Научная статья на тему 'Повышение квалификации учителя-словесника через освоение технологии построения словообразовательных моделей производных слов'

Повышение квалификации учителя-словесника через освоение технологии построения словообразовательных моделей производных слов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / TEACHING TECHNOLOGY / WORD-BUILDING PATTERN / TEACHERS’ PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шонтукова Ирина Васильевна

Цель статьи продемонстрировать возможности технологии обучения русскому языку через построение словообразовательных моделей производных слов в процессе повышения квалификации учителей русского языка и литературы. Процесс повышения квалификации педагогов во многом обусловлен необходимостью освоения эффективных методик и технологий обучения. В то же время можно наблюдать преимущественное положение общепедагогических технологий в обучении учителей, предметные же методики и технологии, на взгляд автора, переживают определённый кризис. Предлагаемая в данной статье технология является предметной лингвистической технологией освоения различных языковых уровней, освоение и применение которой может помочь учителю построить комплексное изучение русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language and Literature Teacher Professional Development with the Help of Mastering the Technology of Construction of the Derivatives’ Word-Building Patterns

The purpose of the article is to demonstrate the opportunities of using the technology of teaching the Russian language with the help of the construction of the derivatives’ word-building patterns for the Russian language and Literature teachers’ professional development. The process of teachers’ professional development is much due to the need to master the effective teaching methods and technologies. At the same time, one can observe the general pedagogical technologies’ predominant position while teaching; the methods and technologies for teaching different school subjects, in the author’s opinion, goes through crisis. The technology, offered in the paper, is linguistic, and it allows mastering different language levels. Using this technology is able to help teachers to provide learning the Russian language as a whole.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации учителя-словесника через освоение технологии построения словообразовательных моделей производных слов»

|г\УДПО ПРО/

УДК 371.127

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

Повышение квалификации учителя-словесника через освоение технологии построения словообразовательных моделей производных слов

Аннотация.

Ключевые слова:

И. В. Шонтукова

Министерство образования, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик

Цель статьи - продемонстрировать возможности технологии обучения русскому языку через построение словообразовательных моделей производных слов в процессе повышения квалификации учителей русского языка и литературы. Процесс повышения квалификации педагогов во многом обусловлен необходимостью освоения эффективных методик и технологий обучения. В то же время можно наблюдать преимущественное положение общепедагогических технологий в обучении учителей, предметные же методики и технологии, на взгляд автора, переживают определённый кризис. Предлагаемая в данной статье технология является предметной лингвистической технологией освоения различных языковых уровней, освоение и применение которой может помочь учителю построить комплексное изучение русского языка.

технологии обучения, словообразовательная модель, повышение квалификации учителей.

Для цитирования:

Шонтукова И. В. Повышение квалификации учителя-словесника через освоение технологии построения словообразовательных моделей производных слов // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 148-161.

Дата поступления статьи в редакцию: 20 февраля 2018 г.

Если отталкиваться от компетентностной модели современного учителя [11, с. 84], то технологическую компетентность можно определить как ведущую, поскольку одним из главных вопросов, который ставят новые обра-

зовательные стандарты, является вопрос о том, как учить. При этом внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий, прежде всего, направлено на их практическое применение. Поэтому и формирование у преподавателей технологической компетентности должно проходить не столько через теоретическое знакомство с названными технологиями, сколько через их непосредственное введение в свою педагогическую практику. Однако важно понимать, что проблема выбора технологии обучения не решается одноразово: технологическая компетентность преподавателя как раз и заключается в том, чтобы эффективно использовать нужную технологию (возможно, каждый раз разную) в каждом отдельном случае, выстраивая целостный образовательный процесс.

Повышение методической и технологической компетентности учителя сегодня во многом является вопросом сохранения себя в профессии, при том что современная ситуация в образовании постоянно предлагает новые вызовы. Механизмов формирования технологической компетентности учителя может быть несколько: самостоятельное знакомство с педагогической и методической литературой, описывающей соответствующие технологии (и в этом смысле могут быть полезны работы Полат Е. С., Бухаркиной М. Ю. [4], Панфиловой А. П. [3], Хуторского А. В. [8] и др.); обмен опытом на методических семинарах и научно-практических конференциях различного уровня; общение с коллегами на интернет-форумах; обучение на курсах повышения квалификации (в том числе и дистанционных) и др. Главное в данном случае - понимание учителем необходимости изменения системы своей преподавательской деятельности и постоянного поиска эффективных способов организации педагогического взаимодействия.

