Научная статья на тему 'Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе разработки и реализации программы его перспективного развития'

Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе разработки и реализации программы его перспективного развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
234
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сергеева М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе разработки и реализации программы его перспективного развития»

1. Определение состава необходимых свойств оцениваемых инноваций исходя из условий их использования

I

2. Составление иерархической структурной схемы свойств инноваций, необходимых и достаточных для оценки их эффективности

I

3. Назначение интервала изменения абсолютных значений каждого показателя инноваций

1

4. Выбор на каждом уровне рассмотрения свойств инноваций базовых показателей для сравнения

I

5. Определение вида зависимости между абсолютными показателями простых свойств инноваций и их относительными оценками

I

6. Вычисление оценок отдельных свойств инноваций

I

7. Выбор шкалы размерностей комплексной оценки инноваций для приведения единиц измерения отдельных свойств к единому виду

I

8. Определение способа нахождения весомостей свойств инноваций, приемлемого для получения комплексных оценок эффективности

' I

9. Выбор метода сведения воедино отдельных свойств инноваций для получения комплексной оценки эффективности

I

10. Вычисление комплексной оценки эффективности инноваций

1

11. Анализ вычисленной оценки эффективности инноваций и принятия решения о включении в план Рис.2. Алгоритм комплексной оценки эффективности инноваций при включении в план.

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЕГО ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ

М.А. Сергеева, соискатель ГОУ ДПО ГАСИС

Программа перспективного развития региона КМВ состоит из следующих ключевых подпрограмм, комплексная реализация которых обеспечивает повышение инвестиционной привлекательности исследуемого региона:

- Подпрограмма «Улучшение инвестиционного климата в регионе КМВ»;

- Подпрограмма «Инфраструктурное и пространственное развитие региона КМВ»;

- Подпрограмма «Совершенствование системы управления инвестиционным процессом в регионе».

Рассмотрим указанные подпрограммы подробнее и раскроем специфику регулирования уровня инвестиционной привлекательности региона.

Подпрограмма «Улучшение инвестиционного климата в регионе КМВ». Данная подпрограмма предполагает действия, направленные на общее улучшение инвестиционного климата, а также на поддержку развития ряда приоритетных кластеров для последующего повышения уровня инвестиционной привлекательности региона КМВ.

В реализации инвестиционной политики региона КМВ развитие предпринимательства занимает главенствующее место при обеспечении условий повышения инвестиционной привлекательности региона. Следует всемерно способствовать развитию культуры предпринимательства. Необходимо улучшать условия для развития малого бизнеса посредством устранения административных барьеров, создания механизмов финансирования предприятий на ранних стадиях развития, консультационной поддержки и обучения предпринимателей, способствовать активному вовлечению населения в предпринимательскую деятельность, включая формирование положительного имиджа предпринимателя.

Регион КМВ может претендовать на одно из первых мест в

России по инвестиционной привлекательности. Благоприятный инвестиционный климат должен стимулировать экономический рост и стать главным фактором привлечения ресурсов и инвестиций в регион. Необходимо максимально раскрепостить все здоровые силы в экономике, дать свободу честной конкуренции, рыночным регуляторам. При этом законодательная и исполнительная власти должны эффективно выполнять свою роль в установлении правил деятельности для предпринимателей. Хороший инвестиционный климат означает, в числе прочего, доступность системы подготовки и переподготовки кадров, наличие центров передовых технологий и оргструктур, облегчающих внедрение нововведений, налаженных взаимосвязей науки и производства, что будет обеспечено путем развития кластера на базе отраслевого комплекса обра-зование-наука-инновации.

Также ключевым фактором повышения уровня инвестиционной привлекательности региона в рамках реализации данной подпрограммы является реформирование нормативной базы рынка недвижимости, прежде всего, земли. Особые условия и природоохранные ограничения по использованию отдельных зон и участков должны быть четко и однозначно определены и известны инвесторам и девелоперам. Для этого необходима разработка документов территориального планирования, в том числе, генеральных планов муниципальных образований региона. Требует укрепления институциональная база рынка недвижимости и градостроительного регулирования.

Современная инвестиционная политика региона, как правило, предполагает поддержку процессов формирования и развития кластеров - взаимосвязанных цепочкой групп предприятий, расположенных на одной территории, что позитивно влияет на уровень инвестиционной привлекательности региона.

