Научная статья на тему 'Повышение качества образовательных услуг как условие перехода к постиндустриальной экономике'

Повышение качества образовательных услуг как условие перехода к постиндустриальной экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СФЕРА УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мордовченков Н. В., Климина Е. В.

. Образовательные услуги - важнейший компонент в воспроизводстве качества общественного интеллекта. Качественные изменения в системе профессионального образования выступают фактором формирования нового качества экономики и условием обеспечения благосостояния и построения будущего образа жизни страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества образовательных услуг как условие перехода к постиндустриальной экономике»

Повышение качества образовательных услуг как условие перехода к

постиндустриальной экономике

IMPROVEMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES AS THE TRANSITION CONDITION TO POSTINDUSTRIAL ECONOMY

Н.В. Мордовченков, д.э.н., профессор кафедры «Организация и менеджмент» Нижегородский государственный инженерно-экономический

институт

e-mail: infra-WM@yandex. ru

Е.В. Климина

аспирант кафедры «Экономика и статистика» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт

e-mail: [email protected]

N.V. Mordovchencov, the doctor of economics, the professor of chair «Organization and management» the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, e-mail: [email protected]

E.V. Klimina, the post-graduate student of chair «Economy and statistics» the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, e-mail: [email protected]

Аннотация. Образовательные услуги - важнейший компонент в воспроизводстве качества общественного интеллекта. Качественные изменения в системе профессионального образования выступают фактором формирования нового качества экономики и условием обеспечения благосостояния и построения будущего образа жизни страны.

Annotation. Educational services is a critical component in the reproduction quality of public intelligence. Qualitative changes in vocational

education are the factor of the formation of a new quality of the economy and for ensuring the well-being and the future lifestyle country.

Ключевые слова: постиндустриальная экономика, сфера услуг, образовательные услуги, профессиональное образование, образовательные стандарты.

Keywords: post-industrial economy, services, educational services, vocational education, educational standards.

В мировом хозяйственном развитии процесс перехода промышленных стран от индустриальной модели экономики (основанной на машинном производстве) к постиндустриальной модели хозяйствования (основанной на автоматизированном производстве) становится неизбежным.

Постиндустриальная экономика характеризуется развитой сферой услуг, она основана на знаниях и передовых технологиях, которые являются основой современного общества. Экономический акцент с производства товаров перенесен на оказание услуг, но это не означает, что производство товаров уменьшается. Данный факт говорит о том, что промышленность по показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступает первое место сфере услуг. Сфера услуг становится значимой в экономике России: она создает многочисленные рабочие места, вносит существенный вклад во внутренний национальный продукт, что является стимулом к развитию новых технологий и увеличению числа высокотехничных процессов [5].

Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. В основе прогрессивной технологии лежит знание, главным образом научное. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. В отличие от прошлого, когда пути науке прокладывал

практический опыт, сегодня поток информации идет в противоположном направлении — от науки к производству. Основу конкурентоспособности любой страны составляет способность людей находить, производить, обрабатывать, преобразовывать, распространять и использовать знания в различных сферах человеческой деятельности. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника - человеческий капитал.

Человеческий капитал — важнейший ресурс постиндустриального общества. Для постиндустриальной экономики образование своего рода инвестиции в человеческий капитал, от которых зависят качество и успех производства. В условиях постоянного обновления знаний и жесткой конкуренции постоянное обучение человека, его мотивация к развитию и самосовершенствованию становится необходимостью.

Оптимальная стратегия перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике — это развитие образования и науки. Образование является основной сферой, посредством которой осуществляется развитие человека. Целью изменений в образовании являются профессиональное, информационное обеспечение человеческого капитала, становление информационного общества, члены которого свободно ориентируются в тонкостях информационной экономики. Эти изменения в конечном итоге должны привести к повышению производительности, как работников физического труда, так и ученых.

Постиндустриальная экономика характеризуется рядом

отличительных черт:

- сфера услуг выходит на лидирующие позиции;

- информация и знания становятся производственным ресурсом;

- наука становится главной движущей силой экономики;

- качества «нового» работника - профессионализм, обучаемость, креативность.

