Научная статья на тему 'Повышение эффективности корпоративного налогового менеджмента'

Повышение эффективности корпоративного налогового менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / TAX MANAGEMENT / TAX PLANNING / TAX OPTIMIZATION / PROCESS APPROACH / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Елена Андреевна

В статье анализируются особенности налогового менеджмента, применение к нему процессного подхода, критерии его эффективности и возможность разрешения конфликта интересов участников. Предлагается один из вариантов построения системы повышения эффективности налогового менеджмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing of the corporate tax management efficiency

The article is devoted to the problem of increasing corporate tax management efficiency. Tax management specific features, process approach application for the tax management, criteria of its efficiency for the participants of this process and the possibility of participants' conflict of interests resolving are analyzed in the article. An option of increasing efficiency of the tax management system was proposed by the author.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности корпоративного налогового менеджмента»

Е.А. КИСЕЛЕВА

Елена Андреевна Киселева — аспирантка СПбГУЭФ.

В 2007 г. с отличием окончила СПбГУЭФ.

Автор 6 публикаций.

Область научной специализации — налогообложение и налоговое планирование.

^ ^ ^

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОГО НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА*

В современной экономической литературе происходит постепенная эволюция взглядов на определение содержания налогового планирования — от налоговой минимизации к налоговой оптимизации. Например, такие исследователи, как А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, Т.А. Гусева, Е.С. Вылкова, И.И. Кучеров, С.Г. Пепеляев, М.В. Романовский, С.М. Рюмин и др., признают приоритет оптимизации налогообложения по сравнению с налоговой минимизацией. Данная тенденция подтверждается и на практике: не только налогоплательщики постепенно «отходят» от налоговой минимизации, но и государство, признавая законность получения обоснованной налоговой выгоды, в качестве одного из приоритетных направлений налоговой политики выделяет «сокращение возможностей по минимизации налогообложения» [2].

Кроме того, на сегодняшний день оптимизацию налогообложения многие исследователи (например, Е.С. Вылкова, В.В. Горлов, Д.Ю. Мельник, М.В. Романовский) рассматривают в более широком контексте управления предприятием, говоря не только о налоговом планировании, но и о налоговом менеджменте. Автор согласен с данным подходом.

Представляется актуальным применение процессного подхода к налоговому менеджменту, изложенного в работах Е.С. Вылковой, М.В. Романовского [1]. Предлагаем применять процессный подход, начиная от постановки целей управления налогообложением («вход»), включая реализацию целей налогового менеджмента на каждой из стадий («процесс»), и заканчивая анализом результатов налогового менеджмента на конкретном временном этапе и корректировкой дальнейших действий и будущих целей на основании анализа результатов («выход»).

С нашей точки зрения, процесс налогового менеджмента имеет следующие основные особенности:

1. Универсальность. Налоговая составляющая имеется практически в любом бизнес- и обслуживающем процессе. Следовательно, осуществляя налоговый менеджмент, необходимо, в первую очередь, проанализировать различные процессы предприятия, выявить особенности бизнеса и обозначить факторы, которые влияют на принятие управленческих решений.

2. Многофакторность. Принятие управленческих решений в процессе реализации налогового менеджмента осуществляется на основе большого количества как финансовых, так и нефинансовых факторов. При этом неосведомленность о некоторых факторах или их игнорирование могут привести к принятию неверных управленческих решений.

3. Многоуровневость. Налоговый менеджмент реализуется как отдельным исполнителем (в ежедневных операциях, имеющих налоговую составляющую), так и на уровне подразделения, отдела, компании в целом, группы компаний; как по конкретной хозяйственной операции, так и по группе операций в рамках отношений с определенным контрагентом; как по отдельным направлениям бизнеса, так и по всем бизнес-процессам в целом.

4. Фрактальность. Фрактал (от лат. fractus — дробленый) — структура, обладающая самоподобием в разных масштабах (на разных системных уровнях). Процесс налогового менеджмента можно представить как фрак-

ГРНТИ 06.73.15 © Е.А. Киселева, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Е.С. Вылковой.