Значительную роль в процессе формирования и развития технологической компетентности учителя-словесника может и должна играть система повышения квалификации, которая обладает важными преимуществами перед технологическим самообразованием учителя. К таким преимуществам можно отнести:

- возможность документально зафиксировать процесс повышения квалификации;

- наличие квалифицированных (в том числе сертифицированных) носителей той или иной технологии, привлекаемых к процессу повышения квалификации, исключающее непрофессионализм источника;

- наличие системы объективной оценки уровня овладения технологией;

- возможность непосредственного обмена опытом и оценками использования той или иной технологии обучения, в том числе через стажировки и выходы в образовательные организации.

Кроме того, система повышения квалификации в процессе формирования технологической компетентности учителя выполняет ряд значимых задач:

- выстраивает широкую экспозицию существующих в современном образовательном поле технологий обучения как общепедагогических, так и специальных, предметных;

- организует теоретическое и практическое обучение слушателей по освоению технологий обучения;

- организует интерактивное общение по обмену опытом и оценками, связанными с применением той или иной технологии обучения;

- контролирует и оценивает процесс освоения технологии и корректности её применения.

В то же время Хамраева Е. А. отмечает, что современный этап развития образования характеризуется напряжённым поиском новых лингводидактиче-ских систем, позволяющих обеспечить ускорение темпа языкового обучения и улучшение его качества [7]. Она же отмечает, что в настоящее время доминирующим в мировой практике является компетентностно-деятельностный подход в обучении языку [6]. При этом поиски эффективных методик и технологий обучения русскому языку как неродному имеют в нашей стране многолетнюю традицию [5]. Архипова Е. В. обращает внимание на то, что «современная социокультурная ситуация в России и за рубежом ставит перед лингводидактикой новые проблемы, одной из которых является проблема интеграции частных методик при обучении русскому языку и переосмысления лингводидактических принципов обучения в различных моно- и полиэтнических аудиториях» [1,

Примером обучения одной из предметных лингвистических технологий может стать освоение структурной методики преподавания русского языка, разработанной М. Ш. Шекихачевой ещё в 70-х годы прошлого века и апробированной на базе школ Кабардино-Балкарии. Методика основана на проникновении в словообразовательную структуру производного слова для комплексного освоения и изучения разных уровней русского языка. Суть методики заключается в том, что в работу по изучению русского языка регулярно включаются задания по построению словообразовательных моделей. Работа с моделями предполагает последовательное исполнение четырёх операций: 1) подготовка основы производящего слова к словообразовательному акту; 2) демонстрация самого процесса построения производного слова; 3) демонстрация полученного в результате словообразовательного акта нового слова; 4) определение словарного значения полученного слова.

Структура словообразовательной модели повторяет заданный алгоритм и состоит из четырёх частей-операций, обозначаемых римскими цифрами I, II, III, IV. Между операциями и внутри второй операции имеют место полуоперации: между I и II ставится тире; внутри II - плюс; между II и III - равенство; между III и IV - тире; в IV операции значение производного слова заключается в кавычки.

Первая операция выглядит следующим образом:

- записывается производящее слово определённой части речи;

- если слово относится к изменяемой части речи и имеет звуко-буквенное выраженное окончание, то это окончание заключается в скобки;

- основа производящего слова готовится к словообразовательному акту путём обозначения имеющихся морфонологических изменений: чередование, усечение, наращение, совмещение.

Чередование надписывается над чередующейся буквой

с. 216].

I

II

III

наук(а)

- науч + н(ый)

научный

Усечение обозначается заглавной буквой фамилИ(я) - фамиль+н(ый) =

Наращение надписывается со смещением

I II

ат

драм (а) - драмат + ическ(ий) =

фамильный

III

драматический

Вторая операция содержит сам словообразовательный акт, заключающийся в сложении (обозначается знаком «+») подготовленной производящей основы и словообразовательного форманта. Если в словообразовательном акте участвует суффикс, то присутствующее при нём окончание также заключается в скобки. Если окончание выполняет функцию форманта, то, как и любой другой словообразовательный формант, такое окончание присоединяется знаком «+».

Во второй операции совмещающиеся части обозначаются знаком «П»

I II III

п

Пятигорск(0) - пятигорск+ск(ий)= пятигорский

В третьей операции после знака равенства записывается произведённое, т. е. производное слово. Четвёртая операция даёт словарное значение, которое заключается в кавычки, свидетельствующие о том, что значение взято из толкового словаря.

