Научная статья на тему 'Формирование УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО. Диагностика УУД'

Формирование УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО. Диагностика УУД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5228
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1 КЛАСС / ФОРМИРОВАНИЕ ФГОС / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД / 1 CLASS / THE FORMATION OF THE GEF / METASUBJECT ACU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турушева Галина Сидоровна

С переходом на ФГОС НОО возникла необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. В своей статье я рассказала о работе по формированию УУД в 1 классе, о методиках, которые я использовала в своей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турушева Галина Сидоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО. Диагностика УУД»

Формирование УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО.

Диагностика УУД Турушева Г. С.

Турушева Галина Сидоровна / Turusheva Galina Sidorovna - почетный работник

общего образования РФ, учитель начальных классов, Хоготовская средняя общеобразовательная школа им. А. О. Бороноева, с. Хогот

Аннотация: с переходом на ФГОС НОО возникла необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. В своей статье я рассказала о работе по формированию УУД в 1 классе, о методиках, которые я использовала в своей работе. Abstract: with the transition to GEF LEO there was a need to develop new approaches to the system of training and education. In his article, I spoke about the work on the formation of ECU 1 in the class of the techniques that I have used in their work.

Ключевые слова: 1 класс, формирование ФГОС, метапредметные УУД. Keywords: 1 class, the formation of the GEF, metasubject ACU.

С 1 сентября 2011 года в 1-х классах всех школ РФ внедряются стандарты второго поколения (ФГОС НОО 2009 г.). В связи с чем возникла необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания? Причина - современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования (Федеральный компонент государственного стандарта 2004 г.), и возникли определённые проблемы в обучении и воспитании детей. Вот некоторые из них:

- Происходит постепенное «вымывание» дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места в жизни дошкольников, что ведёт к несформированности психологической готовности к школьному обучению.

- Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребёнка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию.

- Резко возросла информированность детей. Если раньше основным источником получения информации о мире, обществе, природе была школа, то сегодня СМИ, Интернет и улица становятся фактором формирования картины мира у ребёнка, причём не всегда положительной и достоверной.

- Современные дети мало читают, особенно художественную и классическую литературу. Чтение вытеснили телевидение, Интернет, телефоны и т.д. Отсюда и трудности обучения в школе, связанные с анализом текстов различных жанров, с логическим и образным мышлением, памятью, воображением, бедностью словарного запаса детей.

- Для современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками, что затрудняет усвоение моральных норм и нравственных принципов.

- Категория одарённых и способных детей резко снижается, и напротив, увеличивается число школьников, не умеющих работать самостоятельно, интеллектуально пассивных, детей, с трудностями в обучении и просто проблемных детей.

Таким образом, очевидно, что начальное образование нуждалось в новых подходах, т.к. оно является фундаментом всего последующего образования. В чём же заключаются отличительные особенности Стандартов 2-го поколения? На центральное место образовательного процесса выходит воспитательная функция. Главным результатом образования должно быть духовно-нравственное развитие личности ребёнка. Во-вторых, ФГОС - это совокупность требований семьи, школы, общества и государства, он нацелен на обеспечение конкурентоспособности

отечественного образования. И третье принципиальное отличие ФГОС НОО -ориентация на результат образования. Главная ценность обучения по ФГОС -деятельность, а не совокупность знаний. Теперь в начальной школе учитель должен не только научить читать, писать и считать. На первый план выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера - так называемые УУД, без которых теперь невозможно успешное обучение. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель должен понимать «Как учить?» или, точнее, «Как учить, чтобы у детей возникли собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Формирование УУД осуществляется в контексте разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает определённые возможности для формирования тех или иных УУД [1].

Что же такое Универсальные Учебные Действия? В широком смысле этот термин означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле - это совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД:

- Обеспечение возможностей школьника самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному обучению; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальность учебных действий заключается в том, что они носят общеучебный (надпредметный, метапредметный) характер, обеспечивают целостность развития, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе любой деятельности учащихся, в том числе и внеурочной.

Виды УУД: Личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Все виды УУД взаимосвязаны и взаимозависимы.

Остановимся на метапредметных УУД, в состав которых входят регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия, т.к. их рассматривают в качестве результатов освоения основной образовательной программы по ФГОС.

Познавательные УУД:

Общеучебные (выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, добывание новых знаний из разных источников, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, смысловое чтение, моделирование);

Универсальные логические (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение и др.)

Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, создание способов её решения) [3].

Планируемые результаты формирования познавательных УУД для 1 класса

В 1 классе ребёнок должен научиться:

- Ориентироваться в учебнике (на странице, развороте, в оглавлении);

- Отвечать на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- Отличать новое от уже известного;

- Находить информацию в учебнике;

- Сравнивать предметы, находить общее и различия;

- Группировать предметы по общему признаку;

- Находить закономерности в расположении фигур;

- Подробно пересказывать небольшие тексты, определять их тему;

- Составлять простой план небольшого текста-повествования.

