Научная статья на тему 'Порядок закупки товаров автономным учреждением'

Порядок закупки товаров автономным учреждением Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЗАКУПКА ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшкова Л. Л.

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Одним из видов деятельности автономного учреждения является закупка товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок закупки товаров автономным учреждением»

ПОРЯДОК ЗАКУПКИ ТОВАРОВ АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Одним из видов деятельности автономного учреждения является закупка товаров, которая регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»1 (далее — Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 223-Ф3 целями регулирования названного Закона являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и

1 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 01.01.2012, за исключением отдельных положений.

полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-Ф3 (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее — закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики согласно ч. 1, 2 и 3 ст. 2 Закона № 223-Ф3 руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона №223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Автономное учреждение самостоятельно разрабатывает положение о закупке, которое является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика.

Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе:

— порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения;

— порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Оно утверждается высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает

государственная корпорация или государственная компания; руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие; наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение.

Согласование положений о закупках товаров, работ, услуг для нужд организаций, подпадающих под действие Закона № 223-Ф3, не отнесено к полномочиям Минэкономразвития России, которые регламентированы Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N° 437. Таким образом, положение о закупке не подлежит согласованию с Минэкономразвития России или иным федеральным органом исполнительной власти. Данную точку зрения разделяет и Минэкономразвития России в письме от 21.12.2011 № 28718-АС/Д28.

Закупка товаров в виде конкурса в электронной форме. Заказчики вправе осуществлять закупку товаров в виде конкурса в электронной форме, в случае если они входят в перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержденный Правительством РФ, а также если данный способ осуществления закупочной деятельности будет закреплен в положении о закупке.

Часть 1 ст. 3 Закона № 223-Ф3 устанавливает следующие принципы осуществления закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ допускаются два способа размещения заказа:

— аукцион;

— конкурс.

В соответствии со способами размещения заказа Законом № 223-ФЗ установлены следующие основные принципы:

— извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе;

— выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации на основании положения о закупке;

— выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Однако ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ расширен выбор заказчика в отношении способа закупки товаров, работ, услуг: положением о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Таким образом, заказчики вправе осуществлять закупку товаров в виде конкурса в электронной форме, в случае если они входят в перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержденный Правительством РФ2, а также если данный способ осуществления закупочной деятельности будет закреплен в положении о закупке.

Размещение автономным учреждением на официальном сайте сведений о закупке товаров, работ, услуг. В соответствии с ч. 15 и 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик — автономное учреждение может не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, если их стоимость не превышает 100 000 руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., то заказчик также

2 На данный момент такой перечень не утвержден — прим. авт.

вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 000 руб.

Также не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что они содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ об их неразмещении.

Список литературы

1. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

2. О Министерстве экономического развития Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437.

3. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

4. Письмо Минэкономразвития России от 21.12.2011 № 28718-АС/Д28.

Не пропустите! Продолжается подписка на все издания! (495) 721-85-75, podpiska@fin-izdat.ru www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.