тал — повторяющуюся на каждом из уровней «схему» принятия управленческих решений, своеобразную «мозаику», состоящую из палитры факторов принятия управленческих решений, контраста интересов хозяйствующих субъектов и четкого контура — порядка принятия управленческих решений.

5. Многогранность. Процесс налогового менеджмента, реализуемый на разных уровнях, в различных временных рамках, на разных стадиях и по отношению к различным бизнес-процессам, в каждом случае может открывать новые грани, благодаря взаимодействию с другими видами управления, с другими субъектами хозяйственной деятельности.

6. Непрерывность. Вне зависимости от того, осуществляется ли осознанное налоговое планирование комплексно и системно или фрагментарно и несистематически, результаты управления налогообложением прямо или косвенно влияют практически на все бизнес- и обслуживающие процессы предприятия (даже если предприятие в данный момент не осуществляет деятельность). Следовательно, налоговый менеджмент должен проводиться непрерывно (хотя и с различной степенью интенсивности, в зависимости от потребностей бизнеса).

Таким образом, налоговый менеджмент представляет собой непрерывно влияющий на всю хозяйственную деятельность многоуровневый и многогранный процесс. Эффективность данного процесса зависит, прежде всего, от действий его участников. В связи с этим предлагаем применить более широкий подход к определению круга участников процесса налогового менеджмента, включив в него не только финансовую службу (налогового/финансового менеджера), но и бухгалтерскую, юридическую службы, отдел продаж, а также контрагентов (покупателей и поставщиков) и государство. При этом необходимо учитывать, что каждый из участников имеет свои цели и критерии эффективности налогового менеджмента, порой противоречащие друг другу.

Определив критерии эффективности налогового менеджмента, приходим к выводу, что при управлении налогообложением неизбежно возникают конфликты интересов участников налогового менеджмента. Наличие конфликтов интересов является объективным и естественным фактором, обусловленным особенностями процесса. При этом выявление конфликтов интересов и дальнейшее устранение их дисбаланса призваны способствовать выработке путей разрешения противоречий в целях повышения эффективности налогового менеджмента.

Отдельной проблемой является то, что как в экономической литературе, так и на практике отсутствуют четко определенные критерии и показатели эффективности налогового менеджмента у его участников. В этом случае конфликт интересов все равно возникает, но выявить несовпадение приоритетов и сбалансировать их не представляется возможным. Следовательно, для повышения эффективности налогового менеджмента на первом этапе необходимо четко определить ключевые показатели и приоритеты для каждого из участников процесса и далее устранить их дисбаланс. Одним из путей решения проблемы конфликта интересов является расстановка приоритетов ключевых показателей эффективности для участников налогового менеджмента.

Автор предлагает систематизировать ключевые показатели эффективности для всех участников налогового менеджмента в матрице и на основе имеющейся информации расставить приоритеты, ранжируя показатели по следующим критериям: основные показатели (достижение которых обязательно с точки зрения стратегических целей предприятия); дополнительные показатели (их достижение желательно для отдельных участников и (или) для компании в целом); краткосрочная перспектива (необходимо достигнуть в ближайшее время, в первую очередь), долгосрочная перспектива (достижение показателей возможно в более длительном периоде).

В таблице расставлены приоритеты для ключевых показателей эффективности участников налогового менеджмента (на примере отдельного предприятия). Предположим, что основная цель акционеров — это рост и развитие бизнеса. Ключевой показатель, свидетельствующий о достижении данной цели, — повышение стоимости компании; для его достижения необходимо максимизировать чистую прибыль компании. Однако в краткосрочном периоде, учитывая кризисную экономическую ситуацию, компании необходимо минимизировать сумму налоговых платежей.

Финансовая служба, проанализировав предоставленную бухгалтерской и юридической службой информацию о причинах отказа в признании расходов и вычете НДС налоговыми органами и судами и соотнеся информацию с ключевыми показателями эффективности для данных служб, пришла к выводу о том, что основной проблемой является документальная неподтвержденность расходов.

