Научная статья на тему 'Повышение инвестиционной привлекательности аграрной экономики Пермского края: проблемы и пути решения'

Повышение инвестиционной привлекательности аграрной экономики Пермского края: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
636
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / AGRICULTURE / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INVESTMENT SITES / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова К. В., Мырзина М. В.

Необходимым условием развития аграрной экономики Пермского края является высокая инвестиционная активность. Создание благоприятного инвестиционного климата в аграрной сфере и активизация инвестиционной деятельности всех хозяйствующих субъектов является одной из наиболее актуальных проблем сельского хозяйства. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и определяют конкурентные позиции регионов. В межрегиональной борьбе за инвестиции главную роль играет создание благоприятного инвестиционного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новикова К. В., Мырзина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE IN INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE AGRARIAN ECONOMY OF PERM KRAI: PROBLEMS AND SOLUTIONS

High investment activity is a necessary condition for the development of the economy of Perm Krai. Creating a favorable investment climate in the agricultural sector and in crease in investment activities of all economic entities is one of the most acute issues of the rural economy. Investments form a production capacity based on the new scientific and technological development and determine competitive positions of regions. In the fight for the interregional investment primacy belongs to the creation of a favorable investment climate.

Текст научной работы на тему «Повышение инвестиционной привлекательности аграрной экономики Пермского края: проблемы и пути решения»

________ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА________

2013 ЭКОНОМИКА Вып. 4(19)

РАЗДЕЛ IV. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

УДК 338.43:330.322

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКА ТЕЛЬНОСТИ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ: ПРОБЛЕМЫ

И ПУТИ РЕШЕНИЯ

К.В. Новикова, д. экон. наук, доц., зав. кафедрой маркетинга

Электронный адрес: ksenia--27@yandex.ru

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

М.В. Мырзина, ст. преподаватель кафедры коммерции и маркетинга в АПК

Электронный адрес: maria.mYrzina@gmail.com

Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23

Необходимым условием развития аграрной экономики Пермского края является высокая инвестиционная активность. Создание благоприятного инвестиционного климата в аграрной сфере и активизация инвестиционной деятельности всех хозяйствующих субъектов является одной из наиболее актуальных проблем сельского хозяйства. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научнотехнической базе и определяют конкурентные позиции регионов. В межрегиональной борьбе за инвестиции главную роль играет создание благоприятного инвестиционного климата.

Ключевые слова: сельское хозяйство; инвестиционная привлекательность; инвестиционные площадки; государственное частное партнерство.

Одна из ключевых отраслей в экономике Пермского края - АПК находится в кризисном состоянии. В то же время аграрный сектор обладает высоким потенциалом развития - наличием сельскохозяйственных угодий, выступающих основой для организации и развития любого производственного процесса. Однако в настоящее время большая часть сельскохозяйственных угодий используется недостаточно эффективно [2]. Долевые земли, в силу своей юридической несостоятельности, в настоящее время препятствуют развитию аграрного сектора. На наш взгляд, одним из необходимых условий эффективного использования сельскохозяйственных угодий должно стать создание благоприятного инвестиционного климата в сельскохозяйственном производстве.

Очевидно, что инвестиции в аграрный сектор имеют свои особенности, которые проявляются, прежде всего, в том, что наряду с вложением капитала в объекты-результаты труда человека, наравне с другими отраслями экономики, в сельском хозяйстве оно осуществляется еще в объекты природы, что при прочих равных условиях делает с/х деятельность более капиталоемкой с длительным сроком окупаемости и высокими рисками, поскольку управление природными условиями является либо

невозможным, либо высоко затратным мероприятием [6].

В Пермском крае, как и в большинстве российских регионов, проводимая краевыми властями работа по привлечению инвестиций в аграрный сектор является не достаточной и не системной. Для эффективного развития агарного сектора необходимы значительные финансовые вливания в развитие техники и технологий, применяемых в сельскохозяйственном производстве. Инвестиции способны решить проблему повышения эффективности использования производственных ресурсов в сельском хозяйстве, они являются финансовой основой перевода организаций аграрного сектора на устойчивый путь экономического развития [1]. Главным источником инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных товаропроизводителей являются собственные средства и кредитные ресурсы, привлекаемые под залог оборудования, зданий, строений, сооружений и другого имущества. Однако в Пермском крае продолжает оставаться нерешенной проблема расширения инвестиционного кредитования в аграрном секторе, которая связана, прежде всего, с дефицитом собственного недвижимого имущества, оформленного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации [4]. В первую

