Научная статья на тему 'Политика Временного правительства по снабжению населения продовольствием и товарами первой необходимости (на примере Западной Сибири)'

Политика Временного правительства по снабжению населения продовольствием и товарами первой необходимости (на примере Западной Сибири) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / БУРЖУАЗИЯ / ХЛЕБНАЯ МОНОПОЛИЯ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / КООПЕРАЦИЯ / GREAT RUSSIAN REVOLUTION / PROVISIONAL GOVERNMENT / BOURGEOISIE / GRAIN MONOPOLY / WESTERN SIBERIA / COOPERATIVE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Собожников Николай Аркадьевич

Статья представляет собой анализ системы материального обеспечения населения Западной Сибири в контексте внутренней политики Временного правительства. Автором затрагиваются вопросы сущности программы внутриполитических преобразований в феврале-марте 1917 г., взаимоотношений правительственных и советских органов и организации власти на местах. Рассматривается влияние политических факторов на экономическое развитие государства. Основное внимание уделяется раскрытию механизма деятельности кооперации в снабжении сельских и городских жителей продовольствием и товарами первой необходимости. На основе обобщения имеющихся данных исследователем делается вывод о положительной роли кооперации в обеспечении продовольственной безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy of provisional government on supply of the population with food and essentials (on the example of Western Siberia)

The article is an analysis of the system of material security of the population of Western Siberia in the context of the internal policy of the Provisional Government. The author touches upon the essence of the program of internal political reforms in February-March 1917, the relationship between government and Soviet bodies and the organization of power in the localities. The influence of political factors on the economic development of the state is considered. The main attention is paid to the disclosure of the mechanism of cooperation in the supply of food and essential goods to rural and urban residents. On the basis of generalization of available data, the researcher concludes that the cooperation played a positive role in ensuring food security in the region.

Текст научной работы на тему «Политика Временного правительства по снабжению населения продовольствием и товарами первой необходимости (на примере Западной Сибири)»

ского государственного университета. - 2009. -№4-4.-С. 263-167.

5. Головин H.H. Военные усилия России в Мировой войне: в 2 т. - Париж : Т-во объединённых издателей, 1939. - Т. 1.-211 с.

6. Беловинский A.B. Энциклопедический словарь российской жизни и истории: XVIII - начало XX в. -М.: ОЛМА-ПРЕСС. -912 с.

7. Рогова О.В. Телесные наказания в русском праве X-XV вв. // Вестник Тольяттинского государственного университета. - 2010. - №2. - С. 100-102.

8. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание второе: в 55 т. СПб.: Тип. II Отд-ния собств. Е.И.В. канцелярии, 1830-1885., 1867. -Т. 39. -Ч. 1.-948 с.

9. Свечин A.A. Эволюция военного искусства с древнейших времён до наших дней: в 2 т. - М.-Л.: Гос. издательство, 1928. - Т. 2. - 621 с.

10. Ушаков Ю.Н. Военные реформы Д.А. Милютина // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2004. -№12.-С. 158-159.

11. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание второе: в 55 т. СПб.: Тип. II Отд-ния

собств. Е.И.В. канцелярии, 1830-1885., 1871. Т. 42. Ч. 1. - 1206 с.

12. Голиков А. "В нашей армии настало время коренных и обширных преобразований" (журнал "Военный сборник" и газета "Русский инвалид" в период милютинских реформ 1860-1870-х гг.) // Российская история. - 2016. - №6. - С. 3-14.

13. Дневник Д.А. Милютина 1873-1875: в 3 т. / под ред. П.А. Зайончковского. - М., 1947. - Т. 1. - 435 с.

14. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание второе: в 55 т. СПб.: Тип. II Отд-ния собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830-1885., 1876. Т. 49. -4.1.-948 с.

15. Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917 гг.: Учеб. пособие для ин-тов по спец "История" / под ред. В.Г. Тюкавкина. - М. : Просвещение, 1990. -416 с.

