Научная статья на тему 'Повышение результативности программных мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства'

Повышение результативности программных мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / BUSINESS / SMALL-SCALE BUSINESS / THE STATE SUPPORT / A PROGRAM-TARGET METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грициенко Г. В.

В статье оценивается результативность хода государственных программных мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Выявлена базовая проблема обеспечения результативности государственной поддержки малого предпринимательства, сдерживающая возможности и заключающаяся в рассогласованности распределения ресурсов на макро-, мезои микроуровнях; сделан практический вывод о необходимости корректировки оценочных критериев программных мероприятий. В качестве ключевых критериев, позволяющих оперативно оценить ход программных мероприятий, автором предлагаются: уровень (качество) функционирования организационной составляющей; уровень (качество) функционирования (бюджетной) финансовой составляющей; уровень (качество) мониторинга хода программных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF PRODUCTIVITY OF PROGRAM ACTIONS OF THE STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS

In the article productivity of a course of the state program actions directed on support and development of small business is estimated. The base problem of maintenance of productivity of the state support of the small business, constraining possibilities and consisting in a mismatch of distribution of resources on macromesoand micro levels is revealed; the practical conclusion is drawn on necessity of updating of estimated criteria of program actions. As the base criteria allowing operatively to estimate a course of program actions, by the author are offered: level (quality) of functioning of an organizational component; level (quality) of functioning (budgetary) financial component; level (quality) of monitoring of a course of program actions.

Текст научной работы на тему «Повышение результативности программных мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства»

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Г. В. ГРИЦИЕНКО

В статье оценивается результативность хода государственных программных мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Выявлена базовая проблема обеспечения результативности государственной поддержки малого предпринимательства, сдерживающая возможности и заключающаяся в рассогласованности распределения ресурсов на макро-, мезо- и микроуровнях; сделан практический вывод о необходимости корректировки оценочных критериев программных мероприятий. В качестве ключевых критериев, позволяющих оперативно оценить ход программных мероприятий, автором предлагаются: уровень (качество) функционирования организационной составляющей; уровень (качество) функционирования (бюджетной) финансовой составляющей; уровень (качество) мониторинга хода программных мероприятий.

Ключевые слова: предпринимательство; малый бизнес; государственная поддержка; программно-целевой метод.

В условиях развития рыночных отношений малому предпринимательству отведена роль важнейшего элемента экономики, позволяющего осуществить структурную перестройку народного хозяйства, сориентировать его на удовлетворение потребностей людей, сформировать надежную социальную базу проводимых реформ, смягчить социальную напряженность, связанную с нарастающей безработицей в регионах.

Для таких регионов, как Тамбовская область и ряда других, проблема государственной поддержки малых предприятий наиболее актуальна, так как в результате воздействия условий экономической нестабильности произошло значительное высвобождение трудоспособного населения и развитие малого бизнеса является почти единственным направлением, способным использовать этот трудовой потенциал.

Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной социально-экономической политики в Тамбовской области является развитие малого предпринимательства, которая проводится в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указами и поручениями Президента Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации планом действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях эко-

номики, постановлением администрации области от 19.03.2010 № 302 «О плане мероприятий администрации Тамбовской области, исполнительных органов государственной власти области, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики области», программой развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2009-2011 гг., утвержденной постановлением администрации области от 30.03.2009 № 342 (в ред. от 08.10.2010, далее - Программа) [2; 4].

Система малого предпринимательства в Тамбовской области выступает немаловажным экономическим ресурсом регионального развития, не только подтвердившим свою адаптивность к условиям экономической нестабильности 2008-2009 гг., но и демонстрирующим положительную динамику по некоторым показателям (рис. 1).

Так, по состоянию на 1 января 2010 г. в Тамбовской области функционировало 7237 малых и средних предприятий, что на 10 % больше чем в 2008 г. (6606), помимо этого осуществляли деятельность 26641 индивидуальных предпринимателей, что на 6,8 % больше чем в 2008 г. (24942). Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 33878, что на 7,4 % выше уровня 2008 г. (31548) [6].

