Научная статья на тему 'Стартовая диагностика уровня сформированности УУД у первоклассников'

Стартовая диагностика уровня сформированности УУД у первоклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4116
1193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: ЛИЧНОСТНЫЕ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ / ДИАГНОСТИКА / МЕТОДИКА / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Марина Олеговна, Сальникова Светлана Витальевна

Статья посвящена одному из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения формированию универсальных учебных действий. Автор рассказывает, как можно выявить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности на основе универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткаченко Марина Олеговна, Сальникова Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стартовая диагностика уровня сформированности УУД у первоклассников»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

М.О. Ткаченко С.В. Сальникова

J ^

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ

СФОРМИРОВАННОСТИ УУД У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Л________________________________________г

Аннотация. Статья посвящена одному из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формированию универсальных учебных действий. Автор рассказывает, как можно выявить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности на основе универсальных учебных действий.

Ключевые слова: начальная школа, универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, диагностика, методика, критерии оценивания, уровни развития.

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться - стать «профессиональным учеником».

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя -вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).

В данной работе раскрывается значение и необходимость формирования УУД в начальной школе. Но прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить стартовый уровень сформирован-ности УУД у младших школьников. В работе представлены стартовая диагностика и критерии оценивания уровня сформированности УУД у первоклассников, индивидуальная карта развития младшего школьника, таблицы анализа сформированности УУД.

ключевые понятия

Диагностика, методика, универсальные учебные действия - личностные, регулятивные, познаватель-

ные, коммуникативные, критерии оценивания, уровни развития.

Цели и задачи

Данная работа посвящена одному из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формированию универсальных учебных действий.

Цель работы:

Выявить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности.

Задачи:

1. Отобрать методики для стартовой диагностики уровня сформированности УУД у первоклассников.

2. Разработать критерии оценивания и определить уровни развития каждого вида УУД.

3. Составить таблицы обработки результатов диагностик по классу и индивидуальную карту развития УУД для каждого ученика.

Содержание работы

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным пред-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

3

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ставлением картины мира. Образование в начальной

школе является фундаментом всего последующего обучения.

В Концепции Фундаментального ядра содержания общего образования, отмечено, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей.

Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности

обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Опыт работы в начальной школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД - дело непростое. Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить стартовый уровень сформированности УУД у школьников. В этих целях нами разработана стартовая диагностика определения уровня сформированности УУД у первоклассников.

Назначение диагностических методик:

- обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;

- выявить индивидуальные различия между детьми.

Диагностические методики определения уровня сформированности УУД у первоклассников

УУД (приоритетные виды действий для детей 6,5-7 лет) Диагностические методики Краткое описание

Личностные: - самоопределение; - смыслообразование; - морально - этическая ориентация Беседа о школе (модифицированная методика Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина) Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006) - выявление сформированности внутренней позиции школьника - выявление мотивации учения - выявления развития действия смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка - ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка поступков

Регулятивные: - выполнение деятельности в соответствии с поставленной целью; - контроль; - самооценка Рисование бабочки по образцу - выявление умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

Познавательные: - общеучебные; - знаково-символические; - логические; - постановка и решение проблемы Задания, направленные на оценивание знаково-символических умений Задания, направленные на оценивание логических УУД выявление развития познавательных (общеучебных, знаково-символических, логических) учебных действий, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества; - разрешение конфликта; - управление поведением партнера; - умение выражать свои мысли Рукавички (Г. А. Цукерман) наблюдение за взаимодействием учащихся по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

4

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.

Фронтальное и индивидуальное изучение детей осуществляется на второй-третьей неделе октября, когда учитель уже имеет некоторое представление о своих учениках.

Выбранные нами диагностические методики позволяют:

- установить уровень сформированности личностных УУД (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация)

- установить уровень владения регулятивными УУД (целеполагание, планирование деятельности, выполнение деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтроль и в случае необходимости коррекции сделанного, самооценка)

- выявитьт уровень развития познавательных УУД (общеучебные - умение самостоятельно определять познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, знаково-символические - умение моделировать и преобразовывать модель, логические - владение мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение, способность к использованию знаний и умений в новых ситуациях

- определить уровень развития коммуникативных УУД (планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликта, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли).

