Портретные изображения Шекспира в виртуальной шекспиросфере Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

Научная статья на тему 'Портретные изображения Шекспира в виртуальной шекспиросфере' по специальности 'Литература. Литературоведение. Устное народное творчество' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Журнал
Выпуск № 1 /
Коды
  • ГРНТИ: 17 — Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
  • ВАК РФ: 10.01.00
  • УДK: 82

Статистика по статье
  • 67
    читатели
  • 29
    скачивания
  • 1
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • У. ШЕКСПИР
  • ШЕКСПИРОСФЕРА
  • ШЕКСПИРОВСКАЯ ИНДУСТРИЯ
  • ПОРТРЕТ
  • ОБРАЗ
  • ТОРГОВАЯ МАРКА
  • НУМИЗМАТИКА
  • W. SHAKESPEARE
  • SHAKESPEAREAN SPHERE
  • SHAKESPEARE INDUSTRY
  • PORTRAITS OF SHAKESPEARE
  • TRADEMARK
  • NUMISMATICS

Аннотация
научной статьи
по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — ЗАХАРОВ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

В статье «шекспировская индустрия» рассматривается как часть «шекспиросферы», широко представленная в изобразительном искусстве, распространившаяся в других сферах культуры, тиражируемая на разных носителях. Автор отмечает новые направления развития «шекспировской индустрии». Представлена краткая история визуальных образов, связанных с личностью Шекспира и его творчеством (единственная прижизненная иллюстрация, два признанных подлинными портрета Шекспира XVII в., другие портреты, на которых, по мнению некоторых исследователей, возможно, изображен драматург, а также очевидные псевдоизображения. Последние, как считает автор, являются порождением «шекспировской индустрии». В качестве одного из наиболее показательных примеров использования шекспировских образов в нумизматике в статье рассматриваются три новые монеты с изображением черепа Йорика с розой, короны на мече и шутовского колпака со скипетром, которые в начале 2016 г. Королевский монетный двор выпустил в обращение в честь 400-й годовщины со дня смерти Шекспира. Все многочисленные примеры изображения Шекспира и его героев на монетах, памятных медалях, почтовых марках и т. п. нуждаются в специальном исследовании и систематизации при помощи новых информационных технологий.

Abstract 2016 year, VAK speciality — 10.01.00, author — ZAHAROV NIKOLAY VLADIMIROVICH

The ‘Shakespeare industry' as a part of the Shakespearean sphere is now widely represented in pictorial arts and other spheres and circulates in various types of media. Our article outlines some of the contemporary directions the development of the ‘Shakespeare industry' is taking. Images associated with Shakespeare have long become a part of mankind's visual experience starting with the only lifetime drawing of a performance of his play and with two authentic 17th century portraits of Shakespeare. Other portraits of the playwright postdate his lifetime and either depict other people or are forgeries which appeared later, when a huge demand arose for ‘genuine' images of Shakespeare. These pseudo-portraits of Shakespeare, many of them well-known, are so numerous that the very fact of their existence proves them a product of the ‘Shakespeare industry'. Since the 18th century, Shakespearean plots and imagery have been playing an ever greater role in European and, most importantly, in British art. It is hard to say when Shakespeare and his characters first made their appearance on commemorative coins, banknotes and stamps. A very recent example should suffice to show how these images are used. Early in 2016, the Royal Mint issued three new coins to celebrate the 400th anniversary of Shakespeare's death. These coins featured Yorick's skull with a rose, a crown upon a sword and a scepter with a fool's cap. Commemorative medals are of serious importance for a scholar, too, as well as stamps due to their sheer numbers. All of these representations deserve an in-depth study, as well as thematic and chronological classification. The rise of contemporary information technologies has begun to re-shape the ‘Shakespeare industry', especially concerning the information available online. Electronic editions of Shakespeare's texts in English or Russian have already become authoritative. Of special interest are online encyclopedias of Shakespeare. The ‘Shakespeare industry' has gone much further than providing popular editions of his works and endowing theatrical, cinematographic and television adaptations (including documentaries on his life and work) with a cult status. It has morphed into a commercial exploitation of the image of the Bard and those of his characters, with all of these images appearing on souvenirs.

