Научная статья на тему 'Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста'

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2358
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВОСПИТАТЕЛЬ / INDEPENDENCE / COGNITIVE RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY / DEVELOPMENT OF CHILDREN''S INDEPENDENCE / SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Ирина Анатольевна

В статье рассмотрена возможность применения познавательно-исследовательской деятельности с целью развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Представлено описание реализованной экспериментальной работы, организованной поэтапно с учетом степени самостоятельности детей и роли педагога в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive research activity as a method of independence development in senior pre-school age children

The article considers the possibility of application of cognitive research activity in order to develop independence in senior pre-school age children. The author describes the step-by-step experimental work, which takes into account children's degree of independence and teacher's role in this process.

Текст научной работы на тему «Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

УДК 372.3

Ефимова Ирина Анатольевна

Efimova Irina Anatolievna

преподаватель психолого-педагогических дисциплин

Тольяттинского социально-педагогического колледжа

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Lecturer, Psychology and Education Sciences Department, Togliatti College for Social and Education Sciences

COGNITIVE RESEARCH ACTIVITY AS A METHOD OF INDEPENDENCE DEVELOPMENT IN SENIOR PRE-SCHOOL AGE CHILDREN

Аннотация:

В статье рассмотрена возможность применения познавательно-исследовательской деятельности с целью развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Представлено описание реализованной экспериментальной работы, организованной поэтапно с учетом степени самостоятельности детей и роли педагога в данном процессе.

Ключевые слова:

самостоятельность, познавательно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность, развитие детской самостоятельности, дети старшего дошкольного возраста, воспитатель.

Summary:

The article considers the possibility of application of cognitive research activity in order to develop independence in senior pre-school age children. The author describes the step-by-step experimental work, which takes into account children's degree of independence and teacher's role in this process.

Keywords:

independence, cognitive research activity, research activity, development of children's independence, senior preschool age children, teacher.

Развитие самостоятельности и активности ребенка во все времена являлось актуальной проблемой теории и практики дошкольного воспитания и образования, однако единого мнения о возникновении и периоде становления такого личностного качества, как самостоятельность в дошкольном детстве, до сих не выработано. Ряд авторов считают, что развитием данного процесса следует заниматься в раннем возрасте (М.А. Данилов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин); другие исследователи считают дошкольный возраст наиболее сензитивным для формирования самостоятельности (Д. Асанова, А.К. Бондаренко, Ф.В. Изотова, Е.В. Проскура); позициях третьих состоит в том, что наиболее эффективно процесс становления самостоятельности может осуществляться лишь в младшем школьном возрасте (Б.П. Есипов, И.Н. Колесниченко, В.Г. Машинистов, В.С. Цейтлин).

Отсутствует и единый подход к содержанию понятия «самостоятельность», которое трактуется различными учеными по-разному. Например, В.С. Мухина определяет самостоятельность как способность поступать в соответствии со своими знаниями и убеждениями. Б.П. Есипов считает, что самостоятельность - это осознанное стремление ребенка к достижению поставленной в задании цели посредством употребления своих усилий, выражения в той или иной форме результата умственных или физических (или тех и других вместе) действий [1].

В настоящем исследовании самостоятельность определяется как одно из ведущих качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста, которое выражается в умении правильной постановки цели, настойчивости в ее достижении с использованием средств, доступных ребенку этого возраста, ответственности за свою деятельность и инициативности в условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Обеспечивая становление личности детей дошкольного возраста в современном постоянно изменяющемся мире, важно развивать у них черты, свойственные личности, стремящейся к самостоятельному познанию окружающей действительности и ее модификации в зависимости от поставленных условий, овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время и способной своевременно мобилизовать волевые усилия для достижения поставленной цели в процессе познания.

Проблема развития самостоятельности у детей дошкольного возраста широко рассматривается в ряде современных педагогических и психологических трудов (А.К. Бондаренко, Ш.И. Га-нелин, Н.В. Елизаров, Ф.В. Изотова, П.И. Пидкасистый, Л.А. Ростовецкая, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина и др.). Изучаются разнообразные аспекты самостоятельности: природа и сущность

(А.Г. Хрипкова, Г.А. Балл), соотношение компонентов в ее структуре (Т.Г. Гуськова, Ю.Н. Дмитриева), условия и этапы ее формирования (А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова, З.В. Елисеева), роль и значение самостоятельности как фактора успешной адаптации ребенка в образовательной организации (Т.Н. Филютина).

