Научная статья на тему 'Исследование влияния налоговой культуры на налоговые поступления в региональный бюджет'

Исследование влияния налоговой культуры на налоговые поступления в региональный бюджет Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1006
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / TAX CULTURE / REGIONAL BUDGET / TAX REVENUES / TAX BEHAVIOR / TAXPAYER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Миллер Александр Емельянович, Миллер Надежда Викторовна

Исследованы теоретические и методические основы влияния налоговой культуры на налоговые поступления. Раскрыта взаимосвязь налоговой культуры и налогового поведения. Обоснована социальная значимость выполнения обязательств по уплате налогов для всех категорий населения. Предложены мероприятия по повышению налоговой культуры, целеориентированные на стимулирование налоговых поступлений в региональный бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the influence of tax culture on tax revenues in regional budget

Theoretical and methodical bases of influence of tax culture on tax revenues are investigated. The interrelation of tax culture and tax behavior is opened. The social importance of implementation of obligations for payment of taxes for all category of the population is proved. Actions for increase of tax culture, target orientation on stimulation of tax revenues in the regional budget are offered.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния налоговой культуры на налоговые поступления в региональный бюджет»

программ развития сельской территории, так и готовых инвестиционных проектов развития сельской территории относительно выбранных «точек роста».

Сельская территория как объект маркетингового управления должна представлять собой гибкую систему, которая может быстро и эффективно приспосабливаться к изменяющейся окружающей среде и новым возможностям. Это означает, что на территории должна быть организована эффективная информационная система, а также система планирования, внедрения и контроля, которые сделают возможным производить мониторинг и своевременно реагировать на меняющиеся возможности и угрозы. При помощи процесса стратегического рыночного планирования территории может быть создано уникальное рыночное предложение.

2. Панкрухин, А. П. Маркетинг территории / А. П. Пан-крухин. — 2-е изд., доп. — СПб. : Питер, 2006. — 436 с.

3. Лукина, Т. С. Разработка маркетинговых стратегий сельских территорий / Т. С. Лукина, О. Ю. Патласов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2014. — № 4 (18). — С. 225-234.

4. Радченко, В. П. Маркетинг сельских территорий в системе территориального управления: принципы, инструментар-ный аппарат : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / В. П. Радченко. - Ростов н/Д, 2011. - 48 с.

5. Медведева, Е. И. Муниципальный маркетинг: первоочередные задачи на самом «местном уровне» / Е. И. Медведева, С. В. Крошилин // Маркетолог. - 2008. - № 5. - С. 18-23.

6. Омский областной статистический ежегодник «2015» : крат. стат. сб. / Омскстат. - Омск, 2015. - 41 с.

Библиографический список

1. Киселева, Е. О. Маркетинговые подходы к анализу сельской территории как объекту территориального маркетинга / Е. О. Киселева // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2015. - Вып. 2. -С. 237-240.

БОРОВСКИХ Нина Владимировна, доктор экономических наук, доцент (Россия), профессор кафедры экономики и организации труда. Адрес для переписки: ninabor_omsk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2016 г. © Н. В. Боровских

УДК 336.2

Л. Е. МИЛЛЕР Н. В. МИЛЛЕР

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ИССЛЕДОВЛНИЕВЛИЯНИЯ НЛЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ НЛ НЛЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В РЕГИОНЛЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Исследованы теоретические и методические основы влияния налоговой культуры на налоговые поступления. Р аскрыта взаимосвязь н алоговой культуры и налогового поведения. Обоснована социальная значимость выполнения обязательств по уплате налогов для всех к а тегорий н аселения. Предложены мероприятия по повышению н алоговой культуры, целеориентированные н а стимулирование н а логовых поступлений в региональный бюджет.

Ключевые слова: н алоговая культура, региональный бюджет, н алоговые поступления, налоговое поведение, н алогоплательщик.

Работа проводилась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-12-55008.

