Научная статья на тему 'Повышение уровня налоговой культуры как основа предупреждения налоговой преступности'

Повышение уровня налоговой культуры как основа предупреждения налоговой преступности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болотова А.А., Иванченко Л.А.

Рассматриваются главные проблемы формирования налоговой культуры в России, несовершенства налогового законодательства, недостаточного информирования, консультирования граждан, недоверия населения к налоговым органам. Предлагаются приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня налоговой культуры как основа предупреждения налоговой преступности»

УДК 330 (075)

Н. В. Белова, А. И. Томилина Научный руководитель - Л. Б. Сидорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНФОРМАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

Информация в наши дни становится одним из самых важных факторов производства и затраты на внедрение информационных технологий становятся всё более оправданными. В статье рассматривается её влияние на рост производительности труда, повышение функциональной эффективности и конкурентоспособности организации.

В современной экономике наряду с классическими факторами производства, такими как труд, земля и капитал, применяют особый фактор - информацию. Под информацией как фактором производства понимают средства труда, способы преобразования и доставки информации. Значимость данного фактора в настоящее время растет. Так, годовые затраты на информационные технологии выросли за последние несколько лет втрое, а непродуктивные затраты за тот же период увеличились в шесть раз. Для 55 % американских фирм бюджет на компьютерные технологии превышает полученную прибыль [1].

Информационные системы управления оказывают влияние на многие характеристики организации, в первую очередь на производительность труда. Для повышения производительности труда в организациях применяют системы обработки транзакций. Например, для управления запасами на складе, чтобы сократить расходы, связанные с их содержанием. При этом компьютер определяет оптимальный запас изделий на складе, отслеживает текущее количество.

Функциональная эффективность может быть улучшена с помощью Системы поддержки принятия решений. Например, компания American Express, производящая кредитные карточки, для повышения эффективности функций разрешения кредита использует системы искусственного интеллекта. Эти системы объединяют в себе мастерство всех лучших менеджеров по кредиту.

Внедрение информационной системы управления способствует повышению качества обслуживания

клиентов. Примером может служить применение банковских машин (банкоматов). Нормальный банкомат работает 24 часа в сутки каждый день. Он позволяет снимать со счета наличные в любое время суток.

Информационные системы управления открывают перед компанией возможность изменения основ конкуренции. Например, в 1970-х гг. один крупный дистрибьютор журналов и газет начал фиксировать информацию о еженедельных поставках и возврате печатной продукции от каждого продавца. После этого он использовал программу, которая определяла доход от единицы площади каждого издания для каждого продавца, затем сравнивал полученные результаты, группируя их по экономически и этнически подобным районам. После этого дистрибьютор сообщал каждому из продавцов оптимальный для его района ассортимент изданий. Это позволило увеличить доход дистрибьюторам и розничным торговцам.

Таким образом, использование информации, в качестве фактора производства, способствует более эффективному использованию других факторов, повышению конкурентоспособности фирмы.

Библиографическая ссылка

1. Черненко М. В. Экономический эффект от внедрения систем управления предприятием [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru (дата обращения: 25.03.2013).

© Белова Н. В., Томилина А. И., 2013

УДК 330.101.542

А. А. Болотова Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Рассматриваются главные проблемы формирования налоговой культуры в России, несовершенства налогового законодательства, недостаточного информирования, консультирования граждан, недоверия населения к налоговым органам. Предлагаются приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры.

В настоящее время большое количество налоговых закона или неправильной его интерпретации, зачас-правонарушений совершается по причине незнания тую сопровождающееся негативным отношением к

Секция «СОВРЕМЕННЬШ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛИСТИКИ»

существующей системе налогообложения. Такое отношение в немалой степени объясняется низким уровнем налоговой культуры граждан. Это подтверждается данными социологического опроса населения, проведенного Фондом «Общественное мнение». Так, 18 % российских граждан признаются в полном неведении относительно того, какие налоги они обязаны платить, еще 36 % знают об этом «приблизительно». Заявили, что точно знают, какие налоги им следует выплачивать, 40 % опрошенных. При этом предприниматели лучше прочих налогоплательщиков осведомлены о налоговой сфере (среди них 60 % «точно» знают, какие налоги им положено платить), в этой группе каждый третий оценивает свои знания как «приблизительные». Однако, опыт общения с налоговиками есть лишь у небольшой части россиян -только 12 % обращались в налоговые органы. Самый распространенный повод - получение справочной информации, об этом говорят почти половина опрошенных. Все это означает, что людям сегодня не хватает информации о сфере налогообложения [1]. Поэтому в настоящее время возникает необходимость проведения широкомасштабных мероприятий по повышению уровня налоговой культуры населения. На первом плане должна быть информация, просветительская работа с налогоплательщиками, формирование налоговой культуры, дисциплины. Практика показывает, что нельзя воспитать добропорядочного налогоплательщика, если не показывать примеров четкого и правильного применения налогового законодательства.

Налоговая культура - это часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и государством, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, исполнение своих обязанностей, складывающаяся из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налогов [2].

Процесс формирования налоговой культуры сталкивается с множеством проблем, среди которых стоит отметить следующие:

- несовершенство, нестабильность налогового законодательства РФ;

- недостаточное информирование, консультирование граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ;

- неудовлетворительное качество исполнения налоговых процедур;

- недоверие населения к налоговым органам.

