Научная статья на тему 'Потенциал философии и методологии науки в процессе формирования общекультурных компетенций магистрантов в современном техническом университете'

Потенциал философии и методологии науки в процессе формирования общекультурных компетенций магистрантов в современном техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТИ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАНТЫ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TECHNICAL EDUCATION / TECHNICAL WORLD OUTLOOK / PHILOSOPHY AND METHODOLOGY OF SCIENCE / TECHNICAL PICTURE OF THE WORLD / PHILOSOPHY OF EDUCATION / VALUES / MODERN EDUCATION / MASTER''S PROGRAM STUDENTS / COMMON CULTURAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазутина Т.В.

В статье анализируется положение, занимаемое философией и методологией науки в системе отечественного высшего образования. Отдельный вопрос составляет выявление специфики формирования ценностных ориентаций студента технического университета посредством философии и методологии науки. Утверждается, что философия и методология науки, выступая как полифункциональный феномен, формирует современную техническую картину мира студентов -инженеров. Доказано, что на выбор ценностных ориентаций молодежи оказывают влияние социокультурные факторы, среди которых особую роль играет формирование общекультурных компетенций посредством дисциплин гуманитарного цикла современного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазутина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resources of philosophy and methodology of science in the course of development of common cultural competences of Master''s Program students at a modern technical university

The article deals with the position held by philosophy and methodology of science in the system of Russian higher education. Also, the author considers the peculiarities of students' value system development by means of philosophy and methodology of science at a technical university. The author believes that philosophy and methodology of science, acting as a multifunctional phenomenon, form a modern technical picture of the world of students majoring in engineering. It is proved that the choice of value system made by young people is influenced by the sociocultural factors, among which development of common cultural competences by means of the liberal arts of the modern higher school plays a special role.

Текст научной работы на тему «Потенциал философии и методологии науки в процессе формирования общекультурных компетенций магистрантов в современном техническом университете»

УДК 37.036.5:378.62

Лазутина Татьяна Владимировна

доктор философских наук,

профессор кафедры гуманитарных наук

Тюменского индустриального университета

ПОТЕНЦИАЛ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Lazutina Tatiana Vladimirovna

D.Phil. in Philosophy, Professor, Liberal Arts Department, Industrial University of Tyumen

RESOURCES OF PHILOSOPHY AND METHODOLOGY OF SCIENCE IN THE COURSE OF DEVELOPMENT OF COMMON CULTURAL COMPETENCES OF MASTER'S PROGRAM STUDENTS AT A MODERN TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация:

В статье анализируется положение, занимаемое философией и методологией науки в системе отечественного высшего образования. Отдельный вопрос составляет выявление специфики формирования ценностных ориентаций студента технического университета посредством философии и методологии науки. Утверждается, что философия и методология науки, выступая как полифункциональный феномен, формирует современную техническую картину мира студентов-инженеров. Доказано, что на выбор ценностных ориентаций молодежи оказывают влияние социокультурные факторы, среди которых особую роль играет формирование общекультурных компетенций посредством дисциплин гуманитарного цикла современного университета.

Ключевые слова:

техническое образование, техническое мировоззрение, философия и методология науки, техническая картина мира, философия образования, ценности, современное образование, магистранты, общекультурные компетенции.

Summary:

The article deals with the position held by philosophy and methodology of science in the system of Russian higher education. Also, the author considers the peculiarities of students' value system development by means of philosophy and methodology of science at a technical university. The author believes that philosophy and methodology of science, acting as a multifunctional phenomenon, form a modern technical picture of the world of students majoring in engineering. It is proved that the choice of value system made by young people is influenced by the sociocultural factors, among which development of common cultural competences by means of the liberal arts of the modern higher school plays a special role.

Keywords:

technical education, technical world outlook, philosophy and methodology of science, technical picture of the world, philosophy of education, values, modern education, Master's Program students, common cultural competences.

