Научная статья на тему 'Муниципальная политика в сфере физической культуры: организационные и правовые основы'

Муниципальная политика в сфере физической культуры: организационные и правовые основы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2649
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / SPHERE OF PHYSICAL CULTURE / MUNICIPAL POLITICS IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малинин А. М., Аронов Г. З.

В статье рассматриваются основы муниципальной политики в сфере физической культуры. Авторами проанализирована законодательная база данного направления, выявлены основные проблемы и предложены рекомендации по совершенствованию муниципальной политики в сфере физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малинин А. М., Аронов Г. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipal politics in the sphere of physical culture: organizational and legal principles1St. Petersburg State Institute of Service and Economy

The article discusses the basic principles of the municipal politics in the sphere of physical culture, analyses its legislative foundation, distinguishes the major problems existing in the sphere, and suggests steps towards the improvement of the municipal politics in the sphere of physical culture.

Текст научной работы на тему «Муниципальная политика в сфере физической культуры: организационные и правовые основы»

ческой культуры, призерам городских, районных соревнований и их тренерам за счет средств местного бюджета.

В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» [4] органы управления в сфере физической культуры взаимодействуют с учреждениями и организациями по всем вопросам развития данной сферы. Они осуществляют целый комплекс мер: совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия; организуют пропаганду физической культуры; осуществляют профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений; оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров в установленном законодательством порядке. Сбор информации, предоставляемой физкультурно-спортивными организациями, проводится в соответствии с формами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области статистики. По предоставленным данным делаются заключения и выносятся рекомендации.

Но, несмотря на имеющуюся нормативно-правовую базу, сегодня наблюдается тенденция по сокращению функций местных органов власти в социальной сфере, в том числе в сфере физической культы. Отметим, что ограничение функций муниципальных образований может разрушить систему управления рассматриваемой сферы и приведет к ликвидации большого количества спортивных школ, закрытию спортивных секций, сокращению спортивной базы, снижению количества занимающихся. В связи с этим, со стороны государства требуется поддержка местных органов власти по вовлечению населения и, прежде всего детей и подростков в постоянное занятие физической культурой.

В соответствии с приоритетом развития массового участия населения в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях должно составлять важнейшее направление социальной политики органов местного самоуправления. Поэтому последние при участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций должны реализовывать программы, в которых предусматриваются повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях. Расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов, введение дополнительных учебных и внеучебных физкультурно-спортивных занятий в образовательных учреждениях по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ в области образования и в сфере физической культуры.

Как приоритетные должны приниматься и реализовываться программы развития физической культуры среди детей — сирот, «трудных» подростков, среди инвалидов, а также специальные программы, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма и других девиантных отклонений среди подростков. Целе-

сообразно значительное увеличение числа общедоступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха, в учреждениях образования). Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача вовлекать в спортивную соревновательную деятельность детей, подростков, молодежь. Основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.

В рамках молодежной политики органы местного самоуправления должны участвовать в организации физкультурнооздоровительной работы с молодежью, способствуя ее привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни, осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями, проводить массовые спортивные соревнования и спартакиады; создавать с участием молодежных, детских и других организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, в том числе оборонно-спортивные клубы.

Для совершенствования муниципальной политики в сфере физической культуры необходимо:

1. Определить основные направления развития физической культуры, учитывающие особенности муниципального образования (наличие спортивных сооружений на территории, категория занимающихся физической культурой и спортом).

2. Сформировать бюджет муниципального образования в части финансирования физической культуры.

3. Отнести физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения к сооружениям, используемым для организации физкультурно-массовой и спортивной работы с гражданами, предоставить льготы по вопросам налогообложения и иным платежам.

4. Разработать и внедрить эффективную систему регулирования платных услуг за посещение спортивных учреждений и соревнований.

5. Определить направления и разработать механизмы взаимодействия с общественными физкультурно-спортивными объединениями.

