Научная статья на тему 'Постановление как речевой жанр'

Постановление как речевой жанр Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
922
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / КОМПОЗИЦИЯ / ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / КОМПОНЕНТЫ ЖАНРА ПОСТАНОВЛЕНИЯ / СТРУКТУРА ЖАНРА ПОСТАНОВЛЕНИЯ / GENRE / COMPOSITION / EXTRALINGUISTIC FACTORS / THE COMPONENTS OF THE ORDER ON INSTITUTION OF CRIMINAL PROCEEDINGS GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зайцева Ирина Дмитриевна

Языковая личность профессионала проявляется в определенной коммуникативной ситуации, которая определяет тип общения, стиль и жанр. Понятие жанра актуально для всех сфер речевой деятельности. В данной статье рассматривается жанр постановления, который функционирует в юридической сфере: актуализируются основные составляющие жанра, определяющие его текстовую организацию. Способность профессионала свободно владеть жанрами определяет степень его профессиональной компетенции, которая является одной из основных характеристик его языковой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The notion of genre is relevant to all spheres of speech activity. This article focuses on the genre of order on institution of criminal proceedings which functions in the sphere of law: the main components of the genre are discussed, which determine its textual organisation. An order on institution of criminal proceedings has a number of certain genre features such as the reference to the addressee, the purpose, a fixed typical structure, which consists of three parts, a certain combination of stylistic features, lexical and synthactic elements functioning in the sphere of law.

Текст научной работы на тему «Постановление как речевой жанр»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР И.Д. Зайцева

Ключевые слова: жанр, композиция, экстралингвистические факторы, компоненты жанра постановления, структура жанра постановления.

Keywords: genre, composition, extralinguistic factors, the

components of the order on institution of criminal proceedings genre.

Принадлежность к той или иной профессиональной сфере - весьма значимая составляющая в формировании языковой личности. Специфика коммуникации в рамках определенной профессии предполагает особое, сформированное в данной сфере, языковое поведение. Объектом нашего изучения является языковая личность профессионала и особенности ее профессиональной языковой компетенции, отражение которых происходит в речи. Известно, что языковая личность в речи проявляет себя согласно законам выбранного стиля и жанра. На сегодняшний день нет общепринятого определения понятия «жанр». Одним из первых о проблеме определения речевых жанров начал говорить М.М. Бахтин. Под речевыми жанрами он понимал «относительно устойчивые типы высказываний, обладающие индивидуальным тематическим содержанием, стилем и композиционным построением» [Бахтин, 1986, с. 428]. Т.В. Шмелева рассматривает проблему речевых жанров сквозь призму трех подходов -лексического, стилистического и речеведческого. Она выделяет семь жанрообразующих признаков, формирующих модель речевого жанра: коммуникативная цель; образ автора, образ адресата, диктум, фактор прошлого, фактор будущего, формальная организация (позднее -языковое воплощение) [Шмелева, 2007, с. 85]. А. Вежбицка выделяет речевой жанр на основании последовательности простых предложений, выражающих мотивы, интенции и другие ментальные акты говорящего, определяющие заданный тип высказывания [Вежбицка, 2007, с. 73]. Элементарные единицы, применяемые в речи и их повторяемость обеспечивают сравнение жанров и особенности их структурного построения. Н.Б. Лебедева приводит коммуникативно-семиотическую модель речевых жанров естественной письменной речи, которая конституирует следующие фациенты: автор (кто?), комуникативно-целевой фациент (зачем?), адресат (кому?), объект коммуникации - знак (что?), включающий диктумное содержание и языковое воплощение;