Научная статья по специальности "Литература. Литературоведение. Устное народное творчество" из научного журнала "Знание. Понимание. Умение", ЗАХАРОВ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

 
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по литературе, литературоведению и устному народному творчеству , автор научной работы — ЗАХАРОВ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Текст
научной работы
на тему "Портретные изображения Шекспира в виртуальной шекспиросфере". Научная статья по специальности "Литература. Литературоведение. Устное народное творчество"

ШЕКСПИРОВСКИЕ ШТУДИИ
DOI: 10.17805/zpu.2016.1.22
Портретные изображения Шекспира в виртуальной шекспиросфере*
Н. В. Захаров (Московский гуманитарный университет)
В статье «шекспировская индустрия» рассматривается как часть «шекспиросферы», широко представленная в изобразительном искусстве, распространившаяся в других сферах культуры, тиражируемая на разных носителях. Автор отмечает новые направления развития «шекспировской индустрии».
Представлена краткая история визуальных образов, связанных с личностью Шекспира и его творчеством (единственная прижизненная иллюстрация, два признанных подлинными портрета Шекспира XVII в., другие портреты, на которых, по мнению некоторых исследователей, возможно, изображен драматург, а также очевидные псевдоизображения. Последние, как считает автор, являются порождением «шекспировской индустрии». В качестве одного из наиболее показательных примеров использования шекспировских образов в нумизматике в статье рассматриваются три новые монеты с изображением черепа Йорика с розой, короны на мече и шутовского колпака со скипетром, которые в начале 2016 г. Королевский монетный двор выпустил в обращение в честь 400-й годовщины со дня смерти Шекспира. Все многочисленные примеры изображения Шекспира и его героев на монетах, памятных медалях, почтовых марках и т. п. нуждаются в специальном исследовании и систематизации при помощи новых информационных технологий. Ключевые слова: У. Шекспир; шекспиросфера; шекспировская индустрия; портрет; образ; торговая марка; нумизматика
ВСТУПЛЕНИЕ
експировская индустрия» как часть «шекспиросферы» широко представлена в изобразительном искусстве (см.: Захаров, Гайдин, 2009; Захаров, Луков, Гайдин, 2012: Электронный ресурс; Захаров, Луков В., Луков Вл., 2012: Электронный ресурс; Луков В., Захаров, Луков Вл., Гайдин, 2012: Электронный ресурс). Нескончаем поток иллюстраций к пьесам Шекспира, портретных изображений драматурга и созданных им персонажей. Примером «шекспировской индустрии» можно считать и ставшую ныне культовой гравюру «Вид Лондона со стороны Бэнксайд» работы Вацлава Холлара (также в некоторых источниках Венцеслав/Венцель Холлер/Голлар,
* Статья подготовлена в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№14-03-00552а).
The article was prepared as part of the project "Virtual Shakespearean Sphere: Transformations of Shakespearean Myth in Modern Culture" supported with a grant from the Russian Foundation for the Humanities (No. 14-03-00552а).
чех. Václav Hollar, англ. Wenceslas (Wenzel) HollarBohemus, 16G7-1677) — гравера из Праги. Работа была выполнена в 1647 г. в Антверпене по эскизам, сделанным Холла-ром во время пребывания в Лондоне в период с 1636 по 1642 г. Рисунок панорамы старого Лондона примечателен не только своей доскональностью, но и изображением на нем театра «Глобус», хотя в надписях к гравюре театр и место для медвежьих боев перепутаны.
Данное исследование посвящено такому сегменту «шекспиросферы», как виртуальная «шекспировская индустрия» в изобразительном искусстве, ее распространению на разнообразных носителях, в разных форматах, реальных и цифровых.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Шекспировские образы навсегда вошли в визуальный опыт человечества, начиная с единственной прижизненной иллюстрации к пьесе Шекспира «Тит Андроник», выполненной художником Генри Пичемом (Henry Peacham, 1576-1643) и дошедшей до нас в Лонглитской рукописи (Longleat Manuscript, 1594-1595) из библиотеки маркиза Батского, и заканчивая, к примеру, амбициозным проектом «Шекспир в мультипликации» (The Animated Shakespeare; тж. Shakespeare: The Animated Tales) под руководством Леона Гарфилда (Leon Garfield, 1921-1996), выполненным художниками Российской государственной студии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм».
