Научная статья на тему 'Повышение умственного и физического потенциала младших школьников'

Повышение умственного и физического потенциала младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / СРЕДСТВА / НАПРАВЛЕННОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ФіЗИЧНЕ ВИХОВАННЯ / РОЗУМОВА ДіЯЛЬНіСТЬ / ПіЗНАННЯ / РУХОВА АКТИВНіСТЬ / іНТЕГРАЦіЯ / ЗАСОБИ / СПРЯМОВАНіСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНіСТЬ / PHYSICAL EDUCATION / MENTAL / COGNITIVE / PHYSICAL / ACTIVITY / INTEGRATION / MEANS / DIRECTION / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспутчик В. Г., Шаревич А. В.

Характерной особенностью последних десятилетий является невероятно высокий темп социального и научно-технического развития. Сегодня ведущее место приобретают виды деятельности, связанные с ограничением двигательной активности, необходимой для нормального развития организма и поддержания оптимального состояния. В школах, на уроках физической культуры недостаточное внимание уделяется умственному развитию детей, что негативно сказывается на их гармоническом развитии. Интеграция умственной и физической деятельности младших школьников средствами игровой направленности позволит оптимизировать их умственное и физическое развитие, развивать их мышление и творческие способности, эффективно воздействовать на образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беспутчик В. Г., Шаревич А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of mental and physical potential of the young schoolchildren

The distinctive peculiarity of the last decades is the unbelievable speed of social, scientific and technical development. The leading place acquires types of activity, connected with the restriction of physical activity, which is necessary for the standard development of the organism and support the optimal condition. But at the lessons of the physical culture a little time is devoted to the mental development of the young and junior schoolchildren, what is negative for their harmonic development. Integration of mental and physical activity of the young schoolchildren with the means of playing direction will allow to optimize their mental and physical development, to develop their thought and creative abilities, effectively influence on the process of education, what was proved by the authors ine the result of the research.

Текст научной работы на тему «Повышение умственного и физического потенциала младших школьников»

ПОВЫШЕНИЕ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Беспутчик В.Г., Шаревич А.В.

Г осударственныйуниверситет имени А.С. Пушкина г. Брест, Республика Беларусь

Аннотация. Характерной особенностью последних десятилетий является невероятно высокий темп социального и научно-технического развития. Сегодня ведущее место приобретают виды деятельности, связанные с ограничением двигательной активности, необходимой для нормального развития организма и поддержания оптимального состояния. В школах, на уроках физической культуры недостаточное внимание уделяется умственному развитию детей, что негативно сказывается на их гармоническом развитии. Интеграция умственной и физической деятельности младших школьников средствами игровой направленности позволит оптимизировать их умственное и физическое развитие, развивать их мышление и творческие способности, эффективно воздействовать на образовательный процесс.

Ключевые слова: физическое воспитание, умственная деятельность, познание, двигательная активность, интеграция, средства, направленность, результативность.

Анотація. Беспутчик В.Г., Шаревіч А.В. Підвищення розумового і фізичного потенціалу молодших школярів. Характерною особливістю останніх десятиліть є неймовірно високий темп соціального і науково-технічного розвитку. Сьогодні провідне місця набувають види діяльності, пов'язані з обмеженням рухової активності, необхідної для нормального розвитку організму і підтримки оптимального стану. У школах, на уроках фізичної культури недостатня увага приділяється розумовому розвитку дітей, що негативно позначається на їх гармонійному розвитку Інтеграція розумової і фізичної діяльності молодших школярів засобами ігрової спрямованості дозволить оптимізувати їх розумовий і фізичний розвиток, розвивати їх мислення і творчі здібності, ефективно впливати на освітній процес.