Налоговая культура — это система ценностей, установленных правил, норм и принципов в сфере налоговых отношений. Она представляет собой модель, включающую в себя правомерные действия налогоплательщиков и налоговых органов. В связи с инновационным развитием российской экономики значительно повышается роль налоговой культуры всех слоев населения. Актуальность данной проблемы обуславливается неопровержимым влиянием налоговой грамотности граждан на общее состояние и развитие не только налоговой системы, но и экономики, государства в целом. Налоговая культура в первую очередь влияет на уровень собираемости на-

логов, также она определяет эффективность работы налоговых органов. В настоящее время существенным является четкое понимание населением направлений использования налоговых поступлений, в том числе направляемых на повышение благосостояния граждан [1].

Из определения налоговой культуры, в свою очередь, вытекает понятие «культурный налогоплательщик». Культурный налогоплательщик — это прежде всего информированный по вопросам налогового законодательства и взаимодействия с налоговыми органами, добросовестный и порядочный гражданин, знающий свои права и выполняющий свои налого-

вые обязанности перед государством, а также понимающий важность налогов для нормального функционирования и стабильного экономического состояния страны [2].

Для повышения уровня налоговой грамотности необходимо:

1. Упростить налоговое законодательство, которое является достаточно многоаспектным, сложным и нестабильным. Из-за его постоянных изменений налогоплательщику сложно отслеживать нововведения в налоговом законодательстве, а следовательно, их выполнять.

2. Активно использовать средства массовой информации (СМИ), консультирование, рекламу в СМИ, на радио; создавать сайты в интернете, запускать горячую линию.

3. Информировать население о перераспределении налоговых поступлений. Налогоплательщик имеет право знать, на какие цели израсходованы налоги.

4. Обеспечивать взаимодействие налоговой инспекции и налогоплательщиков, осознание обеими сторонами, что они партнеры. Здесь нельзя не отметить популярность проведения дня открытых дверей в налоговых инспекциях.

5. Повышать имидж и престиж работников налоговой инспекции, заработную плату; избегать текучести кадров.

6. Формировать у молодежи налоговое сознание, для чего необходимо осваивать налоговую грамоту со школьной скамьи.

Все данные меры для повышения налоговой культуры в России активно применяются. Все больше можно увидеть рекламу на улицах города и по местным телеканалам. Информация на сайтах налоговой инспекции регулярно обновляется. Более того, вводятся новшества. Например, для поднятия уровня налоговой культуры на сайте создают специальную страничку с информацией о наиболее характерных нарушениях налогового законодательства, налоговой грамотности налогоплательщиков, а также о повышении их осведомленности. Федеральная налоговая служба (ФНС) России создала условия для устранения правонарушений, выявляемых в ходе проведения мероприятий налогового контроля. В школах активно проводятся уроки налоговой грамотности. К сожалению, пока в единственной области — Нижегородской проводится олимпиада по основам налоговой грамотности среди учащихся старших классов. Для подрастающего поколения особенно важно хорошо ориентироваться в налоговом законодательстве для обеспечения себе в будущем достойной жизни. Во многих городах запущена бесплатная горячая линия, куда каждый гражданин может позвонить и задать интересующий его вопрос в сфере налогообложения. Следует констатировать, что будущее у налоговой культуры России есть, более того, с каждым годом она только растет. Но не нужно останавливаться на достигнутом, требуется продолжать работу над повышением уровня налоговой грамотности у населения. Для этого необходимо правильное восприятие гражданами важности своевременной и полной уплаты налогов для государственных и общественных потребностей [3].

С этой целью проведено исследование уровня налоговой культуры, его влияния на исполнение обязательств по уплате налогов и формированию налоговых поступлений в региональный бюджет в разрезе трех групп населения Омского региона: экономически активного населения, пенсионеров и студентов.