Среди портретов Шекспира, получивших распространение после смерти драматурга, подлинными признаны только два: гравюра Мартина Друшаута (Martin Droes-hout, 16G1 — ок. 165G; в русском написании также часто Дройсхут) с фронтисписа Первого фолио (1623) и бюст драматурга работы Герарта Янссена (Gheerart Jans-sen, 16GG-1623), который установлен в нише северной стены алтарной части церкви Св. Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне. Их создание относят приблизительно к 1623 г.
Выдаваемый за прижизненное изображение портрет «молодого» Шекспира (предположительно написан в 161G г.) был недавно обнаружен британским реставратором Алеком Коббом (Alec Cobbe). Картина была представлена публике и журналистам в Лондоне ведущим шекспироведом С. Уэллсом 9 марта 2GG9 г. Несмотря на множество проведенных экспертиз, атрибуция Кобба — Уэллса до сих пор вызывает сомнения специалистов. Шекспировское сообщество пока не спешит признать «коббовский» портрет аутентичным изображением великого Барда.
Другие портреты драматурга созданы в постшекспировскую эпоху и являются либо портретами других неизвестных ныне людей, либо поздними подделками, которые появились в связи с ажиотажным спросом на оригинальные портреты Шекспира (см.: Piper, 1964). Одних только хрестоматийных псевдоизображений Шекспира наберется столь много, что сам факт их существования дает повод говорить о них как о порождении «шекспировской индустрии» (индустрии тиражирования, популяризации, коммерческого распространения всего, что является проявлением «шекспиросферы» на майках, кружках, магнитах, брелоках и т. д.): это «Чандосский портрет Шекспира»; «Честерфильдовский портрет» (возможно, выполнен голландским художником Питером Борселером (Pieter Borseler) в 166G-167G^ годы); «Флауэров-ский портрет»; «Графтонский портрет» (1588); «Кессельштадтская посмертная маска» (датирована 1616 г.); «Соэстовский портрет» (картина голландского художника Герарда Соэста (Gerard Soest, ок. 16GG-1681), жившего в Лондоне, начиная с 1656 г.); воздвигнутая на средства граждан в Вестминстерском аббатстве в 174G г. статуя Шекс-
пира работы фламандского скульптора Питера Шимейкерса (Peter Scheemakers, 1691-1781); «Гауэровский памятник» работы скульптора Лорда Рональда Гауэра (Lord Ronald Gower, 1845-1916), воздвигнутый в 1888 г. (см.: A Shakespeare encyclopaedia, 1966; Уэллс, 2002).
Начиная с XVIII в. шекспировские сюжеты и образы играют все более заметную роль в западноевропейском изобразительном искусстве, и главную — в британском. В разное время над иллюстрациями к шекспировским произведениям работали Уильям Хогарт (William Hogarth, 1697-1764); Фрэнсис Хеймен (Francis Hayman, 1708-1776); Генри Фюзели (нем. Иоганн Генрих Фюссли, Henry Fuseli, нем. Johann Heinrich Fussli, 1741-1825); Уильям Блейк (William Blake, 1757-1827) и многие другие.
Среди русских художников, развивавших темы и образы Шекспира, следует назвать М. А. Врубеля (1856-1910), в творчестве которого литературные образы Шекспира представлены в стиле итальянского Возрождения. Особое место в русской иконографии Шекспира занимают рисунки, выполненные рукой русских писателей А. С. Пушкина (см.: Захаров, 2007) и М. Ю. Лермонтова (графический портрет атрибутирован Е. И. Гавриловой в работе «Портрет Шекспира, рисованный Лермонтовым») (см.: Гаврилова, 1985). К числу портретистов Шекспира недавно причислен Ф. М. Достоевский, который в контексте записей о Шекспире в черновой рукописи к роману «Бесы» дал рисунок, в котором узнаются типичные черты, ставшие знаковыми в портретах Шекспира (см.: Тихомиров, 2014ab; Баршт, 2015: Электронный ресурс; Martirosyan, 2014: Электронный ресурс).
