Научная статья на тему 'Организация повышения квалификации ППС линейного вуза'

Организация повышения квалификации ППС линейного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация повышения квалификации ППС линейного вуза»

Дополнительное образование_125

Учитывая значительный накопленный опыт, положительные результаты, полученные в работе системы повышения квалификации, большие потребности региона, центром которого является Воронеж, и высокий научно-педагогический потенциал

ВГУ, мы считаем целесообразным предложить при рассмотрении вопроса об организации базовых центров для проведения «предметного » повышения квалификации преподавателей вузов сформировать такой региональный центр на базе ВГУ.

Е. ВТОРИНА, доцент Н. ЗУБКОВА, методист Ю. ЯРОВЫХ, преподаватель Томский государственный педагогический университет

Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, требует особых знаний и умений преподавателя. Поэтому в настоящее время перед вузовскими структурами дополнительного профессионального образования встают новые сложные задачи, направленные на разработку и реализацию системы деятельности, позволяющей осуществлять развитие кадрового потенциала вуза.

Работа с профессорско-преподавательским составом вуза по программам дополнительного профессионального образования началась с 2003 г., когда Томский государственный педагогический университет наряду с такими вузами, как РГПУ им. А.И. Герцена, МГПУ, Иркутский, Красноярский, Волгоградский, Челябинский, Омский государственные педагогические университеты и Биробиджанский государственный педагогический институт, стал победителем открытого конкурса Министерства образования «Повышение квалификации ППС на базе центров в педагогических вузах, включая семинары и совещания », и на базе ФПК и ПК - структурного подразделения вуза - был создан Центр повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по вопросам

Организация повышения квалификации ППС линейного вуза

модернизации общего и педагогического образования.

К настоящему времени организация повышения квалификации ППС по приоритетным направлениям развития образовательной системы осуществляется как внутри университета, так и в других вузах России.

ФПК и ПК системно организует курсы повышения квалификации по следующим направлениям:

■ Педагогика и психология (программы: «Модернизация общего и педагогического образования как научная концепция и педагогическая реальность »; «Современные подходы к организации коррекцион-но-развивающего обучения и воспитания детей с проблемами в развитии»; «Педагогическая психология »; «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями »);

■ Менеджмент организации («Совершенствование подходов к управлению педагогическим образованием в условиях его модернизации»);

■ Информационно-коммуникационные технологии («Информационно-коммуникационные технологии (Intel)»; «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе»; «Применение программного обеспечения на платформе ОС

126

Высшее образование в России • № 1, 2008

Linux в профессиональной деятельности преподавателя »);

■ Иностранный язык («Иностранный язык для преподавателя»; «Филология (иностранный язык)»; «Типология грамматических категорий глагола»; «Методика преподавания и практика устного перевода»; «Языкознание»);

■ Качество образования («Технологии оценки качества образования »).

В основном программы курсов нацелены не на предметное, а на надпредметное повышение квалификации, что позволяет современному преподавателю высшей школы овладевать необходимыми базовыми, межличностными, системными компетенциями, необходимыми для:

■ приведения содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества, экономики и личности;

■ использования в практической деятельности механизмов управления процессом обучения, адекватных задачам развития системы образования.

До 2006 г. финансирование программ повышения квалификации ППС вуза осуществлялось за счет его внебюджетных средств, а с 2006 г. повышение квалификации 135 преподавателей по данным направлениям ведется за счет средств федерального бюджета.

С 2005 г. за счет дополнительных средств федерального бюджета Рособра-зованием впервые начато целевое финансирование опережающего повышения квалификации преподавателей по приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ с использованием механизма командирования ППС вузов в базовые вузы России. Это позволяет осваивать передовой педагогический опыт и реализовывать на практике принцип «академической мобильности», обеспечивающий преподавателям возможность широкого выбора программ, форм и методов обучения.

Томский государственный педагогичес-

кий университет входит в число линейных вузов, направляющих профессорско-преподавательский состав на повышение квалификации в базовые вузы РФ. С 2005 по 2007 гг. в соответствии с известными приказами Рособразования 124 преподавателя ТГПУ прошли обучение по программам повышения квалификации. С 2007 г. начато системное обучение руководителей факультетов и институтов в ведущих вузах страны (Московском педагогическом государственном университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Кубанском государственном университете).

Следует отметить, что выделенных средств оказалось вполне достаточно, для того чтобы наши преподаватели получили возможность обогатить свой педагогический опыт в базовых вузах не только Сибирского федерального округа (Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Сибирский федеральный университет, Новосибирский государственный университет), но и Южного федерального округа (Кубанский государственный университет, Ростовский государственный университет), Центрального и Северо-Западного федеральных округов (Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов).

Отправляя преподавателей на обучение в базовые вузы, мы всегда надеемся на то, что организаторы курсов, профессорско-преподавательский состав, обеспечивающий образовательную программу в этих вузах, имеют достаточно высокий потенциал, чтобы создать мотивацию у преподавателей для прохождения повышения квалификации по осознанно выбранным, профессионально важным программам повышения квалификации объемом 72 часа с отрывом от работы.

К сожалению, наши надежды не всегда оправдываются. Об этом говорит анализ

Дополнительное образование_127

анкетирования, которое мы проводим после прохождения преподавателями курсов в других вузах. С нашей точки зрения, прошло достаточно времени, чтобы базовым вузам работать не только на реализацию количественного показателя (предоставление широкого набора программ), но и на совершенствование их качества. Ведь основная цель Рособразования при разработке модели эффективной системы повышения

квалификации ППС по приоритетным направлениям - развитие кадрового потенциала вузов, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса, работать, используя современные образовательные технологии, а значит, развивать инновационные компетенции выпускников и в перспективе - создавать условия для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Ю. ГОЛУБ, директор ИДПО Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

После интенсивных обсуждений в сообществе руководителей вузовских структур ДПО возобладало понимание необходимости серьезных перемен в сложившейся практике повышения квалификации преподавателей. Суть этих перемен, инициированных соответствующим отделом Рособразования, можно свести к нескольким ключевым позициям.

Первое. Изначально сложившаяся система повышения квалификации в вузах, предполагавшая переподготовку как профессорско-преподавательского состава, так и работников образования, была с 2007 г. целиком переориентирована на повышение квалификации вузовских преподавателей.

Второе. Был изменен не только контингент слушателей, но и предложен обоснованный алгоритм расчета его количества в каждом высшем учебном заведении, имеющем структуры ДПО.

Третье. По настоянию Федерального агентства по образованию были предприняты шаги по пересмотру направлений повышения квалификации в плане их большего соответствия задачам модернизации высшей школы.

Четвертое (и главное). В сочетании с ранее начатым Рособразованием проектом

Перемены в вузовской системе повышения квалификации: предварительные итоги

повышения квалификации ППС вузов по приоритетным направлениям стала формироваться новая целостная система повышения квалификации, состоящая из двух элементов: внутривузовское повышение квалификации своих преподавателей и направление небольшой части преподавателей из «линейных» вузов на повышение квалификации в «базовые » вузы.

Прошел почти год. Попытаемся на примере Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского подвести предварительные итоги. С нашей точки зрения, СГУ для этого вполне репрезентативен. Это один из старейших и в то же время динамично развивающихся вузов страны, который располагает всем необходимым для обеспечения качественного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по широкой номенклатуре специальностей. В свою очередь, руководство СГУ, понимая важность деятельности по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, принимает меры к ее успешной реализации.

С 2007 г. сложившийся на базе Института дополнительного профессионального образования механизм повышения квали-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.