Для оценки уровня налоговой культуры экономически активного населения и факторов, влияющих на ее формирование, обследовались граждане в возрасте 30 — 50 лет. В первую очередь проводилась оценка уровня информированности в сфере налогов и налогообложения экономически активного населения. Большинство респондентов считают себя слабо-информированными по вопросам действующего законодательства, а высокоинформированных по этому вопросу всего 8 %. 6 % затруднились дать ответ на поставленный вопрос. Также 81 % граждан среди опрошенных в возрасте 30 — 50 лет знает, какие налоги положено платить, поскольку основную часть налогов платит население именно этой возрастной группы. 8 % признались, что пребывают в полном неведении насчет того, какие налоги они должны платить.

Данные свидетельствуют о том, что уровень информированности населения в области налогов невысок. Следует заключить, что невысокий уровень осведомленности о необходимости и размерах налоговых поступлений в региональный бюджет может приводить к неосознанному уклонению от исполнения налоговых обязательств. Полученные данные позволяют сделать вывод, что отсутствие информированности трудоспособных граждан об особенностях налоговой системы, о налоговых обязательствах, которые эти граждане должны исполнять, приводит к нарушению правил и возможностей формирования региональных налоговых поступлений.

Следующий этап исследования — оценка отношения российских граждан к налоговым органам и налоговой системе РФ в целом. Одна треть респондентов выразила безразличное отношение к налоговой системе Российской Федерации. Это говорит об отсутствии к ней интереса. Почти четверть респондентов позитивно относится к налоговой системе РФ. 22 % граждан выразили негативное отношение к ней, а 19 % затруднились ответить на данный вопрос.

Большинство граждан в возрасте 30 — 50 лет высказались за своевременную уплату налогов, так как многие стараются не иметь проблем с налоговыми органами, избегают различных штрафных санкций. 12 % граждан предпочитают скрывать доходы, потому что, во-первых, основное налоговое бремя ложится именно на представителей этой возрастной категории, а во-вторых, не все граждане понимают всю значимость налогов для государства. Только 2 % затруднились высказать собственное мнение.

Целесообразно также отметить, что 45 % опрошенных представителей экономически активного населения относятся к налоговым органам страны с уважением и доверием. Этот показатель значительно выше, чем у предыдущей возрастной группы, где только 30 % высказались за положительное отношение к налоговым органам. 37 % граждан выразили свое негативное отношение к налоговым органам и их должностным лицам, т. е. с недоверием и даже с неприязнью. Доля таких людей, как и в других возрастных группах, высока. Оставшаяся часть респондентов нейтрально относится к налоговым органам. 4 % испытали затруднение при ответе на поставленный вопрос.

Следует подчеркнуть, что почти половина опрошенных граждан (53 %) безразлично относится к людям, преднамеренно не уплачивающим налоги, что значительно выше, чем в других возрастных категориях. Среди молодежи 43 % с пониманием относятся к лицам, уклоняющимся от налогов, а среди пенсионеров — всего 26 %. Чуть больше трети опрошенных

(38 %) выразили негативное отношение к таким лицам. Лишь 9 % респондентов с пониманием относятся к таким людям, что значительно ниже, чем в предыдущей возрастной группе. 25 % опрошенных в возрасте 18-30 лет относятся с пониманием к лицам, преднамеренно не уплачивающим налоги.

Также было задано несколько вопросов с целью оценки факторов, влияющих на уровень налоговой культуры налогоплательщика.

Наибольшее влияние на налоговую культуру налогоплательщиков, по мнению респондентов, оказывает информация, поступающая из СМИ, и информированность граждан о налоговой системе. В меньшей степени на налоговую культуру налогоплательщика, по мнению опрошенных граждан, могут влиять коллеги и нравственные ценности.