Следовательно, минимизация по налогу на прибыль возможна путем сокращения количества документально неподтвержденных расходов, по НДС — путем сокращения количества неправильно оформленных счетов-фактур, полученных от контрагентов. Улучшение документальной подтвержденности расходов и вычетов по НДС в краткосрочной перспективе приведет к достижению таких ключевых показателей юридической и бухгалтерской служб, как минимизация количества претензий со стороны налоговых органов, а в случае их возникновения — к наличию достаточной документации и аргументации для разрешения судебных споров с налоговыми органами в пользу предприятия.

Все эти действия будут способствовать достижению долгосрочной стратегической цели финансовой службы по максимизации прибыли и увеличению стоимости компании, что приведет к достижению преследуемой акционерами цели роста и развития бизнеса. Кроме того, минимизация ошибок в документах в долгосрочной перспективе приведет к снижению трудоемкости процесса налогового учета, осуществляемого бухгалтерской

службой, а максимальное соответствие налоговой документации реальным бизнес-процессам будет способствовать повышению эффективности претензионной работы с контрагентами, осуществляемой юридической службой. При этом будут учтены интересы контрагентов по минимизации и упрощению документооборота и, в конечном итоге, интересы государства по сокращению затрат на налоговое администрирование (вследствие уменьшения количества споров с налоговыми органами, в том числе в судебном порядке).

Таблица

Приоритеты ключевых показателей эффективности налогового менеджмента

Краткосрочная перспектива Долгосрочная перспектива

Основные показатели Минимизация суммы уплаченных налогов (финансовая служба) Максимизация прибыли и повышение стоимости компании (финансовый менеджер). Рост и развитие бизнеса (акционеры)

Дополнительные показатели Минимизация количества претензий со стороны налоговых органов (бухгалтерская служба). Наличие достаточной документации и аргументации для разрешения судебных споров с налоговыми органами в пользу предприятия (юридическая служба). Максимальное соответствие налоговой документации реальным бизнес- и обслуживающим процессам (контрагенты) Снижение трудоемкости процесса налогового учета (бухгалтерская служба). Повышение эффективности претензионной работы с контрагентами (юридическая служба). Минимизация и упрощение документооборота (контрагенты). Сокращение затрат на налоговое администрирование (государство)

Учитывая непрерывность процесса налогового менеджмента, необходимо устранять дисбаланс интересов участников процесса (т. е. гармонизировать процесс налогового менеджмента) не единовременно или фрагментарно, а системно, перманентно сопоставляя результаты процесса с его целями, выставляя приоритеты и сопоставляя ключевые показатели, проводя мониторинг и контроль процесса управления налогообложением на всех его стадиях для повышения эффективности налогового менеджмента. Предлагаем один из вариантов построения системы повышения эффективности налогового менеджмента, основные составляющие которой представлены на рисунке.

ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД

1. Определение круга участников процесса 2. Постановка целей, определение ключевых показателей эффективности 3. Устранение дисбаланса интересов участников: выявление, разрешение и дальнейшее предотвращение конфликтов интересов, анализ и расстановка приоритетов ключевых показателей 1. Мониторинг взаимодействия участников 2. Выявление и предотвращение конфликта интересов на этапе реализации процесса 3. Координация действий участников для повышения эффективности взаимодействия 1. Оценка результатов реализации процесса на основе финансовых и нефинансовых показателей 2. Оценка эффективности по данным ключевых показателей путем соотнесения результатов с поставленными целями 3. Соотнесение результатов с процессами более высокого и низкого уровней, с управлением в кратко-и долгосрочной перспективе

.. 1 г

4. Корректировка приоритетов и ключевых показателей на основе анализа результатов реализации процесса

Рис. Основные составляющие системы повышения эффективности налогового менеджмента

Построение данной системы позволит выявить интересы участников процесса управления налогообложением, устранить конфликты их интересов, гармонизировать процесс налогового менеджмента и, таким образом, повысить его эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вылкова Е.С., РомановскийМ.В. Налоговое планирование: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. 634 с.

2. Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (одобрены Правительством РФ 25 мая 2009 г.) URL: http://www1.minfm.ru/ru/tax_relations/policy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.