Научная статья на тему 'Понятие и сущность деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации'

Понятие и сущность деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1609
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации»

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ВЫБОРАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕЛ. Михайлова, аспирант Уральской академии государственной службы,

старший преподаватель ЧИ УрАГС

Термин «деятельность политических партий в выборах в Российской Федерации» большинство правоведов сопоставляют с термином «участие политических партий в избирательном процессе в Российской

Федерации», рассматривая их как тождественные. Непосредственно сам термин «деятельность политических партий в выборах в Российской Федерации» учеными не исследован. В Федеральном законе «О политических партиях», Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)1 юридический термин «деятельность политических партий в выборах в Российской Федерации» законодателем также не определен.

Автор предлагает сформулировать дефиницию понятия «деятельность политических партий в выборах в Российской Федерации».

Согласно Толковому словарю русского языка под деятельностью, в общем смысле, понимается работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области2. В философии науки деятельность понимается как один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека3; также она понимается как процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы - объектом своей деятельности4. Именно через деятельность раскрывается сущность человека.

Как процесс деятельность включает:

1) совокупность программ преобразования мира, практики;

2) вытекающие из любой программы действия;

3) операции.

Любая деятельность предполагает специальную подготовку (образование), опыт, компетентность5.

Для формулирования дефиниции нам потребуется рассмотреть и термин «выборы».

Согласно юридической энциклопедии (под редакцией М.Ю. Тихомирова) термин «выборы» (англ. election) определяется как форма реализации избирательных прав путем участия в избирательной кампании6. Также, термин «выборы» закреплен российским законодателем в п.9 ст.2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и обозначен как форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица7.

Ввиду отсутствия в законодательстве, монографиях и в исследованиях ученых термина «деятельность политических партий в выборах в Российской Федерации», основываясь на анализе дефиниций вышеуказанных понятий, автор предлагает свою формулировку понятия «деятельность политических партий в выборах в Российской Федерации», которая является следующей.

Так, по мнению автора, под деятельностью политических партий в выборах в Российской Федерации (в широком смысле) следует понимать систематическую реализацию российскими политическими партиями права на участие в выборах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанное право на участие в выборах политических партий, прежде всего, закреплено в ст.26 Федерального закона «О политических партиях».

Кроме того, автор работы считает необходимым определить понятие «деятельность политических партий в выборах в Российской Федерации» в узком смысле.

Под деятельностью политических партий в выборах в Российской Федерации (в узком смысле) автором предлагается понимать систему действий, осуществляемых политическими партиями с целью воздействия (влияния) на волеизъявление граждан в целях фор-

мирования органов государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностных лиц в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Таким образом, исходя из смысла вы-шеобозначенных формулировок, автор считает, что фактически всю деятельность политических партий, а не только их участие в избирательном процессе (условно говоря, не только период избирательной кампании партий по выборам депутатов законодательных (представительных) органов и выборных должностных лиц) прямо или косвенно можно отнести к деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации.

Деятельность политических партий в выборах является главным (основным) видом деятельности политических партий в Российской Федерации.

Деятельность политических партий в выборах в Российской Федерации носит общественный характер и определяется общественными условиями жизни: нормами законодательства Российской Федерации о партиях и о выборах, уровнем социального и экономического развития государства, качеством жизни граждан Российской Федерации, уровнем правосознания и правового воспитания общества.

Деятельность политических партий в выборах всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений8.

Общественные отношения, связанные с регулированием: деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральными законами от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации»9, от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации»10, Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»11, Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЭ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской федерации изби-

рать и быть избранными в органы местного самоуправления»12.

По мнению автора работы, деятельность политических партий в выборах в Российской Федерации характеризуется постоянным (непрерывным) и систематическим характером, и применением политическими партиями своих организационных и финансовых ресурсов с целью воздействия на волеизъявление граждан.