И наконец, чтобы оценить степень толерантности граждан к неуплате налогов, был задан один вопрос. Почти все респонденты в возрасте 30-50 лет высказали мнение относительно того, что бывают такие жизненные ситуации, которые позволяют обычным гражданам не выполнять свои налоговые обязательства. Таким образом, они оправдывают негативную практику неисполнения обязательств по уплате налогов. Отказались высказать свое мнение 3 % опрошенных. Большинство граждан в качестве причин неисполнения налоговых обязательств выделяют: низкие заработки или их отсутствие; непрогнозируемые жизненные проблемы; принадлежность к социально незащищенным слоям населения (многодетные семьи, ветераны, инвалиды и другие). В содержательной части подобных аргументов находит свое проявление присущая российскому обществу патерналистская установка — полная убежденность в том, что именно государство обязано осуществлять заботу с целью повышения материального благосостояния граждан, в то время как сам гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию (бедность или ограниченные возможности), считает себя вправе не выполнять свои налоговые обязательства перед государством. Граждан, поддерживающих процессы сознательного уклонения от выполнения налоговых обязательств (если есть возможность — почему бы и не платить налоги?), оказалось примерно около 5 %. Однако в реальной ситуации таких граждан, как правило, оказывается значительно больше, так как не все граждане во время открытого опроса способны честно признаться в осознанном неисполнении ими налоговых обязательств.

На основании полученных в ходе исследования результатов, можно констатировать, что уровень налоговой культуры российских граждан в возрасте 30 - 50 лет еще довольно низок, несмотря на то что определенные меры по повышению налоговой культуры граждан все-таки предпринимаются. Уровень толерантности находится на высоком уровне, как и в других возрастных группах. В связи с этим государству необходимо уделять повышенное внимание воспитанию налоговой культуры граждан, особенно повышению уровня налоговых знаний, налоговой грамотности, путем проведения разъяснительных бесед с налогоплательщиками, активизации пропаганды налоговой культуры в различных источниках информации.

В последние годы появляется все больше исследований, посвященных воздействию социальных норм и ценностей на экономическое поведение людей старшего возраста. С этой целью было проведено исследование уровня налоговой культуры пенсионеров на основе анализа их мнения по вопросам, связанным с налогообложением.

Первый вопрос был направлен на выявление информированности налогоплательщиков пенсионного возраста о положенных к уплате налогах. 35 % респондентов утвердительно ответили, что они имеют полное понимание относительно исполнения обязательств по уплате всех налогов. Приблизительные знания об обязательствах и необходимости уплаты налогов отметили 32 % опрошенных. Вместе с тем 16 % респондентов честно признались, что не имеют информации о том, какие налоги необходимо платить. Такой же процент респондентов не смогли утвердительно дать ответ на поставленный вопрос. Уровень информированности налогоплательщиков пенсионного возраста в полтора раза выше, чем у молодежи до 30 лет, однако лучше всего осведомлены о том, какие налоги им следует уплачивать, респонденты в возрасте от 30 до 50 лет. Причина того, что уровень информированности налогоплательщиков-пенсионеров уступает уровню информированности респондентов от 30 до 50 лет, заключается прежде всего в том, что доля пенсионеров, умеющих пользоваться компьютером и работать в Сети, существенно меньше, чем среди людей среднего возраста, и, соответственно, возможностей углубить свои знания в сфере налогового законодательства у них меньше.

С целью выяснения мнения о налоговой системе РФ респондентам было задано несколько вопросов о том, как они относятся к налоговой системе в целом, а также к налоговым органам и лицам, осуществляющим сбор налогов.

Опрос показал, что 33 % респондентов пенсионного возраста относятся к налоговой системе в нашей стране отрицательно. Что касается мнения о налоговых органах и лицах, осуществляющих сбор налогов в России, то 44 % опрошенных заявили о своем недоверии, а некоторые даже о неприязненном отношении. Следует отметить, что среди пенсионеров, по сравнению с другими возрастными группами, доля тех, кто относится к налоговым органам положительно (47 %), наиболее высока.

Тем не менее это все равно нельзя считать приемлемым, поэтому напрашивается вывод о необходимости проведения разъяснительной работы с гражданами РФ о том, что сотрудники налоговых органов не ставят своей целью начислять все больше налогов, а лишь выполняют свою работу, обеспечивая правильное и своевременное исполнение гражданами обязанности по уплате налогов.

