МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
«Академия», 2013.
8. Строкова, Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике / Т.А.Строкова // Классный руководитель. - 2000. - №
9. Сурикова, М. Д. Дети группы риска и их психологические особенности / М.Д.Сурикова // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 607-609.
© Зайцев Э.А., Самодурова Т.В., 2016
УДК 379.8
Зайцева Татьяна Владимировна
старший преподаватель КемГИК, г. Кемерово, РФ E-mail: [email protected]
ПОТЕНЦИАЛ ДОСУГА СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ
Аннотация
В статье раскрываются возможности использования досуга студентов в формировании и развитии личностных и профессиональных качеств будущего специалиста сферы культуры. Описывается опыт организации качественного досуга в современном вузе культуры. Рассматривается самоуправление как наиболее актуальная форма досуга студентов вуза культуры.
Ключевые слова
Досуг студентов вуза культуры. Самоуправление как форма досуга студентов.
Подготовка кадров сферы культуры.
Социально-экономические изменения современного российского общества привели к модификации требований на подготовку кадров, способных поддерживать и развивать коренные преобразования своей профессиональной отрасли деятельности. Как показывает исследование А. В. Зыряновой, в сфере культуры формируются и развиваются новые специальности: «музыкальный продюсер; менеджер социально-культурных проектов; продюсер культурно-досуговых программ; арт-менеджер; технолог социально-культурной деятельности» и пр. [2, с. 154]. Вышеназванные специальности предполагаю, что специалист сферы культуры должен интегрировать в себе способности решать задачи в области творчества, экономики, управления, менеджмента, маркетинга, педагогики, психологии.
Для решения данной проблемы в Кемеровском государственном институте культуры наряду с традиционными подходами к организации учебно-воспитательного процесса организуют дополнительную образовательную среду, которая формируется на основе матричной структуры студенческого коллектива. Принципиальным отличием от линейного построения является то, что совместная деятельность студентов осуществляется во временных и постоянных разновозрастных студенческих коллективах, которые возглавляют студенты старших курсов, а участниками коллектива являются представителями студентов с первого по четвертый курсы. Особенным является не только организационная структура, но и содержание работы данного коллектива.
Такая среда формируется в процессе организации вне учебной (досуговой) деятельности студентов, которая обладает высокой степенью привлекательности в глазах студентов:
во-первых, в организацию и проведение социально-культурных проектов студента можно включить только при условии его добровольного согласия;
во-вторых, основой досугового общения всегда является событие, значимое для всех участников
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
социально-культурного проекта;
в-третьих, отсутствует официальная зависимость между участниками общения, каждый волен сам выбирать себе с кем, когда и как долго поддерживать отношения;
в-четвертых, в формате досугового общения студент становится не просто участником событий, частью массы, а непосредственным героем, главным действующим персонажем.
Как показывает практика, наиболее эффективной технологией организации такого досуга студентов вуза культуры является самоуправление. Изучая студенческое самоуправление как социальный институт, обладающий значительным педагогическим потенциалом, актуализация которого способствует профессионально-личностному становлению студентов, О.А. Бурякова отмечает, что для оптимального развития самоуправления в вузе культуры нужно создать ряд педагогических условий:
- высокий уровень субъект-субъектных (партнерских) отношений в системе студенческого самоуправления между студентом, педагогом и администрацией вуза;
- высокий уровень навыков организации самоуправленческой деятельности;
- мотивацию максимального количества студентов на работу органов самоуправления;
- разнообразие форм и методов работы студенческого самоуправления;
- социальное партнерство органов студенческого самоуправления во внутренней и внешней среде. [1,
с. 7].
Вышесказанное было положено в основу диагностики уровня организации самоуправления в Кемеровском государственном институте культуры. Отмечая все недочеты и положительные стороны работы самоуправления в вузе, мы пришли к выводу, что система воспитательной деятельности вуза на период исследования сохраняла традиционную идеологию отношения к студенту, как к объекту воспитательного воздействия, что не способствовало эффективному вовлечению в процесс самоуправления широкие слои студенчества и увеличения их реального воздействия на качественное улучшение учебно-воспитательного процесса; в вузе отсутствовало конструктивное взаимодействие между разными формами самоуправления; поддержка педагогами и администрацией самоуправления осуществляется на уровне формы организации самоуправления, а не на уровне содержания, определяющего его целесообразность и действенность. Поэтому были внесены существенные корректировки в развитие студенческого самоуправления.
