Научная статья на тему 'Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза в условиях введения ФГОС'

Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза в условиях введения ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подчалимова Г. Н.

Статья посвящена образовательной политике в сфере повышения квалификации преподавателей вуза в условиях внедрения новых стандартов. Автор подчеркивает необходимость дифференцированного подхода в сфере планирования системы работы повышения квалификации преподавателей вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подчалимова Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза в условиях введения ФГОС»

УДК 378

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

© 2012 Г. Н. Подчалимова

докт. пед. наук, профессор каф. управления образованием, ректор КИНПО e-mail: kinposooa,mail. ru

Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования

Статья посвящена образовательной политике в сфере повышения квалификации преподавателей вуза в условиях внедрения новых стандартов. Автор подчеркивает необходимость дифференцированного подхода в сфере планирования системы работы повышения квалификации преподавателей вуза.

Ключевые слова: профессиональная подготовка преподавателей,

дифференцированный подход, планирование.

Личностно-ориентированная парадигма современного образования, признание приоритетов личностных образовательных ценностей существенно сказывается на трактовке понятия «система повышения квалификации и профессиональная переподготовка». Разрушены еще недавно господствующие представления о жесткой централизованности, законченности и монолитной устойчивости такой системы. Она все более явственно превращается в вариативную, открытую для изменений и инноваций дифференцированную сферу образовательных услуг.

Такое представление меняет саму парадигму дополнительного профессионального образования (ДНО): не система жестко детерминированных образовательных учреждений ДНО, структурных подразделений вузов, по существу навязываемая человеку и ограничивающая его свободу выбора, а человек, самостоятельно (или на основе профессионально состоятельных консультаций) выбирающий индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами и способностями, определяющими его образовательные потребности. Нри таком подходе на передний план выступает проблема соответствия дифференцированных образовательных потребностей личности дифференцированным же образовательным услугам. Спрос рождает предложение. Но при одном обязательном условии - точно выверенные политика и стратегия дополнительного профессионального образования, направленные на развитие профессиональной компетентности обучающихся.

Эти положения являются существенными в решении целого ряда актуальных проблем образования взрослых, в том числе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ННС) вузов. В этом случае понятие «повышение квалификации ННС вузов» предстает в обрамлении сложного категориального соединения. Нод ним можно подразумевать и ценности, и систему, и процесс, и результат, и состояние, и форму, и содержание деятельности, оно оказывается и естественным, и искусственным, субъективным и объективным.

В настоящее время наблюдается становление новой компетентностно ориентированной системы повышения квалификации ППС, смыслом и целью которой является саморазвитие личности обучающихся, обогащение их профессиональной компетентности, направленной на социокультурные изменения той среды, того «фона», в котором непосредственно и опосредовано действует преподаватель вуза, взаимодействует, побуждает к активному действию других субъектов, обеспечивает условия для саморазвития студентов. Компетентностно ориентированное повышение квалификации ННС обусловлено профессиональными задачами, структурой и содержанием их педагогической деятельности в новых социально-экономических условиях. Эта чрезвычайно ответственная миссия современной системы повышения квалификации ННС вузов продиктована их социальной ролью, связанной с подготовкой конкурентоспособных выпускников.

В настоящее время актуальность компетентностно ориентированного повышения квалификации ННС особенно возрастает в связи с введением ФГОС ВНО 3-го поколения, так как компетенции и результаты образования выступают главными целевыми установками в их реализации, интегрирующим началом «модели» выпускника.

Европейский фонд образования рассматривает «компетентность» как способность использовать знание и квалификацию, компетентность позволяет сделать приобретенное знание действенным и применять его согласно с новыми обстоятельствами. Согласно UNICEF, «компетентность» представляет собой разные явления: умственные действия (процессы, функции), личностные качества,

мотивационные тенденции, ценностные ориентации, особенности межличностного взаимодействия, практические умения, навыки и т.д. ЮНЕСКО трактует «компетентность» как агрегат знания, квалификаций, ценностей и отношения, который используется в ежедневных ситуациях. Каждое из вышеназванных определений указывает на личностное свойство компетенций, их междисциплинарный, практикоориентированный характер.

Что касается профессиональной компетентности, то надо заметить, что она является интегративным профессионально значимым личностным образованием, которое проявляется в способности решать типичные профессиональные задачи и проблемы, возникающие в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности, посредством использования знаний, умений, навыков, личностных качеств, профессионального и жизненного опыта.

