Научная статья на тему 'Повышение уровня профессиаонального мастерства обучающихся методом «Стандартизированный пациент»'

Повышение уровня профессиаонального мастерства обучающихся методом «Стандартизированный пациент» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесберегающая технология / медицинское образование / методика «Стандартизированный пациент». / Health-saving technologies medical education / «standardized patient» technique

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.Б. Курмангалиев, Д.С. Дильмагамбетов, С.С. Курмангалиева, О.М. Алиев, Н.У. Алекенова

В образовательном процессе ЗКГМУ имени Марата Оспанова активно реализуется методика «Стандартизированный пациент». Это игровой процесс с участием «врача» и «пациента» позволяющий, с одной стороны, развить практические и коммуникативные навыки, с другой – провести комплексную оценку знаний и умений обучаемого. Преимуществом данной методики является то, что студент может реально оценить уровень своей подготовки, выявить пробелы в знаниях и умениях, и вовремя предпринять попытки по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К.Б. Курмангалиев, Д.С. Дильмагамбетов, С.С. Курмангалиева, О.М. Алиев, Н.У. Алекенова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF STUDENTS BY THE «STANDARDIZED PATIENT»

Technique "standardized patient" is actively implemented in the educational process Marat Ospanov ZKGMU. This gameplay featuring "doctor" and "patient" allows, on the one hand, to develop a practical and communicative skills, on the other a comprehensive assessment of knowledge and skills of the trainee. The advantage of this technique is that a student can realistically assess their skills, identify gaps in knowledge and skills, and in time to make an attempt to eliminate them. Annotation. The article discusses the health-educational technology, having the aim of protecting the health of students in the educational process and further their professional activities. The introduction of health-technology in the educational process of medical educational institutions the problem of constant current required. The definition formulated by the Charter of the World Health Organization concerning health: "Health is not the absence of the disease itself or infirmity, but a state of complete physical, mental and social well-being." Therefore, the main goal of health-educational technologies is to ensure conditions for the physical, mental, social and spiritual comfort, contributing to the preservation and strengthening of health of students, formation of their productive teaching and learning and practice. The system of health-educational technologies aimed at forming a creative personality and preparing her physically, mentally and spiritually for the upcoming professional activities, in constantly changing conditions of society. One of the components of health-educational technology system teaching, management of educational activity of students in the classroom in the study of the various disciplines. The clinic is not always carried out a full analysis of each patient and comprehensive control over the fulfillment of the objective examination of the patient. The lack of 100% security of students real patients and the possible difficulty in matters of communication "student-patient" for various things, including the reluctance of the patient to open before the students are making an additional contribution to the problem of mental discomfort of students and the result of this problem of imperfect possession of practical skills. One way to address this important issue directly related to the question of the quality of the vocational education in higher medical institution. In the educational process ZKGMU named Marat Ospanov actively implemented method "standardized patient" (SP). The methodology used in the clinical departments of the University, starting with 3 courses on specialty "General Medicine". The purpose of the introduction of methods to improve the professional competence of students. In the eclucational process ZKGMU Marat Ospanov actively implemented method of «standardized patient».This gameplay invowing «cloctor» and «patient» allows,on the one hand, to clevelep practical and communicative skills,on the other hand,a comprehensive assessment of knowledge and skills of the trainel.The aclvantage of ths tecdnique is that a student can realistically assess thrir skilis, identify gaps in knowlege and skill,and in time to make an attempt to eliminate them.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня профессиаонального мастерства обучающихся методом «Стандартизированный пациент»»

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИАОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕТОДОМ «СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ПАЦИЕНТ»

№3-2015

К.Б. КУРМАНГАЛИЕВ, Д.С. ДИЛЬМАГАМБЕТОВ, С.С. КУРМАНГАЛИЕВА, О.М. АЛИЕВ, Н.У. АЛЕКЕНОВА

ЗКГМУ имени Марата Оспанова, г. Актобе, РК

УДК 616-052:378.147-057.875

В образовательном процессе ЗКГМУ имени Марата Оспанова активно реализуется методика «Стандартизированный пациент». Это игровой процесс с участием «врача» и «пациента» позволяющий, с одной стороны, развить практические и коммуникативные навыки, с другой - провести комплексную оценку знаний и умений обучаемого. Преимуществом данной методики является то, что студент может реально оценить уровень своей подготовки, выявить пробелы в знаниях и умениях, и вовремя предпринять попытки по их устранению.