Оборотной стороной «культа Шекспира» (см.: Davidhazi, 1998; Луков, Захаров, 2008ab; Захаров, Луков, 2011) и продолжением развития феномена «шекспировской индустрии» можно считать ряд карикатур на Шекспира. Особо следует выделить работы, выполненные английским писателем-сатириком Максом Бирбомом (Henry Maximilian Beerbohm, 1872-1956) и касающиеся споров вокруг авторства Шекспира.
ШЕКСПИР И НУМИЗМАТИКА
Когда Шекспир и его персонажи впервые появились на памятных денежных знаках, монетах, бонах и марках, сказать сложно. Авторитетная в виртуальном мире коллекционеров-нумизматов база данных Numista приводит в своем каталоге английскую медную монету (токен) номиналом в полпенни, выпущенную в честь Уильяма Шекспира в 1790 г. (!/2 penny ... : Электронный ресурс).
Назовем несколько особенно показательных примеров использования шекспировских образов в нумизматике.
В самом начале 2016 г. Королевский монетный двор (Royal Mint) выпустил в обращение в честь 400-й годовщины со дня смерти драматурга У. Шекспира три новые монеты достоинством в 2 фунта, на которых представлены образы его вечных произведений: череп Йорика с розой, корона на мече и шутовской колпак со скипетром. Если учесть, что по аналогии череп принадлежит шуту, то выходит, что подарок всем поклонникам творчества Шекспира имеет достаточно любопытный подтекст. Неудивительно, что наибольший резонанс у наблюдательной аудитории вызвала монета с черепом. Так, антрополог и биоархеолог Кристина Киллгров (Kristina Killgrove) обратила внимание, что на черепе имеются не до конца сросшиеся метопические швы (s. frontalis), которые соединяют по средней линии парные закладки лобной кости. Исследовательница была удивлена таким выбором художника и руководства монетного двора: хотя метопические швы есть у всех новорожденных, у большинства они
срастаются к 1G годам. Только у 7% людей этот шов остается и в более позднем возрасте: у негров и малайцев — 1-2%, у меланезийцев и монголов — 3-5%; у австралийцев — 6%, у европейцев гораздо чаще — до 8%. При этом в пьесах самого Шекспира нет упоминаний подобных физиологических изъянов.
По этому поводу К. Киллгров обратилась в пиар-отдел Королевского монетного двора за разъяснениями. Дженни Мандерс (Jenny Manders) сообщила ей, что главный художник двора Джон Бергдал (John Bergdahl) — автор чеканки для дизайна шекспировского черепа — предоставил много оригинальных эскизов, из которых был отобран именно этот рисунок, а вовсе не первый попавшийся.
Таким образом, заключает ученый, «необычный анатомический вариант метопиче-ского шва теперь увековечен на британской монете, что заставляет немного по-иному взглянуть на многовековую традицию аллегорических изображений Memento Mori. Наш бедный Йорик по-прежнему дает повод для рефлексии над его черепом» (Killgrove, 2G16: Электронный ресурс; пер. наш. — Н. З.).
Не меньший интерес представляют памятные медали. Одна из них посвящена 200-летней годовщине первого стратфордского юбилея Шекспира, устроенного британским актером-романтиком Дэвидом Гариком (David Garrick, 1717-1779) в 1769 г.
Отдельная тема для исследования — Шекспир и филателия, так как существует большое множество марок с изображением Барда. Только в интернет-каталоге филателистических материалов StampWorld их представлено более 15G единиц. Все это требует специального изучения, хронологической и тематической систематизации.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ШЕКСПИРА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Развитие новых информационных технологий уже придало «шекспировской индустрии» новые черты, особенно в части представления информации в Интернете.