графикопространственный параметр (как?); орудие-средство (чем?); субстрат, материальный носитель знака (на чем?); носитель субстрата (в чем?); среда (где?); время восприятия знака (когда?); фациент «код коммуникации»; фациент «социальная оценка» [Лебедева, 2007, с. 118]. Данная модель является более частной, нежели модель, предложенная Т.В. Шмелевой, носит описательный характер. Для выявления определенных жанров она предлагает «доминантно-детерминантный» подход, основанный на выявления доминант, характеризующих жанр. К.Ф. Седов определяет речевые жанры как «языковое оформление типических ситуаций социального взаимодействия людей» [Седов, 2004, с. 67]. Он рассматривает речевой жанр как элемент дискурса -«объективно существующего знакового построения (вербальное и невербальное), которое сопровождает процесс социального взаимодействия людей» [Седов, 2007, с. 11]. Такой взгляд позволяет охарактеризовать жанр с позиции статуса или социальной роли говорящего, что дает возможность определить ролевые стереотипы, формирующиеся на основе полученного опыта. На основе выделения стереотипных ситуаций общения К.Ф. Седов говорит о выборе конкретной языковой личностью речевой тактики, характерной для определенной ситуации общения. Внутрижанровые тактики - это линейно сочетающиеся в рамках жанрового взаимодействия речевые акты, которые позволяют говорящему на конкретном тематическом уровне изменять ход общения в соответствии с иллокутивными задачами коммуникации [Седов, 2007, с. 37]. Способность выбирать тот или иной жанровый способ общения является выражением ее коммуникативной компетенции и демонстрирует ее способность выбирать, менять и сочетать различные жанровые формы.

В современной стилистике понятие «жанр» неразрывно связано с понятием «стиль», и традиционно считается, что жанр является одной из составляющих стиля (Н.С. Валгина, М.Н. Кожина, А.Н. Кожин,

О.В. Крылова, В.В. Одинцов, Т.В. Матвеева, В.А. Салимовский, Г.Я. Солганик и др.). Жанроведение же подходит к «стилю» как одному из элементов жанра. О.П. Сологуб рассматривает жанровые нормы как «конкретизированный вариант коммуникативных норм: сфера действия коммуникативных норм связана с процессами коммуникации, представленными в общем плане, а сфера действия жанровых норм соотносится с отдельными коммуникативными ситуациями». По ее мнению, именно коммуникативная ситуация определяет используемый «жанровый фрейм» как «коммуникативно-когнитивную модель, детерминирующую характер речемыслительной деятельности субъекта,

его речевого поведения в рамках определенной коммуникативной ситуации и имеющую результатом своего действия речевые произведения определенного типа (РЖ)». Таким образом,

коммуникативная ситуация определяет использование жанра и его языковые особенности.

Исследуемые нами тексты принадлежат к официально-деловой речи, которая формируется в сфере правовой коммуникации. Все письменные тексты, функционирующие в данной сфере, имеют общее название - документ. Документ фиксирует типичную ситуацию общения в правовой сфере и обладает определенной целью и набором текстовых особенностей. Документ управляет действиями людей и обладает юридической значимостью. С.П. Кушнерук дает следующее определение жанра документа: функциональная разновидность речи, имеющая стандартизированную форму отражения, опирающуюся на средства официально-делового стиля и отвечающая требованиям композиционно-реквизитного состава, предусмотренным нормой и устоявшейся практикой [Кушнерук, 1999, с. 43]. И.С. Лобашевская определяет документ как речевое произведение официально-деловой сферы общения, языковое оформление которого предопределено специфическим способом его создания и функционирования [Лобашевская, 2007, с. 27]. О.П. Сологуб говорит о синонимичности терминов «документ» и «официальный текст» и определяет его как «письменный текст, исходящий из инстанций и от имени лиц, наделенных особыми полномочиями, выполняющий регулятивную функцию, содержащий общественно значимую информацию и оформленный в установленном порядке». Основным признаком документа она определяет «официальность», так как документ принадлежит к сфере официальной коммуникации и обладает регулирующей функцией.

И.С. Лобашевская приводит следующий алгоритм исследования речевых произведений - документов [Лобашевская, 2007, с. 46]:

1. Экстралингвистические особенности:

- сфера функционирования речевого произведения;

- особенности коммуникантов (адресанта и адресата) и отношений между ними;

- цель: общая (присущая жанру) и частная (цель анализируемого речевого произведения);

- содержание: типовое (характерное для жанров определенной деловой сферы общения) и конкретное (содержательно-тематическое наполнение данного речевого произведения).

