Научная статья на тему 'Порядок бухгалтерского учета операций, связанных с возмещением учреждению коммунальных расходов'

Порядок бухгалтерского учета операций, связанных с возмещением учреждению коммунальных расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1541
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДОГОВОР / ЛИЦЕЙ / ИМУЩЕСТВО / БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левина О.В., Миллиард М.Ю.

В статье рассмотрен порядок бухгалтерского учета операций, связанных с возмещением бюджетному учреждению коммунальных расходов при передаче на основании соответствующего договора имущества учреждения (помещений) в безвозмездное пользование другому бюджетному учреждению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок бухгалтерского учета операций, связанных с возмещением учреждению коммунальных расходов»

ПОРЯДОК БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВОЗМЕЩЕНИЕМ УЧРЕЖДЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

О. В. ЛЕВИНА, М. Ю. МИЛЛИАРД, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрен порядок бухгалтерского учета операций, связанных с возмещением бюджетному учреждению коммунальных расходов при передаче на основании соответствующего договора имущества учреждения (помещений) в безвозмездное пользование другому бюджетному учреждению.

Ключевые слова: бюджетное учреждение, договор, лицей, имущество, безвозмездное пользование, муниципальное задание, бухгалтерский учет

Бюджетные учреждения в ходе производственной деятельности могут передавать часть своего имущества (помещений) на основании соответствующего договора в безвозмездное пользование другому бюджетному учреждению, например лицею. При этом в договор может быть включен соответствующий пункт, в соответствии с которым бюджетному учреждению возмещаются коммунальные расходы. Договор безвозмездного пользования заключен бюджетным учреждением впервые и до настоящего времени коммунальные платежи в полном объеме оплачивались в рамках деятельности по выполнению муниципального задания. Рекомендаций и указаний учредителя по направлениям расходования средств, которые будут получены бюджетным учреждением, нет.

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета операций, связанных с возмещением учреждению коммунальных расходов, а также, насколько свободно, помимо заработной платы сотрудников, учреждение может расходовать данные средства.

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают подробного порядка учета операций, связанных с возмещением учреждению коммунальных расходов при передаче имущества учреждения в безвозмездное пользование. Такой порядок может быть разработан бюджетным учреждением самостоятельно и утвержден в составе учетной политики по согласованию с учредителем (финансовым органом) (п. 4 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание определенных видов имущества (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств таких субсидий, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя.

Положениями п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ установлен прямой запрет на осуществление учредителем финансового обеспечения содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, сданного в аренду. А вот в отношении имущества, предоставляемого бюджетным учреждением в безвозмездное пользование, такого явного запрета законодательство не содержит.

Однако содержание имущества за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и одновременное возмещение коммунальных платежей ссудополучателями, которое будет учитываться в составе доходов по приносящей доход деятельности, в отсутствие судебной практики может стать причиной возникновения к учреждению претензий со стороны контролирующих органов.

Напомним, что в соответствии со ст. 695 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания вещи, полученной в безвозмездное пользование, несет ссудополучатель, поэтому вполне обоснованным будет решение учредителя о невыделении бюджетному (автономному) учреждению в составе субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания средств на содержание имущества, передаваемого в безвозмездное пользование. При этом содержание такого имущества может, например, осуществляться учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности с последующей компенсацией данных расходов ссудополучателем.

В то же время вовсе не исключена ситуация, при которой возмещение расходов ссудополучателем на содержание объектов имущества, переданных ему бюджетным (автономным) учреждением в пользование, договором не будет предусматриваться. Необходимость заключения договоров безвозмездного пользования в подобном порядке может вытекать, в частности, из соответствующих требований учредителя.

В этом случае не исключается и возможность финансового обеспечения содержания данного имущества учредителем. Однако, поскольку имущество учреждения, переданное в безвозмездное пользование, фактически не используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, то и суммы выделяемой в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии, по мнению авторов, не должны предусматривать компенсации расходов по содержанию этого имущества.

Отметим, что учредитель не имеет права произвольно уменьшать сумму субсидии на выполнение задания, такое уменьшение обязательно должно быть увязано с изменением показателей самого задания. При заключении в течение года договоров, в соответствии с которыми имущество учреждения передается в безвозмездное пользование, уменьшение годового объема субсидии на

выполнение задания с экономической точки зрения было бы весьма уместно, однако такое уменьшение не может осуществляться в связи с отсутствием в действующем законодательстве соответствующих механизмов.

Соответственно, учреждение может не принимать во внимание наступление соответствующих событий и расходовать средства субсидии в обычном порядке согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, а полученные от ссудополучателя в счет компенсации использовать по своему усмотрению. Но в этой ситуации нельзя исключить возможности возникновения к учреждению претензий со стороны контролирующих органов.

В то же время ничто не мешает учредителю пересмотреть в сторону уменьшения показатели задания (объем, качество, нормативные затраты).

Кроме того, часть средств субсидии может быть возвращена учреждением добровольно (после консультаций с учредителем) или на основании соответствующих положений соглашения о предоставлении субсидии.

Если же учредителем при передаче имущества в безвозмездное пользование другому учреждению решается вопрос о том, что расходы на его содержание возможно осуществить за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, то целесообразно данное решение с обоснованием закрепить в локальном нормативном акте учредителя.

Все законно полученные в рамках деятельности со средствами бюджетных субсидий доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для учета «доходной» операции в рамках вида деятельности «2». При этом специалисты уполномоченных органов прямо указывают, что в рамках вида финансового обеспечения «4» могут учитываться только доходные операции в сумме:

— полученной субсидии на выполнение задания;

— возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период деятельности учреждения в качестве получателей бюджетных средств.

С учетом изложенного в бюджетном учреждении может быть принято решение о начислении

доходов в сумме возмещаемой лицеем стоимости коммунальных расходов в рамках вида деятельности «2». Такое решение тем более оправданно, что согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, в составе доходов по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ отражаются, в частности:

— компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений;

— другие аналогичные доходы.

Оплату части коммунально-эксплуатационных расходов, приходящихся на предоставленные в безвозмездное пользование площади, для избежания возникновения разногласий с органами финансового контроля целесообразно осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности.

В рассматриваемой ситуации расчеты по доходам в бухгалтерском учете могут быть отражены следующими записями:

Д-т сч. 240120223 К-т сч. 230223730 — на основании документов снабжающих организаций учтена стоимость коммунальных услуг (с учетом налога на добавленную стоимость), потребленных лицеем;

Д-т сч. 230223830 К-т сч. 220111610, увеличение сч. 18 (код 223 КОСГУ) — произведена оплата поставщикам коммунальных услуг;

Д-т сч. 220531560 К-т сч. 240110130 — начислена задолженность лицея по компенсации расходов стоимости коммунальных услуг;

Д-т сч. 220111510 К-т сч. 220531660 — на лицевой счет учреждения зачислена компенсация расходов. Одновременно отражено увеличение сч. 17 (код 130 КОСГУ).

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

5. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

Публикация годовой и квартальной отчетности

В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы

формата А4.

Тел.: (495) 989-9610, e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.