Научная статья на тему 'Порядок направления следователю оперативно-розыскной информации'

Порядок направления следователю оперативно-розыскной информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
667
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ОПЕРАТИВНЫЕ АППАРАТЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY / THE INSPECTOR / OPERATIVE DEVICES / THE OPERATIVELY-SEARCH INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молибога А. А.

Автор рассматривает проблемные вопросы представления оперативными аппаратами результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и их использовании в доказывании. Успех своевременного раскрытия и расследования преступлений зависит от совместной деятельности следователя и оперативных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The order of a direction to the inspector of the operatively-search information

The author considers problem questions of representation by operative devices of results investigation and search operations to the inspector, for the decision of a question on excitation of criminal case and their use in proof. The success of duly disclosing and investigation of crimes depends on joint activity of the inspector and operative workers.

Текст научной работы на тему «Порядок направления следователю оперативно-розыскной информации»

7.5. ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЮ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Молибога А.А., аспирант кафедры криминалистики и правовой информатики

КубГУ.

Аннотация. Автор рассматривает проблемные вопросы представления оперативными аппаратами результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и их использовании в доказывании. Успех своевременного раскрытия и расследования преступлений зависит от совместной деятельности следователя и оперативных работников.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, следователь, оперативные аппараты, оперативно-розыскная информация.

Использование результатов оперативно-

розыскной деятельности регламентируется статьей 11 ФЗ РФ «Об оперативно-розысной деятельности» «Использование результатов оперативнорозыскной деятельности», межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным приказом субъектов ОРД от 17.04.2007 г.1 и ст. 89 УПК РФ «Использование в доказывании результатов оперативнорозыскной деятельности». Вопросы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании различных видов преступлений и в уголовном судопроизводстве рассматриваются в юридической литературе довольно активно.2 Однако, по ряду положений высказываются различные точки зрения.

В УПК РФ законодатель не определил механизм использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании, а отметил лишь то, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной дея-

1 Российская газета. 2007. 16 мая.

2 Машков С.А. Раскрытие и расследование фактов взяточничества с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Иркутск, 2004.; Гаскаров И.Ф. Тактико-криминалистические особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений: Дис. ... канд. юр. наук. Волгоград, 2005.; Гущин А.Н. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании пор уголовным делам: Дис. ... канд. юр. наук Саратов, 2002.; Земскова А.В. Теоретические основы использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений: Дис. ... докт. юр. наук. М., 2002; и др.

тельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. В данном случае возникла ситуация, когда название статьи 89 УПК РФ не соответствует ее содержанию. Т.В. Аверьянова отмечает, что в «УПК не создан механизм реализации в судопроизводстве оперативной информации, в результате чего важнейшие оперативные данные остаются нереализованными и не используются в целях раскрытия преступлений», и далее «Статья 89 УПК РФ, если она останется без изменений, не способна обеспечить надлежащего взаимодействия различных подразделений правоохранительных органов».3

А.А. Хмыров также подчеркивает, что

«...представляется неоправданным отсутствие в новом УПК норм, регулирующих порядок использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам».4

В связи с этим, представляется правомерным изложить ст. 89 УПК РФ в следующей редакции: «Результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные при соблюдении требований УПК РФ, могут использоваться в доказывании по уголовным делам».5

В соответствии с п. 361 статьи 5 УПК РФ и п. 1 ч. 1 Инструкции о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд - под результатами оперативно-розыскной деятельности понимаются сведения, полученные в соответствии с ФЗ «Об ОРД», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Предлагается в статью 11 ФЗ «Об ОРД» «Использование результатов оперативно-розыскной деятельности» и в ст. 89 УПК РФ «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности» включить понятие «результаты оперативно-розыскной деятельности», в формулировке статьи 5 УПК РФ.

Статья 6 ФЗ РФ допускает для документирования хода и результатов ОРМ использование информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью

3Аверьянова Т.В. Проблемы законодательного регулирования взаимодействия правоохранительных органов в раскрытии и расследовании преступлений //Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации - проблемы практической реализации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Сочи, 11-

12 октября 2002 г.). Краснодар: КубГУ, 2002. С. 36.

4Хмыров А.А. Проблемные вопросы собирания доказательств и их решение в новом УПК Российской Федерации //Указ. раб. С. 24.

5 Подобные предложения ранее высказывались. См.: Абдуллаева Н.Д. Оперативное внедрение в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Ижевск, 2007. С. 11.

людей и не причиняющих вреда окружающей среде.

Современные технические средства позволяют проводить аудиовидеоконтроль за подозреваемыми лицами на определенных открытых территориях. Однако порядок их осуществления, правовые границы, статус полученной информации и возможности ее использования не урегулированы правовыми актами,6 не создано единой системы оперативно-розыскной информации.7

Ст. 10 Закона, закрепив право на документирование оперативно-розыскной деятельности, не устанавливает форм такого документирования. Исключение составляют лишь две комплексные формы, упоминаемые в данной статье - информационные системы и дела оперативного учета. В практике оперативно-розыскной деятельности сложились и такие формы оперативно-служебных документов, как акты, справки, протоколы оперативно - розыскных мероприятий. Все эти документы, как правильно отмечается в литературе, не могут рассматриваться в качестве протоколов следственных и судебных действий.8 По вопросу о том, представляют ли оперативно-служебные документы, составленные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, такой источник доказательств, как «иные документы» (п. 6 ч. 2 ст. 74, ст. 84 УПК РФ), высказываются различные взгляды.

