Научная статья на тему 'Политические партии как основные носители идеологического и политического многообразия в Российской Федерации'

Политические партии как основные носители идеологического и политического многообразия в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1323
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / IDEOLOGICAL AND POLITICAL MULTIFORMITY / IDEOLOGY / POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Филимонов Юрий Валерьевич

Рассматриваются конституционные принципы идеологическое и политическое многообразие. Особое внимание уделено роли политических партий в осуществлении программных идеологий в постсоветский период. Исследуются основные формы индивидуального и коллективного выражения политического волеизъявления в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The constitutional principles ideological and political multiformity are under analysis in the present article. Special consideration is given to the role of political parties in implementation of program ideologies during the Post-soviet period. The basic forms of individual and collective expression of political will in modern Russia are under study.

Текст научной работы на тему «Политические партии как основные носители идеологического и политического многообразия в Российской Федерации»

2011

Право

№1

УДК 329

Ю.В. Филимонов

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ КАК ОСНОВНЫЕ НОСИТЕЛИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО МНОГООБРАЗИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматриваются конституционные принципы - идеологическое и политическое многообразие. Особое внимание уделено роли политических партий в осуществлении программных идеологий в постсоветский период. Исследуются основные формы индивидуального и коллективного выражения политического волеизъявления в современной России.

Ключевые слова: идеологическое и политическое многообразие, идеология, политические партии.

Конституция Российской Федерации признает идеологическое и политическое многообразие одной из основ конституционного строя (ст. 13). Для России переход в 90-х гг. XX в. от государственной (обязательной) идеологии к праву на свободное изъявление разных мировоззренческих взглядов позволил начать реальный процесс демократизации и создания многопартийности. Стало доступным публичное изложение индивидуальных и групповых мнений и убеждений по любым вопросам социальной жизни. В условиях развития рыночной экономики коренным образом изменилось отношение общества к идеологии, под которой понимается система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии) [1. Т. 2. С. 56].

В советский период идеология имела своей направленностью обеспечение монопольной власти одной партии, точнее, ее руководящих органов, имевших четкую вертикаль административного подчинения. Соответственно, она являлась составной частью государственного механизма того времени. В современный период идеология утратила прежнюю роль. Теперь она не закрепляет какие-то официальные постулаты, догмы и принципы. В то же время нельзя согласиться с авторами, которые полагают, что Конституция Российской Федерации 1993 г. отказалась не только от марксистско-ленинских идеалов, но и от государственной идеологии вообще, тем самым юридически закрепив курс на деидеологизацию общественной и государственной жизни [2. С. 8]. На самом деле общество неоднородно, поскольку в силу различных обстоятельств экономического, социального, политического характера, в зависимости от пола, возраста, направленности личных интересов и других факторов делится на различные классы, слои и группы населения, объеди-

ненные по интересам их членов и осознанно или неосознанно преследующие свои цели, тем самым создавая основу идеологического (и политического) плюрализма [3. С. 145].

Следовательно, идеологическое многообразие позволяет поддерживать баланс совместных интересов, не допуская монополии какой-либо одной идеологии. Так, ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации определяет, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В то же время Конституция Российской Федерации исходит из того, что идеологическое и политическое многообразие - это не совпадающие принципы общественно-политического устройства России. Конституционный законодатель отделяет идейное многообразие от его организационной стороны, которая не обязательно должна сводиться к деятельности лишь одних политических партий и движений.

Впервые наименование понятий «идеологическое и политическое многообразие» получило закрепление в проекте Конституции Российской Федерации от 21 февраля 1991 г., подготовленном конституционной комиссией Съезда народных депутатов РСФСР, затем - РФ (1990-1993 гг.) [4. Т. 2. С. 65]. Введение в юридический оборот данных терминов призвано использовать в конституционном тексте вместо иностранного термина «плюрализм» более доступное для массового понимания русское слово «многообразие» [5. С. 104]. Многообразие - проявление чего-либо единого по своей сущности в различных видах и формах [6. Т. 2. С. 282].