Каждая методика сопровождается электронной таблицей, в которую заносятся данные, полученные в ходе диагностики. Личностные УУД - неперсонифицированные, поэтому оценивается результат в целом по классу для определения дальнейшего направления деятельности педагога. Составляя стартовую диагностику уровня сформированности УУД у первоклассников мы использовали собственный диагностический материал и типовые задания из пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А. Г. Асмолова.

Личностные учебные действия

Задание 1 Беседа о школе

(модифицированная методика Т. А. Нежновой,

А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина)

Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника

- выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные

на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5-7 лет

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Представь себе, что, что мама тебе говорит: «Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год?» Что ты ответишь маме?

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой «хороший ученик»? Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе - каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание - там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает... Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь - шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»

Ключ.

Все ответы кодируются буквой А или Б.

А - балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б - балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

1. А - Да, Б - не знаю, нет.

2. А - называет школьные предметы, уроки;

Б - перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

3. А - нет, не хочу.

Б - хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)

4. А - указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

Б - нет ответа или неадекватное объяснение;

5. А - нет;

Б - согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

6. А - школа А,

Б - школа Б.

7. А - вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

5

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Б - вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

8.А - выбор отметки,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б - выбор игрушки, шоколадки.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний - отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

0 уровень - обязательно к вопросам 1,3, 5 - ответ Б, в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень - обязательно к вопросам 1,3, 5 - ответ А, к вопросам 2, 6 - ответ Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2 уровень - к вопросам 1,3, 5, 8 -ответ А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень - к вопросам 1,2, 3, 5, 6, 7, 8 - ответ А.

Ключ:

0 уровень - отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

1 уровень - положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьноучебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2 уровень - возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

3 уровень - сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Задание 2

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие - умение задавать вопрос.

Возраст: 6,5-7 лет.

Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.

Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Учитель выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, учитель задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Текст сказки.

Три калача и одна баранка

Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел - ему все еще хотелось есть. Купил другой калач и съел - ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел - ему все еще хотелось есть. // Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.

Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

- Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку.

(Учитель читает сказку до знака //, затем задает учащемуся вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»)

Критерии оценивания:

1. Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.

2. Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни оценивания:

0 уровень: ребенок не хочет слушать сказку;

1 уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов;

2 уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;

3 уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

Задание 3

Цел ь: Выявление морально - этической ориентации (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка поступков).

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к моральным проблемам.

Возраст: 6,5-7 лет

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа.

«Рассказы о Сереже и Пете»

Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и потянулся поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. 5 чашек разбилось.

Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Буфет был высоко, и он встал на стул. Но варенье оказалось слишком высоко и он не смог до него дотянуться. Пытаясь достать, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

6

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Вопросы для беседы:

1) . Кто из детей больше виноват? Выбери свой ответ:

- Сережа;

- Петя;

- Оба виноваты1 одинаков о;

- Никто не виноват.

2) . Кто из детей заслуживает наказания? Почему?

Ключ к анализу:

0 уровень - Виноват Сережа , потому чао разбил много чашек. Его надо наказать.

1 уровень - Никто н е виноват (оси случайно разбили чашки). Их не надо наказывать.

2 уровень - Оба виноваты! одинаково. Их надо наказать.

3 уровень - Виноват Петя, п отому что хотел взять варенье без разрешения. Его надо наказать.

Критерии оценивания и уровни морально-этической ориентации:

0 уровень - ответил правильно на один в опрос (без объяснения);

1 уровень - ответил на все вопросы, но не объяснил свой выбор;

2 уровень - ответил на все вопросы!, но дал объяснение к одному заданию;

3 уровень - правильно ответил на поставленные вопросы! и объяснил свой выбор!

Регулятивные учебные действия Рисование бабоч ки

Цел ь: вытвленив развития регулятивные действий при выполнении задания рисования по образцу.

ОцегиваемвюУУД: умение принимать и сохранята задачу воспроизведения образца, планировать свое деЫствие в соответснвии с особенностями абрезца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность вытолнения действия и вносить необходимы1екоррвктивы1 в ивполнвние; познавательные действия - умение осуществлять прострас-ствсннык анализ и синтез.

Возраст: 6,5-7 лет.

Форма: фронтальная работа

Задание: детям предлагается нарисовать фигуру (бабочку) по образцу, проверить и оценить ввтолнен-ную работу.

Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий:

Функциональный анализ направлен на оценивание исполнительной, контрольной и оцениваемой части действия.