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, медицинское образование, методика «Стандартизированный пациент».

Аннотация. В статье рассматривается

здоровьесберегающая образовательная технология, имеющая своей целью сохранение здоровья обучающихся в образовательном процессе и дальнейшей их профессиональной деятельности.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс медицинского образовательного учреждения - проблема постоянная, актуальная, необходимая. Определение, сформулированное Уставом Всемирной организации здравоохранения относительно здоровья: «Здоровье - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, психического и социального благополучия». Поэтому, основной целью здоровьесберегающих образовательных технологий, является обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формированию их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности. Система здоровьесберегающих

образовательных технологий направлена на формирование творческой личности и подготовку ее физически, психически и духовно к предстоящей профессиональной деятельности, в постоянно изменяющихся условиях общества.

Один из компонентов системы здоровьесберегающих образовательных технологий - педагогический, управление образовательной деятельностью обучающихся на занятиях при изучении различных дисциплин. В клинике далеко не всегда осуществляется полноценный разбор каждого больного и всеобъемлющий контроль за выполнением объективного обследования пациента. Отсутствие 100%

обеспеченности студентов реальными больными и возможная сложность в вопросах общения «студент-пациент» в силу различных моментов, в том числе и нежелание пациента раскрыться перед студентами вносят дополнительный вклад в проблему психического дискомфорта обучающихся и следствием этого проблему несовершенного владения ими практическими навыками. Один из путей решения этой важной проблемы напрямую связан с вопросом качества получаемого специального образования в высшем медицинском учреждении. В образовательном процессе ЗКГМУ имени Марата Оспанова активно реализуется методика «Стандартизированный пациент» (СП). Методика применяется на клинических кафедрах университета, начиная с 3 курса на специальности «Общая медицина».

Цель внедрения методики - повысить профессиональную компетентность обучающихся.

Методика «Стандартизированный пациент» - это игровой процесс с участием «врача» и «пациента» позволяющий, с одной стороны, развить практические и коммуникативные навыки, с другой - провести комплексную оценку знаний и умений обучаемого. Преимуществом данной методики является то, что студент может реально оценить уровень своей подготовки, выявить пробелы в знаниях и умениях, и вовремя предпринять попытки по их устранению. Имеющаяся по той или иной задаче патология формируется не только за счет сценических словесных образов, но и путем демонстрации СП тех или иных симптомов при объективном обследовании (например, имитация артритов, кожной сыпи, цианоза, болей различной локализации) (фото 1).

Фото 1 - Практическое занятие с применением методики СП на кафедре пропедевтики внутренних болезней ЗКГМУ

имени Марата Оспанова

(S^KaÉ^ny

№3-2015

Дополнительный вклад в создание реалистичного образа больного человека вносит использование аудиозаписей легочных и сердечных шумов, карточек с функциональными показателями. При подготовке к занятиям СП использует грим, а иногда и исходные изменения объективного статуса, присущие самому актеру (например, у возрастных актеров часто имеют место деформация суставов, гипертрофия левых отделов сердца и т.д.).

В процессе занятия и общения студента со СП студенты оттачивают свои навыки опроса и обследования, знакомятся с различными лабораторно-инструментальными данными, учатся заполнять истории болезни. Кроме того данный метод дает возможность отработать и психологические основы взаимодействия «врач-пациент». Симуляция СП не только определенного симптомокомплекса заболевания, но и демонстрация различных черт характера больного человека учат студентов медиков элементам психологии. С целью совершенствования коммуникативных навыков студентов, разрабатываются клинические ситуации по типу «Сообщение печальных новостей». Если к этому добавить, что общение студента-куратора и СП записывается на пленку, что позволяет сделать обучающие фильмы не

только на клинической кафедре, но и применить на дисциплинах «Психология», «Коммуникативные навыки», «Профессиональный русский язык», «Профессиональный казахский язык» и др., то это делает методику поистине уникальной.

