Научная статья на тему '«Помнить ради будущего» образование взрослых для продвижения мира и согласия в Европе'

«Помнить ради будущего» образование взрослых для продвижения мира и согласия в Европе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИНИЦИАТИВА "ПОМНИТЬ ДЛЯ БУДУЩЕГО" / ЭМПАТИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЕКТ "ГРУНТВИГ-2014" / INITIATIVE 'REMEMBERING FOR THE FUTURE' / EUROPEAN PROJECT 'GRUNTVIG-2014' / ADULT EDUCATION / HISTORICAL MEMORY / EMPATHY IN HISTORY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухлаева Татьяна Всеволодовна

В статье анализируется потенциал образования взрослых для поддержания мира и разрешения конфликтов, значение исторической памяти для образования взрослых в сегодняшней Европе на основе изучения результатов только что состоявшейся крупной международной конференции по этой теме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

‘Remembering for the Future’ adult education for promoting peace and reconciliation in Europe

The article examines the potential of adult education for peace and conflict resolution, the value of historical memory in adult education in Europe today on the basis of the results of the recent international conference in Sarajevo

Текст научной работы на тему ««Помнить ради будущего» образование взрослых для продвижения мира и согласия в Европе»

Конференции, симпозиумы, проекты

по проблемам педагогического образования и образования взрослых

Т. В. Мухлаева

(Санкт-Петербург)

«пОМНИТЬ РАДИ БУДУЩЕГО» - ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ МИРА И СОГЛАСИЯ В еВРОПЕ

В статье анализируется потенциал образования взрослых для поддержания мира и разрешения конфликтов, значение исторической памяти для образования взрослых в сегодняшней Европе на основе изучения результатов только что состоявшейся крупной международной конференции по этой теме.

13-14 ноября 2014 года в Сараево (Босния и Герцеговина] состоялась международная конференция по образованию взрослых «Помнить для будущего» (Remembering for the Future], организованная Институтом по международному сотрудничеству немецкой Ассоциации народных университетов (DVV International] и Европейской Ассоциацией образования взрослых (ЕАЕА], в которой принял участие Институт педагогического образования и образования взрослых РАО. На конференции было создано пространство для обсуждения того, что историческая память означает для образования взрослых в сегодняшней Европе. Проведены дебаты о роли образования взрослых для поддержания мира и разрешения конфликтов. Сараево, красивейший город на Балканском полуострове, где была проведена конференция, знаменит своей многоконфессиональностью - он называется Иерусалимом Европы. В то же время его история в XX веке отмечена тремя крупнейшими военными конфликтами, первый из которых - первая мировая война, столетие которой пришлось на 2014 г., был инициирован в Сараево; последний, в 1992-1996 годах, связан с самой длительной осадой в истории современных войн, он живет в памяти большинства жителей города.

Вступлением к конференции были слова. «Помнить для будущего», - что мы подразу-

меваем под этим? Означает ли это, что мы можем погрузиться в атмосферу комфорта и думать о первой мировой войне, как о том, что случилось с людьми 100 лет назад, потому что «они не знали лучше?» Знаем ли мы намного лучше теперь? Что мы можем узнать из истории? И каким способом исторические рассказы учат нас?

2014 был особым годом, в котором отмечалось начало первой мировой войны и который дал шанс задуматься о прошлом, глядя в будущее и осознавая потенциал для длительного мира и согласия. "Помнить для будущего" означает учиться у нашей общей истории для того, чтобы построить общее будущее.

Инициатива "помнить для будущего» поставила задачи:

- уделить особое внимание разным видам деятельности, связанным с изучением первой мировой войны, для создания в обществе диалога и обсуждения;

- осуществить на этой основе рефлексию современного и будущего Европы в европейских странах на национальном, региональном и / или местном уровне;

- создать обучающие сети для взрослых с этой целью;

- поощрять заинтересованность в образовании взрослых к изучению истории и на этой основе участие в обсуждении взаимного европейского будущего;

- повысить осведомленность граждан различных стран Европы о последствиях национализма и ксенофобии.

На конференции была предложена платформа для обсуждения и обмена мыслями, опытом и знаниями о том, как воспоминания о событиях прошлого могут служить средством в образовании взрослых в сегодняшней Европе. Обсуждалась роль образования взрослых для мира и разрешения конфликтов.