Ожидаемыми результатами (компетенциями) в макете ФГОС ВНО выступают общекультурные и общепрофессиональные компетенции (их полный перечень представлен в проектах ФГОС), а также профессиональные компетенции - те, которые относятся к заявленной в стандарте профессиональной деятельности. Общекультурные компетенции являются переносимыми и менее жестко привязаны к объекту и предмету труда. Нрофессиональные компетенции отражают профессиональную квалификацию, различаются для разных направлений подготовки. Компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результатам образовательного процесса.

Компетентностный подход в деятельности ННС вуза диктует необходимость серьезных перемен. Нредстоит от проектирования результатов образования, выраженных в форме компетенций, идти к проектированию объема, уровня, содержания теоретических и эмпирических знаний. Иначе говоря, проектирование учебного плана, рабочих программ, программ практик, программы итоговой аттестации, планов-конспектов учебных занятий, фонда оценочных заданий

необходимо начинать с проектирования результатов образования, выраженных в формате компетенций.

Содержание образования выполняет определяющую «миссию» в формировании и развитии компетенций. Однако не следует рассчитывать, что посредством только содержания образования можно обеспечить овладение компетенциями. Дело в том, что за формирование тех или иных компетенций не могут «отвечать» содержание отдельных учебных дисциплин или даже содержание всей образовательной программы. Компетенции являются также результатом образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды, создаваемой в вузе.

Преподавателю необходимо учитывать то обстоятельство, что результаты образования и компетенции устанавливаются не только на уровне квалификации, но и на уровне циклов, учебных дисциплин (модулей). В то же время при разработке рабочих программ требуется достижение прозрачности в определении целей, поскольку они должны быть динамичными и чуткими к потребностям общества, экономики, рынка труда.

Еще одно не менее важное требование, обусловленное введением ФГОС ВПО 3-го поколения, - оценивающие технологии и средства призваны включать в себя индикаторы, которые можно измерить.

В связи с вышеизложенным перед новой системой повышения квалификации ППС стоят задачи подготовки обучающихся к реализации компетентностно-ориентированных основных образовательных программ (ООП) по направлениям, уровням и профилю подготовки, которые представляют собой систему взаимосвязанных документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника.

ООП бакалавров, магистров и специалистов разрабатываются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки с учетом примерных основных образовательных программ, утвержденных Минобрнауки России (или УМО).

В структуру ООП вуза входят: характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО), которая включает:

- наименование ООП; направление подготовки; профиль подготовки; цель ООП; квалификацию выпускника; срок освоения ООП;

- трудоемкость ООП в зачетных единицах; требования к абитуриентам; компетентностно-квалификационная характеристика выпускника (требования к результатам освоения выпускником ООП ВПО), включая: область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности; компетенции выпускников вуза по ООП ВПО;

- документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса (по формам обучения), включая: учебный план, программы учебных дисциплин и (или) модулей, практик, учебно-методические комплексы, годовой календарный учебный график;

- ресурсное обеспечение ООП, включая: кадровое обеспечение ООП; учебнометодическое и информационное обеспечение ООП; материально-техническое обеспечение ООП;

- характеристику среды вуза, обеспечивающей развитие социально-личностных компетенций выпускника;

- документы, описывающие образовательные технологии, применяемые вузом при реализации ООП;

- документы, описывающие систему оценки качества студентов и выпускников.

На первом этапе формирования ООП преподавателям вуза необходимо иметь готовность к определению конечных целей, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются заявленные в ФГОС ВПО цели подготовки бакалавров, магистров и специалистов в компетентностном формате, включающие развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, определяющих их готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.

Важно, чтобы преподаватели вуза конкретизировали и дополнили проектируемые результаты обучения с учетом видов, задач профессиональной деятельности и требований к уровню подготовки выпускников, содержащихся в ФГОС ВПО по направлению подготовки, и исходя из того, к какому уровню ВПО относится данная ООП. Преподавателю вуза предстоит обеспечить реализацию требований к уровню подготовки выпускника вуза при участии общественно-профессиональных организаций работодателей в соответствии с уровнем ВПО (квалификацией выпускника) и профилем подготовки выпускника.

Определение компетентностно-квалификационных характеристик выпускников становится одной из ведущих задач вуза.

