Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста'

Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2826
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНИЦИАТИВА / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AUTONOMY / INITIATIVE / FORMATION / DEVELOPMENT / CHILD / PRESCHOOL / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микерина Алена Сергеевна, Кириенко Светлана Дмитриевна

В данной статье рассматривается проблема формирования самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста в процессе организации исследовательской деятельности. Автор раскрывает содержание основных понятий, проводит теоретический анализ изучаемой проблемы, раскрывает основные формы исследовательской деятельности дошкольников. В статье представлены педагогические условия организации исследовательской деятельности в дошкольном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This problem of formation of independence and initiative of children of preschool age in the process of organizing research activities is considered. The content of the basic concepts and on the basis of theoretical analysis study of the problem the main forms of preschoolers research activity are revealed. The pedagogical conditions of organization of research activities in preschool education are presented.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста»

5. Loginov V.V. Actualization of teenagers development at the classes of physical training. Fizicheskaia kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2016. № 1. P. 24-26. [in Russian]

6. Mozhaev E.L. Playing as an object of play-paradigm research. Fizicheskaia kultura: vospitanie, obrazo-vanie, trenirovka. 2011. № 4. P 3-5. [in Russian].

7. Mozhaev E.L., Bikmukhametov R.K. Game in the structure of human activities. Teoria i praktika fiz-icheskoikultury. 2010. № 12. P 18-19. [in Russian].

8. Pedagogical science and education. Ed. A.Ya. Nain. Chelyabinsk. UralGUFK, 2015. - Vyp. 15. 384 с. [in Russian].

9. Ponomarev N.I. Social and psychological functions of physical culture and sports. M.: FiS. 2009. 310 p. [in Russian].

10. Petukhova N.A. Pedagogical conditions of developing the primary school student personality at physical training classes. Novokuznetsk: KGPA, 2002. 47 p. [in Russian].

11. Rotnikov V.P, Doroshenko V.Yu. Structure of human activities and playing phenomenon. M.: Kultura i sport; YuNITI, 1995. 240 p. [in Russian].

12. Social philosophy. Ed. V.N. Lavrinenko. M.: Vysshaia shkola, 2007. 348 p. [in Russian].

13. Huizinga J.Homo ludens. M.: Progress, 1992. 182 p. [in Russian].

14. Hommer J.H. Game dimentionality and rationality. M.: Progress. 2006. 304 p. [in Russian].

Сведения об авторе:

Логинов Виктор Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент, доцентв кафедры лыжного спорта, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация.

Kmail: dissovet-2006@rambler.ru

Information about the author:

Loginov Viktor Viktorovich,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor,

Associate Professor, Department of Ski Sports, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: dissovet-2006@rambler.ru

УДК 372 ББК 74.100.5

А.С. Микерина, С.Д. Кириенко

исследовательская деятельность

КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛьНОСТИ

и инициативы у детей дошкольного возраста1

В данной статье рассматривается проблема формирования самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста в процессе организации исследовательской деятельности. Автор раскрывает содержание основных понятий, проводит теоретический анализ изучаемой проблемы, раскрывает основные формы исследовательской деятельности дошкольников. В статье представлены педагогические условия организации исследовательской деятельности в дошкольном образовании.

Ключевые слова: самостоятельность, инициатива, формирование, развитие, ребенок дошкольного возраста, исследовательская деятельность.

1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательских работ по теме «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников в рамках реализации ФГОС» (договор на выполнение НИР от 18.10.2016 г. № 16-1305, заказчик - ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»).

Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста

о>

А.С. Микерина, С.Д. Кириенко

->1

О

A.S. Mikerina, S.D. Kirienko

RESEARCH ACTIVITIES AS A CONDITION OF FORMING INDEPENDENCE AND INITIATIVE IN PRESCHOOL AGE CHILDREN1

This problem of formation of independence and initiative of children of preschool age in the process of organizing research activities is considered. The content of the basic concepts and on the basis of theoretical analysis study of the problem the main forms of preschoolers research activity are revealed. The pedagogical conditions of organization of research activities in preschool education are presented.

Key words: autonomy, initiative, formation, development, child, preschool, research activity.

Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования. Актуальность поднятой проблемы обосновывается нормативными документами в сфере образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства, где особая роль принадлежит развитию инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности.

В педагогике под самостоятельностью понимают способность личности к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой; решительность [6]. В психологии самостоятельность рассматривается как свойство личности, которое характеризуется инициативностью, критичностью, адекватной самооценкой и чувством личной ответственности за результаты своей деятельности и поведение [1].

Проблема развития самостоятельности и инициативности у детей дошколь-

ного возраста первоначально была представлена в трудах античных философов: Аристотеля, Сократа, Платона и др. В системе дошкольного образования данной проблеме посвятили свои исследования В.Д. Иванов, А.К. Осницкий, С.Н. Теплюк, А.А. Люблинская, Е.О. Cмирнoва и др.