Уже существуют авторитетные электронные издания текстов Шекспира на английском (The Complete Works of William Shakespeare; Mr. William Shakespeare and the Internet; Shakespeare Online; Internet Public Library: Shakespeare Bookshelf; Shakespeare Oxford Society; the Shakespeare Resource Center и др.) и русском языках (Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир»; см.: Захаров, 2GG5). Такой способ представления информации существенно облегчает работу с текстами, поиск по ним и неограниченный доступ к ним широчайшей аудитории пользователей глобальной сети. В последние годы появились программы, способные помочь исследователю в текстологическом анализе произведений драматурга. Например, имеется прикладная программа, специально созданная для электронного ресурса Британской библиотеки в Интернете для сравнения разных вариантов изданий Шекспира в «квар-то» (William Shakespeare in Quarto). Потенциал электронных версий текстов выходит за рамки формального воспроизведения их бумажного варианта, многие возможности еще предстоит реализовать в будущем, особенно в связи с применением закона об охране авторского права и принятием мер по сохранению интеллектуальной собственности.
Особый интерес представляют электронные энциклопедии. Это удобный, наиболее привычный для нового поколения исследователей и учащихся способ подачи информации, в котором текст дополнен графическими образами (гравюры, документы из метрических книг, иллюстрации к произведениям, фотографии и т. д.), аудио- и видеофайлами, которые если не воссоздают, то, по крайней мере, приближают пользо-
вателя Интернета к пониманию шекспировской эпохи. Примером такого ресурса может служить электронная версия энциклопедии «Британника» (см.: Bevington, 2015). Сегодня это хотя далеко и не полный, но достаточно авторитетный ресурс энциклопедического представления наследия Шекспира в Интернете.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие «шекспировской индустрии» шагнуло значительно дальше популярных изданий произведений Шекспира, создания культа вокруг различных театральных, кинематографических и телевизионных постановок его произведений, передач о жизни и творчестве драматурга (см.: Shakespeare: An illustrated stage history, 1996). Она все более приобретает черты коммерческой эксплуатации образа как самого Барда, так и созданных им героев, использования их изображений на сувенирах (футболках, кружках, брелоках, магнитах и т. д.). Перечисленные выше примеры представления образа Шекспира в современном виртуальном пространстве и на электронных ресурсах способны не только популяризировать творчество Шекспира, но и дать хороший старт для серьезной исследовательской работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баршт, К. А. (2015) Об атрибуции портретных рисунков Достоевского [Электронный ресурс] // Неизвестный Достоевский. Т. 2. №2. С. 77-109. URL: http://unknown-dostoevsky.ru/ files/redaktor_pdf/1447754821.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.10.2015). DOI: 10.15393/j10.art.2015.2467
Гаврилова, Е. И. (1985) Портрет Шекспира, рисованный Лермонтовым // Лермонтовский сборник. Л. : Наука. 344 с. С. 246-250.
Захаров, Н. В. (2005) Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 153-155.
Захаров, Н. В. (2007) Шекспировские штудии VI: Изображение Шекспира в рисунках Пушкина (опыт атрибуции) : монография / отв. ред. Вл. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 47 с.
Захаров, Н. В., Гайдин, Б. Н. (2009) Шекспировская индустрия // Знание. Понимание. Умение. №4. C. 246-250.
Захаров, Н. В., Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2012) Шекспиросфера [Электронный ресурс] // Электронное периодическое научное издание «Вестник Международной академии наук. Русская секция». №2. C. 70-75. URL: http://heraldrsias.ru/online/2012/2/238/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.10.2015).
Захаров, Н. В., Луков, Вл. А. (2011) Культ Шекспира: теория и всемирные масштабы // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 13. № 2-1. С. 148-154.
Захаров, Н. В., Луков, Вл. А., Гайдин, Б. Н. (2012) «Шекспировская индустрия» от истоков до наших дней [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №1 (январь — февраль). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/1/Zakharov~ Lukov~Gaydin_Shakespeare-Industry/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.10.2015).