В 2009 г., по данным территориального органа государственной статистики, в общем количестве малых предприятий, по-прежнему, преобладали предприятия и организации с видом эконо-

мической деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования». Их удельный вес составил 42,2 %. На долю предприятий и организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства приходится 12,8 %, по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг - 12,6 %, строительства -10,8 %, обрабатывающих производств - 10,1 %, транспорта и связи - 4,0 % общего количества малых предприятий. Среди малых предприятий оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования предприятия розничной торговли составляют 51,1 %, оптовой торговли - 41,0 %. В обрабатывающих производствах

преобладают предприятия, занимающиеся производством пищевых продуктов - 20,1 %, прочих неметаллических минеральных продуктов -11,4 %, обработкой древесины и производством изделий из дерева - 11,3 %, металлургическим производством и производством готовых металлических изделий - 8,5 %, текстильным и швейным производством - 8,1 %, производством машин и оборудования - 8,0 %. Численность работников малых и средних предприятий по итогам

2009 г. (по состоянию на 01 января 2010 г.) составила 77,7 тыс. чел., что на всего 0,1 % выше уровня 2008 г. (77,6 тыс. чел.). При этом численность работников малых предприятий возросла на 5,3 % и составила 60,8 тыс. чел. (в 2008 г. этот показатель составил - 57,8 тыс. чел.) [6].

40000

35000

30000

25000

20000

15000

10000

5000

0

■ 31548-

24942-

6606

33878

26641

7237

2008

2009

—; ■— малые и средние предприятия

-----индивидуальные предприниматели

-----субъекты малого и среднего предпринимательства

Рис. 1. Динамика роста субъектов малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области за 2008-2009 гг., ед.

Анализируя приведенные показатели развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества по сравнению с субъектами среднего и крупного бизнеса: более быстрая адаптация к ухудшению внешней среды хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства от конъюнктуры финансовых рынков; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в направления деятельности в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Вместе с тем, к началу 2010 г. среднемесячная заработная плата на малых предприятиях

Тамбовской области составила 10392,8 руб., что на 12,9 % ниже, чем в среднем по крупным и средним предприятиям региона [6]. При этом, среди антикризисных мер, которые применили сами субъекты малого бизнеса для выхода из кризиса, наиболее эффективными оказались сокращение издержек, ценовая политика и сокращение штата сотрудников. Это дает основание предполагать, что при более благоприятных условиях динамика занятости населения в секторе малого предпринимательства могла бы характеризоваться более высокими темпами роста.

Следует отметить, структуру малого бизнеса формируют не только юридические лица (малые предприятия), но и физические лица (предприниматели без образования юридического лица). Поэтому исследование современных тенденций развития малого бизнеса на мезоуровне (Тамбовской

области) было бы неполным без системного анализа результатов мониторинга по деятельности физических лиц - предпринимателей.

Одним из основных оценочных показателей работы малых предприятий является их оборот. В совокупности оборот субъектов малого и сред-

него предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) к началу 2010 г. составил 133,6 млрд руб., где доля выручки индивидуальных предпринимателей составила 48 млрд руб., снизившись по сравнению с предыдущим годом на 2,7 млрд руб. (рис. 2) [2].

Рис. 2. Доля ПБЮЛ в структуре оборота (выручки) субъектов малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области за 2008-2009 гг., млрд руб.

Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий составили порядка 11 млрд руб., что на 40,6 % выше уровня 2008 г. (7,8 млрд руб.). К 1 января 2010 г. объем инвестиций в основной капитал малых предприятий составил 7799,9 млн руб., превышая уровень предыдущего года в 1,3 раза (в ценах соответствующих лет). Доля инвестиций, освоенных малыми предприятиями, составляет

16,6 % от общего объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования,

направленных на развитие социально-экономической сферы региона, против 13,8 % к предыдущему периоду (рис. 3) [2].

