Научная статья на тему 'Некоторые проблемы реализации автономными учреждениями федерального Закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»'

Некоторые проблемы реализации автономными учреждениями федерального Закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
782
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 223-ФЗ / ПЛАН ЗАКУПОК / ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКЕ / СПОСОБ ЗАКУПКИ / FEDERAL STATUTE № 223-FZ / PROCUREMENT / AUTONOMOUS INSTITUTIONS / PROCUREMENT PLAN / PROCUREMENT REGULATIONS / PROCUREMENT METHOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Архалович Оксана Васильевна

С 1 января 2012 года автономные учреждения обязаны проводить закупки товаров, работ и услуг для собственных нужд по новому порядку. Правоприменительная практика выявила проблемы в применении отдельных норм нового законодательства. Законодатель определил довольно большую самостоятельность автономных учреждений в принятии решений о порядке и способах осуществления закупок и некоторые жесткие рамки планирования, информационного обеспечения и проведения закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME IMPLEMENTATION ISSUES OF THE FEDERAL LAW OF JULY 18, 2011 № 223-FZ «THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES CERTAIN TYPES OF LEGAL ENTITIES» BY AUTONOMOUS INSTITUTIONS

Since January 1, 2012 autonomous institutions are obliged to make the procurement of goods, works and services for their own needs in accordance with a new order. Law-enforcement practice showed up the implementation problems of the certain norms of the new legislation. The legislator has established a fairly large autonomy of autonomous institutions in the decision-making process about the procedure and the procurement method and some strict framework for planning, information management and procurement

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы реализации автономными учреждениями федерального Закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»»

УДК 346 © О. В. Архалович, 2012

О. В. Архалович

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОНОМНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 18 ИЮЛЯ 2011 ГОДА № 22Э-ФЗ «О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

С1 января 2012 года автономные учреждения обязаны проводить закупки товаров, работ и услуг для собственных нужд по новому порядку. Правоприменительная практика выявила проблемы в применении отдельных норм нового законодательства. Законодатель определил довольно большую самостоятельность автономных учреждений в принятии решений о порядке и способах осуществления закупок и некоторые жесткие рамки планирования,

информационного обеспечения и проведения закупок.

Ключевые слова: закупки, автономные учреждения, Федеральный закон № 223-ФЭ, план закупок, положение о закупке, способ закупки.

С1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [1] (далее - Закон № 223-ФЭ). Указанный закон установил общие принципы закупки товаров, работ и услуг определенными категориями юридических лиц, к числу которых относятся и автономные учреждения, а также ряд обязательных требований к информационному обеспечению закупок, содержанию документов, оформляемых при проведении закупок.

Срок, начиная с которого автономные учреждения должны осуществлять закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ зависит от вида учреждения. Государственные автономные учреждения применяют положения Закона № 223-Ф3 с 1 января 2012 года, поскольку для них не установлен особый срок применения данного закона. Муниципальные автономные учреждения будут руководствоваться положениями Закона № 223 -ФЗ с 1 января 2014 года, если более ранний срок не установлен представительным органом муниципального образования. Таким образом, представительный орган муниципального образования может принять решение о применении норм Закона № 223 -ФЗ созданным им автономным учреждением с любой даты до 1 января 2014 года.

При осуществлении автономными учреждениями закупок товаров, работ и услуг, информация о закупках размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Под официальным сайтом с 01 октября 2012 года понимается общероссийский сайт о закупках www. zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).

В первую очередь на официальном сайте подлежит обязательному размещению положение о закупке. Положение о закупке автономного учреждения должно быть размещено не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения его наблюдательным со-

ветом. В случае если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ, то есть до 1 марта 2012 г., заказчик не разместил в установленном порядке положение о закупке, при осуществлении закупки он должен руководствоваться положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [2] (далее - Закон № 94-ФЗ) до дня размещения утвержденного положения о закупке, за исключением заказчиков, указанных в пп. 5-8 ст. 8 Закона № 223-Ф3. К таким заказчикам, в частности, относятся автономные учреждения, созданные после 01 января 2012 г., которые размещают положение о закупке в течение трех месяцев с даты регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если в течение указанного срока положение не размещено, также руководствоваться Федеральным законом № 94-ФЗ.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В Законе № 223-ФЗ указаны только два способа закупки - конкурс и аукцион. Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие. Срок установлен общий и для обычных аукционов и для аукционов в электронной форме. Следует отметить, что это требование ухудшает положение заказчиков, проводящих закупки по Закону № 223-ФЗ в сравнении с государственными и муниципальными заказчиками, которые могут проводить аукционы в электронной форме, если начальная цена

контракта не превышает три миллиона рублей в более короткие сроки. В соответствии с Законом № 94-ФЗ извещение о проведении открытого аукциона размещается государственным (муниципальным) заказчиком на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.

