Научная статья на тему 'Европейская ассоциация образования взрослых в решении ведущих проблем образования на протяжении жизни'

Европейская ассоциация образования взрослых в решении ведущих проблем образования на протяжении жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ / ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / LIFELONG EDUCATION / INTERNATIONAL COOPERATION IN ADULT EDUCATION / EUROPEAN ASSOCIATION FOR THE EDUCATION OF ADULTS / EAEA / PROJECTS IN ADULT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Ирина Ивановна, Мухлаева Татьяна Всеволодовна

В статье рассматриваются основные направления деятельности Европейской Ассоциации образования взрослых, членом которой является Институт педагогического образования и образования взрослых, а также возможности и преимущества международного сотрудничества в области образовании взрослых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Ирина Ивановна, Мухлаева Татьяна Всеволодовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European Association for the Education of Adults in solving the urgent problems of lifelong education

The paper considers the main activities of European Association for the Education of Adults (EAEA), as well the opportunities and benefits of international cooperation in the field of adult education

Текст научной работы на тему «Европейская ассоциация образования взрослых в решении ведущих проблем образования на протяжении жизни»

И. И. Соколова, Т. В. Мухлаева

(Санкт-Петербург)

Европейская Ассоциация образования взрослых в решении

ВЕДУЩИХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ

В статье рассматриваются основные направления деятельности Европейской Ассоциации образования взрослых, членом которой является Институт педагогического образования и образования взрослых, а также возможности и преимущества международного сотрудничества в области образовании взрослых

Современное состояние системы образования взрослых обусловлено влиянием разнонаправленных внутренних и внешних факторов. В целях более эффективного развития образования взрослых в России и его интеграции в мировое образовательное пространство, научно-методического обеспечения процесса создания обучающегося сообщества в нашей стране, консолидации усилий для развития международного сотрудничества в сфере образования взрослых, представляется необходимым изучение международного опыта, задающего вектор развития продуктивных тенденций мировой практики образования взрослых, способствующий пониманию возможных путей решения проблем в этой области. Существенно развитие научных контактов с ведущими международными организациями, национальными ассоциациями и институтами образования взрослых. Работу с этими организациями целесообразно отнести к стратегическим направлениям деятельности Института пебдагогического образования и образования взрослых РАО (ИПООВ РАО].

Проблемы, с которыми сталкивается образование взрослых в европейских странах, вызывает обеспокоенность на самых разных уровнях. В принятой в ноябре 2011 года Советом Европы резолюции по обновленной повестке дня по образованию взрослых на 201214 гг. отмечается, что оно в настоящее время является самым слабым звеном в развитии национальных систем образования на протяжении жизни. В то время, как к 2020 г. предполагается увеличение в возрасте от 25 до 64 лет участия до 15% населения в образовательных программах, реальное участие взрослых в образовании продолжает падать (например, в промежутке от 2005 г. до 2010 г.

оно уменьшилось от 9,8%, до 9,1%]. Таким образом запланированное увеличение количества взрослых людей, охваченных образовательными программами к 2020 году, становится серьезным вызовом.

В соответствии с национальными приоритетами в европейской повестке Совет Европы предлагает каждой стране-члену ЕС -сосредоточиться на тех областях, которые являются наиболее актуальными для их конкретных задач:

- превращение в реальность образования на протяжении жизни и мобильность в этой области;

- повышение качества и эффективности образования и профессиональной подготовки;

- содействие установлению справедливости, социальной сплоченности и активной гражданственности через образование взрослых;

- развитие творческой, инновационной деятельности и среды образования взрослых;

- расширение информационной базы образования и мониторинга взрослого сектора обучения.

В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто понимание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, что трансформация человечества в общество «пожизненного обучения» является не только необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке, но и фактором выживания человечества.