Значительна и доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированном бюджете Тамбовской области. Общая сумма поступлений по налогам на совокупный доход к 1 января 2010 г. увеличилась на 1,5 % больше годовых бюджетных назначений и составила 831,6 млн руб. [2].

□ инвестиции в основной капитал малых предприятий

] инвестиции в основной капитал микропредприятий

Рис. 3. Динамика инвестиций в основной капитал малых и микропредприятий Тамбовской области за 2008-2009 гг., млрд руб.

Следует отметить, что положительная динамика развития малого предпринимательства в Тамбовской области в кризисный период является отражением результативности государственной политики по его развитию и поддержке на мезоуровне. В условиях экономической нестабильности первоочередной задачей было создание (сохранение) новых рабочих мест. Наиболее эффективными направлениями социально-эконо-

мической политики явились мероприятия по финансовой и имущественной поддержке субъектов малого бизнеса. Остановимся на них более детально.

В рамках финансовой поддержки малого предпринимательства на мезоуровне было продолжено предоставление поручительств по их обязательствам перед кредитными организациями за счет средств Фонда содействия кредитованию

малого и среднего предпринимательства Тамбовской области.

В результате побед в федеральных конкурсах в 2008 и 2009 гг. уставной капитал Фонда доведен до 301881 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета в размере 87095 тыс. руб. По состоянию на 1 января 2010 г. Фонд заключил 34 договора поручительства на общую сумму почти 144 млн руб., что позволило субъектам малого и среднего предпринимательства привлечь кредитов на сумму порядка 226 млн руб. и обеспечить возможность для создания около 200 новых рабочих мест [7].

В условиях серьезного увеличения процентных ставок по кредитам в период экономической нестабильности не менее актуальным мероприятием поддержки малого предпринимательства являлось субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства в российских кредитных организациях.

На реализацию этого мероприятия в 2009 г. выделено из областного бюджета 5 млн руб. и получена субсидия из федерального бюджета в размере 17 млн руб. Субсидирование предоставлено 31 субъекту малого и среднего предпринимательства на общую сумму более 21,3 млн руб., что позволило обеспечить возможность для создания 209 новых рабочих мест [2].

Во многом благодаря реализации вышеназванных мероприятий имеет место рост объемов кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства кредитными организациями области, так по состоянию на 01.01.2010 ими было получено 2446 кредитов и займов на общую сумму около 11,115 млрд руб., что на 23,6 % больше чем в предыдущем периоде. Это позволило превысить на 4,4 % и уровень докризисного 2007 г. (10,649 млрд руб.) [7].

По состоянию на 31 декабря 2010 г. капитализация Фонда составила 315,7 млн руб. За 2009-

2010 гг. Фондом было выдано 59 поручительств на общую сумму более 253 млн руб., что позволило субъектам малого и среднего предпринимательства получить кредитов на сумму 362,4 млн руб., создать возможность для организации 291 нового рабочего места. В 2010 г. Фонд выдал 25 поручительств на общую сумму 115,48 млн руб., что позволило субъектам малого и среднего предпринимательства привлечь кредитов на сумму 136,7 млн руб., сохранить 516 и создать возможность для организации 120 новых рабочих мест. В ноябре 2010 г. банками-партнерами Фонда стали банк «ВТБ» и Мособл-

банк, таким образом количество банков-парт-неров Фонда составило 11 (в начале 2010 г. - 9) [7].

Однако, перспективная результативность нового партнерства сталкивается с некоторыми сдерживающими факторами: новым банкам-парт-нерам Фонда необходимо выделить лимиты поручительств Фонда и разместить на депозитных счетах в этих банках часть средств Фонда в качестве обеспечения выполнения обязательств Фонда перед этими банками. Для этого в 2011 г. необходимо увеличить капитализацию Фонда, как минимум на 25 млн руб., 20 млн руб. из которых предполагалось получить из федерального бюджета, поскольку Тамбовская область по-прежнему остается дотационным регионом.