Луков, В. А., Захаров, Н. В., Луков, Вл. А., Гайдин, Б. Н. (2012) Шекспиросфера (Шекспир, его современники, его эпоха в культуре повседневности) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №3 (май — июнь). URL: http:// zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Lukov~Zakharov~Lukov~Gaydin~Shakespeare-sphere/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.10.2015).
Луков, Вл. А., Захаров, Н. В. (2008a) Культ Шекспира // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 132-141.
Луков, Вл. А., Захаров, Н. В. (2008b) Культ Шекспира как социокультурный феномен // Вестник Международной академии наук (Русская секция). №1. С. 65-68.
Тихомиров, Б. Н. (2014a) Достоевский рисует Шекспира // XXV Шекспировские чтения 2014: «Шекспир в русско-английском культурном диалоге» (25th Shakespeare Readings 2014 : Shakespeare Mirrored: A Look at Cultural Relationship) : сб. аннотаций докладов. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 203 с. С. 27-29.
Тихомиров, Б. Н. (2014b) Портретные зарисовки Достоевского: из новых атрибуций [Электронный ресурс] // Неизвестный Достоевский. №1-2. С. 83-94. URL: http://unknown-dosto-evsky.ru/files/redaktor_pdf/1438176448.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.10.2015). DOI: 10.15393/j10.art.2014.7
Уэллс, С. (2002) Шекспировская энциклопедия / пер. с англ. А. Шульгат ; под ред. С. Уэллса при участии Дж. Шоу ; М. : Радуга. 272 с.
A Shakespeare encyclopaedia (1966) / ed. by O.J. Campbell, E. G. Quinn. L. ; N. Y. : Methuen & Co LTD. 1014 p.
Bevington, D. (2015) William Shakespeare (English author) [Электронный ресурс] // Britan-nica.com. June 28. URL: http://global.britannica.com/biography/William-Shakespeare [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.10.2015).
Davidhazi, P. (1998) The Romantic cult of Shakespeare: Literary reception in anthropological perspective. N. Y. : St. Martin's Press. 240 p.
Killgrove, К. (2016) Here's the anatomical story behind that new GBP 2 Shakespeare skull coin [Электронный ресурс] // Forbes. January 4. URL: http://forbes.com/sites/kristinakillgrove/2016/01/ 04/heres-the-anatomical-story-behind-that-new-2-shakespeare-skull-coin/ [архивировано в Archi-ve.is] (дата обращения: 11.01.2016).
Martirosyan, А. (2014) Dostoevsky draws Shakespeare: The fascinating discovery [Электронный ресурс] // Huffington post. December 16. URL: http://hufflngtonpost.co.uk/annie-martirosyan/dos-toevsky-draws-shakespe_b_6327176.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.10.2015).
Piper, D. (1964) О sweet Mr. Shakespeare I'll have his picture: The changing image of Shakespeare's person, 1600-1800. L. : National Portrait Gallery. 40 р.
Shakespeare: An illustrated stage history (1996) / ed. by J. Bate, R. Jackson. N. Y. : Oxford University Press. 253 p.
1/2 penny (Warwickshire — Stratford Shakespeare halfpenny tokens) [Электронный ресурс] // Numista. URL: http://en.numista.com/catalogue/pieces20504.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.10.2015).
Дата поступления: 12.01.2016 г.
PORTRAITS OF SHAKESPEARE IN THE VIRTUAL SHAKESPEAREAN SPHERE
N. V. Zakharov (Moscow University for the Humanities)
The 'Shakespeare industry' as a part ofthe Shakespearean sphere is now widely represented in pictorial arts and other spheres and circulates in various types of media. Our article outlines some of the contemporary directions the development of the 'Shakespeare industry' is taking.
Images associated with Shakespeare have long become a part of mankind's visual experience — starting with the only lifetime drawing of a performance of his play and with two authentic 17th century portraits of Shakespeare. Other portraits of the playwright postdate his lifetime and either depict other people or are forgeries which appeared later, when a huge demand arose for 'genuine' images of Shakespeare. These pseudo-portraits ofShakespeare, many ofthem well-known, are so numerous that the very fact of their existence proves them a product of the 'Shakespeare industry'. Since the 18th century, Shakespearean plots and imagery have been playing an ever greater role in European — and, most importantly, in British art.