Все одномодельные слова можно обобщить в схеме данного словообразовательного типа (далее - СТ). Структура конкретной схемы СТ строится по образцу обобщённого инварианта СТ, состоит, как и модель СТ, из четырёх частей и отражает конкретные характеристики этапов процесса словообразования. Левая часть схемы указывает порядковый номер СТ, параграф Грамма-тики-80, которому он соответствует, а также продуктивность: ВП (высокопродуктивный), П (продуктивный), ОП (обнаруживающий продуктивность), ПП (проявляющий продуктивность), СП (слабо продуктивный), ПО (продуктивность ограничена), НП (непродуктивный) - и сферу употребления. Данные характеристики в предлагаемом пособии приводятся по книге «Модели и схемы словообразовательных типов русского языка» (под ред. М. Ш. Шекихачевой) [1].

Обучение данной технологии на курсах повышения квалификации происходит через освоение следующих тем и вопросов:

Тема 1. Основные технологические принципы работы по построению моделей и схем словообразовательных типов.

Определение понятий «словообразовательный тип», «схема словообразовательного типа», «модель словообразовательного типа». Инвариант словообра-

зовательного типа как лингводидактическая единица. Модель словообразовательного типа, её структура, части-операции построения модели. Основные правила построения схемы СТ. Роль словарей в работе по построению моделей словообразовательных типов. Новые понятия, вводимые в образовательный процесс: производящая основа, производящее слово, производное слово, непроизводное слово, словообразовательное значение.

Тема 2. Использование моделей СТ при изучении словообразования.

Практика построения моделей производных слов. Определение способа образования и структуры производного слова на основе моделирования. Различение непроизводных слов, имеющих омонимичные части со словообразовательными аффиксами. Профилактика ошибок при разборе слова по составу и словообразовательном анализе.

Тема 3. Использование моделей СТ при изучении морфологии.

Практика построения моделей и схем СТ производных слов. Обращение в процессе моделирования к морфологическим характеристикам производного и производящего слова. Моделирование различных частей речи: имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий.

Тема 4. Использование моделей СТ при освоении лексики.

Практика построения моделей и схем словообразовательных типов производных слов. Работа с толковыми словарями для определения значения производного и производящего слова. Сопоставление лексических значений производящего и произведённого слов, выведение на его основе словообразовательного значения.

Тема 5. Использование моделей СТ для отработки орфоэпических и орфографических навыков.

Практика построения моделей и схем словообразовательных типов производных слов. Обращение к орфоэпическому словарю в первой и третьей операциях моделирования. Выведение орфографических правил по написанию приставок, суффиксов и сложных слов через моделирование производных слов.

Особенно эффективно изучать разные разделы русского языка по данной технологии, исходя из морфемного принципа, то есть обучая правописанию суффиксов, приставок и т. д. [9; 10]. В качестве примера можно привести организацию работы по изучению правописания суффиксов имён существительных -чик-, -щик-.

Данные примеры могут также быть использованы как методический и дидактический материал учителями русского языка при построении занятий. Избыточность лексических примеров объясняется предоставлением учителю возможности более широкого выбора.

Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-.

Отрабатывать написание суффиксов -чик- и -щик- можно по следующим словообразовательным типам:

§213 • от производящей основы глагола

СТ 3 • при помощи суффикса -чик- или -щик-

П • образуем существительное

проф. терм. • со значением «лицо (предмет), совершающее действие, названное

производящим словом»

I

II

III

IV

лакировА(ть) - лакиров+щик(0) = лакировщик -

«специалист по лакировке»

т

метИ(ть) -

мет+чик(0)

метчик -

«инструмент для нарезания внутренней винтовой резьбы»

д

обидЕ(ть) - обид+чик(0)

обидчик -

«(разг.) тот, что обидел, обижает кого-л.»