Проблема неуплаты налогов имеет несколько измерений. Одно из них — низкий уровень информированности граждан о возложенных на них обязательствах по уплате налогов. Другое, но не менее важное — насколько толерантно общество относится к неуплате налогов и насколько оправданным признается такое поведение.

Как показало исследование, 100 % опрошенных пенсионного возраста признают своевременную уплату налогов единственно возможным и верным поведением. Это свидетельствует о понимании гражданами пенсионного возраста практической значимости налогов в обеспечении нормальной жизнедеятельности государства и общества. Необходимо заметить, что таких результатов нет ни в одной другой возрастной группе. Например, среди респондентов от 30 до 50 лет каждый восьмой считает допустимым скрывать часть доходов. Объяснить подобную разницу во мнениях возрастных групп может точка зрения, согласно которой пенсионеры являются наиболее законопослушными и благонадежными гражданами среди прочих.

Отвечая на вопрос, связанный с ситуацией, позволяющей гражданам сознательно не выполнять свои обязательства по уплате налогов, респонденты пенсионного возраста (36 %) чаще всего выделяли такие категории граждан, которые имеют те или иные льготы и потому должны быть освобождены от выполнения налоговых обязательств.

При этом опрошенные пенсионеры — единственная возрастная группа, которая поставила на первое место именно льготные категории, а не низкий уровень жизни. Отчасти это можно объяснить тем, что среди пенсионеров доля людей, являющихся представителями льготных категорий, выше, чем у иных возрастных групп. Если говорить о других ситуациях, то некоторая часть респондентов (13 %) ссылается на непредвиденные обстоятельства. Кто-то, не испытывая доверия к государству (5 %), оправдывает неуплату налогов тем, что взимаются они несправедливо и идут не по назначению. Вместе с тем граждан, поддерживающих осознанное уклонение от исполнения налоговых обязательств (если есть возможность — почему бы и не платить налоги?), среди респондентов пенсионного возраста не так уж много — 3 % — меньше, чем у молодежи и у опрошенных от 30 до 50 лет.

Что касается мнения респондентов пенсионного возраста о людях, преднамеренно не уплачивающих налоги, то 58 % пенсионеров осуждают подобное поведение. Почти треть опрошенных (26 %) относится к данной проблеме безразлично, а каждый шестой участник опроса (16 %) — с пониманием. Следует отметить, что доля людей, осуждающих преднамеренную неуплату налогов, среди опрошенных пенсионного возраста выше, чем в других возрастных группах. Респондентов от 30 до 50 лет, осуждающих такое поведение, всего 45 %, а среди молодежи и того меньше — 32 %.

Как показали результаты исследования, информированность населения в сфере налогового законодательства довольно низкая. Более того, необходимо отметить толерантное отношение граждан к неуплате налогов. И несмотря на то что уровень налоговой культуры граждан пенсионного возраста во многих аспектах выше, чем у других возрастных групп, они, как и остальное население, также должны быть ориентированы на значительно полную информированность в вопросах исполнения налоговых обязательств и повышение уровня налоговой культуры.

Повышение налоговой культуры граждан характерно для всех российских регионов. Для этого могут использоваться различные методы. Прежде всего, работа с налогоплательщиками должна быть направлена на разъяснение действующего законодательства и предотвращение его нарушений, на развитие в обществе налоговой культуры и формирование положительного образа налоговой службы. На первый план выдвигается широкомасштабная задача, связанная с целенаправленной деятельностью относительно правового воспитания всех категорий налогоплательщиков. Первоочередной должна стать налоговая информация, проведение просветительской работы со всеми категориями налогоплательщиков, актуализация налоговой дисциплины.

Практика показывает, что нельзя воспитать добропорядочного налогоплательщика, если не показывать примеры четкого и правильного применения налогового законодательства.

Таким образом, необходимо создать такое общественное мнение, что платить налоги — это не только почетная обязанность, но и возможность, благодаря

исправному исполнению каждым гражданином своих налоговых обязательств, укрепления российской экономики и формирования социальных гарантий.