Вместе с тем, в рамках государственной политики поддержки малого бизнеса на макроуровне 2010 г., мероприятие по субсидированию части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства в российских кредитных организациях не было определено Минэкономразвития России в качестве приоритетного мероприятия поддержки малого и среднего предпринимательства.

При этом следует отметить, что из-за достаточно высокой стоимости кредитов это мероприятие является наиболее востребованным предпринимательскими структурами малого бизнеса. В связи с этим было принято решение о продолжении его реализации в 2010 г. на мезоуровне, за счет средств областного бюджета; кроме того, были задействованы остатки средств федерального бюджета, неиспользованные в 2009 г. в размере

659,6 тыс руб. [2].

Это обусловило повышение жесткости требований к претендентам на поддержку государства по субсидированию части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам. В результате, в 2010 г. только 16 заявок (менее 50 %) из поступивших 39 от претендентов на субсидирование процентной ставки на общую сумму более 13,5 млн руб., были удовлетворены, общая сумма субсидирования составила более 7,2 млн руб., что позволило получателям поддержки сохранить 679 и создать 25 новых рабочих мест [7].

Представляется, что повышение информационной доступности, обеспечивающей для субъектов малого бизнеса возможность более оперативного реагирования на изменения в предъявляемых требованиях к заявкам, могло бы способствовать, с одной стороны, более широкому охвату малых предпринимательских структур государственной поддержкой в этом направлении; а с

другой - к упрощению деятельности государственных комиссий, осуществляющих отбор. Таким образом, уровень (качество) функционирования организационной составляющей становится одним из ключевых критериев, определяющих результативность мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства.

Еще одним значимым вектором государственной поддержки малого предпринимательства в 2010 г. стало субсидирование лизинговых платежей. Благодаря реализации этого мероприятия (по 24 договорам лизинга на общую сумму 14260009 руб., из них 11260009 руб. за счет средств федерального бюджета) сохранено 790 и вновь создано 59 рабочих мест. Однако, не смотря на острую потребность малых предприятий в финансовых ресурсах, 739991 руб. возвращены в федеральный бюджет как неосвоенные, в установленном порядке [2].

Основной причиной использования средств федерального бюджета не в полном объеме является то, что изначально субсидирование авансовых лизинговых платежей производилось только по договорам лизинга оборудования, что серьезно ограничивало круг потенциальных получателей поддержки. После принятия приказа Минэкономразвития России от 23.07.2010 № 315, допускающего субсидирование авансовых лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей), приборов, аппаратов, агрегатов, устройств, установок, машин, средств и технологий и внесения соответствующих изменений в нормативные правовые актов Тамбовской области, т. е., начиная с октября 2010 г. реализация этого мероприятия серьезно активизировалась, но, к сожалению, для полного использования средств федерального бюджета просто не хватило времени.

Очевидно, что для повышения результативности мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства, необходимо совершенствование механизмов согласованности распределения ресурсов на макро- и на мезоуровне. В качестве подтверждения обоснованности данного вывода приведем еще один пример.

В целях снижения издержек субъектов малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области 2010 г. предпринималась попытка реализации мероприятия по субсидированию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды экономической деятельности, определенные Программой развития малого и среднего предприни-

мательства в Тамбовской области на 2009-2011 гг., по договорам на присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети, (в размере 50 % от суммы по договору о присоединении энергопринимающих устройств к электрической сети)1. На его реализацию выделено из областного бюджета 2 млн руб., и получена субсидия из федерального бюджета в размере 8 млн руб.2. Единственной заявкой в 2010 г. на субсидирование присоединения к электрической сети стала заявка ООО «Инвестиционная индустрия» на сумму 451521 руб., что позволило этому предприятию сохранить 112 рабочих мест. На наш взгляд, основной причиной невостребованности этого мероприятия стало то, что стоимость технологического присоединения относительно незначительна по сравнению с обязательным требованием к субъектам малого бизнеса принимать на себя обязательства по созданию (сохранению) рабочих мест с зарплатой не ниже среднеобластного уровня для малых предприятий. Таким образом, для большинства потенциальных получателей этого вида государственной поддержки ее получение становится экономически нецелесообразным. В результате, субсидия в размере 8 млн руб. возвращена в федеральный бюджет в установленном порядке.