Формирование и развитие налоговой культуры -

это постоянный процесс взаимодействия государства и граждан, который имеет воздействие на эффективность налоговой политики. Исследование зарубежного опыта, а также передового опыта некоторых регионов нашей страны, позволяет выделить некоторые конкретные мероприятия, реализация которых будет способствовать повышению налоговой грамотности

населения. Совершенствование налоговой политики для получения желаемого эффекта должно коснуться всех элементов существующей налоговой системы. Построение отношений между государством и налогоплательщиками - сложнейшая задача, решение которой возможно при реализации следующих направлений повышения уровня налоговой культуры:

- повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ, пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности;

- повышение качества исполнения налоговых процедур;

- повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;

Для решения первой задачи необходимо совершенствовать разъяснительную работу с гражданами, пропагандировать налоговую культуру (через СМИ, образование), составить толковый словарь основных налоговых терминов, чтобы повысить уровень налоговой грамотности, вернуть в налоговые органы отделы информации и общественных связей или создать вневедомственный налоговый консалтинг. Среди наиболее эффективных мер, которые уже применяются в России, являются создание официальных сайтов ФНС России, телефонная справочная служба, печатные СМИ, телевидение.

Для повышения качества исполнения налоговых процедур необходимы разработка и внедрение стандартов обслуживания налогоплательщиков и административных регламентов в налоговых органах, введение механизмов противодействия коррупции, модернизация системы информационного обеспечения, повышение эффективности взаимодействия с налогоплательщиками, рост профессионализма и усиление мотивации работников налоговых служб, улучшение научно-методического обеспечения их труда.

Для решения последней задачи необходимо создание условий для повышения уровня исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств, повышение налоговой информированности субъектов предпринимательской деятельности и граждан, расширение спектра услуг, оказываемых налоговыми органами налогоплательщикам [3].

Необходимо отметить, что вышеперечисленные мероприятия будут малоэффективны без принятия соответствующих законодательных мер по повышению налоговой культуры.

Для достижения финансовой стабильности государства и обеспечения экономической безопасности страны совершенствование налогового администрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговой культуры общества. Главным показателем нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность, высокая налоговая культура и налоговая дисциплина.

Библиографические ссылки

1. Налоговая культура россиян: ключевые проблемы // Фонд Общественное мнение. Базы данных

[Электронный ресурс]. URL: http://bd.fom.ru/pdf/ d29nalogk.pdf (дата обращения 09.04.2013).

2. Леонова Е. Д., Чухнина Г. Я. Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России // Налоги и налогообложение. 2008. № 9. С .47.

3. Приказ Федеральной налоговой службы от 24 августа 2011 г. № ММВ-7-5/511 [Электронный ресурс]. URL: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=2745634 (дата обращения 09.04.13).

© Болотова А. А., 2013

УДК 338.45

М. А. Грачёва Научный руководитель - Н. В. Шевцова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Показана актуальность экономической оценки повышения качества продукции, рассмотрены основные показатели, позволяющие оценить экономическую эффективность повышения качества продукции на предприятии.

На современном этапе развития экономики заметно ужесточились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Качество продукции -совокупность свойств товара, определяющих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Ужесточение требований обусловливает необходимость постоянного повышения качества, в результате чего возрастает значение комплексной оценки его экономической эффективности.

Цель исследования эффективности качества - изучение изменения различных сторон эффективности, связанных с изменениями параметров качества продукции и процессов её создания и использования.

Исследовать эффективность качества можно на разных стадиях жизненного цикла - при проектировании, изготовлении, эксплуатации. Каждая стадия имеет свои особенности, которые стоит учитывать при оценке.

Исследование эффективности повышения качества продукции предусматривает:

- чёткое выяснение характера потребностей, для удовлетворения которых создаётся продукция;

- определение коммерческих или иных целей, для достижения которых создаётся или применяется продукция;

- анализ влияния на эффективность технических, организационных и экономических условий и факторов, связанных с созданием и использованием продукции;

- выработку рекомендаций по совершенствованию продукции или процессов её создания и применения [2].

Оценка экономической эффективности от применения различных технических, информационных и других систем и мероприятий основывается на расчёте экономического эффекта (либо предполагаемого, либо фактического), полученного в результате работы системы или изделия, как правило, на протяжении календарного года.

Годовой экономический эффект Э можно рассчитать по формуле:

Э = З! - 32 = С! + К:Ен - (С2 + К2ЕН),

где З1 - приведенные затраты по базовому варианту системы или изделия; З2 - приведенные затраты по внедряемому варианту системы или изделия; С12 -себестоимость единицы продукции; К12 - удельные капитальные вложения в производственные фонды; Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

Оценку экономической эффективности новой системы выполняют с помощью основных и дополнительных показателей.

Показателем сравнительной экономической эффективности является минимум приведённых затрат:

С = ЕнК^-шт,

где С - себестоимость единицы продукции (работы); К - удельные капитальные вложения в производственные фонды; Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

При расчете экономического эффекта учитывают фактор времени, если капитальные затраты производят в течение ряда лет, а также, если рассчитываются текущие издержки и результаты производства по годам эксплуатации.

Для приведения затрат к единой системе исчисления используют коэффициент приведения:

а = (1 + Е),

где а4 - коэффициент приведения; Е - норматив приведения; 1 - число лет от второго года внедрения новых мероприятий до года осуществления затрат и получения результатов.

Экономический эффект от улучшения качества может быть выражен формулой:

Е = Р - 3 = Р - (Зд + Зе),

где Е - экономический эффект; 3 - затраты; Зд - затраты на достижение экономического эффекта; Зе -затраты на эксплуатацию; Р - объем реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.