Научная статья на тему 'Понятие образности как структурной, концептуальной информации в художественном произведении'

Понятие образности как структурной, концептуальной информации в художественном произведении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
420
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / ОБРАЗНОСТЬ / КОНЦЕПТ / СТРУКТУРА / IMAGE / IMAGERY / CONCEPT / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пивоварова Мария Александровна

В научной статье раскрывается понятие образности в составе художественного текста в аспекте структурной, концеатуальной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Notion of Imagery as Structural Conceptual Information in Literary Work

The article reveals the notion of imagery in a literary text in terms of structural conceptual information.

Текст научной работы на тему «Понятие образности как структурной, концептуальной информации в художественном произведении»

Ученые записки ЗабГГПУ

фарба в горящем доме, но ее опережает Рут Годболд — «воплощение добра», которая после казни ухаживает за мучеником вместе со своей дочерью.

Текст структурирован таким образом, что в первой его части происходят символические встречи ключевых фигур повествования, противостоящих миру, а в двух последних частях — шестой и седьмой (заключительные дни страстной недели и Воскресение) - распятие стягивает в один узел четырех одиночек. Мысль о несовместимости австралийского дома как воплощения ложного рая на земле с опытом духовных избранников завершает повествование.

Таким образом, «Всадники на колеснице» — это роман, в основу которого положена религиозно-мистическая аллюзия о божественной колеснице, являющейся четырем австралийским аутсайдерам. Герои проходят через искупительные страдания и самоотречение и ощущают себя жертвами жестокого мира, по отношению к которому они выступают людьми с нелинейным мышлением. Пытаясь противостоять проявлениям человеческого зла в австралийской сабурбии, «всадники» новой эпохи спасаются прекрасным видением огненной колесницы, выступающей в романе свидетельством преодоления хаоса, обретения гармонии с высшими силами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Australian Literature. Melbourne, 1986. p. 234.

2. Colmer John. Riders In The Chariot. Patrick White. Melbourne, 1978. P. 6.

3. White Patrick. Riders In The Chariot — New — York: Penguin Books, 1961. P. 405 — 406.

УДК 410

ББК Ш 400.4

М. А. Пивоварова

понятие образности как структурной, концептуальной информации в художественном произведении

В научной статье раскрывается понятие образности в составе художественного текста в аспекте структурной, концеатуальной информации.

Ключевые слова: образ, образность, концепт, структура.

M. A. Pivovarova

the notion of imagery as structural conceptual information in literary work

The article reveals the notion of imagery in a literary text in terms of structural conceptual information.

Key words: image, imagery, concept, structure.

Известно, что текст — это отражение действительности, выраженное в языке и преломленное через авторское видение картины мира, интерес к которому все более растет. В настоящее время изучение текста оформилось в самостоятельную область филологических знаний. В рамках данной статьи интерес представляет современный художественный текст с точки зрения его образности и информации, которой

она наполняет художественное произведение (структурной, концептуальной).

Необходимо разобраться с тем, что мы понимаем под этими понятиями. Само понятие образности имеет множество дефиниций, поскольку существуют различные подходы к его пониманию и определению (литературоведческий, психологический, культурологический и др.). Нас интересует образность, создаваемая языком художественного произведения. Сам художественный текст - это, естественно, определенная информация, которая закодирована в языке. Образность художественного произведения так же несет некую информацию, рожденную сознанием автора. Следовательно, если образность имеет языковое выражение (язык — это система, имеющая свою структуру), то, о ней можно говорить как о структурной информации. Н.В. Кулибина отмечает, что при чтении в сознании или воображении читателя из отдельных фрагментов — частных смыслов словесных образов (то есть образности) — как мозаика складывается общий смысл художественного произведения. Именно на этом основании словесный образ является единицей художественного текста, а художественный текст понимается как определенная особым образом организованная неповторимая совокупность словесных образов, которая при восприятии его читателем преобразуется в образную систему.