2. Композиционно-структурные части жанра и их функциональное назначение:

- расположение и оформление основных реквизитов документа;

- особенности компоновки текстовой части документа;

- особенности композиционно-графического оформления.

3. Стилевые черты и их влияние на языковое оформление документа:

- предписывающий характер речи;

- объективность;

- точность;

- неличный характер изложения;

- стандартизованность.

4. Языковые особенности:

- лексические;

- морфологические;

- синтаксические.

Данный алгоритм, на наш взгляд, позволит наиболее полно выявить особенности построения текста и определить основные жанрообразующие признаки, используемые для построения текстов в юридической сфере.

Основу исследования составили 70 текстов постановлений о возбуждении уголовных дел, вынесенных следователями Следственного комитета при прокуратуре Алтайского края в 2009 году.

Постановление - это решение следователя, лица, производящего дознания, прокурора, принятое при производстве предварительного следствия и дознания (юридический словарь). Это документ, который по своей форме относится к письменной речи, создается с помощью языка документов и обладает юридической силой.

Экстралингвистические особенности:

- текст постановления функционирует в правовой сфере и является результатом определенного набора процессуальных действий;

- адресант и адресат в данном случае являются представителями одной сферы - юридической, их связывают отношения субординации;

- постановление - это речевой результат производимых следственных действий, закрепленный в форме документа, частная цель которого резюмировать известных сведений и вынести решение о возбуждении дела.

- основное содержание текста содержит рассмотрение полученных от заявителя сведений, установление признаков преступления и принятие дела к производству.

Композиционно-структурные части жанра и их функциональное назначение.

1. Композиция текста постановления имеет следующую структуру: название вида документа (Приложение 13); гриф утверждения/согласия; адресат (должность, звание, Ф.И.О.); подпись; дата, время; заголовок к тексту (Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству); место составления (г. Барнаул); дата и время составления документа; текст; подпись; отметка о направлении копий и дата направления копий в прокуратуру; отметка о возбуждении уголовного дела заявителю и лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

2. Композиционно-графическое членение и особенности композиционно-графического оформления текста определения:

1) согласовательная часть включает: согласование, реквизиты адресата, подпись и дата;

2) основная часть делится на три части: вступительную,

описательную и заключительную, которые отделяются друг от друга заголовком и глаголами установил и постановил. Вступительная часть включает: заголовок (постановление о возбуждении уголовного дела и принятия его к производству); место - территориальная принадлежность совершения преступления (Барнаул), дата и время вынесения постановления; сведения об адресанте (следователе, который выносит постановление) - должность, фамилия, имя, отчество; причина рассмотрения преступления (рапорт, заявление, материалы проверки, материалы уголовного дела, сообщение о преступлении) и квалификация совершенного преступления (покушение на кражу, причинение побоев, оскорбление и т.д.); описательная часть делится на содержательную и мотивировочную: к содержательной относятся сведения о заявленном преступлении, подробности, сопровождавшие, данное преступление, данные, содержащие признаки совершенного преступления, результаты предварительного следствия и т.д.; к мотивировочной - основания для возбуждения уголовного дела, данные, указывающие на наличие состава преступления, обоснование квалификации преступления и т.д.; заключительная часть содержит решение о возбуждении дела, о принятии его к производству и расследованию, подпись.

Стилевые черты и их влияние на языковое оформление документа: предписывающий характер речи, реализующийся с

помощью конструкций с инфинитивами: возбудить дело, принять к производству, направить копию; объективность речи проявляется в

отсутствии эмоционально-окрашенной лексики; точность выражается в отсутствии синонимов, частом использовании лексических повторов, специальных терминов, сложноподчиненных предложений; неличный характер изложения проявляется в использовании речевых формул и клише; стандартизованность проявляется в использовании устойчивых оборотов речи и типовом построении документа.

Языковые особенности жанра.

