Научная статья на тему 'Политико-идеологические смыслы правовых установлений Конституции РФ'

Политико-идеологические смыслы правовых установлений Конституции РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
669
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ИДЕЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / STATE / DEMOCRACY / CONSTITUTION / IDEA / IDEOLOGY / DEIDEOLOGIZATION / REIDEOLOGIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Утенков Геннадий Николаевич

В статье обосновывается тезис о необходимости государственной идеологии. Ее основой является Конституция РФ. Содержание государственной идеологии базируется на политико-правовых конституционных принципах, утверждающих права и свободы человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proves the thesis of the necessity of state ideology. Its basis is the Constitution of the Russian Federation. The content of the state ideology is based on the political and legal constitutional principles, claiming human and civil rights and liberties.

Текст научной работы на тему «Политико-идеологические смыслы правовых установлений Конституции РФ»

Право

Геннадий УТЕНКОВ

ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ ПРАВОВЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РФ

В статье обосновывается тезис о необходимости государственной идеологии. Ее основой является Конституция РФ. Содержание государственной идеологии базируется на политико-правовых конституционных принципах, утверждающих права и свободы человека и гражданина.

The article proves the thesis of the necessity of state ideology. Its basis is the Constitution of the Russian Federation. The content of the state ideology is based on the political and legal constitutional principles, claiming human and civil rights and liberties.

Ключевые слова:

государство, демократия, конституция, идея, идеология, деидеологизация, реидеологизация; state, democracy, constitution, idea, ideology, deideologization, reideologization.

УТЕНКОВ

Геннадий

Николаевич —

к.полит.н.,

заместитель

директора

Балаковского

филиала ПАГС им.

П.А. Столыпина

ugn64@mail.ru

Политико-философские дискуссии в современной России характеризует поиск идеологических смыслов жизнедеятельности государства, политических партий, общества, отношения к данным явлениям различных социальных групп и слоев населения. К.С. Гаджиев пишет по этому поводу, что любое человеческое сообщество, имеющее сформировавшуюся идентичность, основывается на общей для всех его членов единой интегрирующей идее или идеале1.

В период демократического транзита народы России и политические элиты, причем самых различных мировоззренческих пристрастий, отказались не только от коммунистической идеологии советского образца, но и всякой иной идеологии. Несмотря на то что концепция деидеологизиции, разработанная в западной философии2 в период «холодной войны» и критики советской системы, к этому времени стала научным анахронизмом, для авторов Конституции России 1993 г. она оказалась привлекательной. В России не придали должного значения тому, что еще в 70-е гг. XX в. на смену деидело-гизации пришла философия реидеологизации3.

Подчеркивая значение идеологии, С.П. Капица обращает внимание на то, что все бессилие силы наглядно показали распад Советского Союза и вторжение в Ирак, когда, несмотря на громадные вооруженные силы, именно идеология оказалась «слабым звеном»4.

Вместе с тем необходимо согласиться с утверждением С.Ю. Наумова и О.Н. Фомина о том, что есть сферы деятельности, где требования деидеологизации необходимы. Это — исполнительная деятельность в политике, здесь не должны мешать идеологические пристрастия5.

Следуя утвержденной концепции, п. 2 ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие. В нем

1 Гаджиев К.С. Этнонациональная и политическая идентичность Кавказа // Мировая экономика и международные отношения, 2010, № 2, с. 64.

2 Bell D. The end of ideology. — Glenkoe, 1988; The end of ideology debate. — N.Y., 1968; Lipset S.M. Ideology no end // Encouter, 1972, v. 39, № 6; Shils E. The end of ideology? // The intellectuals and the powers and other essays. — Chicago, 1974.

3 Zemberg E. Ideologie und Gesellschaft. — Stuttgart, 1974; Feuer L.S. Ideology and ideoligists. — Oxford, 1975; Longe G.C. The new American Ideology. — N.Y., 1975.

4 Капица С.П. Нелинейные уроки демографической революции и Россия // Прогнозы и стратегии, № 01/2008 — 01/2009(2) // http://www.intelros.ru

5 Наумов С.Ю., Фомин О.Н. Идеология в социуме современной России: политический аспект. — Саратов : ПАГС им. П.А. Столыпина, 2009, с. 5.

утверждается, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Развивая данное положение, Председатель Конституционного суда РФ В. Зорькин пишет, что демократическое правовое государство отказывается от идеологических запретов. Конституционное признание идеологического многообразия означает право граждан и их объединений свободно иметь собственную систему взглядов, придерживаться различных идеологических концепций, разрабатывать политические теории и делать их общественным достоянием, не опасаясь преследования со стороны государства. Из конституционного признания идеологического многообразия логично вытекает запрет на государственную идеологию1.

