Научная статья на тему 'Политизированные никнеймы в ономастическом пространстве чатов'

Политизированные никнеймы в ономастическом пространстве чатов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2280
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАТ / ЛОГИН / СЕТЕВОЕ ИМЯ / НИКНЕЙМ (НИК) / ПОЛИТИЗИРОВАННЫЙ НИКНЕЙМ / ЯРКИЙ ОБРАЗ / ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / НАРУШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НОРМ / NICKNAME (NICK) / CHAT / LOGIN / NET NAME / POLITICAL NICKNAME / BRIGHT IMAGE / GRAPHIC EXECUTION / SPELLING VIOLATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аникина Татьяна Вячеславовна

Последние десятилетия ознаменовались бурным развитием средств и способов передачи информации, появилась компьютерно-опосредованная форма коммуникации. Одним из наиболее популярных ее видов является чат. В данной статье рассматриваются политизированные никнеймы, используемые в англо-, русскои франкоязычных чатах, анализируются особенности их графики и орфографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political nicknames in chats

Last ten years are marked by great development of information transfer, computer-mediated communication is one of them. Chat is one of the most popular forms of this kind of communication. The given article touches upon the political nicknames, the peculiarities of graphics and spelling of such names in English, Russian and French chats.

Текст научной работы на тему «Политизированные никнеймы в ономастическом пространстве чатов»

УДК 81 ’33: 81 ’27 ББК Ш100.3

Т. В. Аникина

Нижний Тагил, Россия ПОЛИТИЗИРОВАННЫЕ НИКНЕЙМЫ В ОНОМАСТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЧАТОВ

ГСНТИ 16.21.51

Аннотация. Последние десятилетия ознаменовались бурным развитием средств и способов передачи информации, появилась компьютерно-опосредованная форма коммуникации. Одним из наиболее популярныгх ее видов является чат. В данной статье рассматриваются политизированныге никнеймыг, используемыге в англо-, русско- и франкоязыгчныгх чатах, анализируются особенности их графики и орфографии.

Ключевые слова: чат; логин; сетевое имя; ник-нейм (ник); политизированныгй никнейм; яркий образ; графическое оформление; нарушение орфографических норм.

Код ВАК 10.02.20

T. V. Anikina

Nizhny Tagil, Russia POLITICAL NICKNAMES IN CHATS

Код ВАК 10.02.20 Abstract. Last ten years are marked by great development of information transfer, computer-mediated communication is one of them. Chat is one of the most popular forms of this kind of communication. The given article touches upon the political nicknames, the peculiarities of graphics and spelling of such names in English, Russian and French chats.

Key words: chat; login; net name; nickname (nick); political nickname; bright image; graphic execution; spelling violation.

ГСНТИ 16.21.51

Сведения об авторе: Аникина Татьяна Вячесла- About the author: Anikina Tatiana Vyacheslavovna,

вовна, старший преподаватель кафедры английского Senior Lecturer of the Chair of the English Language and языка и методики его преподавания. its Teaching Methods.

Место работы: Нижнетагильская государствен- Place of employment: Nizhny Tagil State Social Peda-

ная социально-педагогическая академия. gogical Academy.

Контактная информация: 622031, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, д. 57. e-mail: anikishna@mail.ru.

Развитие информационных технологий в последние десятилетия привело к широкому распространению интернет-коммуникации, которая воздействует на все сферы жизнедеятельности человека. Доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях дает возможность использовать Интернет не только как инструмент для поиска информации, но и как средство для общения посредством электронной почты, веб-сайтов, форумов, гостевых книг, общения через систему ICQ, электронных конференций и чатов. Появление Интернета способствовало развитию особого культурного пространства, в котором субъект вовлекается в новые виды деятельности и получает в свое распоряжение орудия, опосредствующие процесс его личностного и когнитивного развития.