6. Провести оценку развития физической культуры в муниципальном образовании.

7. Вносить предложения в региональные программы развития физической культуры и участвовать в их реализации на основании соглашения о намерениях по реализации программы.

8. Разработать концепцию внедрения физической культуры в режим труда, учебы и отдыха различных групп населения.

Отметим, что основные направления муниципальной политики в области физической культуры должны основываться на совместной деятельности физкультурно-спортивных организаций, органов и учреждений образования, здравоохранения, средств массовой информации.

В управлении развитием физической культуры в муниципальном образовании необходимо исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления, местных физкультурно-спортивных организаций. Необходима переориентация деятельности региональных и местных физкультурно-спортивных учреждений и общественных организаций с развития спорта высших достижений преимущественно на массовое развитие физической культуры, спорта и спортивного туризма.

Литература

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

2. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

4. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ.

5. Резолюция общественных слушаний на тему: «Проблемы развития массового спорта и организации здорового досуга детей и молодежи и пути их решения».

6. Федеральный Закон № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

7. Горшков В.Е. Какузин В.А., Починкин А.В. Управление физической культурой и спортом в современных условиях: учебное пособие. — Малаховка: МОГИФК, 2003.

8. Дитятковский М.Ю. К вопросу о понятии осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий // Конституционное и муниципальное право. — 2008. — № 2. — С. 29-31.

9. Галкин В.В. Экономика физической культуры. — Воронеж: Изд-во Московской Академии экономики и права, 2000.

10. Зотов В.Б. Система муниципального управления. — СПб.: Питер, 2008. — С. 248.

11. Соколов А.С. О муниципальной спортивной политике [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.infosport.ru.

аутсорсинг как механизм реализации муниципальных социальных функций

С.И. Гянджаева

ассистент кафедры национальной экономики и организации производства Государственного института экономики, финансов, права и технологий (г. Гатчина Ленинградской области)

sev4713@yandex.ru

В статье рассмотрены перспективы и подходы к применению аутсорсинга как механизма муниципального социального управления. Продемонстрированы основные преимущества и сферы применения аутсорсинга.

Ключевые слова: муниципальные социальные функции, аутсорсинг, муниципальный заказ, муниципальные услуги.

УДК 338.24(470.12)

Социальные муниципальные функции направлены на создание условий жизнедеятельности населения путем обеспечения прав и интересов населения и местного самоуправления в муниципальных образованиях

Реализация этих функций предполагает:

— содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

— создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования;

— организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам;

— организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

— обеспечение санитарного благополучия населения;

— регулирование планировки и застройки территории муниципальных образований, создание условий для жилищного и социально-культурного строительства, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

— организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации, организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

— обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

— сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальном образовании;

— создание условий для развития физической культуры и спорта, для организации зрелищных мероприятий;

— обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

— благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

— утилизация и переработка бытовых отходов;

— ритуальные услуги и содержание мест захоронения;

— организация и содержание муниципальных архивов и т.д. [1]

Таким образом, задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, формирующих условия жизнедеятельности человека, а также обеспечение всех условий и факторов позволяющих предоставлять конкретные социальные услуги конкретным людям.

В настоящее время выполнение муниципальными образования социальных функций можно назвать неудовлетворительным. Одной из причин такой ситуации является неэффективное использование в качестве ресурсной базы муниципальной собственности и некачественное самостоятельное хозяйствование.