Следует отметить, что в роли Стандартизированных пациентов выступают сами студенты. Необходимо отметить, что они отлично справляются с представленными ролями. По результатам обратной связи обнаружено, что вживаясь в роль, прочувствовав все недостатки взаимодействия «врач-пациент», впоследствии они более внимательнее и доброжелательнее относятся к своим пациентам.

Таким образом, ценность методики «Стандартизированный пациент» очевидна:

1. Студент имеет возможность отработать практические навыки на реальном пациенте, а в случае ошибок исправить имеющиеся недостатки.

2. Студент учиться работать самостоятельно, один на один с больным, полагаясь только на свои силы и знания.

3. Студент отрабатывает навыки общения с пациентами, психологические основы взаимодействия «врач-пациент»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Булатов С.А., Хамитов Р.Ф. Практические умения и навыки. Программа освоения практических умений и навыков по методике «Стандартизированный пациент»: Учебно-методическое пособие. - Казань: ИПФ «Бриг», 2006. - 44 с.

2 Денисов И.Н. Медицинское образование: ситуация сегодня и пути совершенствования подготовки врачей // Врач. - 2004. - №4. - С.4-7.

3 Есенжанова Г.М. История болезни. Методическое пособие по пропедевтике внутренних болезней для студентов 3 курса медицинских вузов. - Алматы: 2014. - 46 с.

4 Мещерякова М., Подчерняева Н., Шубина Л. Обучение профессиональным мануальным умениям и оценка уровня их сформированности у студентов медицинских вузов // Врач. - 2007. - №7. - С. 81-83.

5 Чурилов Л.П., Строев Ю.И., Маевская В.А. и др. Российское и зарубежное медицинское образование: Болонский процесс и наш опыт // Аккредитация в образовании. - 2009. -№30. - С.26-35.

6 Fiscella K., Franks P., Srinivasan M., Kravitz R.L., Epstein R. Ratings of physician communication by real and standardized patients // Ann. Farm. Med. - 2007. - №5. - Р.151-158.

К.Б. КУРМАНГАЛИЕВ, Д.С. ДИЛЬМАГАМБЕТОВ, С.С. КУРМАНГАЛИЕВА, О.М. АЛИЕВ, Н.У. АЛЕКЕНОВА

М.Оспанов атындагы БК,ММУ, Ацтебе ц, ЦР

«ЕР1КТ1 ПАЦИЕНТ» ЭД1С1МЕН Б1Л1М АЛУШЫНЫН, КЭС1Б1 ШЕБЕРЛ1К ДЕН,ГЕЙ1Н АРТТЫРУ

ТYЙiн: «Ершт пациент» эдта М.Оспанов атындагы БКММУ б^м беру процесйнде кещнен к;олданылып келедъ «Дэр^ер» жэне «пациент» ;атысуымен болатын бул ойын процесс бтм алушыныц бтмш жэне ;абшетш кешендi багалауды, коммуникативт жэне практикалы; дагдыларын дамытады.

Бул эдктщ артьщшылыгы студенттщ дайынды; децгешн багалауга, ;абле^мен бiлiмi мэселерш аньщтауга жэне уа;ытында олардыц алдын- алуга мумюндш бередi.

ТYЙiндi свздер: денсаулы; ;оргаушы технология, медициналы; бiлiм беру, «ершт пациент» эдiсi.

№3-2015

K.B. KURMANGALIEVA, D.S. DILMAGAMBETOV, S.S. KURMANGALIEVA, O.M. ALIEV, N.U. ALEKENOVA

ZKGMU Marat Ospanov, Aktobe Kazakhstan

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF STUDENTS BY THE «STANDARDIZED PATIENT»

Resume: Technique "standardized patient" is actively implemented in the educational process Marat Ospanov ZKGMU. This gameplay featuring "doctor" and "patient" allows, on the one hand, to develop a practical and communicative skills, on the other - a comprehensive assessment of knowledge and skills of the trainee. The advantage of this technique is that a student can realistically assess their skills, identify gaps in knowledge and skills, and in time to make an attempt to eliminate them.