Если заказчик желает проводить процедуры в более короткие сроки, он может воспользоваться правом предусмотреть в положении о закупке иные способы закупки, помимо конкурсов и аукционов. В случае установления заказчиком таких «иных» способов закупки заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами и вправе предусмотреть любые сроки для проведения закупочных процедур. Эго может быть запрос предложений, запрос цен, запрос у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и другие процедуры.

Перечень сведений о закупке, подлежащих размещению на официальном сайте, также определен законодателем, прежде всего это извещение и документация о закупке, а также проект договора. Эти документы обязательны для всех видов закупочных процедур без исключения.

В извещении о закупке должны быть указаны следующие сведения, предусмотренные п. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в электронном виде;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе обязательно:

1) требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказы-

ваемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Перечисленные выше сведения логичны для конкурсных процедур, но они совершенно не приемлемы, например, для закупок у единственного поставщика. Под закупкой у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Следовательно, требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, к описанию участниками закупки поставляемого товара, условий о форме, порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке и многое другое установлено быть не может в силу специфики данного вида закупки. При этом по закону такая информация обязательна к размещению. Проводя опять же аналогию с государственными и муниципальными закупками, необходимо отметить, что для государственных (муниципальных) заказчиков нет необходимости создавать и публиковать извещение о закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Исходя из вышесказанного, предлага-

ется исключить необходимость формирования извещения и документации для прямых закупок.

Спорным представляется вопрос о том, как законодатель определяет одну из важнейших закупочных процедур - аукцион. По 223-ФЗ для аукциона установлен следующий принцип: выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора. Эта норма, создает определенную проблему в применении. Так, Г. А. Суха-дольский отмечает, что если при проведении аукциона на поставку товара цена договора снижена до нуля, договор поставки начинает не соответствовать законодательству РФ. Согласно Гражданскому кодексу РФ договор купли продажи (поставки) всегда возмездный, то есть это договор, по которому одна сторона обязуется передать вещь (товар), а другая сторона обязана принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму.

Таким образом, происходит переквалификация договора с договора поставки на договор дарения. Но в этом случае нарушается предмет договора, закрепленный в Плане закупок, извещении и документации о закупке. Кроме того, удовлетворение потребности в товарах (работах, услугах) путем получения «подарка» не подпадает под общепринятое понятие «закупок» и тем самым вообще не подпадает под нормы действия Закона № 223-Ф3 [4].

На основании вышеизложенного, предлагается исключить при проведении аукциона снижение до

нуля и право участников аукциона проводить торги на право заключить договор, предлагая заплатить заказчику цену за право заключить с ним договор. В подобных случаях торги должны признаваться несостоявшимися.

Закупка любым способом может осуществляться в электронной форме с привлечением оператора электронной площадки, с которым заключается договор о предоставлении таких услуг.

Правительством РФ установлен перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется исключительно в электронной форме [3]. К таким товарам, например, относятся аппаратура телевидения и связи, медицинская аппаратура, электронно-вычислительная техника, автомобили. При этом в электронной форме должны проводиться все процедуры независимо от суммы. Следовательно, покупка автономным учреждением, например, одного компьютера за 20 ООО рублей, должна проводиться в электронной форме. Поэтому предлагается установить ценовой предел закупок, для которых обязательны торги в электронной форме. Например, проводить закупки в электронной форме, если начальная цена договора превышает пятьсот тысяч рублей.

Следовательно, не смотря на то, что Закон № 223-ФЗ сохраняет за автономными учреждениями высокий уровень самостоятельности в принятии решений о порядке и способах осуществления закупок, отдельные требования Закона № 223-ФЗ ставят автономные учреждения в более жесткие рамки, чем Закон № 94-ФЗ, государственных и муниципальных заказчиков.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. -№ 30 (часть I) - Ст. 4571.

2. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. - № 30 (часть I) - Ст. 3105.

3. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июня

4. Сухадольский, Г. А. Закон № 223-Ф3: исполнять или корректировать? / Г. А. Сухадольский // Правовая справочноинформационная система «Гарант».

SOME IMPLEMENTATION ISSUES OF THE FEDERAL LAW OF JULY 18,2011 № 223-FZ «THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES CERTAIN TYPES OF LEGAL ENTITIES» BY AUTONOMOUS INSTITUTIONS

Oksana V. Arkhalovich,

assistant, Immanuel Kant Baltic Federal University.

Abstract. Since January 1,2012 autonomous institutions are obliged to make the procurement of goods, works and services for their own needs in accordance with a new order. Law-enforcement practice showed up the implementation problems of the certain norms of the new legislation. The legislator has established a fairly large autonomy of autonomous institutions in the decision-making process about the procedure and the procurement method and some strict framework for planning, information management and procurement.

Key words: procurement, autonomous institutions, Federal statute № 223-FZ, procurement plan, procurement regulations, procurement method.

Архалович Оксана Васильевна - ассистент кафедры гражданского права и процесса Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград, Российская Федерация), e-mail: ar-oksana@mail.ru, OArkhalovich@kantiana.ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.