Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И РЕФОРМЫ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ АНГЛИИ В 20 30 гг. XIX в.'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И РЕФОРМЫ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ АНГЛИИ В 20 30 гг. XIX в. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
350
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И РЕФОРМЫ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ АНГЛИИ В 20 30 гг. XIX в.»

Секция теории права и правовой информатики

ББК Т 3(4 Вл) 52-48

В.В. Клочков

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И РЕФОРМЫ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ АНГЛИИ

В 20 - 30 гг. XIX в.

Социально-политическая трансформация британского общества в 2030 гг. XIX вв. становится все более привлекательным объектом для исследования. В это время произошли события, оказавшие огромное влияние на становление нового общественного порядка и во многом предопределившие стабильность и процветание викторианского периода. Эмансипация католиков 1829 г., предоставившая им гражданские и политические права, и парламентская реформа 1832 г., благодаря которой было произведено самое значительное с конца XVII в. перераспределение мест в парламенте, открыли в жизни британского общества эпоху великих реформ. Летом 1833 г. принимаются парламентские акты об отмене рабства в британских колониях и реформировании рабочего законодательства, в августе 1834 г. вступает в силу новое законодательство о бедных.

,

серьезной партийной перегруппировкой, приведшей к структурному оформлению современной партийно-политической системы, в значительной степени способствовали становлению нового комплекса институтов общест-. , основанное на свободе предпринимательской деятельности и равенстве подданных перед законом, уважении к праву, несовместимом с юридически установленными привилегиями отдельных лиц и различных социальных групп при обращении к правосудию.

, , -тории Англии XIX в., правовым реформам и изменениям в системе поддержания общественного порядка, происшедшим в 20 - 30 гг. XIX в., не было уделено такого пристального внимания, как модернизации в экономической и политической областях. Отчасти подобное положение вещей объясняется ярко выраженным историческим характером английского права, благодаря которому описание процесса его реформирования требует обширных экскурсов в правовую теорию. Следует учитывать также, что при анализе проблем реформирования английского права и системы охраны право,

трансформации в партийно-политической сфере, оказывались неизбежно оттесненными на второй план. Именно поэтому анализ отношения ведущих политических партий страны к проблемам английского права, механизмов поддержания общественного порядка и судебной системы в 20 - 30 гг. XIX в. с исторической точки зрения представляет значительный научный интерес.

Исследование причин проведения, содержания и исторического значения проводимых в 20 - 30 гг. XIX в. изменений в области английского права,

Секция теории права и правовой информатики

механизмов поддержания общественного порядка и судебной системы позволяет выделить три основных направления реформ:

1. усовершенствование деятельн ости судов общего права и модернизация существующих юридических процедур;

2. разделение судебных и административных функций магистратов путем учреждения специальных полицейских сил, ответственных за поддержание общественного порядка;

3. отмена чрезмерно жестоких, не соответствующих потребностям времени уголовных наказаний и общая гуманизация уголовного

.

Деятельность судов общего права стала предметом пристального рассмотрения на парламентской сессии 1828 г., практически сразу же после прихода к власти торийского кабинета герцога Веллингтона. Один из наиболее известных юристов того времени, член партии вигов Генри Брогэм произнес 7 февраля беспрецедентную по длительности речь о состоянии судов и процедур общего права.[1] Данная проблем а назрела давно, о чем свидетельствовало то обстоятельство, что аналитический доклад Брогэма был выслушан нижней палатой "в почтительном молчании и с неослабевающим вниманием".[2]

Брогэм, прекрасно знакомый со специфическими особенностями английской судебной системы, обратил внимание парламентариев на то, что залогом успешного отправления правосудия является профессиональная подготовка судей и их личные качества. По мнению известного юриста, правительству следовало бы заполнять судейские вакансии специалистами, сочетающими практические навыки с хорошей теоретической подготовкой. С другой стороны, партия, находящаяся у власти, должна иметь в своем составе экспертов, способных ответственно контролировать назначения судей на должности. При этом следует особо отметить, что процедура назначения судей никогда не рассматривалась Брогэмом как мера партийной политики. Напротив, он с чрезвычайной почтительностью отозвался о политической мудрости одного из лидеров торийского кабинета Роберта Пиля, упомянув данные им положительные рекомендации ряду претендентов на , .

Особые нарекания Брогэма вызывали нерегулярность проведения заседаний в судах общего права и состояние органов правосудия на местах, особенно института мировых судей {Justice of the Peace). [*] Поеледние, по ,

по согласованию с министрами кабинета. Это способствовало бы повышению профессионального уровня местной юстиции, положительно сказываясь на поддержании общественного порядка в графствах. Особое внимание палаты было обращено на то, что многие мировые судьи, более или менее справляясь с текущими делами, проявляли себя не лучшим образом при рассмотрении сложных юридических казусов в заседаниях квартальных ,

органа для пересмотра решений мировых судей.

Все указанные обстоятельства привели Брогэма к мысли, что дешевая, не отягощенная излишним административным аппаратом юстиция, долгое время являвшаяся предметом законной гордости английской короны, нуждается в серьезной модернизации, одним из главных моментов которой должно было стать назначение правительственного жалования мировым судьям и разделение собственно судебных и административных функций

при отправлении правосудия. Помимо этого, докладчиком были предложены следующие меры:

1.

возможной коррупции в органах правосудия;

2. -ления нарушенного права при судебных разбирательствах по гражданско-правовым спорам, которые не должны рассматриваться в качестве средства пополнения бюджета;

3. рассмотрение и доведение до логического конца принятого к рассмотрению дела в одном суде при недопустимости параллельного возбуждения дела в другой судебной инстанции;

4. предоставление ответчику права предъявлять суду общего права аргументы в свою защиту;

5. ликвидация всех устаревших процедур общего права с целью упрощения процессуальных форм и уменьшения количества дел, пересматриваемых высшими судебными инстанциями.

Дальнейшие события показали, что изменения в судебной системе и процессуальные корректировки, предложенные Брогэмом, по сути дела,. были восприняты правительством Веллингтона как программа действий, что лишний раз указывало на непартийный характер предполагаемых реформ. Очевидно, что несмотря на различие подходов к проблемам реформирования правовой системы Англии в 20 - 30 гг. XIX в., отношение к ним лидеров вигов и тори как к мерам, выходящим за рамки партийной политики, мерам, в которых стремление к устранению практических недостатков сочеталось с перспективным видением проблемы, способствовало модернизации юридических процедур и созданию системы поддержания общест-, -.

* -. -

графств. В их задачу входило поддержание законности и порядка в графствах и отправление правосудия по малозначительным гражданским делам. В условиях полного отсутствия какого-либо административного аппарата для исполнения выносимых решений, эффективность действий мирового судьи в значительной степени зависела от его морального авторитета и положения в обществе. Четырежды в год мировые судьи собирались в главном городе графства на так называемые квартальные сессии (Quarter Sessions), где рассматривались самые значительные дела, попадающие под их юрис-.

ЛИТЕРАТУРА

1. Hansard Parliamentary Debates. - New Series, commencing with the accession of George IV. Vol. 18. P. 127 247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.