16. Тихомиров А.В. Исследование основных видов деятельности и развития нормативных документов офицерских собраний силовых министерств России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. - 2008. - №4-1. -С. 61-69.

POLICY OF PROVISIONAL GOVERNMENT ON SUPPLY OF THE POPULA TION WITH FOOD AND ESSENTIALS (ON THE EXAMPLE OF WESTERN SIBERIA)

Sobozhnikov Nikolay Arkadevich, Undergraduate student, Department of History of Russia, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk

The article is an analysis of the system of material security of the population of Western Siberia in the context of the internal policy of the Provisional Government. The author touches upon the essence of the program of internal political reforms in February-March 1917, the relationship between government and Soviet bodies and the organization of power in the localities. The influence of political factors on the economic development of the state is considered. The main attention is paid to the disclosure of the mechanism of cooperation in the supply of food and essential goods to rural and urban residents. On the basis of generalization of available data, the researcher concludes that the cooperation played a positive role in ensuring food security in the region.

Keywords: The Great Russian Revolution; the Provisional Government; the bourgeoisie; the grain monopoly; Western Siberia; cooperative.

ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО СНАБЖЕНИЮ НА СЕЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ И ТОВАРАМИ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)

Статья представляет собой анализ системы материального обеспечения населения Западной Сибири в контексте внутренней политики Временного правительства. Автором затрагиваются вопросы сущности программы внутриполитических преобразований в феврале-марте 1917 г., взаимоотношений правительственных и советских органов и организации власти на местах. Рассматривается влияние политических факторов на экономическое развитие государства. Основное внимание уделяется раскрытию механизма деятельности кооперации в снабжении сельских и городских жителей продовольствием и товарами первой необходимости. На основе обобщения имеющихся данных исследователем делается вывод о положительной роли кооперации в обеспечении продовольственной безопасности региона.

Ключевые слова: Великая Российская революция; Временное правительство; буржуазия; хлебная монополия; Западная Сибирь; кооперация.

Необходимость модернизации в России порождает аналогии не только с проведением индустриализации, завершившей задачи со-

УДК 94(47).084.1 ВАК РФ 07.00.02

© Собожников H.A., 2018

СОБОЖНИКОВ Николай Аркадьевич, магистрант, кафедра Истории России, Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск

циалистических преобразований в рамках диктатуры пролетариата [1,58-59], но и со временем самой Великой Российской революции 1917 г. [2,392,400-402]. Она явилась одним из важнейших событий новейшей истории, став закономерным итогом общественно-исторического развития Российской Империи. Рост политической нестабильности на территории ближнего зарубежья в последние годы обуславливает возрастание интереса российских исследователей к теме самоорганизации общества в указанных условиях.

Начиная с В.И. Ленина, февральский этап объективно оценивался как катализатор активности пролетариата в качестве доминирующей революционной силы, позволившей прекратить политику соглашательства Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов с буржуазией [3, 59-63]. Во вторую очередь, отрицательная оценка деятельности Временного правительства связана с проводимой им дипломатической и внутренней, прежде всего экономической политикой.

Согласно декларации от 3 марта 1917 г. вектор внутренней политики Временного правительства был направлен на окончательный демонтаж самодержавной системы, подготовку и проведение выборов в Учредительное собрание. С этими целями планировалось распространение гражданских свобод на всех жителей, введение института муниципальной милиции с демократической перестройкой самого местного самоуправления [4, 123]. О войне до победного конца выгодной союзникам и монополистическому капиталу, интересы которых представляли министры первого состава, ничего не говорилось, также требовали уточнения пункты о демократических свободах. Это было исправлено в Обращении 6 марта 1917 г. [5], где была оформлена внешнеполитическая концепция П.Н. Милюкова о революционном порыве народа как проявлении патриотизма, направленного на достижение победы над врагом.