Перспективными кластерами региона КМВ, оказывающими

влияние на расширение возможностей повышения уровня инвестиционной привлекательности региона КМВ, являются:

• санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс;

• комплекс торговля-транспорт-логистика;

• комплекс образование-наука-инновации;

• агропродовольственный комплекс.

Для каждого кластера должны быть предложены меры, позволяющие укрепить связи предприятий кластера и повысить его конкурентоспособность.

В развитии всех кластеров необходимо использовать маркетинговые мероприятия, позволяющие укрепить имидж региона КМВ, как инвестиционно привлекательного, сбалансировано развивающегося региона.

Анализ состояния развития экономики и инвестиционного климата и актуализация мер по его улучшению для повышения уровня инвестиционной привлекательности региона в рамках реализации данной подпрограммы будут вестись постоянно совместными усилиями власти, бизнеса и общественных организаций.

Подпрограмма «Инфраструктурное и пространственное развитие региона КМВ». Для достижения стратегических целей и реализации приоритетных направлений развития инвестиционной политики региона КМВ для последующего роста его инвестиционной привлекательности необходимо обеспечить до 2020г. динамичное и опережающее развитие транспортной инфраструктуры региона.

Для этого необходимы:

• реконструкция и модернизация федеральных и прочих основных автодорог по нормативам высоких технических категорий (1-й и 2-й) с достаточным количеством автодорожных развязок, выполненных в разных уровнях;

• строительство обходных автомобильных дорог для отвода транзитного движения за пределы застроенных территорий, зон охраны особо ценных природных объектов (прежде всего, обход озера Тамбукан);

• наращивание протяженности транспортных сетей региона, в том числе, для ликвидации разрывов и «узких» мест в опорной транспортной сети региона;

• развитие инфраструктуры различных видов транспорта с учетом взаимоувязанности в пространственном и временном аспектах;

• формирование и развитие Кавказско-Минераловодского территориального (межотраслевого) транспортного комплекса с возрастающим «участием» сопутствующих транспортным перевозкам сервисных услуг (логистических, телекоммуникационных, дистрибутивных, финансовых и других);

• развитие инфраструктуры по оказанию услуг дорожного сервиса и систем управления движением с применением новейших технологий информатики и связи;

• реконструкция и модернизация железнодорожных магистралей Ростов-на-Дону - Павловская - Баку, Георгиевск - Буденновск и Кисловодской железнодорожной линии;

• строительство новой железнодорожной линии Мичуринск -Минеральные Воды и организация высокоскоростной пассажирской железнодорожной связи региона КМВ с наиболее развитыми регионами и центрами европейской части России;

• реконструкция и модернизация международного аэропорта «Минеральные Воды»;

• реконструкция, техническое перевооружение и расширение завода № 411 ГА для обслуживания самолетов;

• развитие улично-дорожной сети, реконструкция и строительство ключевых объектов городской транспортной инфраструктуры, развитие трамвайного транспорта в городе Пятигорске, канатных дорог, организация перевозок пассажиров с использованием дуо-бусов, строительство скоростных монорельсовых дорог, внедрение других новых экологически чистых видов городского пассажирского транспорта.

В свою очередь стратегическими задачами в развитии систем водоснабжения и водоотведения для повышения уровня инвестиционной привлекательности региона в рамках реализации данной подпрограммы являются:

• добиться 100% подключения жилой и общественной застройки в городах и сельских населенных пунктах региона КМВ к централизованным системам хозяйственно-питьевого водоснабжения;

• довести общую производительность систем централизованного водоснабжения до 650 тыс. м3/сут. Обеспечить реальную усредненную норму потребления воды населением на уровне 220-250

л/сут. на человека;

• сократить величину утечек и непроизводительных расходов воды из наружных и внутридомовых систем водоснабжения до 1215% от общей водоподачи;

• внедрить 100 % учет произведенной и поданной воды;

• обеспечить проведение систематического ремонта и реконструкции магистральных и разводящих сетей в объеме, позволяющем устойчиво поддерживать усредненный показатель величины отказов на уровне до 0,5 на 1 км сети;

• обеспечить подачу воды в системы водоснабжения городов и сельских населенных пунктов, находящихся в зонах 8-9 бальной сейсмичности, в необходимых объемах от двух независимых источников водоснабжения;

• обеспечить возможность подключения к системам централизованной канализации в городах и крупных сельских населенных пунктах всех жилых, общественных и производственных объектов;

• построить в сельских населенных пунктах, расположенных на значительном расстоянии от трасс прохождения групповых канализационных коллекторов, собственные системы централизованной канализации или локальные системы с местными очистными сооружениями;

• увеличить суммарную производительность централизованных систем производственно-бытовой канализации до уровня, позволяющего обеспечить отведение и очистку сточных вод в объеме до 550 тыс. м3/сут.;

• внедрить на действующих канализационных сооружениях технологические схемы обработки и обеззараживания осадков сточных вод с их использованием в сельском хозяйстве, дорожном и зеленом строительстве;

• обеспечить систематический ремонт и реконструкцию канализационных сетей и коллекторов в объемах, минимизирующих загрязнение почвы и грунтовых вод сточными водами.