Постоянный (непрерывный) и систематический характер деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации означает, что политические партии участвуют в выборах в России постоянно во времени, и с той периодичностью (с промежутком времени), которую заложили российские федеральный и региональный законодатели при выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, выборах Президента Российской Федерации, выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти, выборах в органы местного самоуправления. Кроме того, непрерывный характер деятельности политических партий в выборах непосредственно связывается автором также с постоянной, непрерывной работой партий, заключающейся в воздействии на волеизъявление реальных и потенциальных избирателей в периоды между проведением избирательных кампаний, и работой партий по вовлечению граждан Российской Федерации в члены партии.

Деятельность политических партий в выборах в Российской Федерации носит многоуровневый характер.

Многоуровневый характер деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации заключается в участии политических партий в выборах на трех уровнях:

1) федеральный уровень государственной власти (выборы депутатов в Государственную. Думу Федерального Собрания Российской Федерации, выборы Президента Российской Федерации); 2) уровень государственной власти субъектов Российской Федерации (выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации); 3) уровень местного самоуправления (выборы депутатов представительных органов муниципальных образований, выборы выборных должностных лиц местного самоуправления).

Здесь же необходимо отметить, что в соответствии с ч. 3, 4 ст.39 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства13

от 8 декабря 1999 г. в Палату Представителей Парламента Союзного государства избираются 75 депутатов от Российской Федерации на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании на 4 года. Договор вступил в силу 26 января 2000 г.

Согласно статье 64 указанного Договора выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства первого созыва проводятся не позднее 6 месяцев после принятия парламентами государств-участников соответствующих законодательных актов.

Однако, с 2000 года и по настоящее время соответствующий Федеральный закон «О выборах депутатов в Палату Представителей Парламента Союзного государства» не принят. Соответственно, и необходимые изменения в Федеральный закон «О политических партиях», в части участия российских политических партий в указанных выборах, не внесены законодателем.

Субъектами деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации являются политические партии (в том числе и их региональные и местные отделения), действующие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном законом порядке, обладакщие правами юридического лица.

Предметом деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации является воздействие на волеизъявление населения России.

Объектом деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации являются непосредственно граждане Российской Федерации (электорат).

Мотивы деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации могут быть совершенно различными - от желания защитить интересы конкретной социальной группы или всего населения государства до желания прийти к управлению финансовыми рычагами государства.

Цели и задачи деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации заключаются в завоевании и осуществлении власти через формирование органов государственной власти, органов местного самоуправления или наделение полномочиями должностных лиц. Также можно сказать, что цели и задачи деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации заключаются в достижении партией победы на выборах.

В сложившихся демократических политических системах партии выступают в качестве выразителей различных политических курсов в рамках существующего конституционного

строя и общепризнанных правил политического поведения.

Сущность деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации проявляется при анализе целей, задач и основных функций политических партий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от1 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» цели и задачи политической партии излагаются в её уставе и программе. При этом российский законодатель установил единый перечень основных целей деятельности политических партий в России, который должен быть закреплен в уставе каждой партии.

Так, основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов го сударственной власти;

- выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов14.

Кроме того, по мнению профессора В.В. Лапаевой к целям создания и деятельности политических партий следует также отнести:

1) обеспечение участия граждан в политической жизни общества (что осуществляется посредством формирования и выражения партиями политической воли граждан в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах);

2) представление интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления15.

Автор считает, что предложенное В .В. Лапаевой дополнение в части формулирования целей политических партий в Российской Федерации является существенным и обоснованным.

Единого перечня задач для политических партий в законе о партиях не установлено. Тем самым, по мнению автора, законодатель предоставляет партиям свободу определения задач в своей деятельности. Однако, если партия

определит для себя перечень и суть стоящих перед нею задач, российский законодатель опосредованно возлагает на политическую партию обязанность изложить их в уставе и программе партии.

Важной задачей политических партий является превращение частных интересов граждан, социальных слоев и отдельных заинтересованных групп в общий политический интерес. Партии как бы соединяют, связывают гражданское общество и государство, способствуют нейтрализации конфликтов между ними.

