. За небольшим исключением они концентрировались в городах и возникали по инициативе снизу, без непосредственного вмешательства местной власти, а некоторые - при ее поддержке. Источниками их финансирования были добровольные членские взносы, благотворительные акции, частные пожертвования. Казенные дотации случались редко и предназначались на конкретные дорогостоящие проекты, имеющие государственную значимость.

Во второй пол. XIX - начале XX в., в период стремительного развития всех отраслей науки в России, появились ассоциации научного профиля - научные сообщества [Комарова URL; Комарова 2010], показавшие к тому же огромную общественную и преобразовательную роль гуманитарных наук, разделившихся во второй половине XIX в. на археографию, археологию, историю и филологию.

При этом всеобщее увлечение древностями породило археографические и археологические общества2, имевшие разнонаправленную специализацию: «Общество истории и древностей Российских» занималось памятниками бытовой жизни, произведениями традиционной и профессиональной художественной культуры и изучением сочинений иностранных авторов о России; «Археографическая комиссия» -памятниками политического развития Русского государства XVI-XVII вв.; «Общество любителей древней письменности» - памятниками внутренней бытовой жизни и житиями святых; «Русское историческое общество» - памятниками политической истории России XVIII-XIX вв. и т.д.

За короткий период было опубликовано свыше 165 летописей и множество архивных документов, археографических описаний и письменных памятников. Как справедливо отметила И.И. Комарова, изучение памятников древней письменности и ознакомление с ними русского общества «приобретало не только учено-историческое значение, но и получило значение общественно-политического движения» [Комарова 2000].

Проводимые обществом с 1868 г. научные конкурсы позволяли РАО влиять на тематику и выбор тематики исследований, а также привлекать к сотрудничеству таких крупных ученых, как Н.А. Артлебен, Н.В. Султанов, В.В. Суслов, М.Т. Преображенский и др. Провинциальные отделения общества занимались также публикацией археологических источников и фиксацией памятников: славянских (древнерусских), восточных (среднеазиатских, крымских), классических (причерноморских). Одновременно проводились обследования памятников архитектуры, было осуществлено несколько реставраций, давались консультации по ремонту.

2 См.: Комарова И.И. Путеводитель по научным обществам России. N-Y.: Ross 2000. Выделение из гуманитарной науки археографии в начале XIX в. сопровождалось возникновением большого числа археографических обществ и государственных учреждений, собирающих, исследующих и публикующих архивные источники.

Возрастающий интерес к исследованиям древностей, вовлечение в них через губернские статистические комитеты широких слоев провинциального населения, интересовавшегося преимущественно историей и культурой своего края, привели к организации краеведческих обществ, проводивших систематические научные исследования на всей территории России. «Среди членов научно-краеведческих обществ имелось немало ярких личностей, которые смогли объединить подлинных представителей провинциальной интеллигенции из числа чиновников, преподавателей, священников и др. для научного изучения прошлого и настоящего своего края, развивая тем самым гражданскую самодеятельность и самоуправление в рамках общественных организаций, что является одним из важных показателей формирования гражданского общества» [Чепелева 1994: 158].

Стали проводиться объединившие провинциальные силы и выдвинувшие общество в число самых авторитетных организаций России археологические съезды3, призванные сыграть роль организатора и координатора научных исследований на местах в области историко-археологической науки. Состоялось 15 съездов членов Археографического общества, раз в два года поочередно собиравшихся в исторически значимых российских городах и оставивших свой след в том числе и в виде многотомных и многостраничных публикаций выступлений, исследований, описаний памятников отечественной культуры.

В середине XIX в. назрела необходимость в организации Русского географического общества, сформированного в 1845 г. Основной идеей его учредителей было привлечение «лучших умов России к изучению "родной земли и людей её обитающих", т.е. к собиранию и распространению географических, статистических и этнографических сведений о стране». Ответы на вопросы анкеты Географического общества, разосланной в 7 тыс. экземпляров по всем российским губерниям, легли в основу его уникального Архива, содержащего наиболее полную информацию о быте и культуре всех народов Российской империи.

Одновременно Географическое общество стало первым в России географическим издательством. За 50 пореформенных лет издания Общества и его отделов составили 460 томов (книжек), в которых заключалось около 12000 печатных листов.