Следует отметить, что в целях нивелирования указанной проблемы, администрацией Тамбовской области согласована справка-расчет с Минэкономразвития России на использование субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия по субсидированию части затрат субъектов малого бизнеса на присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети в размере 1804484 руб. [2]. Планируется, в случае возврата из федерального бюджета этой разрешенной к использованию суммы субсидии, она будет израсходована в 2011 г. в полном объеме.

Одним из наиболее востребованных мероприятий поддержки является предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, созданным безработными, работниками, находящиеся под угрозой массового увольнения [1].

Данное мероприятие было успешно реализовано в 2009 г. На его реализацию было выделено из областного бюджета 5 млн руб. и получена субсидия из федерального бюджета в размере 20 млн руб., что позволило создать 125 новых субъектов малого предпринимательства.

1 В порядке, определенном постановлением администрации Тамбовской области от 21.12.2009 №1529.

2 В соответствии с соглашением с Минэкономразвития России от 08.07.2010 № 52-ПРОГР-10.

В 2010 г. предоставлено 10 Грантов на создание инновационной компании на общую сумму 5 млн руб., из них 6 грантов на сумму 3 млн руб. за счет средств федерального бюджета.

Оставшиеся 5 млн руб. возвращены в федеральный бюджет в установленном порядке. Основной причиной использования средств федерального бюджета не в полном объеме является позднее поступление субсидии из федерального бюджета. Тем не менее, в 2011 г. предполагается выделить не менее 20 Грантов на создание инновационной компании. Для этого предполагается получить согласие на возврат из федерального бюджета неиспользованных в 2010 г. средств в сумме 5 млн руб. и дополнительно выделить 5 млн руб., в том числе 4 млн руб. из федерального бюджета.

Представляется, что для реализации путей решения названных проблем, необходимо повысить уровень (качество) функционирования (бюджетной) финансовой составляющей (в том числе, за счет совершенствования механизмов согласованности), которая, в свою очередь, видится еще одним ключевым критерием оценки проводимой государством политики поддержки и развития малого бизнеса.

Весьма значимым направлением государственной поддержки малого предпринимательства выступает имущественная поддержка. Основной целью имущественной поддержки является сохранение за субъектами малого предпринимательства, арендуемых ими помещений, находящихся в региональной и муниципальной собственности, и предоставление им преимущественного права на выкуп этих помещений.

Законом Тамбовской области от 06.10.2008 № 441-З установлены предельные значения площади арендуемого имущества (3000 м2) и срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества (не более пяти лет). Таким образом, были созданы необходимые условия для использования субъектами малого и среднего предпринимательства своего преимущественного права на выкуп арендуемых помещений.

За 2009 г. и субъектами малого и среднего предпринимательства было выкуплено 177 объектов общей площадью более 34 тыс. м2 на сумму более 509 млн руб. [6].

В утвержденные перечни областного и муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, по состоянию на 1 января 2010 г. включены 343 объекта общей площадью 47,7 тыс. м2, а по состоянию на 1 января

2011 г. включены 324 объекта общей площадью около 45,26 тыс. м2, что свидетельствует о сокращении ресурсов имущественной поддержки [6].

В направлении снижения налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства были осуществлены следующие меры государственной поддержки: с 1 января 2009 г. вступил в силу Закон Тамбовской области от 10.11.2008 №446-З «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Тамбовской области». По состоянию на 1 января 2011 г. поступления налогов от УСН на основе патента в областной бюджет составили 1166,2 тыс. руб. с ростом к началу 2010 г. в 2,6 раза, что свидетельствует о востребованности предпринимательскими структурами этой системы.