По данному СТ будут образованы такие существительные, как: асфальтировщик, перебежчик, подбельщик, пробельщик, набивщик, набойщик, обивщик, отбойщик, перебивщик, подбойщик, браковщик, разбраковщик, выборщик, заборщик (от забирать), наборщик, переборщик, подборщик, разборщик, сборщик, уборщик, бронзировщик, бронзовщик, брошюровщик, буксировщик, бунтовщик, вальцовщик, вальщик, навальщик, обвальщик, отвальщик, варщик, наварщик, обварщик, разварщик, сварщик, перевозчик, подвозчик, свозчик, вербовщик, весовщик, заводчик (от заводить), обводчик, подводчик, проводчик, разводчик, волынщик (от волынить), выверщик, глазировщик, гонщик, выгонщик, загонщик, обгонщик, перегонщик, погонщик, подгонщик, прогонщик, сгонщик, заговорщик, подговорщик, уговорщик, заготовщик, гофрировщик, гравировщик, гранулировщик, огранщик, выгребщик, грузчик, выгрузчик, загрузчик, нагрузчик, погрузчик, разгрузчик, грунтовщик, гуммировщик, отдатчик, декатировщик, отдельщик, добытчик, дозировщик, доказчик, доносчик (2), допросчик, доставщик, дражировщик, драпировщик, дрессировщик, выдумщик, придумщик, закупорщик, заёмщик, заправщик (2), зарядчик (2), затейщик, зачинщик, позолотчик, изолировщик, инсценировщик, калибровщик, закальщик, калымщик (2), караульщик, кардовщик, накатчик, обкатчик, прокатчик (2), раскатчик, укатчик, выкатчик, откатчик, подкатчик, кладчик (2), вкладчик (2), закладчик, накладчик, окладчик, обкладчик, перекладчик, подкладчик, прокладчик, складчик (2), укладчик, наклейщик, проклейщик, расклейщик, склейщик, склепщик, кодировщик, комплектовщик, компоновщик, копировщик, окорщик, корректировщик, котировщик, закрасчик, раскрасчик, закройщик, раскройщик, закупщик, откупщик, перекупщик, покупщик, скупщик, наладчик, лакировщик, вылазчик, лепщик, лётчик, заливщик, наливщик, обливщик, разливщик, сливщик, облицовщик, взломщик, обмазчик, подмазчик, смазчик, маркировщик (2), маскировщик (2), меблировщик, межевщик (2), сменщик (2), мерщик, замерщик, обмерщик (2), примерщик (2), смерщик, перемётчик, метчик (2), отметчик (2), разметчик (2), молебщик (1), помольщик, размольщик (2), монтировщик (2), намотчик, (2), обмотчик (2), перемотчик (2), размотчик (2), мойщик (2), намывщик (2), промывщик, смывщик, набавщик, наживщик (2), направщик, нарядчик, настройщик (2), находчик (2), начинщик, носчик, переносчик (2), разносчик (2), нивелировщик, никелировщик, нуме-

ровщик, обидчик, огранщик (2), ответчик, отказчик, паковщик, запаковщик, распаковщик, упаковщик, пальщик, опалубщик, выпарщик, пайщик, запайщик, спайщик, пемзовщик, пильщик, подписчик, переписчик, сплавщик, плакировщик, планировщик (2), пломбировщик, плавщик, поверщик, полировщик, поставщик, потворщик, обработчик (2), разработчик (2), разъёмщик, взрывщик, прорывщик (2), регулировщик, резчик, надрезчик, обрезчик, подрезчик, прорезчик, срезчик, рекогносцировщик, разрисовщик, рихтовщик, рубщик, вырубщик, зарубщик, обрубщик, порубщик (2), подрубщик, разрубщик, срубщик, обрядчик, рядчик, насадчик, обсадчик, посадчик, рассадчик, сверщик, сверловщик, освинцовщик, пересказчик, рассказчик, досмотрщик, надсмотрщик, осмотрщик, присмотрщик, оснастчик, съёмщик, пересъёмщик, советчик, засольщик, сортировщик, спорщик, установщик, расстановщик, стильщик, настильщик, страховщик, перестраховщик, застройщик, счётчик (1, 2), засыпщик, насыпщик, пересыпщик, подсыпщик, рассыпщик, ссыпщик, утайщик, потаковщик, потатчик, таксировщик, танцовщик, татуировщик, обтирщик, протирщик, растирщик, вытопщик, протравщик, тральщик, трамбовщик, транспортировщик, растратчик, обтяжчик, убойщик, указчик, укупорщик, фанеровщик, фальцовщик, фарцовщик, фасовщик, расфасовщик, фильтровщик, формировщик, формовщик, фрахтовщик, халтурщик, захватчик, перехватчик, обходчик, проходчик, хромировщик, оценщик (2), отцепщик, прицепщик, сцепщик, чеканщик, починщик, считчик, шабровщик, обшивщик, пошивщик, шлаковщик, шлифовщик, расшлихтовщик, шпаклёвщик, штамповщик, штриховщик, штукатурщик, эмалировщик.

