Научная статья на тему 'Либеральный торизм и проблема правовых реформ в конце 20-х годов xix века'

Либеральный торизм и проблема правовых реформ в конце 20-х годов xix века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
WELLINGTON'S CABINET / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ТОРИЗМ / КАБИНЕТ ВЕЛЛИНГТОНА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР / РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / АНГЛИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ / LIBERAL TORYISM / MODERNIZATION OF THE LEGAL PROCEDURES / REORGANIZATION OF POLICING AND MAINTENANCE OF PUBLIC ORDER / MODERN ENGLAND

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клочков Виктор Викторович

Данная работа посвящена анализу правовых реформ конца 1820-х годов в контексте политики либерального торизма. Автор приходит к выводу о том, что реформы в области юридических процедур, реорганизация системы охраны общественного порядка и общая гуманизация уголовного права отвечали потребностям общества и рассматривались как меры государственной, а не партийной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liberal Toryism and the problem of legal reforms in the late 20-ies of the XIX century

A paper analyses legal reforms in the late 1820s in the context of Liberal Toryism policy. Author concluded that reforms of legal procedures, reorganization of policing and maintenance of public order and humanization of the criminal law met the needs of society and were considered by Tory leaders as a part of rather national than party policy.

Текст научной работы на тему «Либеральный торизм и проблема правовых реформ в конце 20-х годов xix века»

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ТОРИЗМ И ПРОБЛЕМА ПРАВОВЫХ РЕФОРМ В КОНЦЕ 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА

Данная работа посвящена анализу правовых реформ конца 1820-х годов в контексте политики либерального торизма. Автор приходит к выводу о том, что реформы в области юридических процедур, реорганизация системы охраны общественного порядка и общая гуманизация уголовного права отвечали потребностям общества и рассматривались как меры государственной, а не партийной политики.

Ключевые слова: либеральный торизм, кабинет Веллингтона, модернизация юридических процедур, реорганизация системы охраны общественного порядка, Англия в Новое время.

Социально-политическая трансформация британского общества в конце 20-х гг. XIX в. становится все более привлекательным объектом для исследования именно потому, что в это время были проведены серьезные реформы в области правовых процедур и реорганизация системы охраны общественного порядка.

Преобразования в правовой сфере и системе охраны общественного порядка в значительной степени способствовали становлению нового комплекса институтов общественной саморегуляции. Постепенно формировалось гражданское общество, основанное на свободе предпринимательской деятельности и равенстве подданных перед законом, уважении к праву и законодательству, несовместимом с юридически установленными привилегиями отдельных лиц и различных социальных групп при обращении к правосудию [1, с. 207-268; 11; 15].

Между тем в работах исследователей, посвященных социальной истории Англии XIX в., реформам правовой системы и законодательства, проведенным в 20-е гг., не было уделено такого пристального внимания, как изменениям в экономической и политической областях. Отчасти подобное положение вещей объясняется ярко выраженным историческим характером права Англии, благодаря которому описание процесса его реформирования требует обширных экскурсов в правовую теорию и историю институтов английского права, не имеющих аналогов на континенте. Однако принципиально важным вопросом для анализа политики кабинета Веллингтона в правовой сфере является то, что идеи либерального торизма во многом формировались именно благодаря реформированию правовой системы страны, а слабая фактологическая изученность проблемы требует обращения к анализу правовых реформ, проведенных торийским кабинетом. Следует учитывать также, что при изучении проблем реформирования английского права и системы законодательства во многом формировался прагматический подход Пиля к текущим политическим вопросам, ставший столь характерным для будущего лидера консерваторов после парламентской реформы 1832 г. Именно поэтому анализ отношения лидеров партии тори к проблемам английского права, механизмов поддержания общественного порядка и судебной системы в 20-х гг. XIX в. с исторической точки зрения представляет значительный научный интерес.

Приступая к рассмотрению подобной проблематики, необходимо иметь в виду несколько обстоятельств. Во-первых, структура английского права принципиально отлична от европейской и основана на подразделении правовых норм в зависимости от формы и характера судебных исков, способов проведения процессуальных действий и методов обеспечения исполнения судебного решения на общее право (common law) и право справедливости (law of equity - особая форма материального и процессуального права, к процедурам которого обращались в тех случаях, когда дело нельзя было разрешить в рамках

общего права). Эта структура не соответствует принятому в других европейских странах делению норм права на материальные и процессуальные. Во-вторых, английское право является прецедентным, в котором процессуальные нормы (adjective law) и формы судебных решений имеют первостепенное значение перед нормами материального (substantive law) права [2, р. 23G]. В-третьих, верное понимание механизмов поддержания общественного порядка и особенностей судебной системы в 2G^ гг. XIX в. возможно лишь с учетом их исторической природы и тесной взаимосвязи, существовавшей в изучаемый период между административными и судебными функциями магистратов.