It is hard to say when Shakespeare and his characters first made their appearance on commemorative coins, banknotes and stamps. A very recent example should suffice to show how these images are used. Early in 2016, the Royal Mint issued three new coins to celebrate the 400th anniversary of Shakespeare's death. These coins featured Yorick's skull with a rose, a crown upon a sword and
a scepter with a fool's cap. Commemorative medals are of serious importance for a scholar, too, as well as stamps due to their sheer numbers. All of these representations deserve an in-depth study, as well as thematic and chronological classification.
The rise of contemporary information technologies has begun to re-shape the 'Shakespeare industry', especially concerning the information available online. Electronic editions of Shakespeare's texts in English or Russian have already become authoritative. Of special interest are online encyclopedias of Shakespeare.
The 'Shakespeare industry' has gone much further than providing popular editions of his works and endowing theatrical, cinematographic and television adaptations (including documentaries on his life and work) with a cult status. It has morphed into a commercial exploitation of the image of the Bard and those of his characters, with all of these images appearing on souvenirs.
Keywords: W. Shakespeare; Shakespearean sphere; Shakespeare industry; portraits of Shakespeare; trademark; numismatics
REFERENCES
Barsht, K. A. (2015) Ob atributsii portretnykh risunkov Dostoevskogo [On attributing Dosto-evsky's portrait drawings]. Neizvestnyi Dostoevskii, vol. 2, no. 2, pp. 77-109. [online] Available at: http://unknown-dostoevsky.ru/flles/redaktor_pdf/l447754821.pdf [archived in WebCite] (accessed 17.10.2015). (In Russ.). DOI: 10.15393/j10.art.2015.2467
Gavrilova, E. I. (1985) Portret Shekspira, risovannyi Lermontovym [A picture of Shakespeare made by Lermontov]. In: Lermontovskii sbornik. Leningrad, Nauka Publ. 344 p. Pp. 246-250. (In Russ.).
Zakharov, N. V. (2005) Informatsionno-issledovatel'skaia baza dannykh «Russkii Shekspir» [Information and research database "Russian Shakespeare"]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 153-155. (In Russ.).
Zakharov, N. V. (2007) Shekspirovskie shtudii VI: Izobrazhenie Shekspira v risunkakh Pushkina (opyt atributsii) [Shakespeare Studies VI: Shakespeare in Pushkin's drawings (An attempt at attribution)] : A monograph / ed. by Vl. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 47 p. (In Russ.).
Zakharov, N. V. and Gaydin, B. N. (2009) Shekspirovskaia industriia [Shakespeare industry]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 246-250. (In Russ.).
Zakharov, N. V., Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2012) Shekspirosfera [The Shakespearean sphere]. Elektronnoe periodicheskoe nauchnoe izdanie «Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk. Russkaia sektsiia» [Electronic Periodical Research Publication "Herald of the International Academy of Science. Russian Section"], no. 2, pp. 70-75. [online] Available at: http://heraldrsias. ru/online/2012/2/238/ [archived in WebCite] (accessed 17.10.2015). (In Russ.).
Zakharov, N. V. and Lukov, Vl. A. (2011) Kul't Shekspira: Teoriia i vsemirnye masshtaby [Cult of Shakespeare: The theory and worldwide scope]. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk, vol. 13, no. 2-1, pp. 148-154. (In Russ.).
Zakharov, N. V., Lukov, Vl. A. and Gaydin, B. N. (2012) «Shekspirovskaia industriia» ot istokov do nashikh dnei ["The Shakespeare Industry" from the origins till our times]. Informatsionnyi guma-nitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 1 (January — February) [online] Available at: http://zpu-journal.ru/ e-zpu/2012/1/Zakharov~Lukov~Gaydin_Shakespeare-Industry/ [archived in WebCite] (accessed 17.10.2015). (In Russ.).