Современное общество, и не только в России, отличается динамизмом демократических процессов. Они характеризуются активной межличностной, межгрупповой конкуренцией, автономизацией личностей и социальных групп. Эти процессы являются достаточно убедительным основанием требования идеологического многообразия. Н.М. Сирота пишет, что в современном «меняющемся интеллектуальном пространстве постиндустриального, информационного мира ослабевает прежде жесткая привязанность идеологий к строго определенному социальному носителю — группе, слою, классу, государству»2.

Взгляды российских и зарубежных авторов на сущность идеологии как общественно-политическое и философско-правовое явление если и расходятся, то не настолько, чтобы стать альтернативными. Хотя Э. Хейвуд небезосновательно утверждает, что идеология относится к тем понятиям политологии, вокруг которых шли, идут и будут идти многие и долгие споры. Что касается сущности идеологии, то Э. Хейвуд утверждает, что это более или менее целостный и внутренне связный набор идей, служащий основой для организованных политических действий3.

1 Конституция Российской Федерации : постатейный научно-практический комментарий / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. — М, 2009.

2 Сирота Н.М. Мировые политические идеологии. - СПб., 2008, с. 142.

3 Хейвуд Э. Политология: учебник для студентов вузов / пер. с англ., под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Бельского. - М. : ЮНИТТИ-ДАНА, 2005, с. 51.

В. Зорькин считает, что под идеологией обычно понимается система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов на социальную действительность, взаимоотношения личности, общества и государства, на перспективы общественного развития4.

Подобный взгляд на сущность идеологии предлагает профессор С. Авакьян5. По его мнению, идеология - это концепция сущности и путей развития общества и государства.

Н.М. Казанцев ставит знак равенства между идеологией и национальной идеей и понимает под ней базовую общественную идею, принимаемую всеми слоями социума, проявляющуюся в открытой или латентной формах6.

В политической практике идеологии предлагают свой взгляд на существующий политический порядок, выдвигают собственную модель будущего общества, предлагают свои собственные средства движения к этому будущему7. Цивилизованная полемика между идеологиями переходит в свою противоположность, когда идеологии начинают расходиться, оппонировать, противостоять друг другу, когда их носители, сторонники переходят от объяснения мира к его изменению (по К. Марксу) и, более того, к насильственному их утверждению в жизни общества и государства.

Подобные взгляды на сущность идеологий приводят к выводу, что российское государство, якобы утверждая принцип идеологической бессистемности государственного управления, отказывается от системы «политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов на социальную действительность, взаимоотношения личности, общества и государства, на перспективы общественного развития» (В. Зорькин); от концепции «сущности и путей развития общества и государства» (С. Авакьян); от базовых общественных

4 Конституция Российской Федерации : постатейный научно-практический комментарий / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М, 2009.

5 Авакьян С. Ни одна страна не может жить без идеологии // Российская Федерация сегодня, 2009, № 6.

6 Казанцев Н.М. Идеология права государству или идеология государства праву?// Общественные науки и современность, 2010, № 1, с. 50.

7 Хейвуд Э. Указ. соч., с. 51.

2010'08

ВЛАСТЬ

151

идей, принимаемых «всеми слоями социума» (Н. Казанцев).

Согласно п. 2 ст. 13 Конституции РФ, гласящему, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной», российскому государству запрещено иметь национальную идею. Это утверждение вряд ли покажется привлекательным как сторонникам, так и противникам государственной идеологии. Дело в том, что в государстве, как во всякой сложной системе, пишет, например, В.В. Полянский1, заложены факторы столкновений, противоречий, конфликтов, ведущих к дисгармонии этой системы. Нестабильность, дисгармония имеют объективные источники конфликтности, кроющиеся в самой природе публичной власти.

Это связано с рядом причин. Во-первых, демократическое общество, в основе которого лежат права и свободы человека и гражданина, все более индивидуализируется, стратифицируется, автономизирует-ся. Оно конфликтогенно по своей природе, ее движущими силами является конкуренция, личный успех в виде богатства, карьеры, «членства» в элитной социальной группе. Во-вторых, в демократическом обществе каждая социальная группа вырабатывает свои стандарты ценностей, жизненных установок и способов их достижения. В современных условиях каждая социальная группа стремится эффективно использовать преимущества или минимизировать недостатки своего положения в иерархии социально-экономических и общественно-политических отношений в целях повышения своей конкуренто-устойчивости.

Универсальным механизмом, смягчающим, препятствующим, противостоящим явлениям нестабильности, энтропии в обществе и государстве, является Конституция. Она представляет собой некий алгоритм в использовании принципов государственного управления обществом, проект конструкции публичной власти, который в идеале должен быть выстроен на практике и приведен в действие2.