§214 • от производящей основы глагола

СТ 4 • при помощи суффикса -льщик- (-ельщик-, -ильщик-, -альщик-)

П • образуем существительное

проф. терм., • со значением «лицо, совершающее действие, названное произ-

разг. речь водящим словом»

I II

рисова(ть) - рисова+льщик(0) =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

копйрова(ть) - копирова+льщик(0) : уди(ть) - уди+льщик(0) =

III

рисовальщик -

копировальщик -удильщик -

IV

«тот, кто делает рисунки для чего-л.; художник, владеющий мастерством рисунка»

«тот, кто делает копии, занимается копированием» «тот, кто удит, ловит рыбу на удочку»

По данному СТ будут образованы существительные: белильщик, боронильщик, брызгальщик, бурильщик, вабильщик, валяльщик, верстальщик, вешальщик, веяльщик, волочильщик, воронильщик, ворсильщик, вязальщик, гадальщик, гасильщик, гвоздильщик, гладильщик, гранильщик, нагребальщик, нагревальщик, грунтовальщик, давильщик, доильщик, дробильщик, дубильщик, выдувальщик, надувальщик, продувальщик, обжигальщик, отжигальщик, приживальщик, золотильщик, калильщик, катальщик, клеильщик, клепаль-

щик, копальщик, копнильщик, коптильщик, кормильщик, красильщик, крошильщик, крутильщик, накрывальщик, купальщик, курильщик, поливальщик, разливальщик, мазальщик, макальщик, махальщик, меняльщик, морильщик, месильщик, подметальщик, метальщик, мешальщик, молельщик, молотильщик, мостильщик, мотальщик, мяльщик, носильщик, низальщик, понукальщик, ныряльщик, нюхальщик, палильщик, парильщик, паяльщик, плавильщик, плакальщик, плакировальщик, пластильщик, плательщик, плетельщик, плотильщик, полировальщик, прядильщик, раздевальщик, растворяльщик, резальщик, обрезальщик, разрезальщик, срезальщик, рисовальщик, рубиль-щик, сажальщик, свежевальщик, сверлильщик, сеяльщик, скоблильщик, стоговальщик, строгальщик, строчильщик, сушильщик, сучильщик, тачальщик, таскальщик, теребильщик, тесальщик, тискальщик, томильщик, топильщик, точильщик, травильщик, трепальщик, тростильщик, трусильщик, трясильщик, удильщик, фехтовальщик, хлопальщик, процеживальщик, черпальщик, чесальщик, чистильщик, прошивальщик, сшивальщик, шифровальщик, шлифовальщик, шлихтовальщик, штопальщик.

§331 СТ 111 П разг. речь, проф. терм. • от производящей основы существительного • при помощи суффикса -чик- или -щик-, -овщик- • образуем существительное • со значением «лицо, характеризующееся отношением к тому, что названо производящим словом»

I II III IV

типографИ(я) - типограф+щик(0) = типографщик - «(разг.) работник типографии»

«(обл.) лесной сторож, лесник;

лес(0)- лес+овщик(0) = лесовщик - тот, кто занимается лесным

промыслом»

«тот, кто занимается банным

бан(я) - бан+щик(0) = банщик - делом, владеет баней, работа-

ет в бане»

По данному СТ образованы следующие существительные: аварийщик, авиа-моторщик, автогенщик, автоматчик, автогонщик, аккумуляторщик, алебардщик, алиментщик, аппаратчик, аппретурщик, арбалетчик, арматурщик, артельщик, атомщик, багорщик, бакалейщик, бакенщик, балаганщик, балалайщик, бал-лонщик, барабанщик, барахольщик, забастовщик, бензозаправщик, беседчик, бетонщик, бисерщик, забойщик, обойщик, бортовщик, бриллиантщик, бри-льянтщик, бурщик, буфетчик, былинщик, вагонщик, вагранщик, вакуумщик, самосвальщик, валютчик, самоварщик, вафельщик, возчик, извозчик, велогонщик, веретёнщик, вертолётчик, заводчик (от завод), вздорщик, водоотводчик, водоотливщик, водопроводчик, волынщик (от волынка), газовщик, газорезчик, газосварщик, газодобытчик, газомерщик, газопроводчик, газетчик, галантерейщик, гардеробщик, гарпунщик, гитарщик, самогонщик, гобеленщик, заговорщик, наговорщик, отговорщик, переговорщик, подговорщик, разговорщик, грабельщик, гранитчик, гребенщик, гробовщик (1), погромщик, прогульщик, гуртовщик, дальномерщик, передатчик, податчик, раздатчик, сдатчик, деревен-