Рассматривая самостоятельность как структурное образование, Т.С. Борисова определила три компонента: интеллектуальный, эмоциональный и волевой. Интеллектуальный компонент самостоятельности определяет уровень развития психических функций, благодаря которым ребенок подчиняет свои действия поставленным задачам и достигает цели. Эмоциональный компонент - эмоции ребенка, сопровождающие интеллектуальную деятельность и повышающие ее продуктивность. Волевой компонент формируется в процессе организации педагогом исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [2].

Рассматривая проблему самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста, необходимо остановиться на исследованиях М.В. Харламова, по мнению которого основными условиями развития данных качеств являются:

• формирование представлений о формах осуществления самостоятельного поведения, понимание ребенком дошкольного возраста необходимости про-

1The article is prepared as a publication on the theme “Organization of preschoolers experimental work within FSES implementation” (research contract of 18.10.2016, № 16-1305, contract owner Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev)

явления самостоятельности для личностного и социального развития;

• формирование положительного отношения к деятельности, требующей от ребенка субъектной позиции;

• формирование умения осуществлять самоконтроль и самооценку при выполнении деятельности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования реализацию вышеобозначенных условий правомерно осуществлять в разнообразных видах детской деятельности. В свою очередь исследовательская деятельность обеспечивает формирование самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в наибольшей степени, так как предполагает целенаправленную и трудоемкую работу ребенка в процессе поиска и решения познавательных задач [5]. Большой вклад в развитие теории и практики исследовательской деятельности внесли: С.Л. Новоселова, А.Н. Леонтьев, Л.М. Маневцова, Я.А. Пономарев, М.И. Лисина, А.И. Иванова, С.Н. Николаева. О.В. Дыбина, Н.А. Рыжова, А.И. Савенков и др.

А.В. Леонтович рассматривает исследовательскую деятельность как деятельность, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходящую из принятых в науке традиций.

Организация исследовательской деятельности позволяет решать следующие задачи:

• Формировать основы поисковой деятельности, инициативы в интеллектуальной деятельности;

• Формировать умение распознавать возможные способы решения обозначенной проблемы с помощью педагога, а в дальнейшем самостоятельно;

• Формировать умения использовать вариативные способы решения поставленной задачи;

• Формировать готовность применять специальную терминологию, вести конструктивный диалог в процессе со-

вместной исследовательской деятельности;

• Формировать умения самостоятельно выдвигать гипотезы и формулировать выводы [3].

В процессе организации исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста формируется ряд исследовательских умений:

• обозначать проблему;

• выдвигать гипотезу;

• осуществлять наблюдение за объектом;

• осуществлять эксперимент;

• устанавливать причинно-следственные связи;

делать выводы и оперировать новыми понятиями [4].

Формирование исследовательских умений на ступени дошкольного детства закладывает основу для развития у ребенка позиции исследователя, «ученого». С.Л. Рубинштейн указывал, что для детей дошкольного возраста абсолютно естественно развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности. А.И. Савенков замечал, что «для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования - наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в “готовом виде”. В данном случае ученые подчеркивают не только важность организации исследовательской деятельности с дошкольниками, но и ее необходимость.

Исследовательская деятельность не только вызывает интерес у детей дошкольного возраста к данной деятельности, но и формирует исследовательское поведение, которое является источником получения представлений о мире. Ребенок сам стремится найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А.И. Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад». Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста

->1

А.С. Микерина, С.Д. Кириенко

см

1^-

строится на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска. Таким образом, исследовательскую деятельность необходимо рассматривать как интеллектуально-творческую деятельность, порождаемую поисковой активностью субъекта на фоне исследовательского поведения.

Исследовательская деятельность это исследовательское поведение (поисковая активность) и механизм его осуществления (мышление) [3].

Исследовательские способности дошкольников определяют:

• поисковая активность;

• уровень дивергентного мышления (многовариантное мышление, умение определять пути решения творческой задачи);

• уровень конвергентного мышления (связан с умением решать проблему, основываясь на логических алгоритмах; готовность к анализу и синтезу).

При организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста педагогу необходимо:

• развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к содержанию исследовательской деятельности; мотивировать (тайна, сюрприз, открытие, познавательный мотив, ситуация выбора);

• обеспечивать дошкольников доступным для возраста способом;

• правильно определять степень активности взрослого;

• создавать доброжелательную обстановку, внимательно и уважительно относиться к работе детей.

А.И. Савенков разработал для педагогов правила организации исследовательской деятельности:

• не делать наставлений; помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций;

• на основе наблюдения определять успехи и неудачи детей;

• не подавлять инициативу детей и самостоятельность;

• научить детей устанавливать межпредметные связи; не торопиться в суждениях;

• помогать детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

• подходить творчески к решению проблемы [4];

Исследовательская деятельность может выступать в следующих формах организации:

• совместная: наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты;

• совместно-групповая: познавательно-исследовательская учебная деятельность;

• индивидуальная: исследование.

Эксперименты предполагают проведение практической деятельности с целью проверки и сравнения. Структура проведения экспериментов:

1. Постановка, формулировка проблемы (познавательные задачи).