Исполнительная часть:

наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):

0 уровень - не закончил выполнение задания;

1 уровень - отсутствует ориентация на образец;

2 уровень - соотнесение носит организованный характер, но линии неровные и границы линий соблюдаются плохо;

3 уровень - соотнесение носит организованный характер, линии достаточно ровные, в основном выдержаны! вваницы каждой линии и рисунка в целом.

Контрольная часть:

1 уровень - средств контроля нет;

2 уровень - средства есть, но не эффективны;

3 уровень - средства е сть, прим еняются адегватно.

Оцениваемая часть:

0 уровень - самооценка отсутствует;

1 уровень - оценка не соответствует выполненной рабпте;

2 уровень - оценка частично не соответствует выполненной работе;

3 уровень - адекватная оценка результата.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

7

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Коммуникативные учебные действия

Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман) Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества(кооперация)

Возраст: 6,5-7 лет

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т. е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом

в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показетели уровня выполнееия заданья:

0 уровень - в узорах нет сходства; дети не пытаются договориться;

1 уровенн - в узорах явно преобладает вазличия; дети не могут прийти к согласию, настаивают на своем;

2 уровень - снодстно частичнае: отделвны е признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3 уровень - рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают оозможный ва риант узора; приходят к согласию относителььо способа раскрашивания рукавичек; с°нвнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Познавательные учебные действия

Цел ь; выявление развития познавательных (общеучебных, знаково-символических, логических) учебных действий, постановка и решение проблемы.

Оцениваемые УУД: общеучебвые - умение само-стоятельне выделять познаватнльные цели, искать и выделять необходимую информацию, знаково-символические - умение моделировать и преобразовывать модель, логические - анализировать, снавнивать, умение самостоятельно найти способ решения про-блемв1.

Возраст; 6.5-7 лет.

Форма; фронтальная работа

Задание 1

Догадайся и запиши слово, которое от тебя «спряталось».

8

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

(Детям предлагается, используя картинки и слова составить ключевое слово (буквенная модель), к полученному слову составить звуковую модель).

Составь звуковую модель полученного слова______

Задание 2

Задания, направленные на выявление уровня развития логических учебных действий.

(Детям предлагается выполнить 5 математических заданий, направленных на выявление уровня развития логических учебных действий.)

1. Какой столбик «лишний». Обведи.

1 5 2 8

2 6 4 9

3 7 6 10

2. Подчеркни примеры с ответом 5.

4 + 1 5 + 1 6 - 1 8 -2

3. Найди сходство и различия. Запиши.

Различие:

4. Нарисуй три кружочка, раскрась их красным, желтым и зелёным карандашами так, чтобы зелёный кружок был перед красным, а красный кружок - между зелёным и желтым.

5. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше всех?

Критерии оценивания и уровни развития познавательных действий:

Функциональный анализ направлен на оценивание общеучебной, знаково-символической и логической части учебных действий.

Показатели уровня выполнения 1 задания:

0 уровень - не нашел «ключ» к поставленной задаче;

1 уровень - правильно найдено и записано ключевое слово, но оно не преобразовано в звуковую модель;

2 уровень - правильно найдено и записано ключевое слово, но составлена звуковая модель с ошибкой.

3 уровень - правильно найдено и записано ключевое слово, безошибочно составлена к нему звуковая модель.

Показатели уровня выполнения 2 задания:

Каждое задание оценивается от 0 до 2 баллов, затем баллы суммируются и по конечному результату определяется уровень развития логических учебных действий.

0 уровень - 1-3 балла

1 уровень - 4-6 баллов

2 уровень - 7-9 баллов

3 уровень - 10 баллов

Советуем повторить диагностические задания, чуть изменив их, в конце первого полугодия, затем в конце учебного года. Сравнение полученных результатов покажет динамику продвижения учеников в обучении и развитии. Если эта динамика носит явно прогрессирующий характер, значит, для обучения и развития ребенка созданы вполне комфортные условия.

результаты инновации

Данные диагностические методики позволили педагогу выявить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к учебной деятельности, увидеть индивидуальные различия между детьми, и в соответствии с результатами диагностики отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД.

Разработаны и апробированы на практике критерии оценивания и определены уровни развития каждого вида УУД.

Разработаны и апробированы таблицы анализа результатов диагностических методик как общих по классу, так и индивидуальных.

С целью повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах формирования и развития УУД родители были ознакомлены с результатами диагностики уровня сформированности

УУД.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.