Научная статья на тему 'Портфолио выпускника начальной школы'

Портфолио выпускника начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портфолио выпускника начальной школы»

Инновации в школе

18. Давыдов В.В., Слободчиков В.И.,. Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4.

19. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Дис....док. пед. наук. - М., 1978.

20. Днепров Э.Д., Аркадьев А. «Минимум» ушедшей эпохи // Учительская газета. 2002. № 3. С. 10-11.

21. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: Дом педагогики, 1996.

22. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова). - Москва: «ЦОР 1», 2001.

23. Ковалева Г.С. По ком звонит колокол. Причины падения международного рейтинга российского образования // Школьное обозрение. 2002. № 1. С. 38-40.

24. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. - М.: Просвещение, 1983.

25. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С.3-12.

26. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

27. Лошкарева Н.А. Формирование у учащихся общих умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации / Спутник классного руководителя. - М.: Просвещение, 1984.

28. Люблинская А.А. Умственные действия в работе младших школьников по новым программам. - Советская педагогика.1973. № 5. С. 34 - 41.

29. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

30. Подушкина И.М. Методическая работа в школе. Новое видение. - Курск: Изд-во Курск. Гос. пед. ун-та, 2001.

31. Усова А.В. Формирование учебных умений учащихся // Советская педагогика. 1982. № 1. С.48-52.

32. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. 2004. №№ 12-13.

33. Шамова Т.И., Давыденко Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

Федина С.В.,

учитель начальных классов Дюмина В.Н.,

учитель начальных классов МОУ-гимназия г. Мценск

Сегодня мысль о том, что школа должна, прежде всего, давать знания, умения, навыки, то есть служить складом готовых знаний, представляется неактуальной. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; люди, способные к сотрудничеству, инициативные, самостоятельные.

Цель нашей школы - подготовить таких людей. Для того, чтобы школа смогла достичь поставленной цели, она должна последовательно решать свои задачи на всех ступенях образования. Ключевой задачей I ступени (начального этапа) школьного образования -является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. В последнее время достаточно много говорится о безотметочном обучении. Наша гимназия уже девятый год работает по безотметочной системе оценивания. Отсутствие отметки ни в коем случае не понимается как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя. Напротив, отметка заменяется развернутой системой взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятельности, которая строится на содержательно-оценочной основе. Важ-

нейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной и внеучебной деятельности школьников является учет их индивидуальных особенностей. Незаменимую помощь в этом может оказать портфолио.

С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится просто как портфель.

Для наших четвероклассников портфолио - рабочая папка, содержащая многообразную информацию, которая показывает достижения учащихся как в учебной, так и внеучебной деятельности. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения, не забывая прежние.

Пред учителем всегда стояла задача отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислений. С этой целью в папку вкладываются «Листы индивидуальных достижений» школьников по чтению, русскому языку, математике.

Это позволяет ученику:

• сделать отметку содержательной и для ученика и

для его родителей;

• формировать навык самоконтроля и оценки;

76

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Инновации в школе

• осмыслить свои знания, поступки;

• оценивать свои возможности;

• видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов.

Кроме того, просматривая последовательность своих работ в течение года, ребёнок получает более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела к данному результату.

Это позволяет учителю:

• наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей;

• обеспечить (если есть в этом необходимость) целенаправленную и своевременную коррекцию;

• точечно определить проблемы ребенка (психологические, семейные, учебные);

• выяснить причины этих проблем.

В разделе «Мой портрет» собирается информация, помогающая ребёнку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самопознания, самосовершенствования.

Материалы, представленные в разделе «Творческие работы», «Мои награды» дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов. Здесь помещаются творческие работы, дипломы об участии

в предметных олимпиадах, грамоты за участие в конкурсах, благодарственные письма.

Такая информация поможет учителям 5-х классов более объективно относиться к незнакомым детям, куратор, изучив портфолио, будет иметь полное представление о том, с какими детьми ему предстоит работать на протяжении многих лет.

Работа по созданию портфолио оказалась совсем непростой. Но мы получили огромное удовольствие от проделанной работы. Во-первых, установились более доверительные отношения с каждым ребёнком, во-вторых, в классном коллективе установился благоприятный психологический климат, в-третьих, у нас появилась ещё одна возможность похвалить ребёнка, поддержать успешность (и не только) в учебном процессе и внеучебной деятельности. Многие дети раскрылись. Мы узнали о некоторых детях что-то новое.

Пусть работа была сложная, но работа такого плана делает отношения между учениками и учителем человечными и понимающими. Мы бы хотели, чтобы наши воспитанники были не послушные и безропотные, готовые во всем повиноваться и со всем соглашаться, а своенравные, волевые, готовые отстаивать свои принципы, которые стали неотделимы от их личности.

w

Бураева Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы ОУ кадетская школа-интернат Ростовская область

__________________________________

РОЛЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМИРОВАНИИ

у учащихся старших классов лингвистического мышления

Стратегия модернизации содержания общего образования, в том числе филологического, в рамках реализации Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции образовательной области «Филология», введение тестовой формы государственной аттестации учащихся - ЕГЭ ставит перед учителем-словесником вопрос о пересмотре организации содержания учебно-воспитательного процесса, теории и практики современного урока в условиях компетентностно-деятельностного подхода в обучении (применительно к уроку русского языка - коммуникативная, языковая, лингвистическая, культуроведческая компетенции) и инструментария оценки эффективности обучения русскому языку, особенно на третьей ступени (10-11 классы). Поэтому поиск новых форм организации учебной деятельности старшеклассников на уроках русского языка (при их минимальном

количестве - 2 часа в неделю) приобрел для меня особую актуальность.

Процесс обновления содержания образования по русскому языку начался в 1993 году и был связан с изменением целей обучения и вариативностью выбора программы и учебно-методического комплекса. Однако только в 1998 году появилась программа по русскому языку А.И.Власенкова для третьей ступени обучения, обеспечивающая содержание обязательного минимума по русскому языку для 10-11 классов. Учебник к программе А.И. Власенкова «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова» обеспечен только методическими рекомендациями и не располагает практическим материалом отбора содержания обучения по русскому языку в старших классах. Это затрудняет работу учителя по реализации основных направлений обучения русскому языку на третьей ступени, обозначенных в Федеральном компоненте государственного

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.