Лексические особенности выражаются в: использовании терминов, как широко распространенных, так и узкоспециальных: наименование документов (постановление, рапорт); наименование лиц по профессии, выполняемой функции, социальному положению (судья, следователь); процессуальные действия (проверка сведений, экспертиза); использовании предельно обобщенной лексики (помещение (ср.: квартира, кров, апартаменты); высокой частотности процедурной лексики (факт получения денег, тайное хищение чужого имущества); использовании канцеляризмов (в соответствии с, принимая во внимание); использовании аббревиатур (УК РФ, УПК РФ, МВД России и т.д.); использовании речевых клише: устойчивых предикативных единиц (предложения) (расследованием установлено); синтаксических глагольно-именных конструкций (признать потерпевшим, возбудить уголовное дело).

Морфологические особенности выражаются в: отказе от

использования личных местоимений 1-го и 2-го лица и соответствующих личных форм глагола; преобладании имен существительных (преступление, решение); использовании глаголов прошедшего времени со значением совершившегося события (похитили, предоставлял); частом использовании производных предлогов (в соответствии, в порядке.); использовании причастий, деепричастий (убедившись, реализуя); предпочтении родовых лексем видовым (помещение; имущество); тяготении к расчлененным названиям действий и предметов (денежное вознаграждение - деньги); присутствие отглагольных образований, в том числе на -ние иногда с префиксом и не- (решение, неисполнение, прохождение и т.д.); характерными являются способы композитивного словообразования -осново- и словосложение, сращение, дву- (и более) корневые образования (правонарушение и т.д.).

Синтаксические особенности текстов: доминирование простых предложений, использование семантически емких словосочетаний (выполнение действий в пользу взяткодателя и т.д.), однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, прямого порядка слов в

предложении, использование в качестве логических текстовых скреп вводных слов (следовательно, таким образом); "нанизывание родительного падежа (на почве личных неприязненных отношений); использование сложных предложений с придаточными времени, определительными, изъяснительными с ярко выраженной синтаксической связью (С этой целью Ш. в последних числах июля -первых числах августа 2006 года); преобладание пассивной формы выражения, а также безличных предложений (виновность доказана). В качестве средства связи в текстах документов выступают указательные местоимения и причастия, которые замещают в тексте номенклатурные наименования, термины (указанный, приведенный, следующий).

Мы определили, что жанру постановления присущи следующие признаки: адресатность; целевая установка; устойчивая типизированная структура, состоящая из трех частей; определенный набор стилевых черт, лексических и синтаксических элементов, функционирующих в юридической сфере. Исследование жанра постановления позволяет нам определить особенности языковой личности адресанта, который в данной случае является представителем профессиональной сферы деятельности: специалист, составляющий текст постановления,

оперирует некими модулями, типовыми блоками, которые представляют собой клишированные части текста. В данном случае выбор коммуникантом определенного жанра и знание особенностей его реализации говорит есть способ проявления профессиональной компетенции, сформированной в сфере права. Коммуникативная компетенция является переменным признаком в структуре языковой личности и отражает, как правило, ее профессиональную составляющую.

Литература

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин. Литературно-критическе статьи. М., 1986.

Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие // Вопросы стилистики : Проблемы культуры речи. Саратов, 1993. Вып. 25.

Губаева Т.В. Практический курс русского языка для юристов. Казань, 1990.

Жанры речи. Саратов, 1997.

Кушнерук С.П. Документная лингвистика (русский деловой текст). Волгоград, 1999.

Лобашевская И.С. Жанры официально-деловой письменной речи. Петропавловск-Камчатский, 2007.

Маланина Н.В. Тексты нормативно-правовых документов в аспекте языковой личности законодателя : дисс. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2006.

Мишланова С.Л. Профессиональная языковая личность как категория когнитивного терминоведения // Материалы Международной научной конференции «Изменяющийся языковой мир». Пермь, 2001.

Седов К.Ф. Дискурс и личность. М., 2004.

Сухих С.А. Прагмалингвистическое измерение коммуникативного процесса : автореф. дис. ... докт. филол. наук. Краснодар, 1998.

Харченко Е.В. Языковое сознание профессионала как предмет психолингвистики // Языковое сознание и образ мира. М., 2000.

Чернышова Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России : автореф. дис. ... докт. филол. наук. Барнаул, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.