На втором этапе формирования ООП в вузе разрабатываются документы, определяющие и регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса. В связи с этим необходимо решить следующие задачи: определить полный перечень дисциплин и/или модулей ООП (дисциплины базовой, а также вариативной частей ООП, включая дисциплины по выбору студента); установить трудоемкость дисциплин и/или модулей ООП в зачетных единицах и последовательность их освоения; обеспечить необходимую целостность образовательной программы, сочетающую фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности выпускника; определить соотношение между аудиторной и самостоятельной работой студента; установить целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования; найти наиболее эффективные, с точки зрения достижения общих целей ООП, виды учебных занятий, образовательные технологии и др.

Одним из сложных и ответственных участков является проектирование компетентностно-ориентированных учебного плана, учебного графика и УМК учебных дисциплин.

На третьем этапе формирования ООП в вузе формулируются требования к ресурсному обеспечению, необходимому для реализации ООП, включая кадровое, материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение.

Предстоит разработка концепции и программы, определяющих создание в университете условий для формирования и развития общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, удовлетворения их потребности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии (программы воспитательной работы, планы работы библиотеки, клубов, музеев и т.п.).

На четвертом этапе формирования ООП разрабатывается документация, нормативно и методически обеспечивающая функционирование системы оценки качества подготовки выпускников, предназначенной для оценивания учебных достижений студентов и уровня освоения компетенций.

Система оценки качества подготовки выпускников, как правило, должна содержать: подсистему входного контроля уровня подготовки по дисциплине и/или модулю; подсистему текущего контроля достижений студента; подсистему

промежуточного контроля достижений студента; подсистему итоговой государственной аттестации выпускника.

В процессе разработки основной образовательной программы высшее учебное заведение должно произвести расчет (оценку) затрат на ее реализацию.

В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы

Российской Федерации» подчеркивается: «В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна осуществляться интеграция образования, науки и экономики». Поэтому язык компетенций - наиболее подходящий для консультации с социальными партнерами (работодателями, профессиональными сообществами и др.) в вопросах подготовки конкурентоспособных кадров.

В настоящее время, по мнению работодателей, к числу существенных недостатков образования принадлежат: неспособность выпускников ОУ интегрировать и использовать знания в процессе принятия решений; неумение адаптироваться к изменениям; недостаток творческой активности. Общее пожелание работодателей -чтобы университеты готовили выпускников, которые могут успешно работать в группах и руководить ими, понимают процессы новшеств и обладают творческой силой.

Решение этих проблем и задач, связанных с реализацией компетентностно-ориентированной ООП, диктует необходимость поиска ответа на целый ряд вопросов: как обеспечить кооперацию различных кафедр, преподавателей, представителей профессиональных сообществ (работодателей) в процессе проектирования и реализации ООП? как обеспечить интеграцию учебных циклов, учебных дисциплин (модулей)? как должны выглядеть учебный план, график, рабочие программы, программы практик, программы итоговой аттестации, разработанные на компетентностной основе? как проектировать вариативную часть учебного плана на компетентностной основе? как моделировать учебные занятие на компетентностной основе? какие технологии необходимы для формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов? как должен выглядеть фонд оценочных средств для входной, промежуточной (текущей) и итоговой аттестации студентов?

В связи со сложностью задач, стоящих перед ППС вуза в условиях введения компетентностного подхода к проектированию и реализации образовательного процесса, возникает необходимость развития внутривузовской системы повышения квалификации в логике обучающей организации. Согласно П. Сенге, «обучающаяся организация - это место, где люди постоянно расширяют свои возможности с целью достижения идеальных результатов, где приветствуются новые пути мышления, где стремления коллектива свободны и где люди непрерывно учатся тому, как учиться». Обучающаяся организация характеризуется всеобщим вовлечением персонала в процесс изменений, направленный на достижение разделяемых персоналом ценностей и принципов. Для реализации принципов вышеназванной организации недостаточно обучения персонала. Обучающаяся организация стимулирует обучение своих сотрудников и подвержена саморазвитию.

Обобщая эти определения, отметим, что обучающуюся организацию характеризуют: организация постоянно действующих опережающих программ

повышения квалификации персонала и системное внедрение образовательных инноваций; разработанная система мотивации персонала в перманентном повышении квалификации; развитие практики обмена опытом и тиражирования позитивных педагогических, дидактических, методических приемов; наличие системы поощрения преподавателей, работающих по инновационным методикам, активно обучающихся в системе повышения квалификации.

Таким образом, в условиях введения ФГОС ВПО требуется радикальная переподготовка преподавателей, ориентированная на успешное внедрение компетентностного подхода в интеграции с системно-деятельностным подходом к построению образовательного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.