1 Полянский В.В. Проблемы стабильности и конфликтности в системе публичной власти: конституционное разрешение противоречий // Конституционные чтения : межвузовский сборник научных трудов. — Саратов : ПАГС им. П.А. Столыпина, 2009, вып. 10, ч. 2, с. 8.

2 Там же, с. 7—8.

Конституция как сложный политико-правовой документ определяет общие принципы устройства государства, разделения властей, взаимодействия субъектов общественно-политических и социально-экономических отношений. В силу своей политико-правовой природы она пронизана совершенно определенным политическим содержанием, несет в себе совокупность политических ценностей, идеалов и целей. По этой причине политическое и правовое в конституции, как справедливо считает ряд авторов3, тесно взаимосвязано, политика и право в ней должны быть представлены в органически целостном виде, «сбалансированы во внутренне согласованное единство». Политическая направленность конституции представляет собой важнейшее свойство, которое обусловливает ее особую роль в правовой системе, характеризует социальные процессы в обществе.

Конституционные нормы имеют правовое и политическое измерение, а процесс реализации политико-правовых установлений Конституции РФ имеет не только правовой, но и четко выраженный политико-идеологический вектор. Принципы Российской Конституции, изложенные в ее преамбуле, свидетельствуют о стремлении элиты и народа утвердить общедемократические, гуманитарные ценности, позволяющие обеспечить благополучие и процветание России, права и свободы человека, гражданский мир и согласие, равноправие и самоопределение народов.

Политико-идеологическая составляющая данного процесса отражена в посланиях президентов Российской Федерации.

Основная ответственность за реализацию политико-правовых установлений Конституции возложена на политическое звено исполнительной власти — Президента РФ и Правительство РФ. Его ключевая задача состоит в том, чтобы направлять и контролировать политический процесс, т.е. общество от этой системы ожидает, чтобы она «правила и управляла». Сегодня исполнительная власть не только инициирует законодательные

3 Кравец И.А. Сущность конституций и конституционный процесс (динамика социально-политического содержания российских конституций) // http: //www. oprave .ru/statii/Constitucionnoe-texts02.html; Степанов И.М. Конституция и политика. - М., 1984.

программы и подталкивает убеждением или иными способами законотворческий процесс вперед, во многих случаях ей самой принадлежит весьма широкий круг законодательных функций, которые она и реализует через декреты, исполнительные указы и распоряжения, иные правовые документы. Законодательная инициатива также исходит от партий и групп интересов. Свою важнейшую роль в этом процессе играет и государственная служба, обладающая громадными информационными и аналитическими возможностями1.

Поэтому в посланиях президентов РФ основным содержанием политических процессов, направленных на реализацию политико-правовых установлений Конституции РФ, считается укрепление органов законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, развитие гражданского общества.

В.В. Путин, продолжая курс на укрепление российской государственности как непременное условие реализации правовых и политико-идеологических конституционных норм, заявлял в своих посланиях Федеральному Собранию: «Наша важнейшая задача — научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы — свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества» (2000 г.). Подобные идеи В.В. Путин высказывал и в других посланиях.

Президент РФ Д.А. Медведев, подтверждая преемственность политического курса, заявлял в посланиях Федеральному Собранию РФ, что ценности (читай: идеи, идеалы, идеология. — Г.У.) нашего народа, общества, государства хорошо известны.

«Это справедливость, понимаемая как

1 Функции политического звена исполнительной власти. 01 сен. 2009 // Ы1р://ро$1роШ. гu/2009/09/funkcii-po1iticheskogo-zvena-18ро1т1е1шэ]-у1а8Й/

политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей. Реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Добивающаяся достойного места для каждого человека в обществе и для всей российской нации — в системе международных отношений.

Это свобода — личная, индивидуальная свобода. Свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. И свобода общая, национальная. Самостоятельность и независимость Российского государства.

Жизнь человека, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразных культур. Защита малых народов. И признание независимости Южной Осетии и Абхазии — это, кстати, пример такой защиты.

Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших.

Патриотизм. При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее. В любых обстоятельствах, всегда — вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.

Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры... Это то, от чего мы не откажемся ни при каких обстоятельствах» (2008 г.).

«Как гарант Конституции буду и впредь делать все возможное для укрепления институтов демократии в нашей стране. При этом хотел бы подчеркнуть: укрепление демократии не означает ослабления правопорядка. Любые попытки под демократическими лозунгами раскачать ситуацию, дестабилизировать государство, расколоть общество будут пресекаться. Закон один для всех — и для правящей партии, и для оппозиционных. А свобода, как известно, предполагает ответственность» (2009 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.