Научная статья на тему 'Специфика образовательных услуг и их маркетинг'

Специфика образовательных услуг и их маркетинг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5707
746
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭЛЕМЕНТЫ МАРКЕТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завадская В.В.

Образовательные услуги специфичны и они реализуются через образовательные программы, определяемые законодательством через систему маркетинга. Элементами маркетинга образовательных услуг являются субъекты, объекты, их ориентация на рынке образования, а также проблемы, встающие перед субъектами и методы их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика образовательных услуг и их маркетинг»

специфика образовательных услуг и их маркетинг

ЗАВАДСКАЯ ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА,

старший преподаватель кафедры Финансов и экономики Омского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Ключевые слова: образование, образовательная услуга, маркетинг образовательных услуг, образовательные программы, элементы маркетинга образовательных услуг.

Аннотация: Образовательные услуги специфичны и они реализуются через образовательные программы, определяемые законодательством через систему маркетинга. Элементами маркетинга образовательных услуг являются субъекты, объекты, их ориентация на рынке образования, а также проблемы, встающие перед субъектами и методы их решения.

В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» дается следующее определение образования - «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].

В то же время образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества» [6].

Основным видом деятельности учреждений образования является создание и оказание образовательных услуг. Выделим основные подходы к определению этого понятия.

Наиболее распространенный из них под образовательными услугами понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства» [6]. Несколько иначе формулирует это понятие А.А. Ченцов: «Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагоги-ческого труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результатом научного труда является научный продукт. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом» [5]. А.В. Сагино-ва считает, что продуктом любого образовательного учреждения является образовательная программа, которая разрабатывается им для того, чтобы удовлетворить потребность в образовании, профессиональной подготовке, обучении или переподготовке, т.е. достижении определенного социального эффекта (изменение образовательного или профессионального уровня) [4]. Отсюда можно заключить, что образовательная программа - это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение

образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации. Соответственно Вуз - это «производитель» не выпускников, а образовательных программ, в том виде, в котором они освоены его выпускниками. Некоторые авторы придерживаются противоположного мнения. Они рассматривают вузы как производителей товара «молодые специалисты».

Специфика образовательных услуг, представлена в таблице 1.

Выделим отличительные черты, присущие только образовательным услугам :

1. Специфика образовательных услуг заключается в том, что, по мнению многих исследователей, они относятся к категории «общественных благ (товаров)».

2. Своеобразной чертой услуг образования является невозможность их непосредственного денежного измерения. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей.

3. Еще один отличительный признак образовательных услуг - многозначность целей, поставленных перед производителями этих услуг. Как правило, деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. Но, с другой стороны, многие их интересы связаны с ростом благосостояния, который предполагает «получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства».

4. Особенность образовательных услуг проявляется и в том, что они оказываются, как правило, в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием и развитием личности обучающегося. Эти услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют в формировании, сохранении и развитии разнообразных способностей человека к труду, в специализации, профессионализации и росте его квалификации.

ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица 1. Специфика образовательных услуг

характеристика услуги Описание характеристики

Неосязаемость Низкая степень осязаемости образовательных услуг проявляется в невозможности оценки их качества и объема до полного приобретения. В образовании к параметрам услуг, которые можно наглядно представить, можно отнести образовательные стандарты учебные планы и программы, информацию о методах, формах и условиях обучения, сертификаты, лицензии, дипломы и т.п.

Неотделимость от источника Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: «сам этот товар «исчезает», поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается» [3]. В то же время, любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, и спрос. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления происходит одновременно с началом их оказания.

Непостоянство качества Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину - «изменчивость «исходного материала»» [3].

Несохраняемость Свойство несохраняемости образовательных услуг проявляет себя двояко. С одной стороны, «невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании повышения спроса» [2], т.е. образовательные услуги, как и всякие другие нематериальные блага, не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя (обучающегося), не могут им и перепродаваться. Вместе с тем, эта черта образовательных услуг выглядит «смягченной», поскольку некоторая учебная информация может быть частично подготовлена и зафиксирована на материальных носителях (например, книгах, кассетах). Другой стороной несохраняемости образовательных услуг является естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогрессы.

5. Следующая отличительная черта - сотворчество преподавателя и слушателя. В сфере образования, где преобразуется личность клиента, он, не являясь профессионалом, претендует на самую активную роль в процессе производства и оказания образовательных услуг[3].

6. Образовательные услуги, как никакой другой вид деятельности, находится под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических компаний, в которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.