Программа конференции включила ключевые речи Свена Тецлаффа, начальника департамента образования Korber Foundation, Йоук ван дер Леу-Роорд, основателя и президента Европейской ассоциации преподавателей истории (EUROCLIO], Уго Власавлевича, профессора Университета Сараево. Также были проведены интерактивные сессии - рабочие мастерские (workshops], показывающие применение различных технологий и методов в образовании взрослых в контексте темы конференции, круглые столы, «всемирное кафе» (world café], прогулки по галерее проектов (gallery walk], церемония вручения премии Грунтвига-2014, и многие другие.

Приведем пример одной из мастерских -«Память и примирение на уровне общин» (руководитель Валентина Гаджик, директор женской ассоциации SARA в Сребренице], в ходе которой велось обсуждение проектов в области образования взрослых, направленных на организацию диалога и примирения, на примере общины в Сребренице. Освещение и рефлексия в образовании и просвещении взрослых трагических событий в Сребренице, городе Боснии и Герцеговины, произошедших во время гражданской войны в Югославии 1991-1995 годов - самого массового убийства в Европе со времен второй мировой войны - служат основой для осмысления причин возникновения национализма, ксенофобии, массовой взаимной агрессии людей. Ряд других мастерских, организованных коллегами из разных стран, в том числе «Образование на пути к примирению - устная история как инструмент для работы с недавним прошлым» (руководитель Виолета Стойчева], также были насыщены содержательными и вдохновляющими идеями для изменений в образовании взрослых.

В презентации Йоук ван дер Леу-Роорд «Следует ли помнить ради будущего?» рассматривалась проблема, как способствовать поддержке в образовании ответственного и

новаторского подхода к историческому наследию, развитию гражданской ответственности путем содействия развитию критического мышления, мульти-перспективности, взаимного уважения и включения в содержание образования спорных вопросов исторического характера. Отмечалось, что историческая память в содержании образования - это способы, согласно которым отдельные люди или общества выбирают возможность помнить (или забыть] определенных людей, события, изменения в прошлом. Обсуждался вопрос о памяти индивидуальной и коллективной; историческое знание рассматривалось как тщательно и критически сконструированная коллективная память. Была инициирована дискуссия «Почему мы должны помнить прошлое ради будущего? Чтобы знать факты; не забывать историю; понимать настоящее; ориентироваться на будущее; другие причины». Отмечалось, что история далека от «мертвого предмета», она соединяет события через время и воодушевляет обучающихся изучать эти связи. История в содержании образовании помогает обучающимся понять мир, в котором они живут, и поддерживать свою ориентацию на будущее.

Приведем две цитаты из презентации. «История - как зеркало заднего вида, вы всегда должны проверять, что позади, но если вы не сосредоточены на пути вперед, вы двигаетесь в никуда», - из стенной росписи в Белфасте.

«История - самый опасный продукт, который придуман химией ума. Его свойства хорошо известны. Он порождает мечты и одурманивание. Он заполняет людей ложными воспоминаниями, преувеличивает их реакции, обостряет старые обиды, лишает покоя, мучает людей и навевает либо бред величия, либо манию преследования. Это делает целые народы ожесточенными, высокомерными, нечувствительными к страданиям других и тщеславными», - Поль Валери, французский поэт.

Ангажированность отношения к истории со стороны общества была рассмотрена, в частности, на примере отношения к убийству Гаврилой Принципом эрцгерцога Франца Фердинанда - последовательно с 1914 года это событие то прославлялось, то осуждалось в зависимости от политического курса в стране. Докладчица закончила выступление раскрытием компетенций, развитие которых

средствами исторического образования Европейская ассоциация преподавателей истории считает первостепенным. К ним относятся социальная сплоченность, взаимное понимание, уважение равных прав и возможностей; развитие чувствительности в отношении гражданского мужества, индивидуальной ответственности, терпимости и уважения к другим; повышение осведомленности о негативных эффектах стереотипизации, предрассудков, предвзятости, ксенофобии, расизма, насилия и ненависти.

В ключевом докладе «Изменение перспективы: инициирование диалога в год столетия первой мировой войны в Европе» Свен Тец-лафф остановился на роли неформального образования взрослых в преподавании и изучении истории.

«Есть очень разные представления о первой мировой войне в Европе. Тем не менее даже если культурная память каждой страны представляет войну совсем по-разному, может быть найдено транснациональное понимание этой истории. Не с целью покончить с разногласиями и разработки общего повествования, а открытия диалогового окна, чтобы учесть различные точки зрения: развитие диалогической памяти».