В современной образовательной системе, где отмечается наличие такого типа культуры, для которого «...чисто "знаниевое" образование оказывается уже неэффективным и нецелесообразным» [1, с. 162], особое внимание уделяется выявлению и удовлетворению потребности в развитии креативных качеств личности, способной к преобразованию мира культурных феноменов. Применение компетентностного подхода в образовательном пространстве позволяет эффективно реализовать задачи, поставленные обществом перед современным университетом, так как «.образовательные результаты и приоритеты смещаются от достижения определенного уровня знаний, умений и навыков к совокупности компетенций - способностей, позволяющих успешно адаптироваться в динамичном мире» [2, с. 98].

Университет как социокультурный феномен, активно участвующий в формировании и реализации образовательных и научно-исследовательских программ, представляет инновационный центр, где реализуются разнообразные творческие проекты. В наши дни техническому университету принадлежит особая миссия - обеспечить теоретическую и практическую базу для обновления системы профессиональных умений и навыков молодого поколения инженеров, способных увеличивать экономический и культурный потенциал страны [3]. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования предполагает развитие общекультурных и профессиональных компетенций у магистрантов технического университета, что обеспечивает формирование технического мировоззрения и представляется актуальной и приоритетной задачей в образовательном поле современного университета.

Происходящее сегодня реформирование образовательной системы влечет за собой обновления в сфере теории и образовательной практики. В связи с этим повышается интерес современных исследователей [4] к вопросам аксиологии образования, так как анализ приемов и механизмов педагогического творчества обусловливает необходимость обращения к решению

проблем воспитания личности будущего инженера. Исходя из этого, в настоящее время отечественная педагогическая мысль нацелена не только на выявление, но и разрешение проблем, связанных с воспитанием специалиста, «способного проявлять академическую мобильность, социальную и профессиональную компетентность» [5, с. 6]. К тому же формирование у студентов технического университета системы гуманистических ценностей позволяет сформировать гармоничную личность, способную к инновационной деятельности, к саморазвитию. Именно поэтому необходимо внедрять в образовательное поле технического университета те компетенции, что ориентированы на обеспечение креативной и проектной деятельности магистрантов.

Данная работа посвящена изучению положения, занимаемого «Философией и методологией науки» в структуре образовательной системы современного технического университета, а также выявлению роли данной дисциплины в процессе формирования общекультурных компетенций. В связи с этим возникает необходимость анализа ценностей, представленных на уровне образовательной деятельности в рамках философии образования.

Освоение дисциплины «Философия и методология науки» позволяет магистрантам эффективно осуществлять научно-исследовательскую деятельность, применяя философскую методологию для проверки выдвигаемых научных гипотез и обоснования полученных результатов, что позволяет сформировать и развить общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для понимания сущности научного познания и научно-технического творчества. Тем самым в рамках системы современного технического университета происходит объединение универсальных и общепрофессиональных компетенций, что способствует уяснению магистрантами природы науки и пониманию ее генезиса, осознанию роли техники в культуре. К тому же изучение дисциплины «Философия и методология науки» способствует пониманию логики развития истории науки, где наряду с сохранением существующих традиций происходит смена научных парадигм, обусловленная социально-культурными изменениями, то есть осуществляется профессиональная подготовка магистрантов, осмысляющих науку и технику как специфические виды гносеологической и креативной деятельности человека (общества), к дальнейшей производственной деятельности. Более того, в общественном сознании образ инженера трактуется как пример специалиста, применяющего профессиональные приемы, навыки, комплекс креативных способностей в техническом производстве. Это становится возможным ввиду совмещения в инженерной деятельности двух сфер - естественного и искусственного бытия, что обусловливает рассмотрение научных закономерностей и технических знаний.

В ходе изучения философии и методологии науки происходит осознание магистрантами техники как решающего фактора формирования общественного прогресса, что, во-первых, способствует выявлению специфики развития современного технознания; во-вторых, приводит к осмыслению роли науки в системе ценностей, обусловливающих культурное развитие человечества. Более того, анализ достижений науки и техники обеспечивает приобретение магистрантами навыков самостоятельного философского анализа содержания существующих научных проблем, что позитивно сказывается на формировании метафизических потребностей будущего инженера (творчество, самопознание, потребность к профессиональному росту). Другими словами, магистранты овладевают компетенциями исследовательской работы, что позволяет им формулировать цели и задачи самостоятельного научного исследования, обосновывать выбор методологии исследования и оформлять полученные результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм, научных статей и других форм отчетности. То есть осуществляется применение полученных профессиональных знаний с опорой на понятийный аппарат философии и методологии науки.