Во многих регионах выработался единый механизм идентификации, проявлявшийся в создании общественно-государственных организаций, заинтересованных в изучении и развитии региона. Среди учреждений такого рода следует назвать губернские статистические комитеты и архивные комиссии, общества любителей изучения определенной территории, церковно-археологические и церковно-исторические комитеты и комиссии.

Губернские статистические комитеты были учреждены еще в 1834 г. одновременно со Статистическим отделением при Министерстве внутренних дел. Председателем комитета являлся губернатор, в его состав непременно входила вся губернская административная «верхушка»: известные состоятельные люди края, глава местного духовенства. Однако реальную работу вели «действительные члены» -учителя, мировые посредники, мелкие служащие и образованные священнослужители. Большею частью это были молодые люди, отдававшие дань увлечению передовыми

3 С помощью съездов предполагалось решить следующие организационные задачи: а) уничтожить равнодушие к русским древностям; б) возбудить общее живое участие к русской археологии; в) распространить археологические сведения в различных центрах обширного отечества; г) сблизить между собой деятелей на поприще археологии и возбудить их к общей дружной работе по разработке русских древностей; д) подвинуть вопрос о необходимости устройства музеев и ученых центров в разных городах России.

идеями, причем жившие не только в губернском городе, но и в отдаленных уголках региона. Именно этот круг провинциальной интеллигенции занимался сбором и систематизацией статистических сведений для центрального бюрократического аппарата.

Основной, официальной функцией статистических комитетов был сбор статистических сведений по различным областям деятельности и подготовка статистических ведомостей, прилагаемых ко Всеподданнейшим отчетам губернских начальников. Вполне естественно, что творчески настроенная интеллигенция не ограничивалась выполнением узких служебных задач. Главным было изучение местного края и местной жизни во всем ее своеобразии. Результаты исследований находили свое отражение на страницах провинциальной прессы, в частности «Губернских ведомостей», печатавших статьи научного и научно-публицистического характера, «относящиеся более или менее до местности: сведения географические, топографические, исторические, археологические, статистические, этнографические и прочие»4.

В частности, «Курские губернские ведомости», благодаря инициативе их редактора Т.И. Вержбицкого и поддержке губернатора А.Д. Милютина, с 1894 г. выходили ежедневно и по расширенной программе. Редакция постоянно заботилась об увеличении неофициальных отделов «Курских губернских ведомостей», особое внимание уделяя публикации материалов по истории, географии, этнографии Курского края, оперативным сообщениям от корреспондентов из уездов, стихам местных авторов, переводам, театрально-музыкальным рецензиям и отчетам.

Губернские статистические комитеты отличались небывалой для провинциальной России издательской активностью, которая выражалась в выпуске Памятных книжек - серийного издания, имевшего общую программу во всех губерниях Российской империи. В первой их части печатались справочные сведения, во второй уже готовые статистические таблицы, материалы для статистики, а также статьи по этнографии, истории, археологии, географии. Этот отдел «Памятных книжек» ныне с успехом служит источником разнообразных, в том числе культуроведческих, сведений.

Крупные сочинения провинциальных исследователей публиковались в специальных «Трудах» статистических комитетов, которые, будучи также сериальным изданием, выходили эпизодически. В «Трудах» помещались исследования по экономике, метеорологии, этнографии, истории, созданные на местном материале. Распространялись эти издания не столько путем продажи, сколько в порядке обмена и бесплатного распределения. Статистические комитеты обменивались изданиями и между собой, и с архивными комиссиями, и с церковно-археологическими и церковно-историческими комитетами и комиссиями, обществами любителей изучения края, что свидетельствует о существовании активного интереса к деятельности друг друга, о связях между учреждениями подобного рода по всей империи.

«Этнографические, археологические и исторические заметки и статьи провинциальных авторов регулярно появлялись на страницах периодической печати в сериях академических, столичных, губернских и епархиальных ведомостей и приложений к ним, в журналах "Исторический вестник", "Русская старина", "Киевская старина", "Русское слово", выпусках "Трудов археологических съездов", систематически знакомивших любознательную общественность с историко-культурными изысканиями активных членов российских краеведческих и научных обществ» [Арцыбашева 2007: 17].