щик, дизельщик, нефтедобытчик, дозорщик, докладчик, дольщик, доменщик, доносчик (1), духанщик, жалобщик, жестянщик, заводчик, заговорщик, заказчик, заправщик (1), зарядчик (1), зеленщик, зеркальщик, знаменщик, золотчик, золотодобытчик, игольщик, изменщик, инкубаторщик, кабатчик, кабельщик, каламбурщик, калымщик (1), каменщик, канатчик, канительщик, караванщик, карикатурщик, карманщик, картонщик, картотетчик, карусельщик, кассетчик, прокатчик (1), кафельщик, кинжальщик, кладовщик, кладчик (1), вкладчик (1), складчик (1), клейщик, клеймовщик, поклёпщик, ковёрщик, коконщик, комитетчик, конторщик, конфетчик, конъюнктурщик, копейщик (от копьё), корообдирщик, корабельщик, корзинщик, кормщик, кормленщик, котельщик, котовщик (от коты), крановщик, крахмальщик, крендельщик, кровельщик, кубовщик, кузовщик, лесовщик, налётчик, вертолётчик, космолётчик, литаврщик, литографщик, литейщик, водоотливщик, лотерейщик, магазинщик, магнитчик, мазчик (от маз), майданщик, макаронщик, макетчик, малахитчик, манекенщик, мануфактурщик, маркировщик (1), мартенщик, маскировщик (1), мебельщик, медальщик, межевщик (1), меловщик (1), обменщик (1), подменщик, сменщик (1), обмерщик (1), примерщик (1), пулемётчик, метчик (1), отметчик (1), разметчик (1), меховщик (2), миллионщик, миномётчик, могильщик, модельщик, молебщик (2), размольщик (1), монетчик, монтировщик (1), монументщик, мороженщик, москательщик, мостовщик (от мостовая), намотчик (1), обмотчик (1), перемотчик (1), размотчик (1), смотчик (1), мотовильщик, автомотогонщик, мраморщик, обмуровщик (1), мойщик (1), намывщик (1), наветчик, наживщик (1), насосчик, настройщик (1), натурщик, находчик (1), недоимщик, относчик (1), подносчик (1), переносчик (1), разносчик (1), ножовщик, поножовщик, номерщик, обезьянщик, облавщик, обманщик, одеяльщик, оконщик, органщик, огранщик (1), основщик, отарщик, пакетчик, пароходчик, паромщик, патронщик, перфораторщик, пикетчик, распиловщик, пилюльщик, плагиатчик, плакатчик, планировщик (1), оплётчик, переплётчик, плотовщик (1), сплавщик, погребщик, подпольщик, подрядчик, половинщик, понтонщик, беспредельщик, прокатчик, продотрядчик, пропитчик, процентщик, псаломщик, пулемётчик, пуховщик (1), обработчик (1), разработчик (1), ракетчик, прорывщик (1), срывщик (1), резинщик, резонаторщик, рельсопрокатчик, ресторанщик, рольщик, порубщик (1), сабельщик, самоварщик, самогонщик, самоходчик, сбытчик, свадебщик, свайщик, свирельщик, седельщик, сейсморазведчик, сельсоветчик, сепараторщик, посевщик, сигнальщик, сигнатурщик, силикатчик, скобовщик, скобельщик, слаломщик, слоновщик, снегоуборщик, сельсоветчик, сопельщик, сорокапятчик, стекольщик, стенгазетчик, отстрельщик, стропальщик (2), струнщик, пересудчик, сусальщик, расчётчик, табельщик, табунщик, тартальщик, телефонщик, типографщик, толевщик (1), тоннельщик, трактирщик, трамвайщик, транспортёрщик, трансформаторщик, трафаретчик, трубопроводчик, трубопрокатчик, турбинщик, тюремщик, тяжебщик, угольщик, углеподатчик, уставщик, утильщик, учётчик, фанерщик, фасонщик, фельетонщик, филигранщик, фонарщик, фруктовщик, фуганщик, фурщик, фургонщик, фурнитурщик, футлярщик, самоходчик, хрустальщик, ценовщик, оценщик (1), цитатчик, часовщик (1), челобитчик, чемоданщик, шаблонщик, щетинщик, экскаваторщик, элеваторщик, электронщик, электрокарщик, электросварщик, этикетчик, ядерщик.

§286 • от производящей основы прилагательного с суффиксом -ов-, -ев-

СТ 68 или -ан-, -янн-

П • при помощи суффикса -щик- или -чик-

проф. терм., • образуем существительное

разг. речь • со значением «лицо, характеризующееся отношением к признаку, названому производящим словом, или к предмету, названному словосочетанием с производящим словом в качестве определения»

I II

дальнобойН(ый) - дальнобой+щик (0) = рейс

сдельН(ая) - сдель+щик(0) = оплата

зенитН(ое) - зенит+чик(0) = орудие

III IV

дальнобойщик - «водитель, выполняющий

дальние перевозки» сдельщик - «человек, работающий за

сдельную оплату» зенитчик - «человек, стреляющий из

зенитного орудия, обслуживающий зенитное орудие»