В связи с этим задачей государства и общества является создание эффективной, отвечающей всем современным требованиям, системы образования и формирование полноценного, четко функционирующего рынка образовательных услуг.

Образовательные услуги обладают пятью основными характеристиками: неосязаемость, неотделимость, непостоянство качества, недолговечность (несохраняемость), отсутствие владения [4].

Неосязаемость услуги означает, что ее нельзя продемонстрировать, то есть до ее приобретения ее невозможно увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать или ощутить ее запах. Ввиду отсутствия осязаемых характеристик услуги, до ее покупки, степень неопределенности приобретения увеличивается, чтобы ее сократить покупатели ищут «сигналы» качества услуги. В образовании это: образовательные стандарты, учебные планы и программы, информация о методах, формах и условиях оказания услуг, документы об образовании, сертификаты, лицензии, аттестаты, дипломы.

Неотделимость услуги означает, что ее нельзя отделить от источника независимо от того предоставляется услуга человеком или машиной. Преподаватель не может предоставить услугу, если в аудитории нет студентов. Вследствие того, что при производстве услуги всегда присутствует ее потребитель, взаимодействие с поставщиком (преподавателем) является обязательным. Способность преподавателя достичь взаимопонимания со студентами влияет на показатели их успеваемости.

Второй характерной особенностью неотделимости услуг является присутствие и участие в процессе их предоставления других потребителей. Студенты в аудитории присутствуют при потреблении услуги каждым отдельным человеком. Общее поведение определяет степень удовлетворения услугой отдельных людей. Следовательно, задачей производителя услуги является обеспечение того, чтобы одни потребители образовательных услуг

не препятствовали получению качественного образования другим потребителям.

Непостоянство качества услуги означает, что ее качество может очень сильно изменяться в зависимости от того, кто, когда, где и как ее предоставляет. Качество услуги, тем более, образовательной, очень трудно поддается контролю. Услуга, предоставляемая одним преподавателем, качественно варьируется в зависимости от его физической формы и настроения во время общения с учащимися. Администрация образовательного учреждения должна постоянно проверять степень удовлетворения обучающихся качеством образовательного процесса путем анкетирования студентов и мониторинга уровня успеваемости.

Недолговечность услуги означает, что ее нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Для образовательных услуг характерно, что учебная информация может быть подготовлена в раздаточных материалах, книгах, на кассетах, электронных дисках. Однако следует учесть, что информация быстро устаревает.

Отсутствие владения означает, что в отличие от физических товаров, услуги не являются чьей-то собственностью. Из-за отсутствия владения учреждения, предлагающие образовательные услуги, должны прилагать особые усилия для укрепления имиджа и привлекательности своей марки.

Особенностями, присущими только образовательным услугам, являются:

- относительная длительность исполнения;

- отсроченность выявления результативности оказания услуг;

- сезонность или дискретная периодичность оказания услуг, особенно в сфере повышения квалификации;

- зависимость услуг от места их оказания и места проживания обучающихся;

- усиление потребности в образовательных услугах по мере удовлетворения данной потребности [4].

Образовательные услуги выступают компонентом качества жизни каждого человека (личности), качества его труда, и, как следствие, качества процесса и результатов производства (продуктов труда), что в результате приводит к повышению уровня жизни в стране.

Реформирование сферы образования и образовательных услуг -ведущее направление большинства национальных стратегий развития, которое в последнее время вызывает интерес среди экономистов и разработчиков государственной экономической политики. Причина интереса заключается в том, что увеличение количества населения, получившего образование, далеко не всегда отражается в улучшении экономических условий. По некоторым оценкам ежегодный прирост объемов спроса и предложения на образовательные услуги в сфере высшего образования и образования для взрослых (в том числе и постдипломного) в наиболее быстро развивающихся странах достигает 10-15%. Однако в число критериев оценки национальной конкурентоспособности включено не количество, а качество образования, особенно в области математических и технических наук, образование в области менеджмента, а также профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов.