Несмотря на широкую популярность и доступность интернет-коммуникации, ее изучение только начинается. На сегодняшний день накоплена значительная база научных работ, в которых рассматриваются характеристики интернет-коммуникации как особой среды функционирования языка (Н. Г. Асмус, Н. А. Ахренова, М. Б. Бергельсон, Е. Н. Галичкина, А. Е. Жичкина, Л. Ф. Ко-мпанцева, О. В. Лутовинова, Г. Н. Трофимова,

D. Crystal и др.), анализируются гендерные пара-

метры (Е. И. Горошко, Л. Р. Диасамидзе и др.), жанровая дифференциация (Е. Г. Буторина,

E. Н. Вавилова, Л. А. Капанадзе, Е. И. Литневская, К. В. Овчарова). Ряд работ посвящен изучению наименований в интернет-коммуникации (Н. Г. Асмус, О. В. Лутовинова, Л. В. Самойленко, Л. Л. Фе© Аникина Т. В., 2011

дорова, В. С. Хорикова, Ю. В. Чепель и др.). Тем не менее пока отсутствует единый подход к исследованию данного вида коммуникации и функционирующей в ней антропонимической системы.

Любой человек, оказываясь в интернет-пространстве, должен взять себе компьютерное имя для виртуального общения. Возникновение сетевых имен обусловлено необходимостью идентификации пользователя в пределах одной виртуальной среды — форума, чата, конференции. С технической точки зрения компьютерное имя представляет собой неповторимую последовательность символов (цифр, букв, специальных графических символов): 256789, 20wpoNEN, _abc_, Cinder, _True_, Отчаенный, Времена_года. При регистрации компьютерного имени пользователь получает отказ в доступе, если в данной системе уже зарегистрирован пользователь с таким же компьютерным именем. Таким образом, в пределах одной виртуальной среды общения не может быть абсолютных тезок и однофамильцев.

В интернет-коммуникации различаются следующие формы антропонимов: логин, сетевое имя, никоним (ник или никнейм).

Логин — последовательность символов, идентифицирующих пользователя при получении доступа в компьютерную систему. К логину прилагается секретная информация, которая известна только владельцу логина и серверу, — пароль. Логин и пароль используются при входе в защищенную систему: логин отображается при вводе, пароль маскируется или не отображается.

Сетевое имя — имя общего ресурса на сервере. Каждая общая папка на сервере имеет сетевое имя, применяемое пользователями ПК для ссылок на нее (Public Declare Function

GetComputerNameA Lib "kernel32", ByVal lpBuffer As String, As Long) As Long).

Никоним (никнейм, ник) — имя, используемое для общения онлайн в чате:

üosLeDHul^_NiGGaDHI^, Мойдодыр, *** Стоунхенджск@я_Ведьм@, -EvAnEsCeNcE-,

5_РУБЛЕЙ_И_Я_ТВОЙ, HA100ЯЩAЯ, ДиКаЯ_КоШеЧкА_МуРьК, emmalyonnaise69, jolemilie,

ШшЫкарная_ЗвИзДа, MissSnow, dearwom, ыФыШ_дыФыШ_кАйФыШ, NaughtyAmishGirl.

Если логин обычно безлик и представляет собой число или бессмысленную последовательность букв, то никнейм используется для самовыражения и несет определенную смысловую нагрузку. Логин от пароля отличается отсутствием секретности, от ника — тем, что не доступен всем. Логин используется пользователем для самоидентификации при взаимодействии с другими пользователями. Не обязательно, чтобы логин был удобочитаем и легко-произносим, а вот для ника это крайне желательно.

Выбор компьютерного имени происходит под влиянием различных внеязыковых факторов, в том числе цели использования самого имени. Главное условие при выборе виртуального имени — его информативность. Игровой характер интернет-коммуникации накладывает отпечаток и на особенности функционирования имени в Сети. Собеседник, поддерживающий общение в интернет-пространстве, безличен: не известны ни его внешность, ни склад характера, ни нравственные ориентиры. Все, что знают собеседники друг о друге, — это имя.

В данной работе нас интересует такая разновидность антропонимов, как никоним (ник-нейм, ник). Никоним — это псевдопрозвище, вымышленное неосновное имя, которое выбирает себе коммуникант из имеющихся имен собственных или придумывает себе для общения в виртуальном пространстве чата.