Самостоятельность рассматривается учеными в соотношении с различными видами деятельности. Например, Л.А. Порембская изучает ее в связи с организацией и обучением детей хозяйственно-бытовой деятельности, в то время как Ф.В. Изотова предпочитает рассматривать данное качество исходя из положения, что на его формирование оказывает влияние проявление инициативности в процессе конструктивно-игровой деятельности.

Н.А. Ветлугина в своих работах отталкивается от мысли о том, что самостоятельность развивается в процессе специально организованной деятельности детей, в частности художественной, включающей в себя театрализованные игры, художественно-словесное творчество, музицирование, изобразительную и декоративно-прикладную практику [2]. Данное положение также находит свое подтверждение в исследованиях И.Л. Дзержинской, В.А. Езикеевой, Т.Г. Казаковой и др. А.И. Матусик, Н.Я. Михайленко, Р.И. Жуковская и Р.А. Иванкова рассматривают самостоятельность в связи с игровой деятельностью детей дошкольного возраста.

Следуя логике нашего исследования, сосредоточим внимание на характеристике сущности и структуры самостоятельности, установлении возможности руководства ею. Саму самостоятельность как качество личности ребенка мы затрагиваем лишь косвенно, так как ищем способы и методы руководства действиями детей, ведущими к самостоятельности. Такие действия в нашем исследовании составляют познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников. С нашей точки зрения, именно данный вид деятельности способен мобилизовать природные задатки и силы ребенка, помочь ему осознать поставленное перед ним задание, правильно сформулировать цель, спланировать свою деятельность и настойчиво добиваться достижения цели с использованием средств, доступных ребенку этого возраста, а также проявить ответственность за свою деятельность.

Под исследовательской деятельностью А.В. Леонтович понимает активную деятельность детей, связанную в первую очередь с решением творческого задания исследовательского характера, имеющего неизвестное решение и предполагающего наличие ряда этапов, характерных для поисковой и экспериментальной деятельности и обусловленных их спецификой.

А.И. Савенков считает, что исследовательская деятельность представляет собой своеобразный вид интеллектуально-творческой деятельности детей дошкольного возраста, возникающий в результате функционирования особых механизмов поисковой активности детей и базирующийся на основе исследовательского поведения самого дошкольника [3].

По мнению В.И. Панова, под исследовательской деятельностью понимается высшая степень развития исследовательской активности человека, состоящая в том, что ребенок из позиции субъекта спонтанной активности переходит в позицию субъекта собственной деятельности, способного к целенаправленной исследовательской активности в форме тех или иных исследовательских действий. О.В. Дыбина и В.В. Щетинина определяют познавательно-исследовательскую деятельность как форму активности ребенка, направленную на решение задач поискового характера, обеспечивающую познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира и освоение способов познания.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования предполагает реализацию идеи проблемного обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, И.И. Ма-хмутов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова и др.), когда за основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные изыскания детей в окружающей жизни. Предполагается постановка детей в ситуацию, когда они сами овладевают представлениями, понятиями, средствами познания, обретают проблемное видение мира и способность самостоятельно решать проблемы в процессе познания.

Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности, по мнению А.И. Савенкова, важно, чтобы ребенок приобрел специфические умения, такие как: видеть проблему, задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи и др.

Основываясь на приведенных выше положениях, предлагаем авторский опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, организованной и проведенной поэтапно с учетом изменения степени самостоятельности детей и роли педагога в данном процессе. Мы исходили из мнения о том, что развитие самостоятельности как интегративного качества личности в первую очередь зависит от такого руководства, которое побуждает детей сначала действовать по определенному алгоритму, активно полагаясь на помощь взрослого, а затем ограничиваться исключительно своими силами при изучении объектов и явлений окружающей действительности.

Было определено три основных этапа развития самостоятельности детей в ходе организации познавательно-исследовательской деятельности с использованием материалов русской сказки «Курочка Ряба». Для реализации этих этапов использовались эксперименты и опыты, направленные на приобретение информации об окружающей действительности, совершающихся в ней процессах и явлениях. Помимо этого, дополнением являлись: чтение художественной литературы, дидактические игры, совместная деятельность детей и взрослого, творческие задания и методы, включенные в игровые и проблемные ситуации.