Осуществление государственной политики перехода страны на инновационный путь, которая определена в Стратегии развития России до 2020 года, предполагает существенные изменения в системе профессионального образования, необходимость подготовки кадров, способных и готовых к деятельности в условиях инновационной экономики.

В соответствии с этим возникает проблема организации образовательного процесса в вузах таким образом, чтобы результатом подготовки через три-пять лет (срок обучения) стали высококвалифицированные компетентные специалисты.

Приведем пример. После окончания обучения выпускник - молодой специалист - во время поиска работы, изучая вакансии, приходит к выводу о

том, что знания и умения, полученные им в течение 3-5 лет обучения, не являются востребованными, а то, что требуется потенциальными работодателям, необходимо либо изучать самостоятельно, либо посещать специализированные курсы. Эта проблема актуальна для всех выпускников профессиональных учебных заведений, поскольку после приема абитуриента на учебу до его выпуска проходит длительный период времени. Конечно, нельзя заранее предсказать потребности рынка труда через такой долгий период. Возможное решение данной проблемы образовательные учреждения видят в ориентации образовательных программ на передовые предприятия, которые владеют современными технологиями. Задача вуза - выявить такие предприятия и вовлечь их в деятельность по подготовке специалистов.

Необходимость ориентироваться на потребности рынка труда сейчас хорошо понимается в системе образования: подготовленные

профессиональными сообществами квалификационные требования (профстандарты) к специалистам учитывались при разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и примерных учебных планов учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования.

На заседании коллегии Минобрнауки России 25 января 2011 года отмечалось: «Глобальная конкуренция в возрастающей степени захватывает сферы профессионального образования. Это означает, что качество образовательных услуг и интеллектуальных продуктов образовательных учреждений уже не может оцениваться внутри национальных и региональных образовательных систем. И чтобы достичь успеха, образовательные учреждения должны не просто повышать уровень образования, но и обеспечить международную сопоставимость образовательных программ и результатов обучения, включаться в межнациональные профессиональные сети и потоки академической мобильности.

Ускоряющаяся динамика структурных изменений в экономике обусловила также необходимость постоянного обновления содержания профессионального образования, что потребовало принятия федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для всех уровней профессионального образования» [3, с. 5].

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов стала «ответом» на требования, сформулированные в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации:

- внедрение в практику адекватных времени образовательных стандартов;

- содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам с учетом накопленных отечественных преимуществ;

- создание конкурентоспособной образовательной системы на основе пересмотра содержания образовательных программ профессионального образования совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей и создание системы объективного, независимого внешнего контроля качества получаемых знаний [3, с.7].

Значимыми нововведениями в части обновления содержания профессионального образования и разработки ФГОС третьего поколения стал учет требований работодателей, которые принимали активное участие в их обсуждении. Изменилась процедура формирования стандартов, которая обеспечила участие работодателей, а также изменила принцип обновления стандартов. Новая структура и процедура формирования стандартов делают образование открытым к инновациям, дают возможность гибко обновлять образовательные программы и содержание обучения в соответствии с динамично меняющимися запросами развивающейся инновационной экономики.

Требования работодателей в настоящее время формулируются не столько в формате «знаний» работников, сколько в терминах «способов деятельности» - компетенций. Компетентностный подход не отрицает, но

изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, нормативных документах, Интернете и др., а не в головах обучающихся. Однако, обучающиеся должны знать, где и как найти недостающую информацию, как ею быстро и рационально воспользоваться для решения поставленной задачи, проблемы.

Кроме того, работодатели обращают внимание на такие результаты образования как готовность к «командной» работе, к непрерывному самообразованию; способность решать всевозможные проблемы; работать как в типовых, так и нестандартных ситуациях; умения активного поведения на рынке труда и т.д. Таким образом, компетентностный подход - это попытка привести образование, в том числе высшее и среднее профессиональное, в соответствие с потребностями рынка труда. С данным подходом связывают идеи прямого заказа на содержание образования со стороны изменяющегося рынка труда и потенциальных работодателей.

Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс представляет собой попытку соотнести между собой потребности рынка труда и процесс обучения будущих специалистов в профессиональной школе. В компетентностном подходе, по мнению многих исследователей, отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.

Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. Однако ситуация должна быть жизненно важна для индивида, должна нести на себе потенциал

неопределенности, выбора (веера возможностей), должна находить резонанс в культурном и социальном опыте обучающегося.

Компетентностный подход призван решать ряд таких проблем в образовательном процессе, которые на основе существующих в теории и практике профессионального образования технологий до сих пор остаются нерешенными. Если раньше задачей российской системы образования была подготовка специалистов для массового, стабильного производства, с редко меняющейся технологией и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции, то сегодня ситуация становится иной: меняются технологии, производство становится гибким. Оно требует другого специалиста, способного проявлять активность в меняющихся условиях [1].

Изменение образовательной парадигмы от обучения, которое классически ориентировалось на предметное содержание, к компетентностно-ориентированному сопряжено с определенными трудностями. Модульная организация образовательного процесса требует новых подходов к разработке программ с ориентацией на создание условий формирования общих и профессиональных компетенций, которые выступают результатом освоения данных программ.

Ориентация на квалификационные цели и компетенции, которые должны быть достигнуты в процессе освоения дисциплин и профессиональных модулей, требует от преподавателей в большей мере, чем до сих пор, анализа сильных и слабых сторон существующих программ, анализа потребностей регионального рынка труда, а также межфакультетского и межкафедрального согласования содержания подготовки с целью исключения дублирования материала и разработки новых междисциплинарных курсов. Результат согласования приведет в конечном итоге к прозрачности образовательных программ для обучающихся и профессиональных сообществ.

Оценка качества образования через компетенции означает, что образование тесно связывается с трудоустройством. Итоговым критерием

оценивания сформированности профессиональных компетенций выступает востребованность выпускников на рынке труда, их профессиональный и карьерный рост.

Формирование профессиональных компетентностей можно

рассматривать как личностное образование, промежуточный этап на пути к профессиональному мастерству. Профессиональная компетентность является качественной интегративной характеристикой выпускника.

В настоящее время квалифицированный персонал все более становится фактором стратегического преимущества предприятий. Так, согласно модели источников корпоративного успеха (Кау, Oxford, 1993) архитектура организации, которая обеспечивает эффективную систему использования организационных знаний, является одним из трех стратегических источников конкурентного преимущества. Это обстоятельство особенно важно в аспекте обеспечения конкурентоспособности российских предприятий по отношению к зарубежным.

Реализация компетентностного подхода способствует достижению основной цели профессионального образования - подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Так как выпускники должны быть ориентированы на работу с технологиями завтрашнего дня, их подготовка не может осуществляться без вовлечения преподавателей в передовые исследования, без практики личного участия студентов в таких работах. Формируется своего рода профессиональный идеал. Под профессиональным идеалом в широком смысле слова понимается представление носителя идеала о высококвалифицированном специалисте, конкурентоспособном и

востребованном на рынке труда. В узком смысле профессиональный идеал -это идеальная цель профессионального образования, один из критериев качества профессионального образования и воспитания. Реальная же цель -качество учебных программ и повышение уровня преподавания, которые являются необходимыми условиями для повышения качества образования и включения положительного эффекта системы образования для целей экономического роста.

Литература:

1. Климина Е.В. Компетентностный подход в профессиональной подготовке студентов колледжа: труды IV Межвузовской научнопрактической конференции «Актуальные вопросы развития пищевой промышленности: инновации в технологии, экономике, подготовке кадров». - Нижний Новгород. 2009 г. С.24-29.

2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. Учебное пособие /Под ред. А.П. Егоршина. - Н. Новгород: НИМБ. 2001. 425с.

3. О ходе выполнения работ по переходу на федеральные государственные

образовательные стандарты нового поколения

http://mon.gov.ru/str/kol/resh/2011/8207/

4. Панкрушин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. - М: Интерпракс. 1995. 240с.

5. Федцов В.Г. Культура сервиса. Учебно-практическое пособие. -М.:ПРИОР. 2000. 127с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.