Коммуникативные УУД:

- Взаимодействие - учёт позиции партнёра

- Сотрудничество - согласование усилий по достижению общих целей

- Вербальные и невербальные средства общения - передача информации другим людям различными способами

Планируемые результаты формирования коммуникативных УУД

для 1 класса

- Участвовать в диалоге, беседе

- Отвечать на вопросы учителя и товарищей

- Слушать и понимать речь других людей

- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи

- Выразительно читать и пересказывать

- Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент

- Совместно договариваться о правилах общения и следовать им

- Соблюдать нормы речевого этикета

Регулятивные УУД (обеспечивают учащимся организацию своей учебной деятельности):

- Целеполагание (постановка учебной задачи)

- Планирование (определение последовательности действий, составление плана)

- Прогнозирование (предвосхищение результата)

- Контроль (сличение результата с эталоном)

- Коррекция (внесение необходимых изменений, дополнений)

- Самооценка (осознание качества и уровня исполнения)

- Саморегуляция (способность к мобилизации сил, преодолению трудностей)

Планируемые результаты формирования регулятивных УУД для 1 класса

В 1 классе ребёнок должен научиться:

- Организовывать своё рабочее место под руководством учителя

- Определять цель выполнения заданий под руководством учителя

- Определять план выполнения заданий под руководством учителя

- Работать по предложенному плану

- Использовать простейшие приборы: линейку, угольник и т.д.

- Отличать верно, выполненное задание от неверного

- Давать эмоциональную оценку деятельности класса и себя самого на уроке [2].

Особенности оценивания по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от учащихся не только познавательных, но и регулятивных, и коммуникативных учебных действий.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО в УМК «Школа России» разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку учащихся с целью подготовки выпускников к итоговой оценке на ступени начального общего образования.

Система оценки состоит из трех частей: 1) оценка личностных результатов; 2) оценка метапредметных результатов; 3) оценка предметных результатов [5].

Критериями оценивания являются:

1. Соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы НОО ФГОС.

2. Динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Выдвигают три вида оценивания:

- стартовая диагностика;

- текущее оценивание;

- итоговое оценивание.

Стартовая диагностика (на входе) в первом классе основывается на результатах мониторинга их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовое условие обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

Стартовой диагностики как таковой в УМК «Школа России» нет, но я в своей работе использую ее из других УМК

На мой взгляд, одним из наиболее удачных подходов к оцениванию в начальной школе является безотметочное обучение.

Безотметочная система обучения - это система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности.

Используемая школами пятибалльная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащихся со стороны учителя. Эта система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащихся: за три и за пять ошибок учитель ставит одну и ту же отметку, а для какого-то ребенка наличие трех ошибок может быть очень хорошим показателем по сравнению с прошлыми работами, где ошибок было гораздо больше.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио.

«Портфель достижений ученика» - это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

«Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую ФГОС.

Методики формирования метапредметных УУД

Регулятивные УУД

- Анкетирование учащихся (сост. Н. Ю. Яшина)

- «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая)

- «Волшебные узоры» (Г. А. Цукерман)

- «Изучение саморегуляции» (У. В. Ульенкова)

- Определение уровня волевой готовности

- Выкладывание узора из кубиков

Познавательные УУД

- Проба на определение количества слов в предложении (С. Н. Карпова)

- Проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Логические задачи» (А. З. Зак)

- «Нахождение схем к задачам» (А. Н. Рябинкина)

- «Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия» (Ж. Пиаже, А. Шеминьска)

- «Кодирование» (версия А. Ю. Панасюка)

- Диагностика особенностей развития поискового планирования» (Зак)

- Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова)

Коммуникативные УУД

- «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)

- «Кто прав?» (Г. А. Цукерман)

- «Рукавички» (Г. А. Цукерман)

- «Дорога к дому» (вариант методики «Архитектор-строитель»)

- «Решение ситуаций» (Р. Жиль)

- «Ковёр»

- «Сотрудничество в группе» [4].

Литература

1. Артемьева Л. В. Мониторинг универсальных учебных действий учащихся в начальной школе // Управление качеством образования, 2011. № 5.

2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пос. для учителя. / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.

3. Ахметова М. Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников // Сибирский педагогический журнал, 2009, № 3.

4. Маркина В. Б. Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах // Завуч начальной школы, 2012. № 3, № 1.

5. Павлова В. В. Диагностика качества познавательных учебных действий в начальной школе // Начальная школа, 2009. № 5.

Важность образовательных инноваций и их использование

Алекберова А. Н.

Алекберова Аида Назимовна / Alekberova Aida Nazimovna - учитель азербайджанского языка и литературы, Школа № 1 имени И. Гаибовой, г. Сумгаит, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье анализируется дополнение к образованию. Имея в виду требования двадцать первого века успех традиционализма, инновации, новые образовательные технологии считаются важными факторами в повышении качества образования.

Abstract: the article analyzes addition to education, keeping in mind the requirements of the twenty-first century success traditionalism, innovation, new educational technologies are considered to be important factors in improving the quality of education.

Ключевые слова: инновации, интерактивных методов, интеллектуальных способностей.

Keywords: innovation, interactive methods, intellectual abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.