Можно выделить три основных направления реформ: усовершенствование деятельности судов общего права и модернизация существующих юридических процедур; разделение судебных и административных функций магистратов путем учреждения специальных полицейских сил, ответственных за поддержание общественного порядка; отмена чрезмерно жестоких, не соответствующих потребностям времени уголовных наказаний и общая гуманизация уголовного права.

Деятельность судов общего права стала предметом пристального парламентского рассмотрения на сессии І828 г., практически сразу же после прихода к власти торийского кабинета герцога Веллингтона. Один из наиболее известных юристов того времени, член партии вигов Генри Брогэм произнес 7 февраля І828 г. беспрецедентную по длительности речь о состоянии судов и процедур общего права. Данная проблема назрела давно, о чем свидетельствовало то обстоятельство, что аналитический доклад Брогэма был выслушан нижней палатой «в почтительном молчании и с неослабевающим вниманием» [3, р. І27-І47; 4].

Брогэм, прекрасно знакомый со специфическими особенностями английской судебной системы, обратил внимание парламентариев на то, что залогом успешного отправления правосудия является профессиональная подготовка судей и их личные качества. По мнению известного юриста, правительству следовало бы заполнять судейские вакансии специалистами, сочетающими практические навыки с хорошей теоретической подготовкой. Воплотить данное пожелание Брогэма в жизнь было очень непросто, поскольку ориентированное на развитие процессуальных норм английское право способствовало появлению у юристов стойкого нежелания изучать в университетах принципы, которые совершенно не понадобятся им в практической работе. Только в І758 г. был введен курс английского права в Оксфорде, еще позже (в ^GG) - в Кембридже. Однако даже в настоящее время в Англии нет необходимости заканчивать университет, чтобы стать практикующим адвокатом, поверенным или судьей [І, с. 229]. В то же время партия, находящаяся у власти, должна иметь в своем составе экспертов, способных ответственно контролировать назначения судей на должности. При этом следует особо отметить, что процедура назначения судей никогда не рассматривалась Брогэмом как мера партийной политики. Напротив, он с чрезвычайной почтительностью отозвался о политической мудрости одного из лидеров торийского кабинета Роберта Пиля, упомянув данные им положительные рекомендации ряду претендентов на судебные кресла, известных как сторонники вигов [5, р. 364-365].

Не удовлетворяло докладчика и то, что назначение на многие должности в судах общего права находилось под контролем епископов англиканской церкви. Серьезные нарекания Брогэма вызывали нерегулярность проведения заседаний в судах общего права и состояние органов правосудия на местах, в том числе института мировых судей (Justice of the Peace). Особое внимание палаты было обращено на то, что многие мировые судьи, более или менее справляясь с текущими делами, проявляли себя не лучшим образом при рассмотрении сложных юридических казусов в заседаниях квартальных сессий, что делало необходимым создание специального апелляционного органа для пересмотра решений мировых судей.

Все указанные обстоятельства привели Брогэма к мысли, что дешевая, не отягощенная излишним административным аппаратом юстиция, долгое время являвшаяся предметом законной гордости английской короны, нуждается в серьезной модернизации, одним из

главных моментов которой должно было стать назначение правительственного жалования мировым судьям (предлагаемая мера носила революционный характер, поскольку оплачиваемый судебно-административный аппарат был в то время неизвестен английской короне) [5, р. 367] и разделение собственно судебных и административных функций при отправлении правосудия. Помимо этого, докладчиком были предложены следующие меры: радикальное удешевление судебных процедур для пресечения возможной коррупции в органах правосудия; создание всех необходимых условий для скорейшего восстановления нарушенного права при судебных разбирательствах по гражданско-правовым спорам, которые не должны рассматриваться в качестве средства пополнения бюджета; рассмотрение и доведение до логического конца принятого к рассмотрению дела в одном суде при недопустимости параллельного возбуждения дела в другом суде*; предоставление ответчику права предъявлять суду общего права аргументы в свою защиту; ликвидация всех устаревших процедур общего права с целью упрощения процессуальных форм и уменьшения количества дел, пересматриваемых высшими судебными инстанциями*.

Дальнейшие события показали, что изменения в судебной системе и процессуальные корректировки, предложенные Брогэмом, по сути, были восприняты правительством Веллингтона как программа действий, что подчеркивало непартийный характер предполагаемых реформ. С другой стороны, торийский кабинет фактически благосклонно отнесся к реформистским начинаниям оппозиции, в полной мере реализованным в 1832-1833 гг., в период пребывания у власти вигского кабинета лорда Грея. Однако подобный реформизм, и это следует отметить особо, касался только мероприятий, необходимость которых была давно осознана в обществе, а реализация могла принести очевидное улучшение системы административного управления, принципиально важной для тори, ощущавших себя, прежде всего, министрами короны. Первым шагом в данном направлении стали подготовка и принятие парламентского акта, учреждающего впервые в истории Англии специальные полицейские силы для поддержания общественного порядка.

Уже в середине декабря 1828 г. в частной переписке со своим заместителем на посту министра внутренних дел Г. Хобхаузом Р. Пиль поделился соображениями о подготовке законопроекта, направленного на усовершенствование системы поддержания общественного порядка в столице [6, р. 39-42]. Основываясь на данных полицейской статистики за 1827 г., представленных на предыдущей сессии парламента, Пиль пришел к выводу о крайне низкой эффективности существующих сил охраны правопорядка, поручив одному из своих коллег по партии, Л. Грегсону, подготовить материалы для обоснования необходимости соответствующих изменений.

В законопроекте об учреждении специальных полицейских сил, представленном Пилем в палату общин 15 апреля 1828 г. [7, р. 113], предполагалось принять следующие меры по поддержанию общественного порядка в столице: учредить специальные полицейские силы, подчиненные непосредственно министру внутренних дел, с штаб-квартирой в Скотленд-Ярде; постепенно довести количество полицейских до тысячи человек, определив для них круглосуточный порядок несения службы с оплатой в 16 шиллингов в неделю; производить отбор и обучение для работы в полиции при помощи специальных комиссионеров, снабжая поступивших на службу униформой за государственный счет; осуществлять финансирование полицейских сил путем взимания специального налога (Police Rent) в объеме 8 пенсов с 1 фунта стерлингов дохода в тех районах, где полиция обеспечивает охрану общественного порядка; определить, что назначение полицейских магистратов на должность является прерогативой министра внутренних дел, разделив тем самым судебную и административную функции при отправлении правосудия; установить, что сферой ответственности полиции является только предотвращение и расследование преступлений [6, р. 39-42].

Пиль подчеркивал, что новая форма охраны общественного порядка заменит старую приходскую систему постепенно, по мере накопления опыта и денежных средств, необходимых для обеспечения ее работы. Законопроект достаточно легко прошел обсуждение в

нижней палате парламента, предлагаемые в нем меры не вызвали серьезных возражений у депутатов.

Р. Пилем была проделана огромная работа по облегчению процедуры утверждения билля в палате лордов. Ссылаясь на данные полицейского отчета за 1828 г. [7, р. 111], свидетельствующие о значительном росте преступности, автор законопроекта просил главу кабинета герцога Веллингтона о содействии при его обсуждении в верхней палате. Аргументация Пиля возымела должное действие, и в июне 1829 г. билль стал законом [8, с. 44]. Внедрение новой полицейской организации началось с 1 сентября 1829 г. Частная переписка Р. Пиля в период с конца мая до середины июля 1829 г. свидетельствует, что один из лидеров партии тори уделял огромное внимание кадровым назначениям в полицейской администрации. Подобное отношение к делу очень быстро принесло результат: уже к ноябрю 1829 г. современники отмечали, что с появлением организованных полицейских сил в центральных районах столицы стало гораздо спокойнее, а уровень преступности значительно снизился [5; 14, р. 386].

Учреждение специальных полицейских сил положило начало реальному разделению судебных и административных функций при осуществлении правосудия, одним из важнейших элементов реформирования которого стало общее смягчение уголовного законодательства.

Английское уголовное право, в отличие от континентального, даже в первой трети XIX в. сохраняло откровенно террористический характер. В 1798 г., во время восстания в Ирландии, против его участников применялись жестокие наказания, практиковавшиеся еще норманнами, - «быть повешенным, колесованным и четвертованным».