7. Образовательные услуги имеют ярко выраженный сезонный характер.

8. Образовательные услуги обладают высокой потребительной стоимостью, т.к. наращивают потенциал личности, специалиста, а на развитых рынках это выражается в признании высокой стоимости, правомерности высоких цен на них.

9. Еще одной отличительной чертой образовательных услуг является относительная длительность оказания образовательной услуги.

10. Для образовательных услуг характерна от-сроченность выявления результативности.

11. Жизнь человека может сложиться по-разному, поэтому существует зависимость результатов получения образовательных услуг от условий будущей работы и жизни обучившегося студента.

12. В условиях стремительно развивающихся науки, техники, общественных отношений появляется

необходимость дальнейшего сопровождения услуг, т.е. постоянного повышения квалификации работников.

13. Применение информационных технологий, дистанционного обучения формирует следующую особенность образовательных услуг - зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся.

14. Еще одной специфической особенностью образовательных услуг является невозможность их перепродажи.

15. В соответствии с п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» - право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии, поэтому необходительным условием оказания образовательных услуг соответствующего учреждения является наличие лицензии.

16. Для того чтобы иметь возможность получить образовательные услуги абитуриенты должны пройти предусмотренный законодательством конкурсный отбор (ЕГЭ) и это тоже отличает образовательные услуги из ряда остальных услуг.

17. Еще одним специфическим моментом является то, что получатели образовательных услуг имеют относительно молодой возраст.

По причине отсутствия в литературных источниках общепризнанной классификации образовательных услуг, выделим их основные виды, воспользовавшись Законом Российской Федерации «Об образовании». Этот Закон в качестве одной из компонент системы образования называет образовательную программу, которая, по мнению некото-

рых исследователей, является комплексом образовательных услуг, которые в виде специфического товара предлагаются на рынке.

Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

Изучение всего объема предметов основной программы является обязательным, а дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам и отражают особенности данного образовательного учреждения или региона. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является «более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества».

К общеобразовательным относят следующие виды программ: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования.

Важно отметить, что Закон РФ «Об образовании» указывает на возможность общеобразовательных учреждений «по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности» (ст. 19).

К основным профессиональным образовательным программам относятся:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Образовательные программы могут предоставляться образовательными учреждениями в следую-

щих формах: а) очной, б) очно-заочной (вечерней), в) заочной.

Допускается также сочетание различных форм получения образования. Стоит отметить, что получение ряда профессий и специальностей в вечерней и заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство, ветеринария, пожарная безопасность).

Помимо классификации, данной в Законе РФ «Об образовании», можно выделить следующие виды образовательных услуг.

По длительности предоставления: долгосрочные (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.); среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п.); краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).

По используемым методам обучения: 1. Традиционные. 2. Программы проблемного обучения. 3. Программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.

По способу оплаты услуг: 1. Платные; 2. Условно бесплатными.

Чтобы говорить о сущности маркетинга в сфере образования, надо остановиться на комплексе его элементов.

Под субъектом в маркетинге принято понимать все субъекты рынка. К объектам маркетинга образовательных услуг относят образовательные учреждения, потребителей (юридические и физические лица), посредников (например, органы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и т.п.), общественные организации, институты, участвующие в продвижении образовательных услуг на рынке.

Конечным потребителем образовательных услуг выступает учащийся, студент, т.е. конкретный человек. Личность потребителя оказывает влияние на выбор направления, формы, места, времени, источников финансирования обучения. Соответственно, вокруг него формируются маркетинговые отношения по предоставлению образовательных услуг. Государственные и коммерческие организации выступают промежуточным звеном, которое оказывает влияние на устойчивый спрос, на его формирование и приобретение.

Организации, выступающие в роли посредника, выполняют ряд функций: 1) информационную функцию о спросе на образовательные услуги; 2) контроль качества предоставляемых образовательных услуг; 3) подбор и выбор места для реализации трудовой деятельности учащихся, получивших образовательную услугу; 4) выплату компенсационного пакета (полную или частичную) за оказанные образовательные услуги.

В маркетинге образовательных услуг основную роль субъектов, влияющих на формирование спроса и предложения на рынке, играют образовательные учреждения. Рассмотрим более подробно виды образовательных учреждений.

Первый вид образовательных учреждений - это образовательные учреждения начальной, средней и высшей школы. К начальному образованию относят различного рода заведения, специализирующиеся на предоставлении образовательных услуг для де-

ОБРАЗОВАНиЕ

тей возраста до 6-7 лет. К таким заведениям относят ясли, сады или детские лагеря.