Annotation. The article discusses the health-educational technology, having the aim of protecting the health of students in the educational process and further their professional activities.

The introduction of health-technology in the educational process of medical educational institutions - the problem of constant current required. The definition formulated by the Charter of the World Health Organization concerning health: "Health - is not the absence of the disease itself or infirmity, but a state of complete physical, mental and social well-being." Therefore, the main goal of health-educational technologies is to ensure conditions for the physical, mental, social and spiritual comfort, contributing to the preservation and strengthening of health of students, formation of their productive teaching and learning and practice. The system of health-educational technologies aimed at forming a creative personality and preparing her physically, mentally and spiritually for the upcoming professional activities, in constantly changing conditions of society.

One of the components of health-educational technology system - teaching, management of educational activity of students in the classroom in the study of the various disciplines. The clinic is not always carried out a full analysis of each patient and comprehensive control over the fulfillment of the objective examination of the patient. The lack of 100% security of students real patients and the possible difficulty in matters of communication "student-patient" for various things, including the reluctance of the patient to open before the students are making an additional contribution to the problem of mental discomfort of students and the result of this problem of imperfect possession of practical skills.

One way to address this important issue directly related to the question of the quality of the vocational education in higher medical institution. In the educational process ZKGMU named Marat Ospanov actively implemented method "standardized patient" (SP). The methodology used in the clinical departments of the University, starting with 3 courses on specialty "General Medicine". The purpose of the introduction of methods - to improve the professional competence of students. In the educational process ZKGMU Marat Ospanov actively implemented method of «standardized patient».This gameplay invowing «doctor» and «patient» allows,on the one hand, to clevelep practical and communicative skills,on the other hand,a comprehensive assessment of knowledge and skills of the trainel.The aclvantage of ths tecdnique is that a student can realistically assess thrir skilis, identify gaps in knowlege and skill,and in time to make an attempt to eliminate them.

Keywords: Health-saving technologies medical education, «standardized patient» technique

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БИОБЕЗОПАСНОСТИ И БИОЗАЩИТЕ ОТ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ПЕРЕДВИЖНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КОМПЛЕКСАХ

Н.Т. ДЖАЙНАКБАЕВ1, А.Т. МАНШАРИПОВА1, Г.В. ШОКАРЕВА 1, П.Н. ДЕРЯБИН2, Б.Б. АТШАБАР2 , Л.Е. НЕКРАСОВА2

1Казахстанско-Российский медицинский университет, г. Алматы.

2Казахский научный центр карантинных и зоонозных инфекций им. М. Айкимбаева, г. Алматы

УДК 616.91/98:350.08.

Учитывая обширность территории и низкую плотность населения используются передвижные медицинские комплексы для оказания квалифицированной медицинской помощи населению отдаленных районов. Целью работы было обучение правилам биобезопасности и биозащите от особо опасных инфекций при работе в передвижных медицинских комплексах. В результате работы нами обучено и протестировано 142 врачей передвижных медицинских комплексов правилам биобезопасности, расчетам биорисков, выпущено руководство.

Ключевые слова: биобезопасность, передвижные медицинские комплексы, обучение.

Территория Республики Казахстан обширна и, несмотря, на усилия специалистов в области организации здравоохранения, остается актуальной проблема доступа населения отдаленных населенных пунктов к качественному медицинскому обслуживанию с применением современного лечебного и диагностического оборудования, а также с использованием новейших методик и подходов к профилактике и лечению различных заболеваний. Значительная доля сельского населения проживает в условиях неразвитых транспортных коммуникаций, в отсутствии современных средств связи,

что во многом объясняет низкий уровень обращаемости сельского населения в лечебно-профилактические учреждения. Обращаемость жителей села в учреждения здравоохранения в 2,5 раза ниже, чем городских, в результате чего медицинское обслуживание сельского населения имеет специфику форм и методов организации медицинской помощи. Одним из вариантов решения этих проблем является использование передвижных медицинских комплексов. Учитывая обширность территории и низкую плотность населения, Министерство здравоохранения РК использует передвижные медицинские

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.