По данному СТ образованы существительные: бельёвщик, бронебойщик, временщик, повременщик, жестянщик, гонтовщик, горновщик, гробовщик (2), грузовщик, грязевщик, подельщик, подёнщик, деревянщик, зерновщик (2), инструментальщик, камеральщик, ковровщик, коммунальщик, маслобойщик, меловщик (2), меховщик (1), монументальщик, огнеупорщик, передовщик, пескоструйщик, гидропескоструйщик, плотовщик (2), самоуправщик, пуховщик (2), реактивщик, рейдовщик (5), сдельщик, станковщик (2), пескоструйщик, толевщик (2), уголовщик, чановщик (2), часовщик (2), экспериментальщик.

Непроизводные с -чик-, -щик-:

Денщик, кобчик, копчик, кузнечик, мальчик, поручик, прапорщик, приказчик, ростовщик, ямщик.

Примеры заданий для повторения правописания суффиксов существительных -чик-, -щик-.

Упражнение 1. 1. Пользуясь словообразовательным и толковым словарями, постройте модели перечисленных ниже слов:

наборщик, переборщик, подборщик, разборщик, сборщик, уборщик, отдельщик, поддельщик, раздельщик, резчик, надрезчик, обрезчик, подрезчик, прорезчик, срезчик, рубщик, вырубщик, зарубщик, обрубщик, подрубщик, разрубщик, срубщик, засыпщик, насыпщик, пересыпщик, подсыпщик, рассыпщик, ссыпщик.

2. Проведите словообразовательный разбор данных слов. Ориентируясь на словообразовательную модель, объясните, почему все приведённые слова образованы суффиксальным способом. 3. Обратитесь к классификатору профессий и определите, какие из перечисленных слов являются официальными названиями профессий, а какие самоназваниями занятий людей.

Упражнение 2. 1. По приведённой ниже схеме

§286 • от производящей основы прилагательного с суффиксом -ов-, -ев-

СТ 68 или -ан-, -анн-

П • при помощи суффикса -щик- или -чик-

проф. терм., • образуем существительное

разг. речь • со значением «лицо, характеризующееся отношением к признаку, названому производящим словом, или к предмету, названному словосочетанием с производящим словом в качестве определения»

от перечисленных ниже слов:

бельевой, бронебойное (орудие), зенитное (орудие), дальнобойный (рейс) временный, повременная (оплата), жестяной, подённая (оплата), деревянный, реактивный, часовой

постройте модели производных существительных. 2. Как вы думаете, почему в качестве производящих слов в данном случае иногда приводятся словосочетания?

Упражнение 3. 1. Пользуясь толковым и словообразовательным словарями, постройте словообразовательные модели приведённых ниже слов:

барабанщик, барахольщик, забастовщик, подпольщик, подрядчик, самогонщик, самоходчик, снегоуборщик, сельсоветчик, хрустальщик, электросварщик, этикетчик, ядерщик. 2. Выведите схему словообразовательного типа для данных моделей. 3. Сделайте словообразовательный разбор приведённых слов. Ориентируясь на модель их построения, объясните, почему способ образования всех данных слов суффиксальный, несмотря на более сложную структуру некоторых из них. 4. Напишите мини-сочинение о занятии человека, обозначенном одним из приведённых слов.

Упражнение 4. 1. Пользуясь словообразовательным и толковым словарями, постройте модели перечисленных ниже слов: навальщик, отдельщик, закальщик; верстальщик, вязальщик, катальщик, сеяльщик; артельщик, подпольщик, стекольщик, отстрельщик; коммунальщик, монументальщик, инструментальщик. 2. Сделайте схематическое описание словообразовательных типов для данных моделей. 3. Проведите словообразовательный анализ данных слов и определите, что общего и что различного в их структуре и образовании. Как это согласуется со схемами словообразовательных типов приведённых слов?

Упражнение 5. 1. Пользуясь словообразовательным и толковым словарями, постройте модели приведённых ниже слов.

барабанщик, временщик, вязальщик, гадальщик, газетчик, застройщик, носильщик, обманщик, плательщик, поставщик, часовщик, чеканщик.

2. Ориентируясь на описание модели, распределите слова по словообразовательным типам. Выведите схемы СТ данных слов. 3. Составьте предложения с каждым из приведённых слов.