С. Тецлафф рассказал об уникальном опыте работы по изучению истории в 25 европейских странах, которая проводилась KorberStiftung Foundation в сотрудничестве с многочисленными НКО за последние 15 лет в рамках сети EUSTORY, показал важность учебных программ неформального обучения в этой области: они обеспечивают существенный импульс к обучению, особенно межкультурному обучению, дополняя - и углубляя - формальное обучение и образование. НКО с их образовательными программами часто быстрее реагируют на поставленные задачи и корректируют образовательные программы для целевых групп, чем государственная система образования.

Докладчик отметил, что существуют очень разные представления о первой мировой войне в Европе. Это была, безусловно, европейская война, осуществленная на мировой арене с участием колониальных империй. Десять миллионов солдат погибли в Европе, и почти девять миллионов мирных жителей были убиты. Предыдущие империи - и вместе с ними вся европейская государственная система - распались в результате войны.

В экономическом плане война также вызвала глубокие потрясения, принесла голод и нищету.

Заметными следами первой мировой войны являются многочисленные военные кладбища и мемориалы, разбросанные по всему континенту. Огромное количество мемориальных сайтов и экспонатов посвящено этой истории. В юбилейный год мы практически наблюдается бум памяти, с потоком книг, статей, выставок и фильмов.

Тем не менее, хотя война считается колоссальной катастрофой, в Европе не существует единого европейского повествования об этом, в отличие от второй мировой войны. Историческая память о первой мировой войне является ярким примером особенностей национальной памяти европейских государств и позволяет осознать принципы отбора содержания в частности в неформальном образовании взрослых.

Так, в Бельгии воспоминание о войне сильно связано с идентификацией жертв. Эта страна наиболее пострадала от насилия немецкого марша через ее территорию, для бельгийцев война - период постоянной немецкой оккупации.

Франция и Англия также понесли очень большие потери. Число жертв было даже выше, чем во время второй мировой войны. Но на национальную память более всего повлиял тот факт, что в конце концов Франция и Англия стали победителями в этой войне, успешно подавив агрессора и защитив свои национальные ценности. В их национальной культуре памяти День перемирия 11 ноября, теперь отмечаемый как День памяти, является центральным ориентиром.

В Германии, напротив, 11 ноября не связано с памятью о первой мировой войне. Вместо этого он является днем открытия сезона карнавала в стране, и немногие в Германии знают, что это день памяти жертв первой мировой войны (однако в этом году в Германии было много сделано для освещения и рефлексии первой мировой войны]. В значительной мере это связано с отсутствием единого европейского повествования. Вскоре после окончания войны в 1918 году память о ней в Германии была обращена в инструмент для достижения политических целей, конкурирования радикальных сил. Впоследствии память о второй мировой войне полностью преодолела воспоминания о первой мировой войне в Германии.

Далее докладчик остановился на особенностях национальной памяти о первой мировой войне в национальных культурах России, Польши, Венгрии, на Балканах и проиллюстрировал таким образом факт, что европейская память о первой мировой войне распадается в самых различных национальных нар-ративах.

Когда дело доходит до таких категорий, как виновные и невиновные, преступники и жертвы, победители и побежденные, в каждой перспективе «своей», национальной истории так или иначе осуществляется противопоставление друг другу, и в основе национальной истории чаще всего находится прославление или виктимизации (glorification or victimization]. Воспоминание о первой мировой войне используется, чтобы национализировать коллективную память; в то же время рефлексия истории ради настоящего и будущего не столь отчетлива.

Докладчиком сделан акцент на том, что хотя прежде всего существует и всегда была общая и всеобъемлющая точка отсчета для памяти: война - это погибшие и пострадавшие, потеря целого поколения, о чем свидетельствуют бесчисленные воинские захоронения у каждой нации, важной задачей образования является также достижение транснационального понимания первой мировой войны и других общеевропейских исторических событий.

Неформальное образование было вовлечено в течение многих лет в проекты и инициативы, которые принимают память о жертвах в качестве отправной точки для разнообразной работы во имя мира, ценностей и прав человека. Все чаще военные кладбища с могилами солдат из разных стран служат основой для исторического и политического образования.

Существует и другая важная сторона образования в области истории, обеспечивающая работу с национальными историческими повествованиями о первой мировой войне, позволяющая вырваться из узких национальных перспектив памяти и расширить их.