4 Губернские ученые архивные комиссии - это ... [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике [Сайт]. URL dic.academic.ru/dic.nsf/sie/4884/ (дата обращения: 2.04.11)

Российские губернии отличал особый интерес к местной истории, трепетное отношение к документам, воскрешающим региональное прошлое. Для сохранения и разбора исторических документов были созданы специальные учреждения - губернские Ученые архивные комиссии (положение Комитета министров от 13 апреля 1884 г.), «имеющих главным своим предметом архивные материалы, относящиеся к истории отдельных местностей. Комиссии эти составлялись как из служащих, так и не состоящих на службе в губернии лиц, могущих быть полезными своими познаниями и усердием к делу...» [Синюк URL].

Главная задача архивных комиссий заключалась в устройстве губернского исторического архива; в собирании и приведении в порядок архивных дел и документов более или менее важных в историческом отношении. Независимо от прямых своих обязанностей, Ученые архивные комиссии могли заниматься также разысканием, описанием и объяснением различных памятников старины. В обязанности комиссий входило составление описей и указателей архивных документов. Итогом активного взаимодействия Губернских архивных комиссий с Церковью стало создание на рубеже XIX-XX вв. губернских церковных историко-археологических или историко-археологических и кустарных музеев.

Много сделала для провинциальных сообществ Русская православная церковь. В пореформенной России функционировали разнообразные по своим целям и функциям церковные братства. Санкт-Петербургское Братство во имя Пресвятой Богородицы, Владимирское братство Св. А. Невского, братство Св. Гурия в Казани, Св. Василия в Рязани, Казанское в Тамбове «основной своей задачей считали повышение образовательного и духовно-нравственного уровня населения: создавали церковные школы, библиотеки, организовывали религиозные чтения, беседы и т.д.» [Шуклина 2011: 284].

Деятельность Братств часто носила комплексный характер. Так, основные усилия Курского епархиального братства им. Феодосия Печерского были направлены на создание церковно-приходских школ как рассадников грамотности, христианских ценностей т.д. При этом Братство «стремилось развернуть активную работу с населением, взаимодействовать с ним путем организации воскресных бесед, религиозных чтений, открытием библиотек, распространением церковной литературы». «Благотворное влияние чтений на прихожан» отмечал в своем отчете священник села Нечаево Корочанского уезда: «Скажу словами своих прихожан: хорошее дело, батюшка, вы вздумали... За службой в церкви много не поймешь, а здесь свободней - спросить можно... А мы-то, окаянные, и храм то Божий забыли, и друг дружку готовы потопить... послушаешь... и сердце-то помягчеет. Ну а дети -хорошему научатся...» [Там же: 285, 287].

Для укрепления идеи о неразрывной связи церкви с народом и его нуждами, изучения церковной истории как неотделимой части истории регионов в последней четверти ХК века началось создание церковно-краеведческих организаций5, ставивших своей целью «...для пользы церкви и науки изучение церковно-религиозной и

5 В дореволюционной России сложилось несколько типов церковно-краеведческих организаций: 1) церковное древлехранилище, 2) церковно-археологические и церковно-исторические комитеты и комиссии, 3) комитеты для историко-статистического описания епархий, 4) комиссии для разбора консисторских архивов. Традиционно в их состав входили музей (древлехранилище) и библиотека. Зачастую именно с создания епархиального древлехранилища, которое занималось собиранием вещественных и письменных памятников церковной старины, начиналась деятельность церковно-археологических комитетов и комиссий. Древлехранилища включали в свои коллекции и «нецерковные памятники, служащие к уяснению религиозно-нравственного быта православных обывателей местного края».

общественной жизни местного края в ее прошлом и настоящем, обследование, сохранение и собирание памятников древности и истории» [Пиксанов 1928: 74].

К основным задачам церковно-краеведческих организаций относилась охрана

памятников, изучение церковной истории своего региона, создание исторических

6

описаний епархии , изучение и описание местных архивов, изучение религиозных обычаев и обрядов, распространение в обществе, по преимуществу среди духовенства, археологических сведений, устройство археологических выставок и публичных чтений. Согласно Уставам Фонды библиотек церковно-краеведческих организаций должны были иметь краеведческую направленность, накапливать справочные региональные пособия по археологии, истории, этнографии и литературе.