Стратегическими задачами в развитии системы энергоснабжения для повышения уровня инвестиционной привлекательности региона в рамках реализации данной подпрограммы являются:

• создание собственной базы генерирующих мощностей в системе Северного Кавказа, так как регион КМВ испытывает дефицит, как по мощности, так и по объемам потребляемой электроэнергии (решение о местоположении и мощностях генерирующих станций должно приниматься на федеральном уровне);

• увеличение общей трансформаторной мощности подстанций напряжением 35 и 110 кВ для покрытия возрастающей электрической нагрузки до 650МВт;

• завершение реконструкции ПС 330кВ «Машук» - единственного в настоящее время опорного источника электропитания региона;

• строительство второго центра электропитания региона - ПС 330кВ «Кисловодская»;

• проведение реконструкции и замены изношенного оборудования, магистральных и распределительных электрических сетей.

• сокращение маломощных нерентабельных котельных с подключением нагрузки жилой и общественной застройки к централизованным системам теплоснабжения (г. Кисловодск, ст. Ессен-тукская);

• проведение реконструкции и увеличение мощностей Кисло-водской и Лермонтовской ТЭЦ с установкой газовых турбин;

• строительство локальных источников на газовом топливе в городах и сельских населенных пунктах с децентрализованным теплоснабжением для обеспечения новых потребителей лечебно-оздоровительных учреждений, жилого и общественного фонда;

• проведение автоматизации котельных и внедрение 100% учета произведенной и переданной тепловой энергии;

• обеспечение газоснабжением сельских потребителей: строительство подводящих газопроводов и газораспределительных пунктов;

• проведение систематического ремонта и реконструкции оборудования, а также замены изношенных тепловых и газовых сетей.

Наконец, для обеспечения устойчивого пространственного сбалансированного развития региона КМВ для последующего повышения уровня инвестиционной привлекательности региона в рамках реализации данной подпрограммы необходимо:

• разработать схему территориального планирования региона Кавказских Минеральных Вод и на её основе схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов;

• приоритетное решение экологических проблем;

• развитие и модернизация существующих и создание новых здравниц и курортных зон, расширение площади лесных насаждений и курортных парков, воссоздание курортных зеленых бульваров, создание особо охраняемых природных территорий и средозащитных зеленных зон вокруг городов-курортов. С позиции сохранения уникальных природно-рекреационных условий площади лесных насаждений в регионе следует довести до 100 - 120 тыс. га;

• развитие индустрии туризма, в том числе, строительство крупных туристических объектов;

• создание условий для обновления жилого фонда и увеличения темпов жилищного строительства.

Подпрограмма «Совершенствование системы управления инвестиционным процессом в регионе». Для обеспечения развития инвестиционной политики региона КМВ, улучшения экологосанитарной обстановки в регионе, сохранения и рационального использования природных лечебных ресурсов, развития санаторно-курортного комплекса система государственного управления эколого-курортного региона КМВ должна обеспечивать эффективное исполнение четырех основных функций, приводящих в итоге к росту инвестиционной привлекательности региона КМВ:

• координацию действий федеральных и краевых ведомств, органов местного самоуправления, санаторно-курортных, туристических организаций, в рамках предоставленных администрации КМВ полномочий;

• регулирование вопросов землепользования и строительства, рационального использования природного, курортно-рекреационного потенциала, а также функционирования санаторно-курортного комплекса;

• контроль над обеспечением охраны и рационального использования водных ресурсов, земель, лесов, парков, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира на территории региона;

• продвижение санаторно-курортного и туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках.

Выполнять эти функции на территории региона КМВ должен единый орган. Поскольку совершенствование системы управления в особо охраняемом эколого-курортном регионе в силу сложности, многогранности и специфики объекта управления требует формирования целостной системы управления, в 1992г. был образован особо охраняемый эколого-курортный регион и создана администрация Кавказских Минеральных Вод.