Чат представляет собой общение пользователей в режиме реального времени, то есть «здесь и сейчас», хотя участники могут быть разбросаны по всему миру [Лутовинова 2009: 166]. А. Житинский определил жанр чата следующим образом: «Специфическая форма общения на Web’e, называемая IRC (Internet Relay Chat), или просто chat (беседа, болтовня). Это когда в одном месте, на каком-то сайте происходит встреча двух или нескольких юзеров в реальном времени. Сайт выполняет роль грифельной доски, на которой пишут послания и передают друг другу» [Нестеров].

Участники общения осуществляют набор текста на клавиатуре, этот текст моментально появляется на дисплее компьютера и становится доступным для всех «собеседников». Общение в чатах часто воспринимается «“вялотекущей и бесконечной” беседой, характеризующейся для постороннего наблюдателя “феерической пустотой”». Однако, по мнению В. и Е. Нестеровых, впечатление о том, что чат — не более чем трата времени на пустую болтовню, объясняется невключенностью исследователей

в действие, так как нельзя понять сути чата, не участвуя в нем [Нестеров]. С точки зрения участника, чат — это не клуб знакомств, а подлинная жизнь, проживаемая в ином, виртуальном мире. Посетители чата не просто общаются в нем, они в нем живут.

Чат представляет уникальную возможность, отсутствующую в реальном мире, — возможность творить собственное «Я». Процесс такого творчества наблюдается при создании никней-ма. Отдельный индивид может иметь несколько ников, но под определенным ником скрывается только один индивид. Ник — это наиболее яркое вербальное средство самопрезентации личности в интернет-коммуникации. По сути это псевдоним виртуальной личности, которую создает автор во время вхождения в чат.

Выделим специфические черты ников как особого класса антропонимов:

>никнейм является необязательным именованием человека, его функциональный диапазон ограничен сферой межличностного общения в чатах;

> возможность создавать неограниченное число ников и вступать в коммуникацию с любым из них. Автор сам выбирает ракурс, в котором хочет представить себя как определенный тип личности. В качестве «визитной карточки» чаттер может выбрать себе профессию или род деятельности, сообщить о своих интересах и пристрастиях, помечтать о чем-то прекрасном и возвышенном;

> возможность смены ника в любой момент. Оригинальный, яркий ник характеризует пользователя как интересного собеседника и неординарную личность;

> желание скрыть за ником некоторые отрицательные черты личности и показать положительные. В чате участник сам выбирает себе ник в зависимости от того, какое впечатление он хочет произвести на собеседников;

> ники не являются престижными наименованиями, так как не могут маркировать «правовые притязания на продукт творческой деятельности» его автора [Голомидова 1998];

> возникновение никнеймов связано со стихийными речевыми процессами, а не с законодательно закрепленными правилами наречения; это «продукт индивидуального и намеренного словотворчества» [Голомидова 1998];

> никнейм может начинаться как с заглавной, так и со строчной буквы;

> наряду с буквенными символами, кириллическими и латинскими, могут использоваться и небуквенные: цифры и иконические знаки;

> ники могут появиться в результате образования новых слов как традиционными для языка способами, так и по аналогии со служебными ключами доступа к ресурсам и паролям. Также никнеймом может быть бессмысленный набор буквенных и небуквенных символов;

> некоторые графические особенности ник-неймов делают их неприспособленными для произнесения вслух;

> основное назначение ника — послужить пользователю пропуском в виртуальную реальность, а затем уже — идентифицировать участника общения в чате.

Единичность сетевого имени толкает пользователя на выдумку, потому что чаще всего все известные формы имени, например palina, paulina, paulinka, palina4ka, уже заняты. Встает проблема выбора ника, дающая толчок к творческому процессу самопрезентации личности через самоназвание. Поскольку ник — это визитка, которая представляет пользователя всему чат-сообществу, служащая идентификации и привлечению внимания, к его выбору подходят тщательно и творчески. Чаще всего ники прагматически мотивированы, то есть имеют ценную для носителя внутреннюю форму и особую историю.