Так, основная часть социальных услуг для населения реализовывается только через муниципальные предприятия или муниципальные учреждения. Т.е. муниципальные образования

принимают двоякую роль, становясь автоматически и собственниками, и заказчиками, что формирует определенные сложности в процессе управления отраслями муниципального хозяйства и часто приводит к созданию местных монополий. С одной стороны — в качестве заказчика услуг муниципальные учреждения заинтересованы в том, чтобы экономить бюджетные средства и развивать конкурентную среду в отраслях муниципального хозяйства, а с другой — как собственник, муниципальное учреждение заинтересованно в поддержке муниципального хозяйствующего сектора. Причем, интересы собственника занимают главенствующую позицию в деятельности органов местного самоуправления. В результате:

— муниципальный заказ используется в крайне ограниченной сфере (как правило, в рамках строительства и ЖКХ);

— не осуществляется полноценное планирование и нормирование затрат, поскольку в основе планирования лежат заявки муниципальных предприятий и учреждений;

— смешиваются функции заказчика и подрядчика в деятельности предприятий и учреждений;

— происходит коррупция в органах управления (поскольку распределение расходной части происходит в интересах определенных групп муниципальных чиновников и работников муниципального сектора).

Использование в социальном управлении муниципального заказа также имеет свои недостатки. По сути, такой заказ должен обеспечивать:

— осуществление правового и бюджетно-финансового закрепления обеспечения социальных программ;

— повышение эффективности использования средств, выделяемых на решение социальных вопросов;

— «прозрачность» финансирования социальной сферы, т.е. расходование бюджетных средств на эти цели становится открытым для контроля со стороны общественности;

— осуществление конкуренции в оказании социальных услуг и др.

Но на практике существующий механизм не позволяет при формировании муниципального заказа в условиях недостатка средств отсеивать наименее эффективные услуги, стимулировать их исполнителей к экономному расходованию бюджетных средств. Кроме того, существующая система не позволяет участвовать в муниципальной политике субъектам малого предпринимательства.

Очевидно, что требуется модификация муниципальной системы социального управления, заключающаяся в поиске новых прогрессивных механизмов. Одним из таких механизмов может стать аутсорсинг.

Передаче на аутсорсинг могут подлежать такие административно-управленческие функции, как обеспечение и внедрение новых информационных технологий, управление зданиями и сооружениями государственных органов, организация подбора кадров, предоставление услуг связи, финансовый учет, т.е. вспомогательные и обеспечивающие процессы, которые не связаны с осуществлением властных полномочий. Но, необходимо отметить, что на аутсорсинг могут быть переданы и другие функции.

Как уже говорилось выше, на сегодняшний день муниципальными образованиями не выполняется или выполняется неэффективно большое количество социальных функций. По мнению автора, часть этих функций, (например, функции по ор-

ганизации и развитию социальной сферы, социально-культурные функции и т.д.) может быть передана в аутсорсинг организациям, специализирующимся в соответствующей области.

Напомним, что аутсомрсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса)-передача организацией (органами власти) на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных, социальных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года) [5].

Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение бюджетной эффективности в целом. При этом появляется возможность освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

Мировой опыт показывает — внедрение аутсорсинга потенциально позволяет сэкономить 10-50% бюджетных средств за счет увеличения конкуренции в секторе заказов.

Анализ тенденций развития аутсорсинга показал, что данная технология активно используется в государственных органах различных стран: аутсорсинг выступает как одна из стратегических альтернатив для совершенствования повседневной деятельности государственных организаций. Используя аутсорсинг, государственные органы стремятся в первую очередь повысить эффективность и качество исполнения административных и управленческих процессов, сконцентрировать усилия на основных направлениях деятельности, а также высвободить ресурсы и сократить издержки на осуществление отдельных видов работ. Аутсорсинг может стать ответом на вопрос, как обеспечить снижение затрат при сохранении высокого качества выполнения работы. При этом международный опыт свидетельствует, что широкому распространению аутсорсинга препятствуют законодательные ограничения, изменения в политическом курсе, ограниченные бюджетные ресурсы, сопротивление и низкая мотивация самих государственных служащих [5, 6].

В России аутсорсинг как услуга, в основном, востребован крупным российским бизнесом, а также предприятиями, находящимися на этапе становления или бурного роста. Динамично развивающийся рынок ежедневно ставит перед бизнесом новые задачи. Чтобы обеспечить хороший уровень прибыли, предпринимателям приходится снижать издержки. Один из способов сэкономить — поручить часть работ внешним исполнителям — аутсорсинговым фирмам, операторам аутсорсинга.