Становится необходимым переосмыслить всю образовательную деятельность, ни один уровень, ни одна форма которой, включая

высшее образование, не могут больше считаться завершающими процесс образования, структуры и учебные курсы которых не могут оставаться неизменными, застывшими, а должны развиваться, диверсифицироваться, становиться гибкими в ответ на развитие общества, его нужд и потребностей, а еще лучше - предвосхищать и направлять их. Поэтому глубокое изменение, которое требуется в области образования, должно идти по пути его становления в качестве непрерывного образования для всех как образование на протяжении всей жизни (Всемирная конференция по высшему образованию. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. ЮНЕСКО, Париж, 5-9 октября 1998 г. : рабочий документ. - С. 12.). Положение «от обучения на всю жизнь» к «обучению через всю жизнь»» может служить лозунгом совокупной системы образования.

Согласно выводам знаменитой комиссии J. Delors (Ж. Делор. Образование: сокрытое сокровище, (1998) образование на протяжении жизни должно базироваться на четырех основных принципах: учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе и учиться быть. В поддержку дискуссии по непрерывному образованию П. Джарвис (2008) предположил, что к четырем предложенным Делором принципам должен быть добавлен пятый - «учиться заботиться о планете». Это необходимо, утверждает он, потому что Земля намного больше, чем просто ресурс, она является домом для всех нас и для будущих поколений.

Трансформация человечества в общество «пожизненного обучения» требует единства формального, неформального и информаль-ного видов образования, их интеграции, причем каждое направление имея собственные цели и результаты, в совокупности обеспечивает реализацию образования в течение жизни, что является в настоящее время столь же важной социальной задачей, какой было введение единого базового образования в начале XX века [1].

Крупнейшей организацией в Европе, работающей в сфере образования взрослых, прежде всего неформального образования, является Европейская Ассоциация образования взрослых (ЕАЕА). Это неправительственная организация, в которую входит 121 член из 43 стран, работающих в области образования взрослых. Основными функциями ЕАЕА являются:

- пропаганда политики непрерывного образования на европейском уровне;

- развитие практики в рамках проектов, публикаций и обучения;

- предоставление информации и услуг членам организации;

- международное сотрудничество с другими организациями в области образования взрослых.

ЕАЕА согласно Лиссабонской стратегии способствует включению социальных аспектов в образование, расширению участия взрослых в формальном и неформальном образовании, особенно групп, в настоящее время недостаточно в нем представленных. Целями образования может быть развитие компетенций для самореализации личности в сфере занятости и смежных областях в условиях социальных перемен, выработка активной гражданской позиции, учет гендерных различий для культурного и межкультурного понимания, обеспечения социальной интеграции и сплоченности.

Деятельность ЕАЕА направлена на:

- оказание общественной поддержки образованию взрослых и неправительственным организациям, работающим в этой области;

- поддержку своих членов и их сети;

- развитие и пропаганду представлений о характере и важности обучения взрослых, способах расширения его возможностей и улучшения его качества;

- способствование совместному обучению посредством обмена информацией, знаниями и опытом между ее членами;

- организацию информационных семинаров и мероприятий по повышению осведомленности о программах ЕС и развитии политики в области образования взрослых;

- издание информационных бюллетеней и отчетов;

- сотрудничество с другими организациями для достижения целей ЕАЕА.

Институт педагогического образования и образования взрослых РАО с 2011 года является членом Европейской Ассоциации образования взрослых.

Членство Института в Ассоциации связано с возможностью шире участвовать в сотрудничестве по образованию взрослых в Европе, пользоваться предоставляемыми Ассоциацией льготами, предлагать свой опыт и услуги для выработки политики в сфере образования взрослых, участвовать в реализации кон-

цепции Европейского гражданского общества по образованию на протяжении жизни, опираться на лучшую практику образования взрослых в европейский странах для развития образования взрослых в России, осуществлять стратегию развития российского образования взрослых с учетом продуктивных европейских тенденций объединения усилий для развития образования в стране и его интеграции в европейское образовательное пространство.

Важным преимуществом участия в Ассоциации является возможность получать консультативную помощь в сотрудничестве и поиске партнеров по проектам, совместное участие в проектах по образованию взрослых, распространение их результатов через Ассоциацию; участие в создании базы данных и пользование ею; поддержка открытых дискуссионных форумов по актуальным темам образования взрослых.