Сегодня филологический анализ художественного текста воспринимается как один из способов реконструкции художественных картин мира разных писателей, которые представляют собой определенный способ концеп-

Филология, история, востоковедение

туализации действительности. В основе этих языковых художественных картин лежат системы абстракций, элементами которых являются образы-концепты. Н. А. Моловцова под образом-концептом понимает некую знаковую, смысловую единицу, главным составляющим которой является объемное предметное содержание или универсальная, общая идея, закрепленная в ментальности, психике, языке того или иного этноса.

Русская литература начала XXI века интересна тем, что современные авторы экспериментируют с информацией текста, создавая необычные образы, и используя при этом различные способы и приемы (лексические, синтаксические, композиционные и др.) . Поэтому в полной мере можно согласиться с мнением о том, что современный художественный текст — «зона эксперимента».

ЛИТЕРАТУРА

1. Кулибина Н. В. Художественный текст в лингводидактическом осмыслении: монография. М., 2000. С. 17.

2. Моловцова Н. А. Концепт «Малая Родина» в поэзии Р. Гамзатова и К. Кулиева // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность: Материалы международной научной конференции. Ростов-на-Дону, 2006. С. 160.

3. Поповская (Лисоченко) Л. В. Лингвистический анализ художественного текста в вузе. Ростов-на-Дону, 2006. С. 85.

УДК 111

ББК Ю6-66

С. В. Плевако

скриптизация бытия (словарность как тип мышления)

В статье исследуется филологическая гипертекстуальность, эксплицирующаяся в письме авторского словаря. Акцент анализа — современная гуманитарная ризома как проективная словарная дискурсивность.

Ключевые слова: проективность, словарность, проект, манифест, ризома, футуризм, возможность, потенция.

S. V. Plevako

scriptization of existence

The article deals with the philological hypertextualism, explicated in the author's vocabulary. The analysis is concentrated on the modern humanitarian rhizome as projective vocabulary discursiveness. The author's vocabulary is characterized with incompleteness, rhizomeness, the conscious subjectivity and hypertextualism.

Key words: the project, the manifest, rhizome, futurism, an opportunity, a potentiality.

Мировоззренческий перелом начала века свидетельствует о проявлении новой культурной парадигмы. Специфика переходной ситуации начала гуманитарного века сказывается в том, что в культуре постструктурализма сохраняет свои позиции структурализм и оформ-

ляется новое направление — концептивизм. Новое направление - концептвизм - возникает в философской парадигме, но проявляется во всем пространстве гуманитарных наук. Современная парадигма, все менее претендующая на истинность и объективность, содержит определенную потенцию к проектированию языковой реальности. Нами исследуется категория проективности, эксплицирующаяся в письме авторского словаря. Акцент анализа — современная гуманитарная ризома как гиперсловарная дискурсивность.

Авторский словарь, то есть такой словарь, который характеризуется принципиальной незавершенностью, ризоматичностью, сознательной и культивируемой ставкой на субъективность и гипертекстуальность — ныне один из самых читаемых жанров: «Словарь Булгакова», «Словарь цитат», «Энциклопедия литературных героев», «Словарь культуры XX века», «Словарь концептов», «Словарь безумия» и другие. В тенденции к словаризации знаний мы предполагаем эпистемологическое проявление смены культурных парадигм (от культуры «пост» к культуре «прото» [1]). Рассмотрение динамики гуманитарной мысли в лингвокатегориях представляется имманентным обозначенному процессу: лингвоцентризм философии XX века (Ф. де Соссюр, М. М. Бахтин, Р. Барт) сменяется лингвовитализмом современной философской мысли (М.Н. Эпштейн, Г.Л. Туль-чинский, Ю.М. Романенко). Слово проектируется из потенций бытия в плоть культуры, овозможни-вается (в смысле М. Н. Эпштейна). Мерцающая проективность противопоставлена выражающейся дескриптивности. Указанная оппозиция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.