© Новикова К.В., Мырзина М.В.,2013

очередь это относится к обрабатываемым сельскохозяйственным угодьям из состава долевых земель. Отсутствие зарегистрированных прав собственности на долевые земли препятствует выводу сельского хозяйства из кризиса, развитию кредитования действующих сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, привлечению на территорию Пермского края потенциальных инвесторов, глобальных лидеров в отраслях сельского хозяйства.

В то же время повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства Пермского края невозможно без развития инженерной и транспортной инфраструктуры, а также системной поддержки инвестиционных проектов. Необходимой мерой, способной усилить инвестиционные возможности агропромышленного комплекса Пермского края для потенциальных инвесторов, может стать государственное частное партнерство [5].

Реализация принципов государственного частного партнерства в аграрном секторе будет способствовать решению вопросов о соотношении государственных и частных средств, гарантиях привлечения частных инвестиций в требуемом объеме, конкретных формах партнерства, способных обеспечить необходимую отдачу от инвестированных средств [3]. Поэтому еще более остро встает вопрос о концентрации усилий по привлечению инвесторов в сельское хозяйство Пермского края.

В настоящее время существующие в Пермском крае механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ потенциальных инвесторов к земельным участкам, что создает существенные барьеры для организации и развития новых сельскохозяйственных производств на территории края. В свою очередь, формирование инвестиционных площадок позволит снизить уровень затрат инвесторов на приобретение земельных участков, планируемых для организации и развития новых предприятий, и повысить инвестиционные возможности экономики Пермского края. При этом минимизировать риски, возникающие в части оформления прав на земельные участки, предлагается путем изъятия невостребованных земельных долей с последующим выделением из их состава земельных участков частично за счет средств краевого и муниципального бюджетов.

Следует учитывать, что потенциальные инвесторы предъявляют требования, как правило, к месту размещения производства (инвестиционным площадкам). Тем не менее универсальные требования, позволяющие дать оценку существующим инвестиционным площадкам, в настоящее время в Пермском крае не разработаны. К основным параметрам выбора инвестиционной площадки можно отнести: месторасположение земельного участка; площадь; размер, форма участка; возможность дальнейшего расширения участка; топография ме-

стности (рельеф); категория земель; форма владения; стоимость участка; сроки и процедуры оформления участка. Немаловажными для инвестора являются такие факторы, как возможность выкупа земель иностранными компаниями; обременение прав третьими лицами; доступность и стоимость транспортной инфраструктуры; доступность общественного транспорта; наличие строений/сооружений на участке; общая характеристика почвы; уровень грунтовых вод; угроза затопления; близость к промышленным зонам; ближайшие производственные объекты.

Необходимо отметить, что до 40% стоимости инвестиционного проекта в сельскохозяйственном производстве составляют затраты на подготовку и обустройство земельного участка под строительство и подведение инфраструктуры: дорог, электричества, газа, водоснабжения и водоотведение. Поэтому при принятии решения о выборе места размещения производства инфраструктурный фактор, как правило, является одним из ключевых. Решения о размещении производства принимается на основании проанализированных данных о стоимости и сроках подведения всей необходимой инфраструктуры к месту локализации нового производства. Очевидно, что информацию необходимо собирать о нескольких участках, подходящих под требования инвестора при участии Правительства Пермского края, и предоставлять потенциальному инвестору абсолютно безвозмездно еще до момента приобретения прав на землю. При этом окончательная стоимость и сроки подведения инфраструктуры могут отклоняться от заявленных и предложенных инвестору, но не более чем на 5% в сторону увеличения.

По причине своей главенствующей роли инфраструктурный фактор является одним из инструментов борьбы за инвестиции среди субъектов Российской Федерации. Низкая стоимость подведения инфраструктуры - один из основных механизмов создания инвестиционно-

привлекательного климата. В динамичной конкуренции между регионами выигрывает тот, кто предложит более выгодные для инвестора условия локализации производства. В свою очередь, нехватка свободных мощностей инженерных коммуникаций, высокая стоимость их подведения могут стать серьезным препятствием при привлечении потенциальных инвесторов на территорию субъекта.