Деятельность ЕАЕА охватывает основные наиболее актуальные направления образования взрослых. Так, в настоящее время широко предпринимаются шаги в отношении образования пожилых людей. 2012 год стал Европейским годом активного долголетия и солидарности между поколениями. Согласно подсчетам, в 2060 году средний возраст в Европе достигнет 48 лет, а соотношение работающих людей и неработающих станет 1:1. При этом количество вовлеченных в образование взрослых пожилых людей в настоящее время невелико (примерно 4,5%]. Европейская Комиссия нацелена на снятие барьеров, препятствующих получению образования пожилыми людьми, в частности, путем создания новых адаптивных методик обучения. Также существенно овладение пожилыми людьми современными базовыми навыками

- в сфере информационно-коммуникационных технологий; в финансовой области; навыками, необходимыми для реализации своего гражданского участия.

В мае 2012 года в Вене состоялась конференция Европейской Ассоциации образования взрослых, посвященная образованию пожилых людей. В ее работе принял участие Институт педагогического образования и образования взрослых. В докладе члена исполнительной Комиссии ЕАЕА, известного ученого и практика в сфере образовании взрослых Герхарта Бисовски (Gerhart Bisovsky, Австрия] «Пожилые обучающиеся и образование

взрослых: ориентиры для успешных стратегий» отмечены общие положения, касающиеся неформального образования пожилых людей:

1. Пожилые люди имеют разные потребности в обучении. Обучение должно включать в себя широкий круг тем и предметов, отражающих разнообразие пожилых людей.

2. Пожилые люди уважаемы как важные члены общества, обладающие навыками и опытом, которыми они могут делиться с другими поколениями. Пожилые люди должны получать помощь и одновременно они способны вносить вклад в общество.

3. Обучение должно быть связано с каждодневной жизнью, быть стимулирующим и не угрожающим, доставлять удовольствие.

4. Обучение должно быть доступным с точки зрения места, стоимости, сроков и продолжительности; учитывать потребности людей с ограниченными возможностями.

5. Осознание понятия «пожилой обучающийся» существенно, при этом общепринятые стереотипы должны быть оспорены.

6. В качестве рекомендуемых институциональных изменений в докладе называются следующие:

- совершенствование средств и условий обучения;

- гибкие сроки курсов;

- возможности догнать, если обучающийся пропускает занятие;

- больше демократии в управлении услугами, меньше иерархии;

- андрагогическая подготовка педагогов.

Отмечается роль развития ключевых компетенций в образовании пожилых людей, необходимость создания образовательных, тренинговых и консалтинговых услуг по поддержке пожилых женщин и мужчин, чтобы они имели возможность жить полноценной и наполненной смыслами жизнью.

На конференции был представлен ряд проектов по образованию пожилых людей, осуществленных в последние годы в европейских странах. Так, в Великобритании Национальным институтом продолженного образования взрослых (NIACE) в 2009-2010 гг. реализован масштабный проект, направленный на развитие информального образования пожилых людей в таких организациях как пансионаты, дома дневного пребывания и т.д. Ассоциация Vida из Португалии в эти же годы осуществила проект «Paladin», цель которого

- «продвижение активного обучения и долголетия пожилых, находящихся в сложных условиях». Проект направлен на повышение готовности этой группы людей к самообразованию по таким направлениям, как трудоустройство или волонтерская деятельность; здоровье; финансы; гражданская деятельность; образование. В Сербии разработан и реализован проект «Пожилые люди в Сербии», в рамках которого предприняты усилия по изменению образа пожилых людей в обществе, созданию поддержки для обеспечения активного долголетия; мобилизации ресурсов пожилых людей для увеличения их вклада в общество; усиления межпоколенческого диалога и продвижения образования на протяжении жизни.

Ежегодно начиная с 2003 года ЕАЕА выбирает лучший проект года в сфере образования взрослых и отмечает его премией Грун-твига, датского педагога и философа XIX века, оказавшего существенное влияние на развитие образования взрослых как в Европе, так и во всем мире. Результаты проекта должны быть связаны с выработкой новых идей, новых партнерских отношений, новых методологий и нового понимания того, как можно эффективно работать в образовании взрослых. Премия вручается организации или участникам, которые представляют лучшее воплощение транснационального проекта в этой области.