Однако необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство - в западной доктрине идеологический плюрализм не рассматривается отдельно от политического. Он выступает в качестве неотъемлемой части сложившейся правовой и социальной действительности, охватываемой целостным понятием «плюрализм», иногда конкретизируемой как «политический плюрализм». Термин же «идеологический плюрализм» практически не применяется. Во многом такой подход вызван недоверчивым отношением западного общества к понятию «идеология», связанного с ее тоталитарными проявлениями в XX в. (фашизм, коммунизм, расизм, исламский фундаментализм и т.п.). В частности, в Венской декларации Совета Европы от 9 октября 1993 г. тоталитарные идеологии названы бредовыми идеями и подвергнуты осуждению [7]. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), в своей практике широко применяя термины «плюрализм», «политический «плюрализм», не делает ссылок на «идеологический плюрализм». В отдельных постановлениях ЕСПЧ слово «идеология» употребляется лишь для характеристики программных целей политических партий (постановление от 07.06. 2007 [8]), правовой оценки проявлений экстремизма (постановление от 31.05.2007 [9]), реализации права на свободу изложения своего мнения (постановление от 08.07.1999 [10]).

Иной подход к соотношению идеологического и политического многообразия отмечается в конституционном праве России. Во всех проектах Конституции, разрабатываемых конституционной комиссией, идеологическое и политическое многообразие рассматривались как взаимосвязанные между собой юридические категории. Но при окончательной доработке текста Ос-

новного закона на Конституционном совещании (22 октября 1993 г.) по предложению Б.Н. Топорнина они были разделены, с вычленением понятия «идеологическое многообразие» [11. С. 17-18].

С точки зрения правоприменения идеологическое многообразие реализуется посредством осуществления свободы мысли и слова, свободы совести и вероисповедания (ст. 28, 29 Конституции РФ). Данные свободы обеспечиваются правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ), гарантированием свободы массовой информации, запретом цензуры (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ). Существует также системная связь между правом передачи информации и правом на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ).

Соответственно, посредством изъявления личного мнения, в т.ч. через средства массовой информации, которое обеспечивается государственными гарантиями (правом на получение информации, на тайну переписки и т.п.), создается среда идеологического многообразия. В ее рамках любой гражданин, социальная группа, общественное объединение получает возможность, с соблюдением определенных правовых требований, излагать различные мнения, убеждения, концепции. В отдельном порядке происходит осуществление свободы совести и вероисповедования. Из текста ст. 28 Конституции Российской Федерации следует, что свободы совести и вероисповедования носят прежде всего индивидуально-личностный характер, связанные с нравственным выбором индивида того или иного религиозного воззрения. Государство, обеспечивая идеологическое многообразие, гарантирует каждому право распространять религиозные и иные убеждения (пропаганда духовных ценностей) и действовать в соответствии с ними.

Политическое многообразие, исходя из ч. 3 ст. 13 Конституции РФ, по своему значению отделено от многопартийности и реализуется в установленных Конституцией Российской Федерации самостоятельных организационных формах. Первая - осуществление права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Оно позволяет учитывать индивидуально-коллективное волеизъявление граждан, которое происходит путем доведения своего политического мнения до сведения других участников публичного мероприятия, уяснения их политической позиции и выработки единой политической платформы.

Вторая - право на объединение и свободу деятельности общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ). В данном виде политическое волеизъявление граждан происходит внутри определенной организационной структуры, имеющей уставные или программные цели.

Третье - право на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Оно включает возможность влиять на комплектование властных органов представителями аналогичных политических взглядов и убеждений, в т. ч. в личном качестве претендовать на занятие государственных и муниципальных должностей.

Многопартийность, будучи органично связанной с политическим многообразием, признается его особым и основным принципом организации. Пар-

тии по своей юридической природе являются объединениями граждан, но они, в отличие от других общественных объединений, обладают самостоятельным конституционным статусом. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О политических партиях» (далее - Закон о политических партиях), основными целями политических партий является формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов [12].