Вследствие вышеизложенного, программа внутриполитических мероприятий была представлена следующим образом. Основной целью являлась выработка положения и осуществление выборов в Учредительное собрание на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования граждан, включая солдат и офицеров, которое должно было издать основные законы. В межвластный период санкционировалось, во-первых, всеобщее амнистирование и реабилитация политических заключённых и ссыльных. Во-вторых, издание закона о гражданских пра-

вах и свободах населения, в том числе военнослужащих. В-третьих, ликвидация полицейской системы и замена её на милицию, подчинённую местным властям. В-четвёртых, разработка и реализация нового избирательного закона в сфере местного самоуправления. Между тем решение рабочего вопроса о введении 8-часового рабочего дня и рабочего контроля и земельного - откладывалось в пользу Учредительного собрания.

Вопрос о власти являлся основным для Временного правительства, предопределяя его внутреннюю политику. Вместе с тем, вплоть до июля 1917 г., декларируя всю полноту власти, оно опиралось преимущественно на доверие граждан, полученное благодаря широчайшей пропагандистской кампании в средствах массовой информации и агитационной работы буржуазно-ориентированной интеллигенции, и личные связи А.Ф. Керенского с Н.В. Некрасовым, М.И. Терещенко и А.И. Коноваловым по масонскому Верховному Совету народов России и эсеро-меныиевистским руководством Петросовета в лице Н.С. Чхеидзе и И.Г. Церетели [4,129]. Выступление меньшевиков в коалиции с буржуазным правительством объяснялось не только личными связями, но и идейными соображениями. Поверхностно рассматривая революцию как буржуазно-демократическую, они считали, что её движущей силой является буржуазия, и, следовательно, вопрос о власти должен решаться в её пользу, поскольку в противном случае революция обречена на провал. Соответственно, правые силы были заинтересованы в оттягивании созыва Учредительного Собрания, перенося дату выборов с 17 сентября [6,696] для формирования его решений в свою пользу.

Власть на местах организовывалась в инициативном порядке, имея в первые месяцы коалиционный характер. Так, самосозданные Советы депутатов входили в состав различных комитетов, по типу томского Комитета общественного порядка и безопасности [4, 197], с которыми взаимодействовал созданный институт губернских и уездных комиссаров [6, 682].Следовательно, отсутствие законодательных ограничений центральной власти, по причине отмены имперских законов Временным правительством вследствие своего изначального стремления к осуществлению единоличного диктата без Государственной думы создавало предпосылки широкой экономической инициативы в низах. Тем не менее, она ограничивалась идейными и естественно-демографическими факторами из-за ожидания созыва Учредитель-

ного собрания и состояния военного времени, в частности, высокой инфляцией.

Рост военных расходов с 36,6 млн руб. до 55 млн. руб. в день в марте-октябре 1917 г. [6,698] отрицательно сказывался на уровне государственного долга и общем экономическом состоянии. Для погашения госдолга, выросшего на 14,4 млрд руб. до 49 млрд руб, 11,2 из которых составлял внешний долг, было принято три закона о повышении ставки подоходного налога и налога на военную сверхприбыль вплоть до 90%. Буржуазное по своим целям и составу Временное правительство не приемлело отчуждение прав собственности, и потому, не посягая на принудительное взыскание задолженностей у монополистов, стремилось пополнить финансовый голод посредством эмиссии, увеличив выпуск бумажных денег на 9 млрд. руб, доведя их количество до 18,9 млрд. В то же время покупательная способность рубля снизилась с 27 коп. в начале 1917 г. до 6-7 коп. в октябре.

Для вывода хозяйства из состояния кризиса было необходимо осуществление комплексных мер, мобилизовавшее имеющиеся ресурсы, то есть введение государственного регулирования в стратегических отраслях, управления финансами, промышленностью и в логистике.

По декларации 6 мая объявлялось о планомерном введении государственного и общественного контроля [7]. Были созданы Экономический совет и Главный экономический комитет. Впрочем, регулирование свелось к переговорам лоббистских групп о предоставлении военных заказов и постоянном увеличении цен на них. Итогом стала сознательная дезорганизация производства с целью увеличения прибылей и единовременного "усмирения" рабочей борьбы.