В 2012 г. победителем премии Грунтвига среди европейских стран стал проект «Поток историй через границы, культуры и поколения». Он направлен на работу с женщинами, пожилыми людьми, школьниками, молодежью и способствует освоению ими навыков уверенного и эффективного общения в ходе выступления с рассказами своих историй на местных радиостанциях. Этот проект разработан и осуществлен командой из 9 европейских партнеров в 7 странах (Италия, Германия и др.], включая медийные сообщества практиков, специалистов в области образования взрослых и университетских исследователей. Он фокусируется на межпоколенче-ских аспектах и позволяет молодым и пожилым людям, которые живут рядом, но обычно редко общаются друг с другом, вступать в содержательный и увлекательный контакт, улучшить отношения между поколениями, совершенствовать целый ряд компетенций участников.

Особое значение в образовании взрослых в европейских странах придается реализации такого направления, как развитие активной гражданственности и социальное включение. В его рамках индивиды учатся развивать компетенции, необходимые для общения, взаимодействия, сотрудничества и межкуль-турного диалога - для участия в демократических процессах.

В документах ЕС постоянно отмечается важность обеспечения активного участия граждан и организаций гражданского общества в процессах принятия решений на всех уровнях, начиная с местного; подчеркивается, что участие в общественной жизни должно стать частью опыта каждого гражданина. Гражданское участие основано на правовом статусе граждан и включает в себя все аспекты жизни в демократическом обществе, касающиеся широкого спектра вопросов - образования, культуры, обеспечения устойчивого развития и других (см. интервью Дж. Эбнер, Ген. секретаря EAEA , Europost - [2]]. Признание важности развития гражданского участия отразилось в объявлении Еврокомиссией 2013 года «Европейским годом граждан».

В июне 2013 года в г. Лестере, Великобритания, состоялась конференция Европейской Ассоциации образования взрослых «2013 -Европейский Год граждан: вызовы и возможности для обучения взрослых». От Института педагогического образования и образования взрослых в ней приняла участие директор И. И. Соколова.

Конференция была посвящена изучению вклада образования взрослых в развитие активного гражданства и демократического участия; сравнению соответствующего опыта и подходов на местном, национальном и европейском уровнях; взаимодействию и выработке рекомендаций. Принимающей организацией стал Национальный институт продолженного образования взрослых Англии и Уэльса - The National Institute of Adult Continuing Education (NIACE).

На конференции обсужден ряд проектов, которые координирует ЕАЕА. Особо интересным представляется проект «Расширение прав и возможностей, диверсификация» (2011-2014 гг.], объединяющий 16 организаций из 14 стран. Его целью является развитие диверсификации в образовании взрослых для охвата маргинальных групп, в первую очередь мигрантов и этнических меньшинств,

что должно способствовать расширению прав обучающихся, повышению их возможностей стать активными гражданами [3].

Реализация проекта предполагает сбор и анализ примеров соответствующей успешной практики из разных стран Европы, направленной на решение таких вопросов как социальная интеграция и развитие активной гражданской позиции. Также предполагается:

- проанализировать стратегии охвата маргинальных групп и обеспечить этой информацией различные институты образования взрослых;

- содействовать диверсификации учреждений, занимающихся образованием взрослых и организации в них соответствующего обучения; проанализировать, как учет разнообразных мнений обучающихся может улучшить образование взрослых;

- разработать стратегии расширения прав обучающихся;

- способствовать вовлечению людей из различных маргинальных групп в образовательный процесс;

- улучшить методику преподавания в разнообразных целевых группах и опубликовать соответствующие методические рекомендации и руководства;

- улучшить менеджмент институтов образования взрослых через их диверсификацию и активное включение обучающихся в учебный процесс.