Также вступил в действие Закон области от 03.03.2009 №499-З «Об установлении дифференцированных налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения», которым установлена налоговая ставка в размере 5 % для налогоплательщиков, осуществляющих приоритетные для области виды деятельности и, соответственно, на 10 % снижена налоговая нагрузка на них. Законом области от 08.11.2010 № 699-З в этот Закон области внесены изменения, предусматривающие упорядочение применения данной системы налогообложения.

Вместе с тем, на муниципальном уровне наблюдается ужесточение налоговой нагрузки - коэффициент арендных платежей за землю, находящуюся в муниципальной собственности под недвижимым имуществом субъектов малого предпринимательства, увеличен практически в 2 раза.

Это дает основание для вывода о недостаточном уровне функционирования как организационной, так и бюджетной составляющей программных мероприятий, проводимых в рамках социальноэкономической политики развития малого бизнеса. Целевые программы остаются основным инструментом реализации методов государственной поддержки малого предпринимательства, что, в свою очередь, требует их корректировки в целом.

При этом, своевременность внесения корректив, в условии недостаточности финансовых ресурсов, становится решающим фактором, повышающим результативность государственной поддержки [1]. На наш взгляд, достижение этой цели возможно только при улучшении качества мониторинга хода программных мероприятий, поскольку его базовое назначение формулируется как системный анализ общих и специфических

территориальных факторов, оказывающих в различной степени влияние на развитие малого предпринимательства, для выхода на оптимальные управленческие решения.

Таким образом, существующая система государственной поддержки малого бизнеса далека от совершенства. Все это приводит к тому, что центр тяжести государственной поддержки малых предприятий все больше смещается в сторону регионов и муниципальных образований, а финансовые средства по-прежнему концентрируются в центре. При этом подавляющее большинство субъектов малого предпринимательства осуществляют свою хозяйственную деятельность на локальных (местных и региональных) рынках, что усиливает значение управления ими со стороны территориальных органов власти и повышает требования к результативности программных мероприятий, базирующихся на системе их оперативной оценки. В качестве ключевых критериев, позволяющих оперативно оценить ход программных мероприятий, предлагаются: уровень (качество) функционирования организационной составляющей; уровень (качество) функционирования (бюджетной) финансовой составляющей; уровень (качество) функционирования мониторинга хода программных мероприятий.

Также следует отметить, что достижению целей государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации, на наш взгляд, будут способствовать не только повышение результативности программных мероприятий, но и дальнейшее совершенствование иных элементов управленческого механизма с учетом территориальной специфики.

Литература

1. Иванов В. Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М., 2001.

2. Информационный портал органов государственной власти Тамбовской области. иЯЬ: http://www. regadm.tambov.ru.

3. О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Тамбовской области: Закон Тамбовской области от 10.11.2008 № 446-З // СПС «Г арант».

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // СПС «Гарант».

5. Об установлении дифференцированных налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения: Закон Тамбовской области от 03.03.2009 № 499-З // СПС «Гарант».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий; на основе выборочного обследования) // Статистический бюллетень территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. Тамбов, 2011.

7. Сайт ТОГУП «Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области». URL: http://www.fsc-tambov.ru

* * *

INCREASE OF PRODUCTIVITY OF PROGRAM ACTIONS OF THE STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS

G. V. Gritsienko

In the article productivity of a course of the state program actions directed on support and development of small business is estimated. The base problem of maintenance of productivity of the state support of the small business, constraining possibilities and consisting in a mismatch of distribution of resources on macro- meso- and micro - levels is revealed; the practical conclusion is drawn on necessity of updating of estimated criteria of program actions. As the base criteria allowing operatively to estimate a course of program actions, by the author are offered: level (quality) of functioning of an organizational component; level (quality) of functioning (budgetary) financial component; level (quality) of monitoring of a course of program actions.

Key words: business; small-scale business; the state support; a program-target method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.