Научная статья на тему 'Полномочия органов местного самоуправления в области культуры и спорта'

Полномочия органов местного самоуправления в области культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2058
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Неверова Наталья Витальевна

В статье анализируется управление сферой культуры и спорта, миссии учреждений культуры в области культуры, культурной политики государства, полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области культуры и спорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полномочия органов местного самоуправления в области культуры и спорта»

Полномочия органов местного самоуправления в области культуры и спорта Неверова. Н. В.

Неверова Наталья Витальевна / Neverova Natalia Vitalyevna - студент, кафедра государственного и муниципального управления и права,

Институт права, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Аннотация: в статье анализируется управление сферой культуры и спорта, миссии учреждений культуры в области культуры, культурной политики государства, полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области культуры и спорта.

Ключевые слова: культура, спорт, физическая культура, государственные органы, органы местного самоуправления.

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Культура - это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Миссия учреждений культуры определяется стратегическими интересами общества в области культуры, культурной политики государства.

В зависимости от статуса учредителя и специфики учреждения культуры по отношению к нему, применяются соответствующие указы, распоряжения Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных и (или) муниципальных органов исполнительной власти.

Государственные органы и органы местного самоуправления не должны вмешиваться в профессионально-творческую деятельность организаций, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости.

Если учреждение планирует осуществлять платную деятельность, на которую в соответствии с законодательством РФ требуется специальное разрешение - лицензия, право осуществлять такую деятельность возникает у учреждения с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством РФ.

Учреждение культуры имеет право самостоятельно определять виды платных услуг и устанавливать порядок их оплаты.

Организуя платные услуги, необходимо, прежде всего, изучить спрос на них и определить предполагаемый контингент (целевые группы). Для этого следует организовать мониторинг на предмет уже существующих на рынке платных услуг, а также предложить новые их виды с целью выявления потребностей и предпочтений населения.

Предоставление платных услуг осуществляется на основании договоров, заключаемых в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, с организациями, предприятиями, объединениями различных форм собственности или непосредственно с гражданами. В договоре регламентируются условия и сроки получения услуг, их стоимость, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон и т. д.

Муниципальные учреждения культуры, а также местные органы власти, имеющие компетентность в сфере культуры, предоставляют населению следующие культурно -массовые мероприятия:

1) проведение массовых праздников и представлений, народных гуляний и обрядов в соответствии с местными обычаями и традициями;

2) организация, подготовка и проведение культурно-массовых, зрелищных мероприятий, фестивалей, ярмарок, аукционов, выставок;

3) обеспечение жителей города услугами творческих самодеятельных коллективов, студий, клубов;

4) организация и проведение смотров, фестивалей и других форм показа результатов творческой деятельности населения.

К объектам досуга на территории муниципального образования относятся городские леса и парки, скверы, пляжи, иные рекреационные объекты, детские городки, аттракционы, иные развлекательные сооружения. Закон № 131-ФЗ относит к вопросам местного значения поселений и городских округов

создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей, организацию обустройства мест массового отдыха. Забота о содержании этих объектов, как правило, возлагается на муниципальные органы культуры, финансируется через них. К достижениям культуры, как правило, приобщаются на досуге, поэтому и существует термин «культурно-досуговая» сфера. Одной из функций местных органов культуры является организация и проведение массовых мероприятий развлекательного характера: праздников, фестивалей, иных зрелищных мероприятий.

Физическая культура - это составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Спорт представляет собой составную часть физической культуры, исторически сложившуюся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Услуги физической культуры и спорта включают в себя:

1) проведение занятий по физической культуре и спорту;

2) проведение спортивно-зрелищных мероприятий;

3) предоставление объектов физической культуры и спорта (спортивных площадок, теннисных кортов, комплексных спортивных площадок, полей для спортивных игр или занятий, катков и конькобежных дорожек, спортивных корпусов и залов, плавательных бассейнов, стрелковых тиров, стендов и стрельбищ и др.) [1, с. 101].

К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:

1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно -прикладным и служебно-прикладным видам спорта;

2) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;

3) оборонные спортивно-технические организации;

4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;

5) Олимпийский комитет России;

6) Паралимпийский комитет России;

7) Сурдлимпийский комитет России;

8) Специальная олимпиада России;

9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;

10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно -прикладных и служебно-прикладных видов спорта;

11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;

12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация коммерческих и некоммерческих физкультурно -спортивных организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а также в соответствии с учредительными документами физкультурно-спортивных организаций.

Поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений осуществляется в соответствии с муниципальными программами развития физической культуры и спорта, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. В них предусматриваются:

1) повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях;

2) вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение в систему научной организации труда и отдыха каждого трудового коллектива производственной гимнастики, послетрудовой реабилитации;

3) пропаганда знаний об эффективности использования физических упражнений в профилактике и лечении заболеваний и совершенствование врачебного контроля за гражданами, занимающимися физической культурой и спортом;

4) расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно -оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов.

Спортивные сооружения разрешается использовать только по прямому назначению - в целях, связанных с проведением культурных и иных спортивно-зрелищных мероприятий. Средства от сдачи в аренду помещений и площадей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, не используемых при осуществлении основной деятельности в области физической культуры и спорта, расходуются организациями, на балансе которых они находятся, исключительно на покрытие затрат, связанных с организацией и проведением занятий в спортивных школах и физкультурно-оздоровительных группах, содержанием, ремонтом и развитием материально-технической базы таких физкультурнооздоровительных и спортивных сооружений.

Таким образом, в сфере культурно-массовой работы перед местными органами самоуправления стоит цель - сохранение культурных традиций муниципального образования, наработка новых традиционных форм, развитие и удовлетворение потребностей в культурно -досуговом и художественном творчестве, выполняя все это через решение следующих задач: создание условий для обеспечения широкого участия жителей города в культурном процессе и доступа всех категорий населения ко всем благам и культурным ценностям; развитие новых любительских форм художественного творчества; повышение социальной роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, влияние на формирование общественного сознания и общественной системы ценностей посредством эффективного использования потенциала отрасли.

Физическая культура и спорт являются частью социальной политики государства, одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни. Поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений осуществляется в соответствии с муниципальными программами развития физической культуры и спорта, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Литература

1. Воронин А. Г. Основы управления муниципальным хозяйством: учеб. Пособие. / В. А. Лапин, А. Н. Широков. - М.: Московский общественный научный фонд, 2014. - 174 с.

2. Бузмаков Е. Л. Как самим управлять. Местное самоуправление в вопросах и ответах: Учебно -методическое пособие по изучению и реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Е. Л. Бузмаков, Т. Н. Деркач и др. - Новосибирск, 2012. - 112 с.

3. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ [Электронный ресурс]. // СПС «Гарант». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения 12. 06. 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.