Итак, философия и методология науки в техническом университете играет особую роль в формировании развитого технического мировоззрения. Посредством знаковых средств языка философии и методологии науки формируется и запечатлевается техническая картина мира.

Таким образом, ознакомление магистрантов с дисциплиной «Философия и методология науки» позволяет сформировать теоретическую базу для дальнейшей научно-исследовательской деятельности инженера, предоставляет возможность решения социальных и профессиональных задач любой сложности. Будущий выпускник технического университета ориентирован на социально-когнитивную деятельность по производству нового знания, включаясь в поле инновационной науки, где необходимо умение использовать специальные (наукоемкие) технологии.

Изучение философии и методологии науки в системе технического университета позволяет формировать техническую элиту, способную выполнять узкопрофессиональные задачи в рамках высокоспециализированной деятельности. Это становится возможным благодаря системе компетенций, заложенной в образовательном корпусе современного отечественного технического университета.

Тем самым философия и методология науки как социокультурный феномен выполняет разнообразные функции в жизни человека и общества (мировоззренческую, гносеологическую,

методологическую, аксиологическую, образовательную, воспитательную и др.). Ведущими функциями философии и методологии науки являются гносеологическая и практически-преобразовательная. Философия и методология науки как специфический элемент в развитой системе самосознания культуры занимает важное место в системе гуманитарного образования, участвуя в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций, и тем самым реализует принцип интеграции науки, образования и производства.

Ссылки:

1. Филиппова А.Б. Теоретико-методологический анализ статуса «компетентностный» в дискурсе сформировавшихся подходов // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 9. С. 162-165.

2. Кузнецова Н.В. Компетентностный подход и его роль в организации практико-ориентированной самостоятельной работы будущих менеджеров // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 43. С. 97-100.

3. См.: Елизарова Г.В. Новому образованию новую систему образовательных ценностей // Universum: Вестник Герце-новского университета. 2010. № 9. С. 14-17 ; Кирьякова А.В., Мороз В.В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и креативности как аксиологический ресурс модернизации университетского образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 57-68 ; Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138-143.

4. См.: Петров В.В. Интеграция науки и образования в условиях модернизации российского общества // Философия образования. 2012. № 1 (40). С. 64-70 ; Юрьев В.М. Региональный университет: новый этап модернизации // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 59-73.

5. Моложавенко В.Л. Технология компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования // Наука и школа. 2006. № 4. С. 6-9.

References:

Elizarova, GV 2010, 'New formation of a new educational system of values', Universum: Vestnik Gertsenovskogo universi-teta, no. 9, pp. 14-17, (in Russian).

Filippov, AB 2009, 'Theoretical and methodological analysis "competence" status in the discourse mature approach', Uchenyye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta, no. 9, pp. 162-165, (in Russian).

Kiryakova, AV & Moroz, VV 2015, 'Interrelation of valuable orientations and creativity as a resource axiological modernization of university education', Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 1, pp. 57-68, (in Russian).

Kuznetsova, NV 2014, 'Competence approach and its role in the organization of practice-oriented independent work of the future managers', Sborniki konferentsiy NITS Sotsiosfera, no. 43, pp. 97-100, (in Russian).

Molozhavenko, VL 2006, 'The technology competency approach in the system of higher education', Nauka i shkola, no. 4, pp. 6-9, (in Russian).

Petrov, VV 2012, 'Integration of science and education in the conditions of modernization of the Russian society', Filosofiya obrazovaniya, no. 1 (40), pp. 64-70, (in Russian).

Selevko, GK 2004, 'Competence and their classification', Narodnoye obrazovaniye, no. 4, pp. 138-143, (in Russian). Yuryev, VM 2004, 'Regional university: a new stage of modernization', Vyssheye obrazovaniye v Rossii, no. 12, pp. 59-73, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.