В постановлении Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 № 1-П отмечается, что деятельность политических партий непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти, они включены в процесс властных отношений и в то же время, будучи добровольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего участие граждан в политической жизни общества, политическое взаимодействие гражданского общества и государства, целостность и устойчивость политической системы [13]. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о политических партиях партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В этой связи справедливым представляется мнение Питирима Сорокина (известного российско-американского социолога) о том, что политические организации стали играть важную роль в современной общественной жизни. Многие функции, которые раньше принадлежали другим социальным институтам, берут на себя политические партии [14. С. 399].

Кроме того, внутри партии происходят собственные процессы выработки политического волеизъявления. Прежде всего обобщается и вырабатывается коллективное мнение членов партии по актуальным политическим вопросам с последующим доведением единой сбалансированной позиции до населения при ведении разъяснительной и агитационной работы (включая партийный «праймериз»). В ходе выборов партии выдвигают своих кандидатов (списки кандидатов), которые, в свою очередь, непосредственно влияют на политическое волеизъявление в органах государственной власти и органах местного самоуправления через принятие ими управленческих решений.

Законодатель наделяет политические партии обширными правами. Согласно ст. 26 Закона о политических партиях они обладают правом свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои

взгляды, цели и задачи, участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, организовывать и проводить публичные мероприятия, учреждать средства массовой информации и т. д. Стоит отметить, что лишь применительно к партиям законодатель допускает использование понятия «идеология» при определении содержания их программных документов (преамбула закона о политических партиях)1.

В отличие от них иные общественные объединения (профессиональные союзы, союзы работодателей, женщин, молодежи, творческие самодеятельные союзы (писателей, архитекторов и т.п.) создаются для организованного выражения экономических и культурных (т.е. неполитических) интересов различных слоев населения, участия в общественной жизни, развития инициативы и самоуправления населения [15. C. 1В0].

Таким образом, в современный период лишь политические партии обладают максимальными организационными возможностями при реализации политического многообразия, они структурно включены в систему государственной власти, призваны обеспечивать постоянную взаимосвязь между народом и государственными органами.

Литература

1. Семигин Г.Ю. Идеология // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. Т. 1-4. 2б59 с.

2. Куничкина Н.С. Идеологическое многообразие и запрет на государственную (обязательную) идеологию в нормах Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 200В. № 14. С. В-10.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009. 105б с. (Комментарий к российскому законодательству).

4. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.): В б т. Т. 2: 1991 год / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М.: Волтерс Клувер, 200В. 1120 с.

5. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: Юрид. лит., 1994. б24 с.

6. Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд., Т. 2: К-О. М., 19Вб. 73б с.

7. Венская декларация (Вместе с «Декларацией и планом действий по борьбе с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и нетерпимостью») (Принята в г. Вене 09.10.1993) // Консуль-тантПлюс.

В. Постановление Европейского суда по правам человека от 07.0б.2007 «Дело «Баскская националистическая партия - региональная организация «Ипарральде» (Parti nationaliste basque - Organisation regionale d'Iparralde) против Франции» // КонсультантПлюс. См. по аналогичному вопросу постановление Европейского суда по правам человека от 07.12.200б «Дело Линков (Linkov) против Чехии» // КонсультантПлюс.

9. Постановление Европейского суда по правам человека от 31.05.2007 «Дело «Шечич (Secic) против Хорватии» // КонсультантПлюс. См. по аналогичному вопросу постановление Европейского суда по правам человека от 14.12.200б «Дело «Карман (Karman) против Российской Федерации» // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2007. №11. С. б0-70.

10. Постановление Европейского суда по правам человека от 0В.07.1999 «Дело «Башкайя (Baskaya) и Окчуоглу (Okcuoglu) против Турции» // КонсультантПлюс. См. по аналогичному

1 Термин «идеология» кроме закона о политических партиях приведен лишь в Уголовном кодексе РФ и Федеральном законе «О противодействии терроризму» применительно к идеологии терроризма.

вопросу постановление Европейского суда по правам человека от 08.07.1999 «Дело «Эрдогду (Erdogdu) и Инче (Іпсе) против Турции».

11. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. М.: Юрид. лит., 1996. Т. 19. 464 с.

12. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 491.

14. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Со-гомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

15. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2007. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.