Внешний вид, поведение, профессия, особенности характера, увлечения пользователей в никнеймах выступают как средства внешней мотивации при выборе никнеймов. Классификация никнеймов по способам внешней мотивации позволила выявить наиболее частотные характеристики при выборе виртуального имени. В англоязычных чатах это: свойства и качества человека (14,8 %), флора и фауна (8,3 %) и фантазии создателей (7,3 %); в русскоязычных чатах: свойства и качества человека (16,8 %), внешний вид (7,9 %) и сексуальные характеристики (7,9 %), а также наименования лиц по различным предметам (7,7 %); во франкоязычных чатах: свойства и качества человека (14,9 %), фантазии создателей ников (6,7 %) и сексуальные характеристики (5,9 %). Таким образом, в чатах наибольший интерес вызывают описательные и характеризующие ники.

Материалом данного исследования послужил особый класс никонимов — политизированные никнеймы. Это ники, связанные со сферой политики. К данной группе никонимов относятся имена политиков и любые слова/словосочетания, касающиеся сферы политики (Мэр, Psychotic-Queen, Une bourgeoise).

По результатам проведенного исследования, количество таких ников в англоязычных, русскоязычных и франкоязычных чатах незначительно: в русскоязычных чатах — 0,6 % от общего количества ников, в англоязычных — 0,2 %, во франкоязычных — 0,1 %.

Таким образом, мы видим, что сфера политики для посетителей чата малоинтересна. Данное явление можно объяснить следующим образом. Большинство участников чата — лю-

ди, которым намного меньше тридцати лет, тридцати- и сорокалетние в чате скорее исключение, чем правило. Подавляющее большинство чаттеров — люди в возрасте максимальных коммуникативных возможностей, от 14 до 25 лет. По данным анализа состава российской интернет-аудитории (2006 г.), проведенного исследовательским холдингом Romir Monitoring, наибольшее количество пользователей Интернета приходится на возраст от 18 до 24 лет и составляет 36 % (www.rmh.ru/news/res_results/ 294.html).

В настоящее время молодое поколение мало интересуется вопросами политики, плохо информировано о политической ситуации в стране и ее политических лидерах. При выборе никнейма для молодежи привлекательными становятся совершенно другие области — искусство, поп-музыка, известные люди и т. п. Тем не менее следует отметить, что использование политизированных ников — российская особенность, на Западе политиков можно увидеть скорее в сатирических комиксах, их имена редко встретишь в качестве чьего-либо никнейма.

Рассматриваемые никнеймы позволяют говорить о том, что в англо- и франкоязычных чатах политизированные ники относятся к общей сфере функционирования политики, не затрагивая в большинстве случаев современных реалий. В русскоязычных чатах мы наблюдаем использование чаттерами имен современных политических лидеров, например: Vova_Putin, ВВ_ПиТИН, мэрлужкоффф. При этом, выбирая подобное имя, пользователь прибегает к всевозможным языковым трансформациям, а именно:

- усечение или использование аббревиации при создании имени;

- нарушение общепринятых норм орфографии;

- сочетание кириллицы и латиницы при написании имени.

Одним из условий регистрации в чате является выбор ника, который не существует в пределах данного чата, хотя данный ник может использоваться в другом чате. В связи с этим возникают варианты одного и того же личного имени, например, никнейма Президент_в_чате. Необходимо отметить, что подобные ситуации редки и воспринимаются участниками чата негативно.

Выделим ряд способов различения подобных имен в чат-коммуникации:

> использование цифр: ***Cleopatre20 / Cleo-patre095, tonyBl38390 / tony69;

>изменение регистра написания (прописные и строчные буквы): nApOLEOn / napoleon;

> ввод дополнительных слов или символов (@, _, А ): Crazy$BUSH / CrazyBush;

> нарушение орфографических норм и норм

сочетаемости: Президент_в_чате, Прези-

дент_чата, Призидент_в_чате. Данный способ является типичным для русскоязычных чатов.

Графические средства в чатовой коммуникации выполняют особую роль, помогая чатте-рам выделиться и быть непохожими на других. Общение в чате исключает аудиовизуальную составляющую, графический способ является основным в процессе взаимодействия участников виртуального общения. Ник, оформленный с использованием разнообразной графики и нарушениями норм орфографии, несомненно, более привлекателен для пользователей чата.