Ключові слова: фізичне виховання, розумова діяльність, пізнання, рухова активність, інтеграція, засоби, спрямованість, результативність

Annotation. Besputchik V.G., Sharevich A.V. The improvement of mental and physical potential of the young schoolchildren. The distinctive peculiarity of the last decades is the unbelievable speed of social, scientific and technical development. The leading place acquires types of activity, connected with the restriction of physical activity, which is necessary for the standard development of the organism and support the optimal condition. But at the lessons of the physical culture a little time is devoted to the mental development of the young and junior schoolchildren, what is negative for their harmonic development. Integration of mental and physical activity of the young schoolchildren with the means of playing direction will allow to optimize their mental and physical development, to develop their thought and creative abilities, effectively influence on the process of education, what was proved by the authors ine the result of the research.

Key words: physical education, mental, cognitive, physical, activity, integration, means, direction, result.

Введение.

Современные условия жизни и характер основных видов деятельности младших школьников предъявляют к ним повышенные требования: психологические; физические и умственные Вопросы интеграции умственной и физической деятельности детей в настоящее время особенно актуальны и являются одним из показателей их здоровья и гармонического развития [1].

Проблема умственного и физического развития долгие годы находится в поле зрения учёных-исследователей Ашмарин Б. А., Шиян Б.М., Гужаловский А. А. 1990 г. [4], Матвеев Л.П. 1997 г. [8], Холодов В.И. 1998 г., Кузнецов В.С. 2002 г. [11], Курамшин В.М. 2006 г. и др.

Работа выполнялась по плану НИР учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина».

Формулирование целей работы.

Целью нашего исследования явилось: на основе анализа литературных данных, собственной аналитической работы и эксперимента определить специфику использования средств игровой направленности на примере игры в шахматы как фактора гармонического сочетания умственного и физического развития младших школьников

Задачи исследования:

1. Выявить отношение младших школьников к занятиям по физической культуреи досуговой деятельности

2. Изучить внимание и концентрацию учащихся младшего школьного возраста до занятий в секции шахмат и после них.

3. Исследовать влияние интеллектуальных игр и логических заданий на развитие познавательной и двигательной активности младших школьников в процессе учебной и секционной работы.

4. Проанализировать самооценку учащимися результатов познавательной и двигательной деятельности после участия в экспериментальной программе.

В исследовании использовались следующие методы:

S литературный обзор;

■S анкетирование;

■S тестирование;

S педагогический эксперимент;

^ педагогическоенаблюдение;

^ педагогический анализ;

^ математический анализ;

^ графический анализ;

^ данные методического анализа практической работы по физическому воспитанию младших школьников ^ обобщение опыта работы.

Эксперимент проводился на базе учреждений образования нового типа с использованием комплексов специально разработанных логических заданий и интеллектуальных игр для использования в урочных и внеурочных формах по физическому воспитанию учащихся младших классов, направленных на обеспечение мобилизации интеллектуальных и физических сил [6,7].

В начале исследования мы определили отношение учащихся к физической культуре как к учебному предмету, выявили их физкультурнэспортивные предпочтения и ценности, формы досуга Для чего использовалось анонимное анкетирование

До и после эксперимента для изучения внимания и концентрации школьников была проведена «корректурнаяпроба» (буквенный вариант по Бурдону).

Результаты исследо вания.

Проведённый опрос учащихся показал, что 40% младших школьников отдают предпочтение дисциплине физическая культура(рис. 1).

Другае предметы; 20%

Физическая культураи спорт; 40%

Изобразительн ое искусство; 20%

Трудовое обучение; 20%

Рис.1. Популярность общеобразовательных предметов

69 % опрошенных считают, что физическая активность на уроках приносит им радость, 68 % помогает формировать осанку, 71 % считает, что тратить деньги на занятия физкультуройи спортом целесообразно (рис. 2).

69%

100% 68% 80%-60%-40%-20%-0%-

л

71%

□ Приносит радость

□ Формирует осанку

■ Тратить деньги на занятия спортом рационально

Рис. 2. Отношение учащихся к физической культуре и спорту

Из наиболее популярных видов активного досуга ученики назвали подвижные игры во дворе (75 %), занятия в спортивных секциях (67 %). Большая часть свободного времени школьниками тратится на просмотр телепрограмм и чтение художественнойлитературы (рис. 3).