Установившийся после июльского кризиса бонапартизм Керенского, который проявился в восстановлении смертной казни в армии и флоте, введении военно-революционных судов и созыве Государственного совещания в Москве, требовавшего отмены свободы собраний [8; 9], не привёл кулучшению экономической ситуации, поскольку наведение порядка в тылу выразилось в антибольшевистской кампании, а не повышении производственной дисциплины. Так, выплавка чугуна за март-октябрь 1917 г. сократилась в сравнении с 1916 г. почти на 20%, упав к концу 1917 г. до уровня 1910г.

В этой связи для исследователя представляет интерес проблема удовлетворения насе-

лением своих материальных потребностей в сложившихся условиях.

Стремясь решить задачи снабжения продовольствием, 25 марта под давлением Петросо-вета Временное правительство приняло закон о введении хлебной монополии (рожь, пшеница, просо, полба, гречиха, чечевица, крупы, отруби, мука), образцом для которой, по словам меньшевика В.Г. Громана, служила Франция 1793 г. и современная Германская империя [10,14]. Однако германский опыт дал иные результаты, что можно объяснить недостаточной проработкой механизмов реализации монополии вследствие форсированных темпов, вызванных изначальной переоценкой буржуазным правительством своего авторитета среди населения. Соответственно, закон был саботирован крупными землевладельцами. В свою очередь, не вступая с ними в конфликт, Временное правительство сделало ставку на кооперативное движение. 20 марта 1917 г. было принято "Положение о кооперативных товариществах и их союзах", санкционировавшее свободу их образования.

Созданный в мае 1917 г. Центральный продовольственный комитет руководил организацией закупок по твёрдым ценам и распределением продовольствия с помощью губернских продкомитетов. В организацию входили деятели Советов, земских собраний и городских дум, работники кооперативов. Их основную проблему составлял дефицит средств, что выражалось в недостатке не только денег, но и мешков (120 тыс. из 200 тыс. необходимых). Так называемые "хвосты" в городах также стимулировали рост самоснабжения. К осени продовольственная политика потерпела крах,саботированная низами, она подталкивала их к походам за провизией. По этим причинам крестьяне предпочитали продавать хлеб мешочникам, чему способствовало и постепенное расстройство железнодорожного транспорта. К осени 1917 г. доля неисправных паровозов достигла 1/3, а железнодорожные чиновники брали с представителей Министерства продовольствия взятку в 1000 руб. за каждый хлебный вагон. В то время как вольноснабженцы доставляли товар по дорогам общего пользования и речным путям. Среди них были вольные ходоки, кооперативные группы и спекулянты, к которым относились, в том числе и солдаты, перевозившие дефицитный белый хлеб, не являвшийся товаром первой необходимости. Численно лидировали мешочники-потребители [10, 25], но по количеству провезённого товара впереди были "профессионалы". К лету 1917 г. в центре и Се-

веро-Западе распространились домовые общества, закупавшие провизию оптом и отправлявшие также ходоков, создавая потребительские кооперативы [10,35]. Монополия быстро распространилась на большинство потребительских товаров - обувь, ткань. Но низкие цены обеднили общественный товарный фонд. Так, аршин ситца продавался за 2,5 руб. на рынке и за 65 коп. государству.

На территории Сибири мешочничество не получило широкого распространения, lipoid блемы снабжения продовольствием и товара-Q ми первой необходимости решались инициа-Cí тивным путём на кооперативных форумах и О продовольственных съездах, проводившихся с S марта 1917 г. на губернском уровне в Томске, а затем Барнауле и Омске [11,170-171 ]. Для вы-О полнения принятых решений создавались ис-^ полнительные органы - продовольственные комитеты. Основные задачи сводились к вы-ST полнению плана заготовок для армии, снаб-Q_ жения городского и сельского населения. О Товарное обеспечение сибирского сельс-||*7 ких жителей производилось при помощи кредитной и потребительской кооперации. В марте 1917 г. на территории Западной Сибири 58 _ .