При руководстве познавательно-исследовательской деятельностью детей важно предоставить им максимальную самостоятельность. Взрослому необходимо лишь создавать и поддерживать мотивацию детей, а также объяснять правила. Для упрочения данного положения можно использовать косвенные методы руководства познавательно-исследовательской деятельностью детей, направленные на установление устойчивых связей между различными исследовательскими и поисковыми ситуациями, в которых происходит формирование у детей умений правильной постановки цели, настойчивости в ее достижении с использованием доступных средств, ответственности за свою деятельность и инициативности. Необходимо, чтобы дети могли установить сходство между условиями, в которых они действуют, материалами, которыми они пользуются для достижения цели, и способами действий, которые они усваивают, для дальнейшего процесса интериоризации по целеполаганию в иной деятельности.

Мероприятия важно проводить в течение 20 минут два раза в неделю, главным образом в вечернее время (для того чтобы не нарушать образовательный процесс), одновременно с подгруппой детей под руководством взрослого (воспитателя). После проведения мероприятий предлагаемый материал предоставляется детям для свободного использования.

На первом этапе взрослый должен занимать обучающе-организующую позицию, так как необходимо создать мотивацию у детей дошкольного возраста к предстоящей деятельности, расширить и обогатить их представления о способах приобретения информации через опыты, беседы, совместную деятельность детей и взрослого.

Одним из мероприятий данного этапа может быть индивидуальное мини-исследование «Как найти воздух», в ходе которого у детей формируются следующие умения: добывать интересующие их знания, используя разнообразные источники информации; применять полученные ранее знания в практической деятельности; рассуждать, делать умозаключения. Также в процессе выполнения данного задания детям будет предоставлена возможность проявить самостоятельность в ходе осуществления деятельности совместно с другими детьми.

Экспериментатор спрашивает ребенка, знает ли он, что такое воздух и где он находится. Выслушав ответ ребенка, сообщает, что «...бабушка с дедушкой из сказки "Курочка Ряба" поспорили. Дедушка сказал, что воздух найти нельзя и что мы не можем его показать, а бабушка сказала, что можем. Спор был жаркий, и курочка Ряба подсказала им попросить помощи у тебя и прислала вот такие предметы.», после чего экспериментатор демонстрирует предметы, расположенные на столе (стакан с водой, трубочка, воздушный шарик, шприц без иглы, груша, свисток), и предлагает показать с помощью этих предметов, что вокруг нас есть воздух. После проведения опыта экспериментатор просит ребенка объяснить происходящие процессы на основе результата совершенных им действий.

При реализации мини-исследования значимыми, на наш взгляд, являлись следующие ответы детей.

Анна Б. пояснила, что воздух - это то, что находится вокруг нас, то, чем мы дышим, после чего взяла трубочку, опустила ее в стакан с водой и сильно подула в трубочку, в результате чего поверхность воды пришла в состояние бурления. После этого она набрала воздух в шприц и также опустила его в воду, постепенно нажимая на поршень и выталкивая воздух в стакан с водой («.Вот видите, вот так можно показать воздух.»).

Майя Л. сказала, что воздух - это то, чем мы дышим. Девочка провела только один эксперимент, который заключался в том, что она надула воздушный шарик и отпустила его летать по комнате, после чего пояснила: «Когда я надула шарик, там появился воздух, а когда он спускался, то воздух из него выходил».

На протяжении всей познавательно-исследовательской деятельности у детей прослеживались положительный эмоциональный фон и стремление к самостоятельности.

На втором - обучающем этапе необходимо обучать детей старшего дошкольного возраста методам и средствам поиска необходимой информации в процессе познавательно-исследовательской деятельности, которая в ходе авторского эксперимента была организована на материалах сказки «Курочка Ряба».

Дошкольник в начале данного этапа еще не может самостоятельно использовать познавательно-исследовательскую деятельность, а именно находить необходимую для дальнейшей деятельности информацию, используя различные способы ее поиска. Он лишь приобретает данное умение при активной помощи и поддержке взрослого, постепенно начиная действовать самостоятельно

и становясь активным субъектом своей деятельности. Как следует из вышеизложенного, позиция экспериментатора (воспитателя) на данном этапе должна изменяться по мере нарастания самостоятельности дошкольников: от обучающе-организующей к направляюще-корректирующей [4, с. 59].

Для того чтобы способствовать развитию самостоятельности у детей 6-7 лет при организации познавательно-исследовательской деятельности, необходимо включать в планирование вечернего досуга решение проблемных заданий (ситуаций), проведение экспериментов и опытов, за счет которых у детей происходит развитие умений рассуждать, делать умозаключения, выводы, приобретать нужные знания, используя разнообразные источники информации.