Средняя школа представлена общеобразовательными учреждениями, которые подразделяются на начальное образование (срок обучения составляет 1-3 (4) года), основное образование (срок составляет 5-6 лет) и среднее полное образование (срок обучения составляет от 10-12 лет). Образовательные учреждения средней школы могут различаться по содержанию предоставления образовательных услуг, по профилю деятельности этих учреждений. Например, в учреждении может преобладать направление углубленного изучения иностранного языка или уклон в спортивное образование.

Высшая школа образования на территории Российской Федерации представлена училищами, колледжами, институтами, университетами, академиями. Остановимся более подробно на каждом из них.

Училища и колледжи - это образовательные учреждения, которые реализуют программы обучения высшего профессионального образования среднего и первого уровня.

Институты часто являются структурным подразделением университетов, академий или выступают как самостоятельное учебное заведение. Например, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова в свою структуру включает Институт стран Азии и Африки. Институты реализуют программы высшего профессионального образования по различным направлениям. Например, МГТУ им. Н.Э. Баумана специализируется на научно-техническом направлении. Институт Восточных языков ориентируется на направления лингвистики и культуры восточных стран.

Университеты являются ведущими учреждения в системе образования, так как способствуют развитию образования, культуры и науки на более глубоком, фундаментальном уровне высшего или послевузовского образования по различным направлениям.

Академии, в основном, специализируются на узком направлении. Этим направлением может быть техника, наука, культура, психология, педагогика и т.д. Академия обычно является ведущим научным центром определенной области, которая осуществляет переподготовку управленческих кадров и подготовку специалистов высшей категории. Например, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации специализируется, в основном, на подготовке и переподготовке граждан для прохождения государственной службы.

Стоит отметить, что существуют образовательные учреждения, которые обращают свое внимание на категории потребителей, не зависящие от их уровня образования и возрастного контингента. Например, вечерние общеобразовательные школы оказывают свои услуги для различных возрастных категорий. Центры дополнительного образования могут оказывать услуги с учетом специфики их региона.

С позиции маркетинга к функциям образовательного учреждения можно отнести: а) передачу знаний, навыков и умений, необходимых и желае-

мых учащимися; б) оказание сопутствующих образовательных услуг; в) формирование личности человека; г) посредничество в информировании обучающимся и работодателям.

Образовательные учреждения оказывают огромное влияние на маркетинг в сфере образовательных услуг, так как посреднические организации на данный момент еще не могут оказать сильного воздействия на рынок сферы образования. Учреждения-посредники в маркетинге образования выполняют следующие функции: предоставление имеющейся у них информации о конъюнктуре рынка образовательных услуг; рекламная деятельность, направленная на продвижение образовательных услуг; оказание юридических услуг в области образования; помощь в аккредитации образовательного учреждения; поиск каналов сбыта и полный цикл продажи образовательных услуг; материальная поддержка производителей и потребителей образовательных услуг; оказание ресурсной поддержки производителей и потребителей образовательных услуг.

Большое влияние на маркетинг образовательных услуг оказывает государство. Государство осуществляет финансирование, предоставляет гарантии инвестиционных отношений, налоговые льготы и т.п. для контроля рынка образовательных услуг с целью обеспечения притока в стране высококвалифицированного персонала и развития системы образования. В нашей стране государство играет роль в стандартизации образования, несмотря на все народные различия, на территории РФ. Министерство образования и науки РФ формирует базовый ассортимент образовательных услуг. Оно осуществляет государственную аккредитацию, аттестацию образовательных учреждений, формирует список специальностей и профессий и отвечает за качество предоставления образовательных услуг. Само же качество должно соответствовать установленным государством образовательным стандартам.

Также Министерство образования и науки РФ отвечает за своевременное обеспечение информацией образовательных учреждений, подготовку и профессиональную переподготовку управленческих и педагогических кадров.

После рассмотрения субъектов перейдем к следующему элементу маркетинга - объекту.

В маркетинге под объектом принято понимать услуги и товары, которые предоставляет организация. Также к объектам принято причислять идеи, компании для продажи, территории и отдельные категории людей (ведущие радио, артисты, певцы и т.п.). Под объектом также понимают любой объект, пользующийся спросом и предназначенный на рынке для обмена на что-то.