Распространению в обществе церковно-исторических и археологических знаний, устройству выставок и публичных лекций придавалось огромное значение7. Много времени уделялось епархиальным археологическим и этнографическим экспедициям. Важным источником изучения церковной старины были архивы духовного ведомства, описания которых, как и сами архивные документы, печатались в местных епархиальных ведомостях, редакции которых «без сомнения, рады были подобному свежему и характеристичному материалу, обещающему епархии полную интереса историю» [Ершов 2011: 140].

«Епархиальные ведомости», издание которых началось в 60-е гг. Х1Х в., являлись чаще всего центром краеведческой деятельности Русской православной церкви в различных регионах. Уже современники осознали огромное значение провинциальных епархиальных изданий. Для изучения епархий, часто огромных по территории, привлекались местные приходские священники, учителя и учащиеся церковно-приходских школ и духовных училищ. Помимо лиц духовного звания в состав комитетов могли входить и светские лица обоего пола. В помощь любителям изучения церковной старины публиковались программы описания церквей, археологических древностей, народных обычаев. Издательская деятельность церковно-краеведческих учреждений способствовала распространению археологических знаний, привлечению в члены комитетов новых сил, стимулировала исследовательскую активность.

Деятельность различных обществ и учреждений способствовала распространению образования и просвещения, становлению гражданского общества, став посильным вкладом интеллигенции в дело продвижения вперед развития науки и культуры, сохранения для потомков историко-культурного наследия.

Важно подчеркнуть благотворительный характер многих общественных инициатив. Г.Н. Ульянова, в частности, пишет: «Рынок в развитии социальной сферы на рубеже Х1Х-ХХ веков был напрямую связан с огромной ролью частных пожертвований. За 49 лет, с 1863 по 1911 год, через городское управление поступило пожертвований на дела благотворительности в Москве: деньгами свыше 6 млн 500 тыс. рублей, имуществом - свыше 6 млн рублей, а всего на сумму 32 млн 500 тыс. рублей... Почти половина указанной суммы была предназначена на общественное

6 т г

К основным темам исследований членов комитетов и корреспонденций, присылаемых местным духовенством, относились истории отдельных церквей и монастырей, приходов епархии; биографии местных преосвященных, выдающихся представителей духовенства; истории духовно-учебных заведений, предметов религиозного почитания и церковного искусства. Много внимания уделялось записи обычаев, обрядов, местных песен и говоров. Все эти материалы, расположенные впоследствии в определенной системе, могли составить полную историю епархии.

7 Тверской епархиальный историко-археологических комитет даже организовал совместно с ученой архивной комиссией археологические курсы для членов комитета и комиссии, выпускников и преподавателей Тверских учебных заведений «для распространения археологических знаний в видах более успешного изучения и охранения памятников старины, преимущественно церковных».

призрение, а другая половина употреблена приблизительно в равных размерах на врачебную помощь и народное образование». Сюда не вошли колоссальные суммы, отданные Церкви, - на воздвижение храмов, на ремонт обветшавших церквей, на обновление утвари, на покупку земельных участков для возведения церковных построек...» [Ульянова 1999: 111].

Курский историк банковского дела Л. А. Кузнецова в частности пишет: «Нормой в повседневной деятельности любого финансового учреждения стала благотворительность, содействие развитию культуры и образования местного населения, что нашло отражение в уставах как государственных, так и общественных, коммерческих учреждений». И далее «Все общественные городские банки губернии имели статьи расходов благотворительного назначения...» [Кузнецова 1999: 41], «Губернские и уездные кассы мелкого кредита предусматривали "образование капиталов для ведения культурно-просветительских мероприятий", в том числе для повышения общеобразовательного и культурного уровня своих членов через "организацию курсов, чтений и бесед"» [Там же: 45].

В ходе благотворительной деятельности взращивались разнообразные культурные практики, способствующие развитию социальных проектов. В уставе многих благотворительных организаций в пунктах, определяющих способы «приискания средств», указаны такие виды деятельности, как организация лекций, концертов, спектаклей8 [17].