Рассмотрим особенности графики и орфографии политизированных ников, используемых в англо-, русско- и франкоязычных чатах.

Для русскоязычных чатов характерно разделение многословных ников на слова при помощи нижнего подчеркивания. Подобное написание слов в никах может служить для создания непонятного сочетания букв и попытки представить себя как таинственного и требующего познания пользователя, однако при внимательном прочтении загадка мгновенно раскрывается, пользователь с таким ником уже больше не является объектом пристального внимания:

ЧЕЧЕН СКИЙЛИДЕР_Я, они_убили_Кеннеди,

СЛАВА_КПСС.

Другой характерной особенностью русскоязычных ников являются значительные нарушения норм орфографии. Относительно рассматриваемых никнеймов необходимо говорить о фонетическом написании фонем, находящихся в слабых позициях — в нашем случае безударной гласной: призидент.

Подобное использование графических средств и нарушение орфографических норм в англо- и франкоязычных чатах встречаются реже. Исследование показало, что пользователи этих чатов менее активны в выборе языковых средств при создании личного имени. Тем не менее в англо- и франкоязычных чатах при образовании ников чаттеры применяют кроме буквенных символов и другие знаки разных семиотических систем, например $, ?, *** и др.: &ро1Шаап&: лл'мЬЛеЬоиве™.

Включение в ники непечатаемых символов, как правило, продиктовано желанием, с одной стороны, выделиться на фоне других собеседников, а с другой — продемонстрировать свои познания и умение использовать такие символы. Чаще всего использующие эти символы имеют редкие и необычные профессии, о существовании которых большинство людей даже не догадывается; пользователи с такими никами могут быть также очень хорошими специалистами в какой-то узкой области, где они достигли высокого мастерства и профессионализма.

Итак, различия в выборе никнеймов у анг-ло-, русско- и франкоязычных пользователей объясняется возрастом коммуникантов и целями их нахождения в чат-пространстве. Возраст англо- и франкоязычных пользователей составляет 25—50 лет — это люди, которые при-Статью рекомендуют к публик

шли в виртуальное пространство с определенными целями (поиск партнера для общения или создания семьи). Российскому пользователю чатов от 13 до 30 лет, он находится в Сети для того, чтобы интересно провести время и развлечься, не ставя перед собой каких-то определенных целей. Именно эти два показателя во многом определяют форму и выбор виртуального имени. В англо- и франкоязычных чатах политизированные никнеймы более строги по форме и содержанию, чаттеры сдержанны в использовании графических средств, не нарушают нормы орфографии.

Таким образом, экспериментирование с собственной идентичностью — одна из самых притягательных возможностей чата. Человек может создавать себе фактически любую виртуальную личность, которая часто сильно отличается от реальной.

Никнеймы — это имена, применяемые в первую очередь для личного общение в виртуальном коммуникативном пространстве чата. В интернет-коммуникации ник обладает набором отличительных черт, среди которых — уникальность в границах одного домена, мотивированность для носителя, ситуационность создания. Ники заменяют личные имена людей, служат сокрытию реального имени и, следовательно, позволяют показать себя более раскрепощенным и независимым в интернет-пространстве. Именно виртуальное пространство позволяет личности создавать себе индивидуальное имя по собственным законам, комбинируя различные буквенные и графические символы. Все это побуждает пользователей к перевоплощениям, к попытке «надеть маски», представить себя в воображаемых, но желаемых образах.

ЛИТЕРАТУРА

Голомидова М. В. Искусственная номинация в русской ономастике: моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1998.

Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: моногр. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.

Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/ netemotions (дата обращения: 13.04.2008).

Нестеров В. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/nesterov

(дата обращения 13.04.2008).

Нестеров В. Что выплавляют из «тонн словесной руды», или Попытка реабилитации чатов. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/chat (дата обращения 17.04.2008).

Супрун В. И. Развитие ономастического пространства Интернета // Ономастика Поволжья: мат-лы 9 Междунар. конф. по ономастике Поволжья. — М., 2004. С. 53—58.

члены редколлегии Э. В. Будаев и Н. Б. Руженцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.