Что касается объекта маркетинга в сфере образования, то его можно отнести ко всем вышеперечисленным определениям. Так, для ученика средней школы немаловажным фактором при выборе образовательного учреждения будет играть его месторасположение и удаленность от дома (маркетинг территорий). Для будущего студента и его родителей при выборе высшего учебного заведения может сыграть роль его рейтинг среди вузов РФ (маркетинг учреждений). Стоит отметить, что в маркетинге образовательных услуг большую роль играет марке-

тинг товаров, в основном носящих инвестиционных характер (аппаратура, оборудование для проведения занятий и т.п.), а также товаров практической деятельности образовательного учреждения.

Перед учреждениями, оказывающими образовательные услуги, стоят следующие проблемы: определить и описать контингент учащихся; определить цели обучения в соответствии со знаниями; определить время, периодичность, режимы и ступени обучения; определить месторасположение образовательного учреждения; определить тип образовательного учреждения; определить технологии обучения и контроль над его результатом; определить основные требования к квалификации персонала образовательного учреждения; определить учебно-методические средства и возможность их использования в процессе обучения.

Решив вышеперечисленные проблемы, образовательное учреждение определяется с ассортиментом, ценовой категорией, коммуникацией, сбытовой и кадровой политикой.

К функциям маркетинга образовательных услуг относят: 1) исследование конъюнктуры рынка; 2) прогнозирование конъюнктуры рынка; 3) выявление перспективных направлений образовательных услуг; 4) определение объема предоставления образовательных услуг; 5) определение качества; 6) определение ассортимента образовательных услуг; 7) определение сервиса образовательных услуг; 8) определение ценообразования; 9) определение коммуникационной политики; 10) определение каналов продвижения; 11) определение способов продаж; 12) определение сервисного (послепродажного) обслуживания в процессе потребления образовательных услуг.

Отметим, что специфика маркетинга образовательных услуг заключается в: исключительности исходного материала; личности потребителя данного вида услуги; типа образовательного учреждения, предоставляющего данный вид образования.

Основным принципом в маркетинге является внимание к запросам и нуждам потребителя. Известный российский маркетолог А.П. Панкрухин выделяет следующие принципы маркетинга образовательных услуг.

1. «Реальная база маркетинга открытых систем (открытого маркетинга) - это то общее, что есть у всех участников сделки в понимании акта обмена (договора, контракта, сделки). В этом смысле многое зависит от знания партнерами друг друга и понимания ими характерных для каждого из них ценностей, целей, приемлемых средств их достижения и даже используемой терминологии. В конечном счете, такое общее понимание предполагает заботу об обоюдной (множественной) выгодности сделки для всех партнеров. Это и выступает гарантией стабильности рыночного положения и поступления новых прибылей, роста благосостояния партнеров. Такого рода гарантии особенно важны для осуществления долгосрочных инвестиций в отраслях с длительным производственным циклом, таких как оказание образовательных услуг.

2. Каждый новый акт обмена, новый договор, контракт, совершенный в русле открытого маркетинга, должен приносить прибыль и/или другие

дополнительные блага не только участникам акта обмена, но и обществу в целом, по крайней мере

- значительно более широким слоям, группам, чем сами участники сделки. В маркетинговое целепола-гание тем самым включается социально значимый внешний эффект - экстерналитис, возникающий в тех случаях, когда решение или сделка затрагивает интересы, содействует удовлетворению потребностей посторонних (для данной сделки) людей, общественных слоев или групп. Такой эффект образовательных сделок - это общее повышение уровня образованности населения, работников, следующий за этим рост благосостояния, снижение социальной напряженности и др.

3. Поощряя возникновение внешнего эффекта для общества от своих сделок, открытый маркетинг нацеливает стратегию образовательного учреждения на опережающую интериоризацию, активное использование этого внешнего эффекта самим образовательным учреждением. Внешний эффект превращается во внутренний не только опосредованно (через повышение престижа учреждения), но и непосредственно - благодаря формированию в результате оказания образовательных услуг дополнительного спроса на образовательные услуги следующих уровней, а также через вовлечение выпускников в образовательный процесс, через налаживание с их помощью новых деловых связей образовательного учреждения со сторонними для него, но значимыми организациями, фирмами.

4. В быстро меняющейся среде образовательное учреждение не может себе позволить пассивное следование за изменениями, - иначе оно станет неконкурентоспособным, прекратит свое существование. Скорость изменения учреждения (ассортимента услуг, качества и др., в т.ч. стратегии и тактики) должна не отставать, а момент начала изменения

- по возможности опережать изменения внешней среды. Маркетинг должен быть динамичным сам и динамизировать развитие вуза.