В целях повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства Пермского края, создания благоприятной бизнес-среды для размещения и развития новых аграрных производств предлагается методика формирования агропроизводственных инвестиционных площадок на принципах государственного частного партнерства (рисунок).

Методика формирования агропроизводственных инвестиционных площадок в муниципальных районах

Пермского края

Разработанная методика позволяет формировать агропроизводственные инвестиционные площадки, привлекательные для инвесторов, учитывая все выдвигаемые ими требования, а так же предполагает ориентацию на инвестиционные проекты в отраслях специализации агропромышленного комплекса и ставит задачей для вновь создающихся предприятий достижение конкретных финансовых показателей согласно заявленной концепции проекта.

Проанализировав территории муниципальных районов на наличие, подходящих под предъявляемые инвестором требования земель-

ных участков, предлагается формировать перечень инвестиционных площадок с обязательным соотнесением имеющихся инфраструктурных условий с требуемыми. На этапе подбора агро-производственных инвестиционных площадок также необходимо определить стоимость подведения к земельному участку недостающей инфраструктуры. Как правило, выбирая место локализации проекта, компании стремятся минимизировать свои затраты на инфраструктуру. Для принятия решения о локализации проекта инвестору важно максимально точно знать стоимость и сро-

ки подведения всей необходимой инфраструктуры (до приобретения прав на землю).

Проанализировав опыт организации предприятий по производству продукции расте-

ниеводства и животноводства, обоснованы основные требования к инженерной и транспортной инфраструктуре, необходимой им мощности (табл. 1).

Таблица 1

Требования к подведению основных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры при ор-

Вид коммуникаций Размер платы за технологическое присоединение Мощность Общая стоимость, тыс. руб.

Значение Единица измерения Значение Единица измерения

Электроэнергия, 0,4 кВ 12,8 тыс. руб./кВт 750 кВт 9600

Водоснабжение питьевой водой 84,8 тыс. руб./куб. м 100 тыс. куб. м 8440

Водоснабжение технологической водой 80,5 тыс. руб./куб. м 100 тыс. куб. м 8050

Водоотведение и очистка сточных вод 60,5 тыс. руб./куб. м 200 тыс. куб. м 12100

Природный газ - тыс. руб./куб. м 650 тыс. куб. м -

Автомобильная дорога 10000 тыс. руб./км - - -

Итого: - - - - 38190

Источник: рассчитано экспертным путем

Необходимо отметить, что при формировании агропроизводственных инвестиционных площадок стоимость услуг газификации (подведение природного газа) зависит от множества условий, в том числе от сложности проекта газификации (прокладка наземного, подземного газопровода, монтаж внутридомового газопровода), от стоимости материалов и оборудования, используемого при строительно-монтажных работах. Поэтому при необходимости газификации площадки для сельскохозяйственного производства расчет стоимости производится индивидуально. При необходимости обеспечения агропро-изводственной инвестиционной площадки автомобильными дорогами ситуация несколько иная. Так, стоимость строительства одного километра автомобильной дороги в Пермском крае сильно варьируется, достигая 10 млн руб. При этом протяженность объекта транспортной инфраструктуры устанавливается индивидуально для каждой агропроизводственной инвестиционной площадки. Таким образом, согласно экспертным оценкам, стоимость обеспечения агропроизводствен-ной инвестиционной площадки, необходимой для осуществления производства продукции сельского хозяйства инфраструктурой в Пермском крае (без учета затрат на подведение к земельному участку автомобильной дороги и природного газа), составит в среднем 38,2 млн руб.

Сотрудничество между органами государственной власти, с одной стороны, и частными партнерами (потенциальными инвесторами), с другой стороны, направленное на реализацию инвестиционных проектов в аграрном секторе, предлагается осуществлять посредством заключения Соглашения о государственном частном

партнерстве. При этом участие органов власти субъекта в реализации инвестиционных проектов в аграрном секторе предлагается установить в форме поддержки инвесторов путем предоставления налоговых льгот, а также возмещения части затрат, связанных с проектированием и (или) строительством, реконструкцией, ремонтом, эксплуатацией объекта недвижимого имущества. Уровень поддержки инвестиционных проектов необходимо устанавливать индивидуально, в соответствии с условиями Соглашения о государственном частном партнерстве. В свою очередь, формализация достигнутых договоренностей с новыми стратегическими инвесторами позволит контролировать исполнение намерений инвестора и Правительства Пермского края, достижение заявленных показателей инвестиционных проектов, а также закрепить обязательства каждой стороны.