В.Б. Евдокимов указывает, что главной задачей деятельности политических партий является завоевание правительственной власти, влияние на формирование и деятельность правительства'6. Автор с данным мнением полностью согласен.

Функции политических партий напрямую в тексте Федерального закона «О политических партиях» не регламентированы, законодательное регулирование отсутствует.

В научной литературе высказывается точка зрения о необходимости выделения политических, идеологических и воспитательных функций политических партий. К политическим относятся: участие в формировании и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; содействие осуществлению политических прав граждан; осуществление связи между обществом и государством, т.е. посредническая функция. Важное значение придается идеологической функции - агитационно-пропагандистской деятельности, направленной на формирование общественного мнения и политического сознания граждан. К воспитательной функции следует отнести деятельность политических партий, направленную на содействие патриотическому и гражданскому воспитанию, на информирование и просвещение граждан17. Например, Е.П. Дубровиной выделяются, в качестве основных, следующие функции политических партий: легитимация политической деятельности, поиск согласия между различными группами общества и государством, интегрирование социальных процессов, участие в формировании на демократической основе органов публичной власти18.

При осуществлении деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации политические партии реализуют следующие права и исполняют определенные обязанности.

Права политических партий для целей деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации.

«Предоставляемые политическим партиям

права, - как правильно пишет Ю.А. Юдин,

- должны, с одной стороны, обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом общественных задач, а с другой - гарантировать существование и нормальное функционирование многопартийной системы»19.

По мнению Ю.А. Юдина, можно выделить следующие права политических партий:

1) политические права и свободы: право участвовать в формировании и деятельности государственных органов; свобода пропаганды своей идеологии и программы; свобода распространения информации о своей деятельности; свобода организации массовых мероприятий (митингов, собраний, демонстраций, шествий и т.д.); право свободного доступа к государственным средствам массовой информации и право учреждать свои средства (издательства, радио- и телестанции, печатные органы); право создавать с другими политическими партиями различного рода коалиции и блоки (избирательные, парламентские и правительственные); право устанавливать международные связи с зарубежными политическими партиями и их международными объединениями;

2) имущественные права: право собственности; право заниматься разрешенной законом предпринимательской деятельностью; право получать от государства материальную и финансовую поддержку в различных формах (прямое и косвенное государственное финансирование, предоставление различного рода налоговых льгот и привилегий).

Также Ю.А. Юдин подчеркивает: «все права политических партий являются коллективными, ибо хотя многие из них совпадают с индивидуальными конституционными правами граждан, они принадлежат не отдельным индивидам, а их объединениям - политическим партиям - как специфическим субъектам права и могут быть реализованы только ими»20. «Закрепляемые законодательством обязанности политических партий, как бы они ни формулировались, носят отнюдь не декларативный характер - невыполнение их влечет за собой применение различного рода санкций, которые предусматриваются как специальными законами о политических партиях, так и иными законодательными актами (например, уголовным законодательством, законами о финансировании политических партий)»21.

Права политических партий в Российской Федерации установлены российским законодателем в статье 26 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» и включают в себя следующие права:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных законом о партиях и иными законами;

в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

з) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;

л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.

Все права политических партий, установленные законодателем, и приведенные выше, приобретают прямую или косвенную реализацию в деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации.

Политическая партия правомочна осуществлять иные права, установленные законодательством Российской Федерации.

Обязанности политических партий для целей деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации.

Предоставляя политическим партиям широкие права и свободы, законодательство Российской Федерации в то же время возлагает на них и обязанности. Таковы, например, по Ю.А. Юдину, обязанности соблюдать конституцию и законы; соблюдать в своей организа-

ции принципы демократии; соблюдать в своей деятельности принцип гласности (ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности, финансовые отчеты); сообщать в государственный орган, осуществляющий регистрацию партий, о всех изменениях устава, программы, состава руководящих органов; не прибегать в своей деятельности к насильственным методам22.