5. В закрытых системах стабильность их существования и саморазвитие обусловлены наличием внутренней конкуренции при одновременной изоляции от внешних конкурентов. В открытых системах, особенно - в тяготеющих к активному информационному обмену, к долгосрочным и крупным капиталовложениям, к необходимости снижения уровня риска, - т.е. в таких, как образовательные учреждения, и между ними - конкуренция ограничена по своим возможностям, позитивному эффекту и неизбежно дополняется как сосуществованием (потенциальная конкуренция), так и обоюдополезным взаимодействием конкурирующих систем».

Что касается методов, то в маркетинге используются информационные методы, методы конкретных научных дисциплин, общенаучные методы, метод мозгового штурма, метод контент-анализа и многие другие. Почти все вышеперечисленные методы входят в маркетинговые исследования. Напомним этапы маркетингового исследования включают в себя: 1) выявление проблем и поставка целей исследования; 2) отбор информации; 3) сбор информации; 4) анализ полученной информации; 5) представление аналитического материала по результатам маркетингового исследования.

К основным объектам маркетингового исследования образовательных услуг относятся:

а) рыночный объект; б) количественные параметры спроса и предложения; в) маркетинговая среда; д) конъюнктура рынка; е)конкурентоспособность; ж) образовательные учреждения-партнеры; з) потребители; и) конкуренты; к) стратегии маркетинга; л) конкретные решения.

Изменения, которые происходят в окружающей нас среде, оказывают влияние и на образование. Так называемое бесплатное образование почти уходит из нашей жизни, четко прослеживается тенденция изменения запросов со стороны потребителей услуг в сфере образования. На сегодняшний день платное образование проявляется в разнообразных формах и методах обучения, ориентированных на различный уровень подготовки, дохода слушателей. Конкуренция на рынке образовательных услуг достаточно высока. Поэтому оценку спроса осуществляют при помощи маркетинговых инструментов. Проведенный анализ спроса на услуги в сфере образования позволяет оценить перспективность специальности, а соответственно, сформировать учебную программу.

В заключение необходимо отметить, что далеко еще не везде маркетинг в сфере образования рассматривают серьезно - это связано, прежде всего,

с особенностями менталитета граждан нашей страны. В настоящее время маркетинг образовательных услуг только набирает обороты. Во многих, в частности высших учебных и коммерческих заведениях, создаются отделы по продвижению своих образовательных услуг на рынок образования.

Список литературы:

1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 24.07.2015)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ожерельева Т.А. Особенности развития маркетинга образовательных услуг // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. -№3.

3. Попов Е.Н. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. -2009. - № 6.

4. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008 - №1.

5. Фурсик С.Н. Применение маркетинга образовательных услуг как фактор совершенствования качества образования // Проблемы развития теории. -2013. - №2 (64).

6. Филимонцева Е.М. Образовательная услуга как ключевой элемент сферы образования. // Известия Сочинского государственного университета. - 2014. -№1 (29)

инновации в образовании

как основа развития предпринимательства

кучеренко ольга викторовнл,

старший преподаватель кафедры «Финансы и экономика» Омского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова

завадская вера владимировна,

старший преподаватель кафедры «Финансы и экономика» Омского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Аннотация: В статье рассматривается значение высшего образования в получении новых знаний субъектами малого предпринимательства. Роль малого бизнеса в инновационном развитии трансформируемой экономики России.

The article focuses on the impotence of higher education in gaining new knowledge by small businesses. The role of small business in the innovative development of the transformable Russian economy.

Ключевые слова: высшее образование, бизнес-образование, инновационность, конкурентоспособность, малое предпринимательство.

Key words: higher education, business education, innovations, competitiveness, small business.

Наступила эпоха инноваций, а инновационная активность является атрибутом предпринимательской деятельности. С этой точки зрения, по мнению Йозефа Шумпетера, предприниматель - агент, обладающий способностью к предвидению и нововведениям, которые нарушают существующее равновесие, оставляя после себя «волны созидательного разрушения» [4, с.52].

В современной экономике с многообразием бизнеса и его технологической сложностью, неопределенностью жизни требуется экономически самостоя-

тельный человек. Это не обладатель материального (финансового) богатства (его, в принципе, легко потерять), а умеющий зарабатывать профессионал, духовно и часто физически развитый, социально адаптированный. Стартом для становления этого человека и является высшее образование, особенно гуманитарное.

Жизнь показывает, что высшее образование требуется не только для работы, оно является важной личной потребностью современного человека, которая формирует соответствующий рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.