Одни авторы полагают возможным использование оперативно-служебных документов в таком качестве.9 Другие, напротив, считают, что признавать их иными документами нельзя.10 В качестве такого источника могло бы рассматриваться постановление, утвержденное руководителем (начальником или его заместителем) органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, на основании которого результаты этой деятельности представляются органу дознания, следователю или суду (ст. 11 ФЗ РФ «Об ОРД», п. 11 Инструкции). Такое постановление составляется в двух экземплярах, первый - направляется дознавателю, органу дознания, следователю или в суд, второй -приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела.

6 Оперативно- розыскная деятельность: Учебник. М., 2001. С. 724.

7 См.: Там же. С. 733.

8См.: Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М., 1996. С. 84.; Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. М., 2000. С. 13.; Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. М., 1991. С. 110-116.; Кокорев Л.Д., Кузнецов Н.П. Указ. работа. С. 163.

9См.: Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М., 1996. С. 84.; Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. М., 2000. С. 13.

10 Доля Е.А. Указ. раб. С. 88.

На основании п. 7 той же Инструкции результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД (приложение 1 к Инструкции).

При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в рапорте или сообщении об обнаружении признаков преступления.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении. Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу, либо до прекращения уголовного дела.

Представляется, что эти основные положения должны быть закреплены в УПК, т.к. результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам лишь «в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, регламентирующим собирание, проверку и оценку доказательств».

Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения осуществляется в соответствии с правилами (п. п. 9-15 указанной Инструкции).

Результаты ОРД представляются следователю для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» и 145 УПК РФ «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении», а также для приобщения к уголовному делу.

В случае представления следователю результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления:

- сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены (грабежа, разбоя, кражи и др.);

- при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем, очевидцах преступления (если они известны);

- о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами;

- о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-

процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств;

- содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их осно-ве.11

В данном рапорте должны указываться обстоятельства совершенного деяния и источник получения информации об этом.

Законодатель не дает понятия иных источников, но мы можем предположить, что к ним можно отнести лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (гл. 4 ФЗ РФ «Об ОРД»). В связи с этим, если оперативный работник, получив сообщение от данного лица в целях соблюдения правил конспирации и обеспечения его безопасности и членов его семьи, не указал в рапорте источник информации, то этот документ не может являться поводом для возбуждения уголовного дела.

Кроме того, если оперативный работник будет допрошен, в качестве свидетеля, об обстоятельствах получения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, то его показания как свидетеля, которые не может указать источник своей осведомленности, будут относиться к недопустимым доказательствам (п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК РФ).

В связи с этим, для того, чтобы эти документы: рапорт либо протокол допроса оперативного работника служили поводом для возбуждения уголовного дела, либо являлись доказательствами по уголовному делу, оперативному работнику придется расшифровать источник оперативной информации.

Однако необходимым условием для использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам является защита от возможного разглаше-

11 Инструкция о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд от 17 апреля 2007 г. //Российская газета от 16 мая 2007 г.

ния относящихся к этой деятельности сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с п. 15 названной Инструкции при необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД, выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. Однако представляется, что это возможно лишь в исключительных случаях.

Следует отметить, что указанные лица, выполняющие задания оперативных аппаратов и рискующие жизнью, получая информацию о преступлении, находятся в неравных положениях со свидетелями. В соответствии с ч. 9 ст. 166 УПК РФ при необходимости обеспечения безопасности свидетеля и других лиц следователь вправе в протоколе следственного действия с согласия прокурора указывать псевдоним свидетеля.

В целях использования результатов оперативной информации в доказывании и обеспечения безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следует в ст. 143 УПК РФ включить норму, разрешающую оперативному работнику, получившему сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, указывать псевдоним источника полученной информации.

Можно предложить и другой вариант, рассмотренный в литературе, - это предусмотреть в УПК РФ, ФЗ «Об ОРД» и Инструкции норму о возможности допроса в качестве свидетелей лиц, непосредственно воспринимавших при проведении ОРМ какие-либо фактические данные (сотрудники, конфиденты).12

Список использованной литературы:

1. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд от 17 апреля 2007 г.

2. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М., 1996.

3. Земскова А.В. Теоретические основы использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений: Дис. ... докт. юр. наук. М., 2002; и др.

4. Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. М., 2000.

5. Хмыров А.А. Проблемные вопросы собирания доказательств и их решение в новом УПК Российской Федерации

6. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. М., 1991.

7. Гаскаров И.Ф. Тактико-криминалистические особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений: Дис. ... канд. юр. наук. Волгоград, 2005

12 См.: Абдуллаева Н.Д. Оперативное внедрение в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Ижевск, 2007. С. 11.

Рецензия

Одной из основных проблем, от решения которой зависит повышение уровня расследования преступлений, является организация работы оперативных аппаратов по представлению оперативно-розыскной информации следователю. Данная работа осуществляется на основании Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд от 17 апреля 2007 года.

Полученные путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и представленные следователю данные об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, используются в соответствии с процессуальным законом для формирования доказательств по уголовным делам.

Изучение практики показывает, что как правило, результаты оперативно-розыскной деятельности представляются для использования в доказывании на стадии предварительного расследования. Это и понятно, поскольку интересы раскрытия и расследования преступления, собирания всех необходимых для разрешения дела доказательств, требуют получения и использования оперативных данных на возможно более раннем этапе. Кроме того, в ходе расследования больше возможностей проверить происхождение, законность получения указанных данных.

На современном этапе противодействия расследованию преступлений важным представляется существенное улучшение совместной деятельности следователя и оперативных работников.

Статья рекоментуется к печати, поскольку будет интересна для научных и практических работников.

Профессор, д.ю.н. В.И.Брылев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.