Lukov, V. A., Zakharov, N. V., Lukov, Vl. A. and Gaydin, B. N. (2012) Shekspirosfera (Shekspir, ego sovremenniki, ego epokha v kul'ture povsednevnosti) [The Shakespearean sphere (Shakespeare, his contemporaries, his age in the culture of everyday life)]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 3 (May — June) [online] Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Lukov~Zakharov~Lukov~Gaydin~Shakespeare-sphere/ [archived in WebCite] (accessed 17.10.2015). (In Russ.).
Lukov, Vl. A. and Zakharov, N. V. (2008a) Kul't Shekspira [The cult of Shakespeare]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 132-141. (In Russ.).
Lukov, Vl. A. and Zakharov, N. V. (2008b) Kul't Shekspira kak sotsiokul'turnyi fenomen [The cult of Shakespeare as a socio-cultural phenomenon]. Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk (Rus-skaia sektsiia), no. 1, pp. 65-68. (In Russ.).
Tikhomirov, B. N. (2014a) Dostoevskii risuet Shekspira [Dostoevsky draws Shakespeare]. In: XXV Shekspirovskie chteniia 2014: «Shekspir v russko-angliiskom kul'turnom dialoge» [25th Shakespeare Readings 2014. Shakespeare Mirrored: A Look at Cultural Relationship] : Paper abstracts. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 203 p. Pp. 27-29. (In Russ.).
Tikhomirov, B. N. (2014b) Portretnye zarisovki Dostoevskogo: iz novykh atributsii [Dostoevsky's portrait sketches: New attributions]. Neizvestnyi Dostoevskii, no. 1-2, pp. 83-94. [online] Available at: http://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1438176448.pdf [archived in WebCite] (accessed 17.10.2015). (In Russ.). DOI: 10.15393/j10.art.2014.7
Wells, S. (2002) Shekspirovskaia entsiklopediia [A dictionary of Shakespeare] / transl. from English by A. Shulgat ; ed. by S. Wells with the assistance of J. Shaw. Moscow, Raduga Publ. 272 p. (In Russ.).
A Shakespeare encyclopaedia (1966) / ed. by O.J. Campbell and E. G. Quinn. London ; New York, Methuen & Co LTD. 1014 p.
Bevington, D. (2015) William Shakespeare (English author). Britannica.com, June 28. [online] Available at: http://global.britannica.com/biography/William-Shakespeare [archived in WebCite] (accessed 17.10.2015).
Davidhazi, P. (1998) The Romantic cult of Shakespeare: Literary reception in anthropological perspective. New York, St. Martin's Press. 240 p.
Killgrove, К. (2016) Here's the anatomical story behind that new GBP 2 Shakespeare skull coin. Forbes, January 4. [online] Available at: http://forbes.com/sites/kristinakillgrove/2016/01/04/heres-the-anatomical-story-behind-that-new-2-shakespeare-skull-coin/ [archived in Archive.is] (accessed 11.01.2016).
Martirosyan, А. (2014) Dostoevsky draws Shakespeare: The fascinating discovery. Huffington post, December 16. [online] Available at: http://huffingtonpost.co.uk/annie-martirosyan/dosto-evsky-draws-shakespe_b_6327176.html [archived in WebCite] (accessed 17.10.2015).
Piper, D. (1964) О sweet Mr. Shakespeare I'll have his picture: The changing image of Shakespeare's person, 1600-1800. London, National Portrait Gallery. 40 р.
Shakespeare: An illustrated stage history (1996) / ed. by J. Bate and R. Jackson. New York, Oxford University Press. 253 p.
1/2 penny (Warwickshire — Stratford Shakespeare halfpenny tokens). Numista [online] Available at: http://en.numista.com/catalogue/pieces20504.html [archived in WebCite] (accessed 17.10.2015).
Submission date: 12.01.2016.
Захаров Николай Владимирович — кандидат филологических наук, доктор философии (PhD), директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, ученый секретарь Шекспировской комиссии РАН. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: nikoltine@yandex.ru
Zakharov Nikolay Vladimirovich, Candidate of Philology, PhD, Director, Center for the Theory and History of Culture, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Academic Secretary, Shakespeare Committee, Russian Academy of Sciences. Postal address: Bldg. 6, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: nikoltine@yandex.ru

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх