Научная статья на тему 'Повышение квалификации кадров в Воронежском университете'

Повышение квалификации кадров в Воронежском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации кадров в Воронежском университете»

122

Высшее образование в России • № 1, 2008

разование должно стать для человека не только понятным и необходимым, но и доступным. К сожалению, ДПО - это вид образования, получение которого государство не гарантирует. Поэтому на уровне региона возможно через региональные, муниципальные заказы проводить целевую подготовку, разрабатывать региональную систему кредитования повышения квалификации.

С. КУРГАЛИН, профессор Воронежский государственный университет

оронежский государственный университет (ВГУ) в течение более 40 лет проводит повышение квалификации преподавателей вузов по программам Министерства образования РФ.

Самый большой и старейший в Центрально-Черноземном регионе России факультет повышения квалификации (ФПК), образованный в 1967 г., обеспечивает в текущем году работу 22 направлений повышения квалификации, установленных приказами Федерального агентства по образованию. В ихчисле -12 направлений по приказу № 748 от 26.04.2007 г. по контрольным цифрам приема («Болонский процесс в российских вузах: технология реализации», «Гуманитаризация компонентов образовательного процесса в высшей школе в свете новых государственных стандартов », «Гуманитарные проблемы современности», «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Коммерциализация интеллектуальной собственности», «Коммуникативная компонента преподавательского корпуса», «Многоуровневое образование », «Проблемы экономики региона», «Русский язык», «Социально-экономическое прогнозирование », «Теоретические и методологические проблемы совре-

Таким образом, ДПО, как самый мобильный вид образования, является важнейшим фактором, позволяющим гражданину быть непрерывно адаптированным к технологическим и социально-экономическим изменениям в обществе. Поэтому задача управления ДПО, в том числе и на региональном уровне, - в выстраивании ценностных приоритетов всех участников процесса профессионального обучения.

менной экономической науки», «Проблемы качества образования»), 6 перспективных направлений по приказу № 1390 от

23.11.2006 г. («Гуманитарные проблемы современности», «Инновационная деятельность », «Информационно-коммуникационные технологии», «Русский язык», «Современная биология», «Управление качеством образования»). В 2006 г. только по вышеперечисленным направлениям в ВГУ повысили квалификацию 528 преподавателей вузов Москвы, С.-Петербурга, Казани, Перми, Волгограда, Саратова, Хабаровска, Ижевска, Владивостока, Архангельска, Вологды, Брянска, Тулы, Тамбова, Астрахани, Владимира, Пензы. В 2007 г. в Воронежском государственном университете по приказу № 501 от

15.03.2007 г. впервые было открыто четыре перспективных направления повышения квалификации педагогических работников государственныхобразовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования («Гуманитарные проблемы современности. Русский язык», «Информационно-коммуникационные технологии», «Экология и природопользование», «Управление качеством образования »).

Повышение квалификации кадров в Воронежском университете

Дополнительное образование____________123

Отзывы слушателей и большое количество желающих приехать на повышение квалификации в ВГУ позволяют сделать вывод о соответствии проводимой у нас подготовки требованиям времени.

Принятое в 2005 г. «Положение о повышении квалификации профессорско-преподавательского состава ВГУ » детально определяет порядокорганизации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и устанавливает формы всех связанных с этим документов. ФПК в соответствии с установленными Рособразованием контрольными цифрами приема существенно (в 2 раза) увеличил в последние годы количество направлений подготовки и число слушателей. Так, например, по приказуФедерального агентства по образованию ФПК провел повышение квалификации преподавателей вузов по новому направлению «История и философия науки», по которому в течение года было подготовлено более 100 преподавателей вузов.

В соответствии с информационным письмом Рособразования ВГУ предложил на 2008 г. 38 различных программ повышения квалификации, включая новые программы как «проблемного», так и «предметного» повышения квалификации в тех областях знаний, в которых ВГУ имеет заметный приоритет, а также программы с ярко выраженной региональной направленностью.

ФПК разрабатывает и внедряет в систему дополнительного профессионального образования ВГУ новые учебные, инновационные и информационные технологии, принимает активное участие в создании и внедрении комплекса дистанционного и открытого образования ВГУ с момента начала этих работ.

В обязанности ФПК входит контроль выполнения планов кафедр и факультетов университета по повышению квалификации, а также выдача сведений местным органам управления (администрациям города и области, областному и городскому управ-

лениям образования и др.) по их запросам. Информация о преподавателях, прошедших повышение квалификации или стажировку, непрерывно анализируется и передаётся в управление кадров для включения в личные дела преподавателей. ФПК ежегодно перевыполняет устанавливаемые Федеральным агентством по образованию планы по повышению квалификации.

Силами ФПК осуществляется повышение квалификации не только преподавателей, но и других работников в соответствии с программами обучения, объявляемыми руководством ВГУ. Так, в 2007 г. проведено повышение квалификации госслужащих территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного контроля в Воронежской области по программе «Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства», а также большой группы сотрудников и преподавателей, входящих в состав постоянно обновляемого кадрового резерва университета.

Одно из направлений, привлекающих в ВГУ наибольшее число слушателей системы повышения квалификации, - «Информационно-коммуникационные технологии». В рамках этого направления проводится обучение созданию и применению электронных учебно-методических ресурсов, использованию компьютерных технологий в научных и прикладных исследованиях, web-технологиям, применению информационных сетей, параллельным вычислениям, методам и средствам защиты информации и др.

В качестве одного из полигонов, позволяющих продемонстрировать слушателям системы повышения квалификации применение информационных технологий в учебном процессе и научных исследованиях, в ВГУ используется учебно-научная лаборатория «Цифровые медицинские технологии » факультета компьютерных наук. Основу приборной базы лаборатории составляют компьютерные электроэнцефалограф «Нейрон-Спектр 4/ВП » и электрокардио-

124

Высшее образование в России • № 1, 2008

граф «Полиспектр-12 ». В лаборатории демонстрируются алгоритмы и способы компьютерной обработки информации, полученной методами функциональной медицинской диагностики: электрокардиографии, электроэнцефалографии, электромиографии, электроокулографии, лазерной доплеровской флоуметрии и др. Используются как общепринятые и распространенные виды обработки данных, так и современные концепции детерминированного хаоса и подходы на базе теории информации. Ряд разделов читаемых в ВГУ курсов: «Цифровая обработка сигналов в научных исследованиях», «Нейронные сети», «Цифровые технологии», «Информационные системы в медицине » и др. - используются в системе повышения квалификации. Практическая работа, выполняемая в лаборатории, включает в себя реальную регистрацию слушателями электрокардиограмм, электроэнцефалограмм, электроми-ограмм, снятие показателей вариабельности сердечного ритма и последующую их компьютерную обработку с использованием имеющихся программных комплексов. При таком подходе усиливается мотивация и интерес слушателей к овладению учебным материалом, так как они могут получить подробную информацию и о состоянии своего здоровья.

В лаборатории выполняются не только выпускные квалификационные работы слушателей ФПК, но и курсовые, бакалаврские, дипломные и магистерские работы студентов по разработке компонентов информационных систем, воспроизводящих элементы стандартного анализа медико-биологических сигналов, созданию новых информа-ционныхкомплексов или модернизации уже действующих систем. Формируются обширные базы данных, характеризующие состояние здоровья слушателей, сотрудников и студентов и фиксирующие изменения этого состояния за определенный период времени или при различной нагрузке. Это позволяет на основе детального анализа и обобщения статистического материала выпол-

нить прогнозирование изменения состояния здоровья и получать исходные данные для научных исследований. Лаборатория также участвует в реализации программ «Здоровье студентов» и «Дети России» в оценке состояния здоровья учащихся и пропагандирует здоровый образ жизни среди преподавателей и студентов.

Следует отметить, что одной из выявленных в последнее время проблем является нехватка специалистов, обладающих одновременно знаниями в области информационно-коммуникационных технологий, методов математического моделирования и систем эффективной обработки информации, и представлениями о современных медицинских методиках диагностики и лечения, их преимуществах и недостатках, состоянии научных исследований в данной области и возможностях их инновационного использования. Различие в понимании путей и способов решения имеющихся проблем между специалистами в области информационных технологий и медиками не способствует повышению качества научных исследований и разработок, производимой медицинской продукции и медицинской диагностики. С одной стороны, без чёткого представления о медицинских требованиях характеристики создаваемых информационных продуктов подчас оказываются весьма далекими от ожидаемых. С другой стороны, не обладая необходимыми знаниями в области компьютерных технологий, заказчики диагностической продукции, как правило, не представляют особенностей функционирования тех или иных информационных систем и реальных возможностей их применения на базе имеющихся достижений. Это приводит к неполному использованию возможностей, заложенных в разрабатываемые проекты, в том числе и инновационных. Поэтому лаборатория и включается в систему повышения квалификации и переподготовки, оказывает консультационные услуги учебным и научным центрам, проводящим исследования и разработки в этой области.

Дополнительное образование____________125

Учитывая значительный накопленный опыт, положительные результаты, полученные в работе системы повышения квалификации, большие потребности региона, центром которого является Воронеж, и высокий научно-педагогический потенциал

ВГУ, мы считаем целесообразным предложить при рассмотрении вопроса об организации базовых центров для проведения «предметного» повышения квалификации преподавателей вузов сформировать такой региональный центр на базе ВГУ.

Е. ВТОРИНА, доцент Н. ЗУБКОВА, методист Ю. ЯРОВЫХ, преподаватель Томский государственный педагогический университет

Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, требует особых знаний и умений преподавателя. Поэтому в настоящее время перед вузовскими структурами дополнительного профессионального образования встают новые сложные задачи, направленные на разработку и реализацию системы деятельности, позволяющей осуществлять развитие кадрового потенциала вуза.

Работа с профессорско-преподавательским составом вуза по программам дополнительного профессионального образования началась с 2003 г., когда Томский государственный педагогический университет наряду с такими вузами, как РГПУ им. А.И. Герцена, МГПУ, Иркутский, Красноярский, Волгоградский, Челябинский, Омский государственные педагогические университеты и Биробиджанский государственный педагогический институт, стал победителем открытого конкурса Министерства образования «Повышение квалификации ППС на базе центров в педагогических вузах, включая семинары и совещания », и на базе ФПК и ПК - структурного подразделения вуза - был создан Центр повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по вопросам

Организация повышения квалификации ППС линейного вуза

модернизации общего и педагогического образования.

К настоящему времени организация повышения квалификации ППС по приоритетным направлениям развития образовательной системы осуществляется как внутри университета, так и в других вузах России.

ФПК и ПК системно организует курсы повышения квалификации по следующим направлениям:

■ Педагогика и психология (программы: «Модернизация общего и педагогического образования как научная концепция и педагогическая реальность »; «Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с проблемами в развитии»; «Педагогическая психология »; «Психолого-педаго-гическое и медико-социальное сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями»);

■ Менеджмент организации («Совершенствование подходов к управлению педагогическим образованием в условиях его модернизации»);

■ Информационно-коммуникационные технологии («Информационно-коммуникационные технологии (1п1^е1)»; «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе»; «Применение программного обеспечения на платформе ОС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.