Перечень полномочий, предоставленных администрации КМВ в соответствии с Положением об особо охраняемом эколого-курор-тном регионе и его администрации, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 462 от 6 июля 1992 г. был достаточно широк, и включал в себя вопросы экономического и социального развития территории, формирования и использования бюджетных ре-

сурсов региона, контроль за соблюдением законодательства, в том числе в области земельных отношений, землепользования, строительства и т. д. Однако, механизмы исполнения этих полномочий не были в достаточной степени проработаны ни в указанном Постановлении Правительства, ни в последовавших за ним нормативно-правовых актах. Практическая реализация предоставленных полномочий была также затруднена и в связи с пробелами в законодательном обеспечении функционирования санаторно-курортного комплекса и природоохранных территорий.

В целом, законодательная база за период с 1992г. претерпела кардинальные изменения, наиболее значимыми моментами, затронувшими систему управления особо охраняемым эколого-курорт-ным регионом Кавказские Минеральные Воды за указанный период стали:

• проведение административной реформы, внесшей существенные изменения в разграничение полномочий между уровнями власти и имевшей результатом структурную перестройку министерств и ведомств, отвечающих за здравоохранение, туризм, природопользование и охрану природы;

• проведение реформы социального обеспечения и социальной защиты населения, в результате которой произошли изменения в схеме финансирования санаторно-курортного отдыха и лечения социально-незащищенных категорий граждан;

• реформа местного самоуправления;

• принятие земельного, водного и лесного кодексов, изменения в природоохранном законодательстве.

Для того чтобы в действующих нормативно-правовых и социально-экономических условиях система государственного управления регионом смогла бы эффективно выполнять свои функции для последующего повышения уровня инвестиционной привлекательности региона в рамках реализации данной подпрограммы, необходимо её совершенствование, которое предполагает три основных направления действий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• укрепление статуса государственного управления на территории региона КМВ;

• рационализация межбюджетных отношений в регионе КМВ, стабилизация федеральной финансовой поддержки;

• институциональная и информационная поддержка системы управления регионом КМВ.

В рамках этих направлений необходимо завершить формирование законодательной базы функционирования региона КМВ, провести передачу некоторых полномочий федеральных, краевых и местных органов власти администрации КМВ, обеспечить стабильную финансовую поддержку развития общекурортной инфраструктуры, отладить межбюджетные отношения, создать агентство инвестиций и развития, которое бы непосредственно занималось осуществлением наиболее важных мероприятий в рамках разработанной и реализуемой инвестиционной политики региона.

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

А.А. Каплин, соискатель ГОУ ДПО ГАСИС

На инвестиционную привлекательность гостиничного предприятия влияет множество факторов, определяющих силу бизнеса, способность гостиничного предприятия держаться на плаву и оперировать в текущих финансово-экономических и политических условиях, в том числе решать налоговые проблемы: финансовая устойчивость и независимость, оснащение материально-технической базы, ее износ, организация деятельности по всем направлениям -финансовой, хозяйственной, сбытовой, аналитической, обслуживающей и т.д.

Но эти внешние и внутренние факторы определяют только одну сторону формирования и изменения инвестиционной привлекательности гостиничного предприятия. Действительно, одна лишь плохая организация ведения бизнеса может свести на нет все преимущества продукта гостиничного предприятия. Однако, оценка инвестиционной привлекательности гостиничного предприятия представляется более важной, так как преимущества гостиничных предприятий, основанные на привлекательности их продукта, влияют на выбор туриста, а, следовательно, на уровень финансового оборота в гостиничном бизнесе.

Внешние и внутренние факторы повышения инвестиционной привлекательности гостиничного предприятия - это те характеристики, свойства гостиничного продукта, которые создают для гостиничного предприятия определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.

В этой связи внешние и внутренние факторы повышения инвестиционной привлекательности можно рассмотреть с точки зрения, как конкурентного потенциала (внутренние факторы), так и конкурентной позиции гостиничного предприятия (внешние факторы).

Конкурентный потенциал гостиничного предприятия складывается из финансовых, технических и организационных факторов повышения инвестиционного потенциала. Конкурентная позиция -это позиция гостиничного предприятия на рынке сбыта гостиничных услуг, обеспечивающая долгосрочный рост уровня инвестиционной привлекательности [1, 110].

Более развернутое представление внешних и внутренних факторов повышения инвестиционной привлекательности гостиничного предприятия представлено на схеме 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.