С одним из ключевых докладов конференции, посвященным популярному образованию, власти и демократии, выступил - Джим Кроуфер (Jim Crowther), координатор международной сети популярного образования, объединяющей ученых, занимающихся популярным образованием, автор ряда исследований в этой области (см. [4]).

Традиции популярного образования служат ориентирами развития образования взрослых далеко за пределами Скандинавии. Дж. Кроуфер отметил, что фундаментальными причинами его поддержки в Швеции является тот факт, что популярное образование:

- служит вкладом в укрепление демократического развития общества;

- помогает людям влиять на свою жизненную ситуацию и участвовать в социальном развитии;

- вносит вклад в выравнивание уровней образования людей;

- поднимает уровень образования и культурную осведомленность;

- развивает интересы к участию в культурной жизни.

В докладе раскрыты современные подходы к целям, содержанию, организации популярного образования как в Швеции, так и других странах.

Доклад конференции «Возможности, гражданское участие и образование взрослых» был сделан известным ученым и практиком в области образования взрослых (NIACE, Великобритания] Бобом Фрайером (R. H. Fryer [5].

Докладчик раскрыл суть интерпретации гражданство (ritizenship] в XXI веке; проанализировал возможности гражданского участия и самоидентификации как базы для выработки принципов образования на протяжении жизни:

- фокус на интересах, нуждах и приоритетах обучающихся;

- начало обучения с собственного опыта людей и их «определения ситуации»;

- образование действительно на всем протяжении и всей широте жизни (life-long, life-wide];

- охват всех моделей и форм образования, включая формальное, неформальное, инфор-мальное и «случайное» (incidental];

- развитие умений обучающихся в независимом и критическом мышлении;

- связь обучения с действием;

- связь обучения с возможностями и перспективами увеличивающейся автономии слушателей и граждан;

- основа обучения на принципах и практике равенства и социальной справедливости;

- вовлечение обучающихся в гражданское участие и демократию через инклюзивные и демократические методы;

- возможность дискурсивного учета признания различий обучающихся;

- обеспечение всех взрослых правом ежегодного образования на протяжении всей их жизни;

- обеспечение общественных инвестиций через муниципалитеты и другие местные образования для выстраивания и поддержки образования на протяжении жизни как основы гражданского участия;

- цели социального улучшения, усиления гражданского участия и самоидентификации не могут быть достигнуты развитием образования только отдельных людей.

Активная гражданская позиция и транснациональная солидарность стали темой пре-

мии Grundtvig 2013 - образование взрослых как средство против национализма, шовинизма и ксенофобии. Жюри Европейской Ассоциации образования взрослых выбрало победителем проект FILM-IN. Его цель - использование фильмов как инновационных инструментов социальной интеграции, средство укрепления культурного сознания и выражения. В проекте осуществляется развитие творчества обучающихся через написание сценария, создание фильма, а также путем повышения мотивации обучающихся к изучению киноискусства.

Институт педагогического образования и образования взрослых РАО будучи базовой организацией МПА СНГ по вопросам образования взрослых, благодаря международному сотрудничеству, членству в Европейской Ассоциации образования взрослых имеет прямой доступ к материалам международных организаций, работающих в области образования взрослых, участвует в международных конференциях по образованию взрослых, представляет результаты научных исследований, обобщает опыт работы европейских стран в области образования взрослых. Институт представляет образование взрослых в России и странах СНГ на европейском уровне.

Литература

1. Gruber, Sigi. «Lebenslanges» Lernen - Ein Muss fur die Zukunft. In: Soll und Haben - eine Bildungbilanz. Wien, 2001. S. 18-20.

2. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.europost.bg/arti-cle?id=4246/

3. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.eaea.org/index. php?k=4821&projekti_id=3403/

4. Crowther J. Reflections on popular education in the UK and Sweden: Changes in the state, public sphere and civil society. In Laginder A.-M., Nordvall H., Crowther J. (eds.), Popular Education, Power and Democracy. England and Wales: NIACE, 20l3. - 343 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Fryer, R. H. Promises of freedom. Citizenship, belonging and lifelong learning. Leicester: NIACE, 2010. 288 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.