В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин включают в обязанности российских политических партий: финансовую прозрачность, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку23.

Непосредственно сам Федеральный закон «О политических партиях» к законодательно регламентированным обязанностям политических партий в Российской Федерации относит следующие обязанности:

а) соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;

б) ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах, а также копию представляемого в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии о поступлении и расходовании средств в отчетном году;

в) допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;

г) извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Также политическая партия и ее региональные отделения обязаны ежегодно представ-

лять в уполномоченные органы сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями (в том числе в составе избирательного блока) (последнее теряет юридическую силу с 1 января 2007 г.

- Прим. автора) зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.

Кроме того, политическая партия и ее региональные отделения обязаны информировать уполномоченные органы об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Средства осуществления деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации.

К средствам осуществления деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации, по мнению автора, следует относить правовые (законодательные) основы, организационные основы и финансовые основы деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации.

Правовые основы деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации включают в себя нормы международных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов Российской Федерации различной юридической силы, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Организационные основы деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации, по мнению автора, включают в себя создание (разработку) и применение устава и программы политической партии; название и символику политической партии; членство в политической партии; внутреннюю организацию политической партии; принципы организации и деятельности; процедуру выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Финансовые основы деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации связаны с формированием политическими партиями порядка уплаты членских взносов, организацией сбора пожертвований, формированием доходов от предпринимательской деятельности, получением государственной поддержки в виде прямого и косвенного государственного финансирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К основным этапам деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации, по мнению автора, следует отнести следующие:

Г) создание политической партии в Российской Федерации как начальный этап деятельности политической партии в выборах в Российской Федерации;

2) этап государственной регистрации политической партии в Российской Федерации;

3) этап формирования и использования организационных основ деятельности политической партии в выборах для целей деятельности политической партии в выборах в Российской Федерации;

4) этап формирования и использования финансовых основ деятельности политической партии в выборах для целей деятельности политической партии в выборах в Российской Федерации;

5) участие политической партии в избирательном процессе как основной этап деятельности политической партии в выборах в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что первый и второй этапы носят разовый характер и осуществляются политическими партиями однократно. Третий и четвертый этапы деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации носят характер систематических, осуществляются постоянно - весь период действия политических партий на территории Российской Федерации, вплоть до приостановления деятельности или ликвидации политических партий. Пятый этап деятельности политических партий в выборах в Российской Федерации также носит характер систематического, постоянного, реализуется, как правило, в период проведения избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти, органы местного самоуправления, выборных должностных лиц с назначения даты проведения выборов и по дату опубликования результатов выборов, итогов голосования.

Кроме того, автор предлагает классифицировать деятельность политических партий в выборах в Российской Федерации на два вида: прямая (или основная) и косвенная (или сопроводительная) деятельность политических

партий в выборах в Российской Федерации.

Прямая (или основная) деятельность политических партий в выборах, по мнению автора, связана с осуществлением партиями действий, связанных с непосредственным участием политических партий в стадиях избирательного процесса в Российской Федерации. Носит характер внешний, публичный. Реализуется в период осуществления стадий избирательного процесса в Российской Федерации: начинается с даты назначения выборов и заканчивается днем опубликования (обнародования) итогов голосования, результатов выборов.

Косвенная (или сопроводительная) деятельность партий в выборах заключается во внутренней работе партий по формированию и использованию организационных и финансовых основ деятельности политической партии в выборах в Российской Федерации. Как правило, носит внутренний, публично-частный характер. Реализуется весь период функционирования политических партий в Российской Федерации, за исключением периода, включающего реализацию стадий избирательного процесса.