Прежде всего в формирование в КемГИК актуального воспитательного поля, ориентированного на развитие студенческого самоуправления. Создание благоприятной позитивной атмосферы, энтузиазм преподавателей-наставников, межличностное общение и активная творческая деятельность, позволило вырастить себе партнера.
Введение мониторинга личностного участия студентов в досуговой деятельности, на основании сведений, вносимых самими студентами в разработанные самостоятельно базы данных, позволило значительно усилить эффективность данной деятельности за счет придания ей измеримого, соревновательного характера.
Очень важно и то, что данная деятельность обладает определенным уровнем публичности представления результатов через размещение их в СМИ, на сайтах, информационной доске, через публичные доклады и отчеты о проделанной работе. Все это дает возможность формировать общедоступную базу личных достижений, так как информация в короткие сроки становится видна всем. Немаловажным является и то, что степень участия каждого оценивается самими студентами, что дает возможность вовлекать студентов в расчет рейтинга активности студентов, в выбор форм поощрения за полученные результаты, что является дополнительной мотивацией для вовлечения большого числа студентов в активные досуговые формы.
Список использованной литературы:
1. Бурякова, О. А. Педагогические условия развития студенческого самоуправления как средства подготовки студентов вузов культуры и искусств к профессиональной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Бурякова Ольга Анатольевна; место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. - Краснодар, 2008. - 24 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
2. Зырянова, А.В. Развитие готовности студентов колледжей культуры и искусств к организационно -управленческой деятельности в условиях ФГОС нового поколения // Мир науки, культуры, образования. -2012. -Выпуск № 6 (37). - С. 154-157
© Зайцева Т.В., 2016
УДК 371
Изотикова Ирина Геннадьевна
учитель русского языка и литературы, социальный педагог Майская средняя школа им. А.К. Панкратова, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания толерантности в современной школе. Автор приходит к выводу, что формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от личности учителя, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом.
Ключевые слова
Современная школа, учащиеся, формирование толерантного поведения.
Законодательство России всемерно противостоит проявлению ксенофобии. В частности, в федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» носители ксенофобных идей - лица, призывающие к розни, распространяющие материалы с такими призывами, совершающие нападения на граждан по мотивам национальной, религиозной, социальной розни, классифицируются как экстремисты [1]. Негативные процессы в российском обществе, провоцирующие ксенофобию и нетерпимость, отчасти связаны с дефицитом ценностей и атрибутов прошлого: стабильности, смысла и перспектив общественного развития, ощущения великой общности, устойчивой общественной структуры, развитой системы социального обеспечения, отсутствием значительного неравенства. Указанные ценности служили своеобразным компенсаторным механизмом, сдерживающим ксенофобию и стимулирующим интернационализм [2]. В настоящий момент перед современной школой стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Наряду с развитием собственной культуры очень важно научить молодежь понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать подрастающее поколение в духе мира и уважения всех народов.
Следует отметить, что идея собственного превосходства порочна сама по себе. Но если связь с историческим наследием еще можно оправдать и связать это с попыткой выразить гордость за свою национальную культуру, то моральные основания и внешний облик в качестве обоснования близки к националистическим и даже шовинистическим представлениям [3]. Практика бытовой ксенофобии значительно обострилась за последние годы практически во всех социальных группах [4].
Необходим механизм формирования толерантности и обеспечения социальной стабильности в условиях глобализации, который предполагает преодоление ксенофобии с целью предотвращения социальных конфликтов [5]. Вот почему культура толерантности должна воспитываться с первых дней обучения в школе. Глобальное образование призвано развивать у учащихся ответственность за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Педагог на предметных уроках должен уделять внимание