Традиционной для России была церковная купеческая благотворительность, христианское отношение к которой передавалось от отца к сыну порой на протяжении многих поколений. Однако во второй половине XIX столетия произошел поворот в сторону меценатства, связанного со светской культурой. В крупных городах богатые промышленники выделяли немалые деньги на поддержку музеев, образовательных учреждений, создание коллекций культурных ценностей, благоустройство городов и т.д. К числу знаменитых московских меценатов по праву относят П.М. Третьякова, С.И. Мамонтова, С.Т. Морозова и многих других.

«Золотой век» русского меценатства простирается от начала Великих реформ 1860-х гг. до Первой мировой войны. Русские предприниматели тратили колоссальные средства на собирание художественных коллекций: в их особняках во множестве появлялись первоклассные произведения искусства, старинные книги, антиквариат, ставшие основой музейных и библиотечных фондов постсоветского времени. Они покровительствовали театру, балету, музыке, разрабатывали совместно с живописцами и архитекторами русский национальный стиль. И все это «рождалось» их волей, на их деньги и в соответствии с их вкусом.

В провинциальных городах благотворительностью также занимались в основном купцы. Курский исследователь В.В. Захаров выделяет среди курского купечества два вида благотворительности: персональную, или личную, и групповую, то есть осуществляемую несколькими купцами, а также светскую и религиозную. С его точки зрения, появлению благотворительности способствовали прежде всего моральные убеждения купцов и их стремление повысить свою статусность [Захаров].

Как пишет Л.С. Гатилова, в Курске на рубеже веков существовала довольно разветвленная сеть благотворительных учреждений, занимавшихся призрением детей и взрослых. «Благотворительную деятельность осуществляли местные земские,

8 В этом смысле любопытно замечание О.Н. Косогор: «Надежда организаторов на то, что спектакли, в основном любительские, могут принести необходимые средства, говорит о высоком уровне театральной культуры их целевой аудитории. Действительные члены благотворительных организаций становились не только организаторами избранного дела: трудовой помощи, борьбы с туберкулезом и т.п., но и исполнителями, арт-директорами» (см.: [Косогор 2010: 470-471]).

городские, правительственные, сословные учреждения <...> общий характер и постановка дела общественного призрения и частной благотворительности были не свободны от недостатков, которые наблюдались и в других губерниях. Одни из них коренились в самой организации благотворительных учреждений, другие зависели от многообразных внешних явлений. К числу первых относится разъединенность и не планомерность действий благотворительных органов, их слабая предприимчивость, отсутствие регистрации лиц, нуждающихся в той или иной помощи. Не было также полной осведомленности о размерах нужды и целесообразности использования тех или иных способов для ее удовлетворения» [Гатилова 1997: 168-169].

Крупными уездными меценатами Курской губернии были землевладелец д. Обуховка Льговского уезда, врач Е.М. Жданов, пожертвовавший свой капитал в 100 тыс. руб. на нужды народного образования и организовавший в своем имении метеорологическую станцию, корочанский купец Д. К. Кромской, передавший на обустройство города Корочи 250 тыс. руб (см.: [Потапов 2001: 194]) и усадьбу под строительство народной школы .

Владелец Ярославской мануфактуры, огромного современного предприятия, Александр Андреевич Карзинкин, как и Савва Морозов в Иванове, претворял в жизнь широчайшую социальную программу для рабочих и их детей: строил школы и детский сад, значительные средства тратил на жилье и больницы. Бывавший на карзинкинской фабрике известный художник Константин Коровин сказал как-то искусствоведу П.П. Муратову: «У Карзинкина на фабрике рабочие жили так, как в Англии не живут» [Федорец 2010: 112].

Стоит отметить деятельность Общественного клуба в Курске, который практически с первых своих шагов часть средств отдавал на стипендии студентам-курянам, пособия учащимся, бесплатно предоставлял свои помещения благотворительным и просветительным учреждениям города для проведения различных мероприятий. В практику работы клуба входила организация вечеров, концертов и спектаклей в пользу неимущих. В 1888 г. был даже учрежден специальный благотворительный фонд, дававший немалые средства не только на пособия и стипендии, но и на открытие детских приютов и лечебниц, публичной библиотеки, храма, постройку памятника И.Ф. Богдановичу и пр. [Косихина 1999].