Эта сторона образования доказала свою эффективность в течение ряда лет успешной реализации программ и инициатив организаций гражданского общества. 15 лет назад Фонд Korber инициировал историческую сеть EUSTORY по всей Европе с ориентацией на создание широкого, межкультурного взаимо-

понимания и общего диалога о памяти в качестве оплота против злоупотребления историей как национальным, идеологическим оружием (http://en.wikipedia.org/wiki/EUSTO-RY). Была проведена колоссальная многолетняя работа, соединившая гражданские общества из 25 европейских стран - от Финляндии до Испании, от России до Португалии, организовавшая диалог памяти на основе собственных уникальных точек зрения молодых людей их разных стран и обмена идеями об актуальности современной истории.

В мае 2014 года в Берлине Федеральным агентством по гражданскому образованию, Фондом Роберта Боша и Фондом Кёрбера был организован кампус, посвященный памяти о первой мировой войне. Более 400 европейцев из более чем 40 стран в возрасте от 18 до 25 лет собрались, чтобы обменяться впечатлениями о войне, существующими в сознании их собственной семьи, для анализа национальных мифов, пропаганды и понятий врага, патриотизма, чести, а также для установления связи между отдельными историями жизни и соответствующими национальными повествованиями. Основной целью кампуса стала возможность для участников ознакомиться с точками зрения людей из других стран, чтобы задуматься о своей собственной истории и таким образом избавиться от искажающих национальных линз, через которые было принято воспринимать историю.

Основным стал вывод, что есть не одна историческая "истина", а именно своя собственная, но, скорее, существует много способов восприятия истории через диалог и много форм индивидуальной и коллективной памяти, позволяющих слышать и понимать историю с точки зрения другого. С. Тецлафф подчеркнул важность развития эмпатии в этой области образования - способности видеть мир глазами других людей. Она может начаться только с двух пар глаз. Как только диалогическая память становится основой деятельности группы, больше «глаз» принимают участие. И это создает возможность анализировать историю вместе.

Конечно, такая работа требует знания об исторических закономерностях и ключевых событиях, и здесь мы должны зависеть от исторических исследований. Но в плане памяти мы находим историю не только как объективную реконструкцию, но и как опыт и субъективное восприятие под влиянием па-

мяти, как повествования индивидуальной и семейной историй. Но эти истории должны быть в исторических и национальных контекстах, и их следует понимать на этом фоне.

Важным является знакомство с общей историей, такой как мировые войны, с различных точек зрения и с учетом разных перспектив ее понимания, а также с уважением различий и признанием другого человека вместе с его или ее историей. Этот акт признания является центральным для развития открытости и создания основы для доверия через общение.

Подобная совместная работа, основанная на различных повествованиях, может способствовать достижению примирения и укреплению понимания общего настоящего и будущего Европы. Цитата из Алейды Ассман (Aleida Assmann), немецкого историка и культуролога, служит достойным завершением этого вывода: «Именно этот вид памяти, который не ограничивается собственным героизмом и страданием, но на самом деле непосредственно включает свою ответственность за страдания других, генерирует положительные, ориентированные на будущее ценности на основе рефлексии отрицательных событий истории. Эта способность превратить историю агрессии и насилия в положительные ценности посредством диалогической памяти можно рассматривать как специфически европейское явление».

Конференция завершилась вручением наград общеевропейского проекта в области образования взрослых Grundvig Award - 2014 -«Вспоминая первую мировую войну ради будущего - образование взрослых для продвижения мира и согласия в Европе». Победителями этого года стали проекты «Книга планов, надежд и мечты» (Великобритания, Германия] и «Крепость Выгонощи» (Белоруссия]. Со стороны России в Grundvig Award - 2014 участвовал Институт педагогического образования и образования взрослых, реализовавший проект «Музеи как место рефлексии взрослыми людьми исторического опыта первой мировой войны». Брошюра с описанием проектов, в том числе российским, доступна http://www.eaea.org/media/eaea/eaea-grundtvig-award/eaea-ga-2014/grundtvig2014. pdf.

В заключение хотим процитировать слова из выступления «Эта невыносимая легкость безразличия» Катарины Попович, Генерального секретаря Международного совета по образованию взрослых на конференции о возможностях образования взрослых для поддержания мира и разрешения конфликтов (вся речь - http://rememberingforthefu-ture.eu/): «Мы как-то принимаем мир таким, как он есть - и это не очень хорошо, но мы идем дальше, как делали раньше. Вопрос в том, что образование взрослых может сделать для изменения этой ситуации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.