действовало 12 крупных кредитных союзов,

самым значительным из которых был Центральный Новониколаевский союз кредитных кооперативов. Созданием 12 сентября 1917 г. Сибирского Союза кредитных союзов организационная структура кредитной кооперации приобрела завершённый вид. Основные категории снабжения деревни были представлены материалами и орудиями производства, семенным хлебом. Ширину фронта осуществляемых кооператорами мероприятий иллюстрируют следующие данные. Летом 1917 г. в Омском уезде при кредитных товариществах функционировала 41 ремонтная мастерская и 39 пунктов проката различной сельскохозяйственной техники. В течение декабря 1917 г. Алтайским кредитным союзом на общую сумму 4,3 млн руб. было заготовлено 881 тыс. пуд. зерна. [12,68,83].

Тем не менее, лидерство в приобретении и распределении предметов повседневного спроса принадлежало потребительской кооперации, особое место в которой занимал Союз сибирских кооперативных союзов Закуп-сбыт. Рассматриваемое объединение широко использовало механизм оптовой торговли, чем минимизировало наценку на пути между производителем и потребителем. В период 1916-1919 гг. Закупсбытом было продано в США товаров на сумму 4 млн долл., закуплено на 4,2

млн долл. Всего в 1917 г. реализовали продукции на 40 млн золотых руб. при полном обороте 135 млн руб. [12,101], составив 25% от 528 млн руб. общего оборота потребительских обществ.

Исходя из приведённых данных, можно утверждать, что активное развитие инфраструктуры, взаимодействие лидеров кооперации с новыми местными органами власти и крестьянскими организациями позволило полностью или в большей мере монополизировать заготовку масла, мяса и хлеба, наладить стабильное снабжение сельского населения необходимыми инвентарём, что сыграло положительную роль в экстремальной обстановке 1918-1919 гг.

Снабжение городских жителей продовольствием производилось через продовольственные комитеты, которые были выведены из подчинения муниципалитетов. В марте-апреле 1917 г. на территории Западной Сибири были образованы организации в Тобольске, Тюмени, Кургане, Сургуте, Омске, Томске, Барнауле, Ишиме, Татарске. Они имели следующую структуру: Общегосударственный продовольственный комитет, губернские (областные), уездные и волостные комитеты со сформированными при них продовольственными управами. В компетенцию продовольственных комитетов входили вопросы хлебозаготовок, обеспечением продовольствием жителей, продажи продуктов питания, организации общественных столовых, а также ценообразования. Это подтверждается информацией из Курганского и Кузнецкого уездов, где в июле 1917 г. было принято решение о продаже мяса потвёр-дой цене с амортизацией 10% и, кроме того, осуществлена реквизиция 234 и 106 пуд. сахара на сумму 13135 руб. [13,43].

Рост сапреля 1917 г. дефицита и дороговизны вследствие игнорирования буржуазией правительственных требований актуализировал вопрос о введении рабочего контроля за процессом торговли и распределения продуктов. Советы рабочих и солдатских депутатов наряду с профсоюзами осуществляли надзор за доставкой, хранением и продажей продуктов питания и товаров народного потребления в магазинах и на складах, контролировали отпускные цены, посылая свои комиссии или комиссаров. Также высказывались предложения о введении карточек, но предпринятые шаги в своей совокупности дали краткосрочный эффект. Первоначальное снижение цен на 10-20 % было компенсировано снижением качества продававшихся на рынках продуктов

питания посредством их фальсификации. Указанные торговые площадки не контролировались Советами в силу кадровых и рассмотренных выше политических причин, что создавало предпосылки для дальнейших спекуляций.

Законом 9 июня 1917 г. деятельность прод-комитетов была возвращена в ведение органов местного самоуправления. Однако его фактическое выполнение началось в сентябре, когда из-за двухкратного повышения закупочных цен инфляция на товары первой необходимости составила от 200 до 600 % [13, 44], обострив продовольственную, а, следовательно, и социально-политическую ситуацию до уровня открытого межклассового конфликта.