Таким образом, феномен благотворительности стал частью культуры общества, формой его эволюционного преобразования, принимать участие в котором в силу своих возможностей мог каждый желающий, не только денежными взносами, но и трудом, по мере сил приближая расцвет России.

9 Ныне в этом здании средняя школа.

Библиографический список

Арцыбашева Т.Н. Культурография Центрального региона России как коллективный исследовательский опыт // Центральная Россия как историко-культурный регион: Культурогенез Средневековья и раннего Нового времени. Курск, 2007.

Гатилова Л. С. Благотворительные учреждения в Курске в конце XIX - начале XX в. // Курск. Документы. Воспоминания. Статьи. Курск, 1997. С. 164-169.

Ершов Б.А. Возникновение и развитие церковной публицистики в губерниях Центрального Черноземья России в XIX веке // Общество. Среда. Развитее. 2011. № 2. С. 139-142.

Захаров В.В. Благотворительность и меценатство Курской губернии [Электронный ресурс]. URL: http://www.inpgo.ru/site/?text=153 (дата обращения: 2.11.10).

Кузнецова Л.А. Содействие финансовых учреждений Курской губернии развитию культуры и образования (вторая половина XIX - нач. XX в. // Историко-культурное краеведение: вчера, сегодня, завтра: материалы Первой науч.-практич. регион. конф. Курск, 24-25 мая 1999 г. Курск, 1999. С. 41-46.

Комарова И.И. Путеводитель по научным обществам России. N-Y.: Ross 2000.

Комарова И.И. Роль научных обществ России в развитии архитектурной науки и охраны памятников. М.: Зимородок, 2010.

Комарова И.И. Справочник научных обществ России. Губернские и областные статистические комитеты [Электронный ресурс]. URL:

http://www.snor.ru/?an=about_gub (дата обращения: 17.03.11)

Косихина И.Г. Курский общественный клуб // Историко-культурное краеведение: вчера, сегодня, завтра: материалы Первой науч.-практич. регион. конф. Курск: КГПУ, 1999. С. 88-90.

Косогор О.Н. Благотворительная деятельность как форма креативности и театральная культура // III Российский Культурологический конгресс с междунар. участием. Креативность в пространстве традиции и инновации: тез. докл. Санкт-Петербург. 27-29 октября 2010. СПб.: Эйдос, 2010. С. 470-471.

Миронов Б.Н. Развитие гражданского общества в России в XIX - начале XX века // ОНС. 2009. №1. С. 110-126.

Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда: историко-краеведный семинар. М., 1928.

Потапов В.В. Меценатство Корочанского купца Д.К. Кромского в области народного образования // Культура в истории России: прошлое и современность: материалы Респуб. науч.-практич. конф., посвящ. 80-летию проф., док. ист. наук, засл. работ. науки РСФСР П И. Кабанова (1920-1991). Курск, 2001. С. 194-197.

СинюкА.Т. Губернские ученые архивные комиссии [Электронный ресурс]. URL: http://iatp.vspu.ac.ru/itog2002/potash/commissions.html (дата обращения: 20.04.2016).

Ульянова Г.И. Благотворительность московских предпринимателей. 1860-1914. М., 1999.

Федорец А. «Я надеюсь на милость Бога...». Купец Карзинкин как образец православного мецената // Родина. 2010. №6. С. 111-113.

Чепелева И.Д. Социальный состав членов научно-краеведческих обществ Центрального Черноземья в конце XIX - начале XX века // Проблемы исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья. (XIX - начало XX века). Москва-Курск, 1994. С. 157-160.

Шуклина Л.А. Вклад братства Феодосия Печерского в развитие просвещения в

Курском крае (конец XIX века) // Культура в истории России: прошлое и современность: материалы Республиканской науч.-практич. конф., посвящ. 80-летию проф., док. ист. наук, засл. работ. науки РСФСР П.И. Кабанова (1920-1991). Курск, 2001. С. 284-289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.