Отметим, что аутсорсинг, как экономический инструмент, входит в перечень проектов, рекомендованных Министерством экономического развития РФ для включения субъектами РФ в программы по реализации административной реформы [3].

В муниципальном социальном управлении аутсорсинг может быть использован в следующих сферах:

1. В сфере поддержки и развития малого и среднего бизнеса:

— организация и проведение научно-исследовательских и аналитических работ по различным направлениям и тематикам, связанным с развитием малого и среднего предпринимательства;

— подготовка, организация и проведение мероприятий по продвижению (круглые столы, конференции и т.д.) тематики предпринимательства (включая молодежное и инновационное направление, а также внешнеэкономическую деятельности предприятий малого и среднего бизнеса);

— подготовка, организация и проведение мероприятий по обучению, как предпринимателей, так и представителей органов власти и местного самоуправления, а также организаций инфраструктуры поддержки;

— разработка и издание практических пособий и брошюр, методических материалов по отдельным направлениям;

— разработка муниципальных программ по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса, содержащих инновационные механизмы и инструменты поддержки, а также систему мониторинга и обратной связи;

— разработка и реализация программ и мероприятий по созданию, поддержке и развитию организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования.

2. В рамках административной реформы:

— разработка и управление реализацией муниципальных программ и планов;

— повышение качества и эффективности деятельности органов власти. Внедрение системы менеджмента качества муниципальной администрации в соответствии с международными стандартами;

— повышение качества и доступности предоставления муниципальных услуг;

— повышение эффективности управления подведомственными организациями;

— оптимизация функций органов муниципальной исполнительной власти (изменение структуры органов исполнительной власти на основе построения функционально-целевых блоков);

— проектирование, создание и развитие системы многофункциональных центров по предоставлению муниципальных услуг (МФЦ);

— экспертиза нормативных и правовых актов.

3. В рамках реформы муниципальной службы:

— регламентация взаимодействия муниципальных служащих различных муниципальных органов при исполнении должностных обязанностей;

— оптимизация механизмов взаимодействия муниципальной службы с государственной службой;

— разработка механизмов проведения независимыми экспертами и общественными организациями оценки (аудита) результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;

— разработка и реализация организационных механизмов обеспечения объективности отбора независимых экспертов в комиссии по вопросам муниципальной службы, создаваемые в аппаратах муниципальных органов;

— создание информационных управленческих систем на муниципальной службе (системы управления кадрами, планирования работ и оценки деятельности муниципальных служащих);

— разработка системы показателей оценки результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— создание электронных информационных систем планирования, регламентации и контроля профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих на основе показателей эффективности и результативности;

— разработка программно-целевых и проектных принципов организации деятельности муниципальных служащих.

4. В рамках муниципально-частного партнерства:

— разработка концепций развития муниципально-частного партнерства для муниципальных образований;

— разработка стратегии развития и механизмы реализации муниципально-частного партнерства;

— разработка маркетинговых стратегий муниципальных образований;

— разработка концепции социально-экономического развития муниципальных образований;

— разработка программы развития инвестиционной деятельности муниципальных образований;

— разработка механизмов привлечения инвестиций в муниципальные образования, на договорных условиях.

5. В сфере разработки и внедрения социальных проектов:

— анализ рынка и конкурентоспособности;

— определение и оценка целевых потребителей;

— организация внешнеэкономической деятельности;

— экспертиза эффективности проектов;

— юридический анализ и сопровождение.

Существуют следующие подходы к организации аутсорсинга, которые могут быть использованы муниципальными образованиями при реализации социальных функций:

Кластерный подход — объединение муниципальных органов для организации совместных действий по аутсорсингу. Управление берут на себя отдельные органы (специализированные агентства в сферах финансов, кадровой политики и т. д.). Пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.