Опишем одно мероприятие данного этапа, а именно организацию и реализацию проблемной ситуации «Как очистить яйцо без рук», целью которой является развитие самостоятельности при реализации собственных возможностей.

Повторим, что позиция взрослого при организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ходе решения проблемной ситуации должна быть направляюще-регулирующей. Он должен подвести детей к необходимости самостоятельного выполнения заданий, поэтому здесь важно не давать конкретных предложений детям о применении различных способов поиска интересующей информации, а лишь указывать направления, в которых они могут двигаться. Дети самостоятельно должны ставить цель познавательно-исследовательской деятельности, необходимую для планирования своей деятельности и получения необходимого конечного результата. Важно побуждать детей к самостоятельному выдвижению гипотезы и просить их выражать свои мысли полным ответом.

Содержание проблемной ситуации состоит в том, что воспитатель сообщает детям, что мышка прислала яйцо и просит ей помочь. Бабушка хвастается перед ней, что может очистить яйцо без помощи рук, а мышка не знает, как это сделать. После этого дети могут предложить экспериментатору помочь мышке и выяснить, как такое возможно, проведя исследование. Используя разные источники знаний, дети выяснили, что очистить яйцо можно, например, при помощи уксуса (опыт демонстрируется воспитателем). Далее педагог может предложить детям обратиться к другим источникам информации и узнать, как еще можно очистить яйцо без помощи рук, зарисовать эти способы, самостоятельно представить их другим детям группы и отправить мышке для того, чтобы и она знала, как это сделать.

При реализации проблемной ситуации значимыми, на наш взгляд, являлись следующие ответы детей.

Маша Б.: «Чтобы очистить яйцо без рук, можно положить его в уксус и подождать, пока скорлупка исчезнет, а затем достать яйцо. Но делать это можно только в присутствии взрослого и очень аккуратно, чтобы не пролить уксус».

Катя П.: «Если хочешь очистить яйцо без помощи рук, можно взять вареное яйцо, два раза ударить яйцо с тупой стороны, так, чтобы отделилась скорлупка, и два раза ударить его с острой стороны, а затем сильно подуть в получившуюся дырку с острой стороны и ловко поймать яйцо, так как оно быстро вылетит из скорлупы».

Даниил В.: «Мой папа - химик, и он рассказал и показал мне, что можно очистить яйцо без рук, если его сварить, а потом опустить в глубокую чашку и залить слабым раствором кислоты, которую папа назвал соляной. Скорлупа сначала зашипит и начнет растворяться, а через некоторое время мы можем достать яйцо и, хорошенько помыв, даже съесть» [5, с. 18].

Деятельностный (третий) этап исследования важно направить на мотивацию детей 6-7 лет к проявлению инициативности и самостоятельности в процессе ознакомления с окружающим миром посредством реализации познавательно-исследовательской деятельности, опять же в нашем случае основанной на материалах русской народной сказки «Курочка Ряба».

При реализации данного этапа необходимо мотивировать детей осуществлять самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность, направленную на развитие умений верной постановки цели и задач, настойчивости в достижении цели с применением методов, доступных детям старшего дошкольного возраста, инициативности в условиях, вызывающих принятие нестандартных решений, ответственности за свою деятельность, а также на проявление самостоятельности при осуществлении собственного потенциала. Воспитатель на данном этапе главным образом должен занимать наблюдающе-регулирующую позицию. Основными мероприятиями этапа могут являться мини-исследования «Пир из яиц», «Моя семья», проблемная ситуация «Как очистить яйцо без рук».

Важно, чтобы на каждом из этапов менялись содержание и характер взаимодействия: вначале исследования детям предлагается реализовывать познавательно-исследовательскую деятельность совместно с воспитателем (экспериментатором), тогда как по окончании первых двух этапов дети уже могут самостоятельно реализовывать свои возможности в деятельности, практически не обращаясь за помощью к воспитателю.

Ссылки:

1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках : учеб. пособие. М., 1961. 239 с.

2. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1980. 208 с.

3. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб., 2004. 272 с.

4. Габова И.А. Экспериментальное изучение влияния поисковой деятельности на развитие у детей познавательной активности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 57-60.

5. На просторах сказки. Занимательные эксперименты и поисково-познавательные игры для дошкольников по мотивам сказки «Курочка Ряба» : учеб.-метод. пособие / О.В. Дыбина, Л.Г. Рутберг, К.С. Швейбиш, И.А. Габова ; под ред. О.В. Дыбиной. Иерусалим, 2015. 76 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.