1 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3642; СЗРФ. 2002. № 52 (ч.1). Ст. 5132; СЗ РФ. 2003. № 26. Ст. 2572; СЗ РФ. 2003. № 27 (ч.2). Ст. 2711; СЗ РФ. 2003. № 27 (4.2). Ст. 2716; СЗ РФ. 2003. ЛЬ 44. Ст. 4358; СЗ РФ. 2003. № 52 (ч.1). Ст. 5038; СЗ РФ. 2004. № 9. Ст. 831; СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2335; СЗ РФ. 2004. № 33. Ст. 3368; СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 4950; СЗ РФ. 2005. № 27. Ст. 2708; СЗ РФ. 2005. № ЗО (чЛ). Ст. 3104; СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4968; СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3124; СЗ РФ. 2006. № 29. № 3125; СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3427.

2 Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 /Под ред. проф. Д. Ушакова. М., 1996. С. 702.

3 Новейший философский научный словарь / Сост. А.А. Гри-цанов. Мн., 1998. С. 136.

4 Там же.

5 Там же.

6 Тихомирова Л.Ю., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2006. С. 166-167.

7 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗСЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; СЗ РФ, 2002. № 39. Ст. 3642; СЗ РФ. 2002. № 52 (чЛ). Ст. 5132; СЗ РФ. 2003. № 26. Ст. 2572; СЗ РФ. 2003. № 27 (4.2). Ст. 2711; СЗ РФ. 2003. № 27 (ч.2). Ст. 2716; СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4358; СЗ РФ. 2003. № 52 (ч. I). Ст. 5038; СЗ РФ. 2004. № 9. Ст. 831; СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2335; СЗ РФ. 2004. № 33. Ст. 3368; СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 4950; СЗ РФ. 2005. № 27.

Ст. 2708; СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104; СЗ РФ. 2005, № 47. Ст. 4968; СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3124; СЗ РФ. 2006.. № 29. № 3125; СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3427. я Новейший философский научный словарь / Сост. А.А. Гри-цанов. Мн., 1998. С. 137.

9 О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания российской Федерации: Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №51. Ст. 4982; СЗ РФ. 2003. № 26. Ст. 2571; СЗ РФ. 2003. № 26. Ст. 2572; СЗ РФ. 2003. № 26. Ст. 2573; СЗ РФ. 2003. № 26. Ст. 2674; СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919; СЗ РФ. 2005, № 47. Ст. 4968; СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 636; СЗ РФ. 2006. № 31 (ч, 1). Ст. 3427.

10 О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания российской Федерации: Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ.

2005. № 21. Ст. 1919; СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3124; СЗ РФ.

2006. № 29. Ст. 3125; СЗ РФ. 2006. № Зі. (ч. 1). Ст. 3427.

и О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171; СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104, СЗ РФ. 2006. № 29. № 3124; СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3125; СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. П. Ст. 3427.

12 Об обеспечении конституционных прав граждан Российской федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497; СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3005; СЗ РФ. 2005. № 30 (часть 1). Ст. 3104: СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 636; СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3125.

13 Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. Ратифицирован Федеральным законом от 2 января 2000 г. Вступил в силу 26 января 2000 г. // СЗ РФ, 2000. № 7, Ст. 786.

” О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; СЗ РФ. 2002. № 12. Ст. 1093; СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3029; СЗ РФ. 2003. № 26. Ст. 2574; СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4855; СЗ РФ. 2004. № 52 (часть 1). Ст. 5272; СЗ РФ. 2005. № і. Ст. 9; СЗ РФ. 2005. Ка 30 (часть 1). Ст. 3104; СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 13; СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3124.

15 Ланаева В.В. Политическая партия: понятие и цели // Журнал российского права. 2002. № 1. С. 20.

16 Евдокимов В.Б. Влияние партий на формирование и отставку правительств в зарубежных странах // Правоведение, 1991. № 6. С. 37.

17 Юдин Ю.А. Указ. соч. С. 51 —52.

13 Дубровина Е.П. Политические партии как субъекты избирательного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. горид. наук. С. 3.

19 Юдин Ю.А. Указ. соч. С. 52-53.

20 Юдин Ю.А. Указ. соч. С. 53.

21 Там же. С. 55.

22 Там же. С. 54.

23 Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин и др. М.. 1995. С. 161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.