В целом, применение принципов государственного частного партнерства в аграрном секторе экономики создаст оптимальные условия для привлечения частного капитала в агропромышленный комплекс Пермского края; повышения эффективности использования муниципальной земельной собственности; развития инвестиционного потенциала субъекта; технического и технологического развития общественно значимых производств и объектов; эффективного использования бюджетных средств. Так, при формировании агропроизводственных инвестиционных площадок на ранее невостребованных сельскохозяйственных угодьях Пермского края, согласно прогнозным оценкам, будет реализовано не менее 15 инвестиционных проектов, что позволит осуществить перераспределение сельско-

хозяйственных угодий между наиболее эффек- турных условий и тем самым поддержать сель-

тивными землепользователями, повысить инве- скохозяйственных товаропроизводителей в усло-

стиционную привлекательность аграрного секто- виях членства России в ВТО (табл. 2).

ра за счет создания благоприятных инфраструк-

Таблица 2

Расчет социально-экономических показателей инвестиционных проектов на примере отраслей сель__________________________________ского хозяйства Пермского края__________________________________

Основной вид продукции в рамках инвестиционного проекта Площадь инвести- ционной площадки, га Объем инвестиций, млн руб. Количе- ство новых рабочих мест, чел. Минимальное планируемое количество новых инвестиционных проектов, шт. Прогнозное значение показателя к 2017 г.

Требуемая площадь сельско-хозяйственных угодий, га Инвестиции, млн руб. Новые рабочие места, чел.

Картофель 700 500,5 80 7 4900 3503,5 560

Овощи 200 195,0 70 6 1200 1170,0 420

Молоко 1500 143,7 14 1 1500 143,7 14

КРС мясных пород 1200 114,9 5 1 1200 114,9 5

Итого: 3400 - - 15 8800 4932,1 999

Источник: рассчитано на основе данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что реализация принципов государственного частного партнерства в аграрном секторе Пермского края позволит повысить инвестиционную привлекательность регионального АПК, конкурентоспособность сельскохозяйственных предприятий, уровень производства и доходы населения края и создать новые точки роста аграрной экономики. При этом привлечение на территорию Пермского края новых инвесторов обусловит создание сопутствующих производств. В свою очередь, привлечение региональных инвесторов в депрессивные территории Пермского края выступит действенным импульсом развития таких территорий и будет способствовать снижению миграции населения в более развитые районы края, улучшению условий и качества жизни населения.

Таким образом, повышение инвестиционной привлекательности аграрной экономики Пермского края посредством реализации предлагаемых мероприятий по формированию агропро-изводственных инвестиционных площадок позволит за счет вовлечения в оборот ранее невостребованных сельскохозяйственных угодий расширить действующие и создать новые производства продукции (на базе действующих сельскохозяйственных организаций), а также организовать новые предприятия на средства компаний-инвесторов в Пермском крае. Активизация инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов в аграрном секторе даст возможность уве-

личить объем инвестиций в 2017 г. до 4,9 млрд руб. и создать порядка 1 тыс. новых рабочих мест.

Список литературы

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 32. Ст. 4549.

2. Миролюбова Т.В. Определение сильных и слабых сторон экономического развития региона: сб. Тамбов, 2007. С. 35-40.

3. Миролюбова Т.В. Развитие частногосударственного партнерства как инструмент реализации региональной экономической политики: сб. Пермь, 2007. С. 43-51.

4. Миролюбова Т.В. Региональные аспекты инвестиционных процессов: сб. Пермь, 2007. С. 190-195.

5. Пьянкова К.В., Косвинцев Н.Н. Государственно-частное партнерство: преимущества и недостатки для государства и бизнеса. // Вестник Пермского университета. Серия Экономика. 2010. № 4. С. 12-19.

6. Пьянкова К.В., Пьянков В.В. Перспективы развития инвестиционной политики в аграрном секторе экономики // Достижения науки и техники в АПК. 2004. № 7. С. 15-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.