Регулярная работа по словообразовательному моделированию создаёт прочную базу для осознанного освоения целого ряда языковых явлений: мор-фонологических, морфологических, лексико-семантических. Во-первых, она способствует не только получению знаний о существующих морфонологиче-ских явлениях (первая операция), проявляющихся в процессе образования производных слов, но и в области словообразования и лексикологии при характеристике этих явлений и их учёте в процессе употребления изученной лексики.

Во-вторых, первая и третья операции постоянно отсылают учащихся к морфологическим характеристикам производящего и производного слов (определение части речи и значимых в процессе словообразования категориальных признаков). А вторая операция в сопоставлении с первой отсылает учащихся к словообразовательному словарю, в результате чего учащиеся получают знания о соотнесённости словообразовательных аффиксов (особенно суффиксов) с определёнными частями речи, различения аффиксальной омонимии и т. д.

В-третьих, четвёртая операция требует обращения к толковому словарю для определения значения производного слова, полученного в процессе моделирования, причём это значение обязательно связано со значением производящего слова, что способствует значительному обогащению словарного запаса учащихся и употреблению ими новых слов без нарушения лексической и семантической сочетаемости.

Ну и, наконец, в-четвёртых, работа с моделями словообразовательных типов позволяет комплексно и осознанно осваивать орфографические знания и формировать орфографическую компетентность учащихся.

При этом освоение основных лингвистических компетенций (грамматических, лексических, словообразовательных, орфографических и орфоэпических) проходит не на основе механического заучивания правил и теоретических понятий, а путём активной учебно-исследовательской практики в процессе регулярного словомоделирования, что создаёт условия для осмысленного погружения в языковые процессы.

Список литературы

1. Архипова Е. В. Лингводидактический принцип моделирования в обучении русскому языку в полиэтнической среде // Методика преподавания русского языка (как иностранного, как второго): история, современное состояние, перспективы развития : коллективная монография / под общей редакцией Т. М. Балыхиной. М. : РУДН, 2017. С. 216-227.

2. Модели и схемы словообразовательных типов русского языка Научно-исследовательский институт структурной методики преподавания языков при Кабардино-Балкарском гос. ун-те / М. Ш. Шекихачева, Н. В. Бочоришвили, Р. Х. Варквасова и др. ; под ред. М. Ш. Шекихачевой. М. : Высш. шк., 1993. 496 с.

3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2009. 192 с.

4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -2-е изд. М. : Академия, 2008. 368 с.

5. Сабаткоев Р. Из истории методики преподавания русского языка в национальной школе // Русский язык в национальной школе. 2012. № 4. С. 3-7

6. Хамраева Е. А. Становление когнитивной сферы учащегося-билингва через реализацию метапредметных умений в курсе русского языка // Русский язык в национальной школе. 2011. № 4. С. 17-21.

7. Хамраева Е. А. Обучение русскому языку детей-билингвов: онтолингвистиче-ский аспект. М. : Билингва. 2015. 152 с.

8. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2008. 255 с.

9. Шекихачева М. Ш. Русское слово : Учеб. для 6-го класса школ с русским (неродным) языком обучения. Нальчик : Эльбрус, 1994. 128 с.

10. Шекихачева М. Ш. Русское слово: Учебник для 7-го класса школ с русским (неродным) языком обучения. Нальчик : Эльбрус, 1996. 146 с.

11. Шонтукова И. В. Формирование новых профессиональных компетентностей у преподавателя в свете введения ФГОС // Педагогика. 2014. № 6. С. 80-84.

Language and Literature Teacher Professional Development with the Help of Mastering

the Technology of Construction of the Derivatives' Word-Building Patterns

I. V. Shontukova

Ministry of Education, Science and Youth Affairs of the Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik

Abstract. The purpose of the article is to demonstrate the opportunities of using the technology of teaching the Russian language with the help of the construction of the derivatives' word-building patterns for the Russian language and Literature teachers' professional development. The process of teachers' professional development is much due to the need to master the effective teaching methods and technologies. At the same time, one can observe the general pedagogical technologies' predominant position while teaching; the methods and technologies for teaching different school subjects, in the author's opinion, goes through crisis. The technology, offered in the paper, is linguistic, and it allows mastering different language levels. Using this technology is able to help teachers to provide learning the Russian language as a whole.

Keywords: teaching technology, word-building pattern, teachers' professional development.

Шонтукова Ирина Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель министра образования, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики

360000, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Кешокова, 43

тел.: +7(8662)420523 e-mail: shonirina@yandex.ru

Shontukova Irina Vasilevna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Deputy Minister of Ministry of Education, Science and Youth Affairs of the Kabardino-Balkarian Republic

43 Keshokova St, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360000

tel.: +7(8662)420523 e-mail: shonirina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.