Таким образом, порождённая самой логикой исторического развития Великая Российская революция 1917-1922 гг. в своей февральской фазе не смогла решить задачи буржуазно-демократического обновления страны. Стремление финансово-промышленных и торговых групп к получению максимальной прибыли посредством лоббирования своих интересов и саботажа правительственных распоряжений привело к падению производства и краху политики хлебной монополии. К октябрю 1917 г. Западная Сибирь также оказалась в сложных условиях снабжения, в улучшении которых немаловажную роль сыграла кооперация, создав продовольственный и товарный резерв, использованный в 1918-1919 гг.

Примечания:

1. Ленин В.И. Государство и революция // полн. собр. соч.: в 55 т. - М.: Изд-во политической литературы. 1969. - Т. 33. - 433 с.

2. Космач В.И. Великая Российская революция 1917-1922 гг. и её последствия: опыт сравнительно-исторического анализа // Метаморфозы истории. - 2014. - С. 391-423.

3. Ленин В.И. Уроки Революции // Полн. собр. соч.: в 55 т. - М. : Изд-во политической литературы, 1969.-Т. 34.-С. 57-69.

4. Старцев В.И. Внутренняя политика Временного правительства первого состава / под ред. О.Н. Знаменского. - Л.: Наука. 1980. - 256 с.

5. Обращение временного правительства к населению России б марта 1917 г. / Сайт конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5209/ (дата обращения: 06.09.2017).

6. Россия в период империализма 1900-1917 г. / отв. ред. А.Л. Сидоров // История СССР с древнейших времён до наших дней. В 2 сериях. Серия 1. С древнейших времён до Великой Октябрьской социалистической революции: т. 1-6. - М. : Наука. 1968. - Т. 6. - 854 с.

7. Вестник Временного правительства. - 1917. -№49 / Государственная публичная историческая библиотека России [Электронный ресурс]. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/31147-49-6-maya#page/ 1/mode/grid/zoom/1 (дата обращения: 07.09.2017).

8. Из особого журнала заседания Временного правительства №11 - г 1) об изменении и дополнении постановления о восстановлении смертной казни и учреждении военно-революционных судов / Хронос: всемирная история в интернете [Электронный ресурс]. URL: http:// www.hrono.ru/dokum/191_dok/19170629vrem.php (дата обращения: 08.09.2017).

9. Из журнала заседания Временного правительства № 144 1) о созыве Государственного совещания в Москве 12-14 августа, восстановлении смертной казни на флоте, создании военно-революционных морских судов / Хронос: всемирная история в интернете [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/dokum/191_dok/ 19170729vrem.php (дата обращения: 08.09.2017).

10. Давыдов. А.Ю. Нелегальное снабжение российского населения и власть. 1917-1922 гг.: Мешочники. - СПб.: Наука. - 341 с.

11. Черняк Э.И. Социальные проблемы на съездах массовых организаций в Сибири в 1917-1918 гг. // Сибирское общество в период социальных трансформаций XX в. : материалы Всероссийской научной конференции (Томск, 19-21 октября 2005 г.) / под ред. В.П. Зиновьева. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2007. - С. 163-174.

12. Чедурова Е.М. Кооперативное движение в Западной Сибири в конце XIX - начале XX в. : монография. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. - 220 с.

13. Чудаков О.В. Продовольственный вопрос в деятельности городского общественного управления в Сибири в межреволюционный период (февраль - октябрь 1917 г.) // Омский научный вестник. - 2014. - С. 42-45.

REPRESENTA TIONS OF STUDENTS ON THE FUTURE OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF STA VROPOL TERRITORY IN2035

Khokhlova Elena Vasilyevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Head of the Center for quality management in education

Ivashova Valentina Anatolyevna, PhD of Sociological sciences, Associate Professor, Head of the Department of Sociological Researches and Marketing

Fedisko Oiga Nikoiaevna, PhD of Pedagogical sciences, Head ofthe Department ofDevelopment and Implementation

of Quality Management Systems

Stavropol State Agrarian University, Stavropol

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.