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

20%

10%

□ Акробатика

□ Плавание

5%

□ Г имнастика

□ Другие виды спорта

□ Единоборства

□ Не занимаются спортом

Рис. 3. Социологические аспекты физической культуры в жизни школьника

После внедрения комплекса логических и интеллектуальных заданий игровой направленности у учащихся экспериментальной группы показатели внимания в среднем увеличились на 62 знака, в то время как в контрольной группе эти показатели практически не изменились (рис. 4).

600

550

500

450

400

350

300

250

200

150

100

Рис. 4. Динамика показателей внимания учащихся младших классов

После эксперимента изменились и показатели концентрации: на 1 % в контрольной группе, а в экспериментальной на 3,4 % (рис. 5).

87,00%

86,00%

85,00%

84,00%

83,00%

82,00%

81,00%

80,00%

79,00%

78,00%

Рис. 5 Динамика показателей концентрации учащихся младших классов

У занимающихся по экспериментальной программе значительно улучшились показатели двигательной и познавательной деятельности, техническое исполнение упражнений, быстрота мышления и исполнения заданий. Исследуя влияние интеллектуальныхигр и логических заданий на развитие двигательной активности младших школьников в процессе учебной и секционной работы, мы выбрали для изучения скоростные качества учащихся, т.к. именно развитие быстроты присутствовало в экспериментальных заданиях [5]. За основу исследования скоростных качеств были взяты два теста: челночный бег и бег на 30 метров [9].

В экспериментальной группе улучшился уровень развития скоростных качеств учащихся - в беге на 30 м у девочек на 0,3, у мальчиков на 0,4 сек; в челночном беге у девочек на 0,4 сек, у мальчиков на 0,5. А также координационные способности (быстрая ловкость) (табл. 1).

Таблица 1

Средний показатель результатов до и после проведения экспериментальной программы

До После

Челночный бег 4х9 м (сек) Мальчики 12,4 11,9

Девочки 12,3 11,9

Бег 30 м Мальчики 6,5 6,1

Девочки 6,3 6,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проанализировав данные скоростных качеств и сравнив результаты до и после эксперимента, мы провели оценку достоверности различий двух выборочных средних арифметических по (критерию Стьюдента 1 для сопряжённых выборов) [10].

Полученные результаты достоверны для челночного бега при уровне значимости Р = 0.01, а для бега на 30 метров при уровне значимости Р = 0.001.

После эксперимента была определена экспертная оценка проведённой работы, а также самооценка учащимися изменений познавательной и двигательной деятельности. В результате самооценки 91 % учащихся оценил уровень своей познавательной деятельности как средний и высокий, а 9 % как низкий (табл. 2).

Таблица 2

Самооценка изменений познавательной деятельности у учащихся, занимающихся по экспериментальной

программе

Уровень активности познавательной деятельности Количество учащихся оценивающих изменения активности познавательной деятельности

После уроков ФК После тренировки в секции шахмат

Высокий 22 18

Средний 20 24

Низкий 2 2

Очень низкий 0 0

В нашем исследовании познавательная деятельность рассматривалась не просто как деятельное состояние ученика, а как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свой умственный, нравственно-волевой и физический потенциал на достижение учебно-познавательных и двигательных целей на уроках физической культуры занятиях в спортивной секции по шахматам [2,3].

Примерно такие же данные были получены в самооценке изменений результатов двигательной деятельности При этом все 100 % учащихся оценили уровень своей двигательной активности как средний и высокий (табл. 3).