Впервые с исполнением обязательств по уплате налогов каждый гражданин сталкивается тогда, когда начинает работать или же приобретает имущество. В настоящее время большинство студентов г. Омска уже являются налогоплательщиками, поэтому важно знать, насколько они информированы о налоговом законодательстве и насколько «культурны» в налоговом плане. Исследованию подверглись студенты в возрасте 18 — 25 лет.

На начальном этапе была проведена оценка уровня информированности в сфере налогов и налогообложения студентов. Большинство студентов не располагают информацией (44 %) вообще либо частично информированы (42 %) по вопросам действующего законодательства, а высокоинформирован-ных по этому вопросу всего 7 %. Следовательно, можно сделать вывод: современные студенты слабо информированы о действующем налоговом законодательстве. Также стоит отметить, что 40 % опрошенных приблизительно осведомлены о налогах, которые им положено платить, 23 % — совсем не осведомлены и только 21 % студентов точно знают, что им положено платить. Это подтверждает ранее полученный вывод, что опрошенные студенты плохо информированы о необходимости исполнения ими обязательств по уплате налогов.

На втором этапе было выявлено отношение студентов к налоговой системе РФ и налоговым органам. По данным опроса, 53 % студентов безразлично относятся к налоговой системе, 18 % затруднились ответить на данный вопрос. Отрицательное отношение к налоговой системе у 20 % опрошенных, и всего лишь 9 % студентов положительно относятся к налоговой системе. Это говорит о том, что большинство из опрошенных вообще не знакомы с налоговой системой, отсюда и безразличное к ней отношение, и затруднение с ответом на данный вопрос. Что же касается отношения к налоговым органам, то 30 % студентов положительно относятся к налоговым органам, 34 % — отрицательно, а 36 % — безразлично.

Следующий блок вопросов был связан с допустимым поведением налогоплательщиков и с отношением к людям, не уплачивающим налоги. Анализ полученных ответов показал, что студенты являются сознательными в налоговом плане, так как 90 % из них считают допустимым своевременно уплачивать налоги и всего лишь 7 % — скрывать часть доходов. Следует отметить, что 43 % студентов безразлично относятся к людям, не уплачивающим налоги, а 25 % — с пониманием. Это говорит о том, что студенты довольно толерантны к неуплате налогов.

С целью выявления факторов, влияющих на уровень налоговой культуры, был задан один вопрос. Анализируя полученные ответы, можно сказать, что большинство студентов убеждены в том, что существенное влияние на налоговую культуру налогоплательщиков оказывают нравственные ценности, в том числе семейный традиции (41 %) и информированность налогоплательщиков (35 %). В меньшей степени, считают студенты, влияет информация из СМИ и мнение знакомых и коллег (19 и 5 % соответственно).

Почти все респонденты в возрасте 18 — 25 лет оправдывают возможные жизненные ситуации, позволяющие налогоплательщику сознательно не исполнять свои обязательства по уплате налогов.

Таким образом, респонденты поддерживают сложившуюся практику по невыплате налогов. Отказались высказать свое мнение 9 % опрошенных. Студенты считают, что не заплатить налоги простительно при низком уровне жизни (34 %), а также гражданам, принадлежащим к льготным категориям — инвалидам, ветеранам и др. (22 %). В меньшей степени, по мнению студентов, простительно не заплатить налоги при проблемах с работой (12 %) и непредвиденных обстоятельствах (10 %).

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что у современных студентов низкий уровень знаний о налоговом законодательстве и большинство из них только приблизительно знают, какие налоги они должны заплатить. Степень толерантности к практике неуплаты налогов не очень высокая, но практически половина опрошенных с пониманием относится к неплательщикам налогов, причем практически все опрошенные студенты считают допустимым лишь своевременную уплату. Поэтому в настоящее время необходимо просвещать студентов по вопросам налогообложения и повышать их налоговую культуру.