2. Выдвижение предложений (гипотез), отбор,способы проверки.

3. Проверка выдвинутых гипотез.

4. Подведение итогов эксперимента, формулировка основного вывода.

5. Фиксация результатов.

6. Вопросы детей.

Макетирование направлено на разработку макета, отражающего существенные особенности натуры, значимые стороны и признаки объекта. Может быть напольным, настольным, настенным и др. Представляет собой результат конструктивно-творческой, познавательно-исследовательской деятельности детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проект ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка, которую ребенок выполняет в течение определенного отрезка времени. Данная форма организации исследовательской деятельности предполагает решение обозначенной проблемы, предполагающей применение разнообразных методов, приемов, средств обучения; обеспечивает интеграцию знаний детей.

Исследование предполагает индивидуальную исследовательскую практику ребенка. Ребенок дошкольного возраста сам планирует свое время, выбирает тему и предмет для исследования. Главная задача педагога заключается в поощрении и деликатном направлении исследовательской инициативы ребенка.

При рассмотрении данной проблемы нами было проведено исследование уровня развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста. Результаты показали, что только 10 % детей старшего дошкольного возраста умеют определять проблему, выдвигать гипотезы, осуществлять наблюдение и делать основные выводы. Обозначенные результаты связаны с тем, что исследовательская деятельность редко используется в образовательной работе. Данная диагностика определила необходимость организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

С целью развития самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности нами были разработаны педагогические условия:

Создание «научно-исследовательской лаборатории» для организации исследовательской деятельности.

Разработка методического обеспечения для специалистов дошкольного образования.

Для реализации первого педагогического условия нами разработан проект «научно-исследовательской лаборатории», в котором представлено содержание предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов в работе с детьми дошкольного возраста.

Оборудование «научно-исследовательской лаборатории»:

• приборы: лупа, весы, песочные часы, компас, магниты и др.;

• сосуды из разных материалов;

природный материал: камни, глина,

песок, ракушки, шишки, мох, желуди, листья и др.;

• бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

• технические материалы: гайки,

скрепки, болты, гвоздики и др.;

• бумага: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

• красители: пищевые и непищевые;

• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль и др.

При выборе оборудования «научноисследовательской лаборатории» и места ее создания учитывались следующие требования:

• обеспечение безопасности для жизни и здоровья детей;

• обеспеченность лаборатории необходимым оборудованием;

• доступность расположения оборудования в лаборатории.

Реализация второго педагогического условия предполагала разработку методического обеспечения для специалистов дошкольного образования. Нами было составлено учебно-методическое пособие, методические рекомендации для проведения исследовательской деятельности и подготовлен банк опытов и экспериментов для работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности, так как обеспечивает развитие познавательной потребности, учит самостоятельно осуществлять поиск, делать открытия, использовать метод научного познания в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Библиографический список

1. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: АСТ, Харвест, 1998. - 660 с.

2. Люблинская, А.А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya.html/ А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 216 с.

3. Савенков, А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду [Текст] / А.И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2007. - 32 с: ил.

Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста

->1

О»

А.С. Микерина, С.Д. Кириенко

->1

4. Савенков, А.И. Учебное исследование в практике современного дошкольного образования [Текст] / А.И. Савенков // Детский сад от А до Я. - 2012. - № 2. - С. 4-15.

5. Теплюк, С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника [Текст] / С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С. 67-71.

6. Толковый словарь русского языка [Текст] / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Астрель; АСТ, 2000. - 848 с.

References

1. Golovin S.Y. Dictionary of practical psychologist. M.: AST, Kharvest, 1998. P. 660. [in Russian].

2. Lyublinskaya A.A. Child psychology: a textbook for students of pedagogical institutions. M.: Prosveshchenie. 1971. P. 216. [in Russian].

3. Savenkov A.I. Methodology of educational research in kindergarten. Samara: Uchebnaia literatura. 2007. P. 32. [in Russian].

4. Savenkov A.I. Educational research in the practice of modern preschool education. Detskii sad ot A do Ya, 2012. №. 2. P. 4-15. [in Russian].

5. Teplyuk S.N. The origins of the independence of the preschooler. Doshkolnoie obrazovanie, 1991. № 7. P. 67-71. [in Russian].

6. Explanatory dictionary of the Russian language. Under the editorship of D.N. Ushakov. M: Astrel; AST, 2000. P. 848. [in Russian].

Сведения об авторах:

Микерина Алена Сергеевна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: mikerinaas@yandex.ru

Кириенко Светлана Дмитриевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры педагогики

и психологии детства,

Южно-Уральский

государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: cdk_09@mail.ru

Information about the authors:

Mikerina Alena Sergeevna,

Candidate of Sciences (Education),

Senior lecturer,

Department of Pedagogy and Psychology of Childhood,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: mikerinaas@yandex.ru

Kirienko Svetlana Dmitrievna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Pedagogy and Psychology of Childhood,

Academic Title of Associate Professor South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: cdk_09@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.