Таблица 3

Самооценка изменений двигательной деятельности у учащихся, занимающихся по экспериментальной

программе

Уровень активности познавательной деятельности Количество учащихся оценивающих изменения активности познавательной деятельности

После уроков ФК После тренировки в секции шахмат

Высокий 20 30

Средний 24 14

Низкий 0 0

Очень низкий 0 0

Исследование двигательной деятельности учащихся - это одна из важнейших сторон нашего исследования, поэтому для нас было очень важно изучить самооценку учащихся своей двигательной активности после эксперимента.

Выводы:

1. На основе литературных данных удалось установить, что современные условия жизни предъявляют повышенные требования к показателям состояния здоровья школьников, их умственного и физического развития, наличию определённых психологических свойств и качеств, особенностей их мышления.

2. Урок физической культуры и здоровья у младших школьников в ранге приоритетных - находится на первом месте. Этому свидетельствуют данные опроса учащихся об отношении к физической культуре и спорту.

3. Предпочтительными формами досуга являются: игры во дворе (75 %), занятия в спортивных секциях (67 %). Наблюдается низкая активность участия школьников во внеклассной работе по физической культуре

ввиду большой загруженности по углубленномуизучению профилированных предметов в образовательных учреждениях нового типа.

4. Экспериментально подтверждено, что комплекс интеллектуальных и логических заданий игровой двигательной направленности на примере игры в шахматы является эффективным средством интеллектуального, психологического и физического развития, разносторонне и многопланово воздействующего на младших школьников.

5. «Корректурная проба» показала, что у учащихся, занимающихся по экспериментальной программе, средние показатели внимания и концентрации значительно увеличились, а в контрольной группе эти показатели остались на прежнем уровне.

6. На основании педагогического исследования можно констатировать, что познавательная деятельность школьников младшего возраста значительно улучшилась после внедрения комплекса логических и интеллектуальных заданий игровой направленности.

7. У лучшился уровень развития скоростных качеств учащихся младших классов - в челночном беге и беге на 30 м и показатели двигательно-координационных способностей (быстрая ловкость).

8. В результате самооценки участия в экспериментальной программе у учащихся отмечены положительные сдвиги в познавательной и двигательной деятельности

9. Полученные данные эксперимента подтверждают эффективность и необходимость использования в практике физического воспитания интеграции умственной и двигательной деятельности с помощью средств игровой направленности.

10. Дальнейшее исследование предполагается провести в направлении изучения других проблем: интеграции умственной и мышечной деятельности младших школьников для совершенствования учебнопознавательного процесса по физическому воспитанию.

В перспективе предполагается экспериментально проверить эффективность применения комплексов

логических заданий на примере игры в шахматы как фактора интеграции и гармонического сочетания

умственного физического развития средних и старших школьников

Литература

1. Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения двигательным действиям. - Москва : Теория и практика физической культуры 2005. - №8. -12-14 с.

2. Г ончароц В. И. Очерки по шахматной педагогике/ В. И. Г ончаров - Набережные Челны, 2002. - 192 с.

3. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы / В. Г. Гришин - Москва : Просвещение, 1991. - 160 с.

4. Теория и методика физического воспитания: Учебник для пединститутов/ под ред. А. А. Гужаловского -

Москва : «Просвещение», 1986. - 470 с.

5. Дудченко В. С. Инновационные игры: методология теория, практика. / В. С. Дудченко - Таллинн: Валгус, 1989. - 102 с.

6. Злотник, Б. А. Шахматы и развитие интеллекта / Б. А. Злотник - Москва : Шахматное обозрение 64, 1997.

- N8.

7. Кларин, М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. -Москва : Наука, 1997. - 223 с.

8. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта: Учебник / Л. П. Матвеев - Москва : «Просвещение», 1997. - 390 с.

9. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультураи спорт, 1977. - С. 139155.

10. Приступа, Н. И. Спортивная метрология. Обработка результатов измерений/ Н. И. Приступа. - Брест : БрГУ им. А. С. Пушкина, 2007. - 18 с.

11. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд. / Ж. К. Холодов В. С. Кузнецов - Москва : «Академия», 2002. - 480 с.

Поступила в редакцию 03.10.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.