По результатам оценки способов влияния на налоговую культуру налогоплательщиков видно, что большинство респондентов считают, что в первую очередь на формирование налоговой культуры способствует пропаганда в СМИ (18 %), доступность справочно-правовых систем (12 %) и консультации и коллективные беседы в налоговых органах (13 %).

Таким образом, можно выделить следующие направления для повышения налоговой культуры: повышение информирования, консультирования, пропаганда в СМИ налоговой культуры, налоговой дисциплины и налоговой ответственности; повышение результативности взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов; рост имиджа и престижа работы в налоговых органах; упрощение налогового законодательства РФ и его совершенствование.

Следует отметить, что направления повышения уровня налоговой культуры вытекают из проблем, препятствующих ее развитию.

Для повышения информирования, консультирования и пропаганды в СМИ необходимо совершенствовать разъяснительную работу с гражданами по вопросам действующего законодательства и предотвращению его нарушений; культивировать налоговую культуру и налоговое поведение; учитывать зарубежный опыт информационно-консультационной системы (проведение различного рода семинаров и тренингов, создание операционных залов и офисов по обслуживанию налогоплательщиков и т. д.); создавать в налоговых органах отделы информации и общественных связей или вневедомственный налоговой консалтинг.

Решение второй задачи требует создания условий для повышения уровня исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств; повышения налоговой информированности граждан; расширения спектра услуг, оказываемых налоговыми органами налогоплательщикам.

Для повышения имиджа и престижа работы в налоговых органах необходимо формирование у всех

категорий граждан максимально позитивного отношения к налоговым органам; повышение уровня профессиональной компетентности представителей налоговых органов; обеспечение правовой и финансовой защищенности работников налоговых органов, стимулирование мотивации их деятельности [4].

С целью реализации последней задачи следует усилить перераспределительную и стимулирующую функции налогов; создать комфортные условия обслуживания налогоплательщиков; разработать различные программы и систему льгот [5].

Необходимо отметить, что в настоящее время ФНС нацелена на конкретную работу со всеми категориями налогоплательщиков относительно повышения их налоговой культуры. Функционирует общедоступный официальный сайт ФНС, активизируется пропаганда налоговой культуры в СМИ, проводятся тематические семинары и конференции. Таким образом, ФНС на сегодняшний момент не фискальный орган, а служба, готовая помочь каждому налогоплательщику предупредить возможные налоговые правонарушения, что приводит к положительной тенденции развития налоговой системы в целом.

Таким образом, разработка различных программ, улучшение положения налогоплательщиков, а также небольшие поощрения добросовестным налогоплательщикам и развитие системы льгот способствуют повышению налоговой культуры всех слоев населения и, следовательно, исполнению возложенных на них обязательств по уплате налогов. В конечном счете это приведет к существенному росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, и прежде всего в региональный бюджет.

Библиографический список

1. Мирошниченко, Л. Н. Налоговые обязательства как одна из функций культуры общества / Л. Н. Мирошниченко // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - № 5. - С. 130-132.

2. Цуриков, В. И. Модель рационального поведения налогоплательщика / В. И. Цуриков // Экономика и математические методы. - 2007. - Т. 43, № 2. - С. 3-11.

3. Богославец, Т. Н. Налоговая культура в условиях социальных трансформаций / Т. Н. Богославец // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. - 2011. - Вып. 1. - С. 193-196.

4. Миллер, А. Е. Влияние реляционных отношений на взаимодействие налоговых органов и предпринимательских структур / А. Е. Миллер // Налоги и финансовое право. -2010. - № 5. - С. 145-150.

5. Миллер, Н. В. Проблемы формирования налоговой культуры в России / Н. В. Миллер // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. - 2007. - Вып. 3. - С. 143-146.

МИЛЛЕР Александр Емельянович, доктор экономических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой экономики и финансовой политики. Адрес для переписки: aem55@yandex.ru МИЛЛЕР Надежда Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и финансовой политики.

Адрес для переписки: nvmiller2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.05.2016 г. © А. Е. Миллер, Н. В. Миллер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.