В Англии, несмотря на деятельность таких известных реформаторов, как С. Ромили и Д. Макинтош, смертную казнь рассматривали в качестве нормального наказания в течение гораздо более длительного времени, чем на континенте, где она была существенно ограничена законом и практикой [5; 9]. В Английском уложении о наказаниях в начале XIX в. насчитывалось более чем 220 преступлений, за которые назначалась смертная казнь. Еще в 1819 г. имел место вопиющий случай, когда 13-летний ребенок был повешен за кражу овцы [10, р. 22]. Очевидно, что парламент как носитель законодательной власти в основном не был заинтересован проводить законодательные реформы там, где потребность в этом не могла показаться насущной. Даже несмотря на индустриализацию Англии того времени, приведшую к серьезной социальной напряженности, государственная власть продолжала применять жестокие меры устрашения. Только в период с 1822 по 1828 гг., когда на посту министра внутренних дел находился Р. Пиль, удалось добиться серьезных изменений в данном вопросе. Консультации по вопросам гуманизации уголовного законодательства ему оказывал известный реформатор английского права И. Бентам [11, р. 432]. Деятельность Пиля по гуманизации системы уголовных наказаний практически единодушно оценивается современными историками как одно из самых ярких проявлений блестящего государственного администрирования министра, исповедующего своего рода «просвещенный консерватизм» [12, р. 218].

Основываясь на статистических данных, приведенных в отчете комитета по уголовному законодательству за 1819 г., торийский министр добился отмены смертной казни более чем за 100 преступлений [5; 13, р. 394-398]. При этом Пиль исходил из глубокого внутреннего убеждения в том, что наказание за совершенное преступление только тогда является продуктивным, когда соответствует тяжести содеянного. После проведенных изменений, направленных на приведение уголовного законодательства в соответствие с потребностями времени и состоянием общественной морали, количество смертных казней в стране снизилось примерно на 10 % [5; 14, р. 386]. Это никак не отразилось на статистике преступности, что явилось самым серьезным аргументом в пользу правильности избранного курса на гуманизацию системы уголовных наказаний.

Анализ отношения консервативных лидеров к реформированию процедур английского права, механизмов поддержания общественного порядка и судебной системы в конце 20-х

гг. XIX в. приводит к заключению, что все изменения в традиционно сложившейся юридической системе рассматривались лидерами партии тори и парламентариями преимущественно с практической точки зрения. Социально-политические последствия нововведений и их роль в становлении нового общественного порядка получали оценку скорее морально-психологического характера, нежели были предметом теоретического изучения. Относясь с достаточной осторожностью к утверждениям о присущим «либеральным тори» реформаторским настроениям в правовой сфере, отметим, что лидеры партии рассматривали правовые реформы как меры государственной, а не партийной, политики, вследствие чего были склонны допустить назревшие изменения в данной сфере. При этом следует обратить внимание на то, что реформизм торийских лидеров в правовой сфере носил прежде всего практический характер, отвечающий насущным потребностям общества и учитывающий его настроения, тогда как специалисты вигской партии в области права отличались более концептуальным подходом к рассматриваемой проблематике. Аналитический доклад Брогэма, приведший к серьезной модернизации процедур английского права в 1832-1833 гг., не сравним по глубине проникновения в суть вопроса с предложениями Пиля о реформировании системы охраны общественного порядка. Обе меры имели значительный практический успех, но в концептуальном отношении реформистские интенции вигской партии выглядят более убедительно. Отношение же лидеров тори к проблеме носило более утилитарный характер: стремление к практическому устранению отмеченных недостатков в правовой области сочеталось с достаточно консервативным отношением к вопросу в целом, отрицательно сказываясь на полноте восприятия политических последствий происходящего. Очевидно, что административные меры, направленные на улучшение системы управления, больше привлекали внимание торийских министров, нежели социальные изменения, за проведение которых в жизнь партии пришлось нести груз политической ответственности. Специфический подход тори к социальным реформам наиболее ярко проявился в период острого кризиса, вызванного эмансипацией католического населения.

Литература

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1997.

2. James P.S. Introduction to English Law. L., 1989.

3. HPD. 1828. Vol. XVIII.

4. The Times. 1828. 9 August.

5. EHD. Vol. XI (1783-1832).

6. Peel to Mr. Hobhouse, 1828, 12 Dec. // Private Papers. Vol. II.

7. Peel to Wellington, 1829, 29 May // Private Papers. Vol. II.

8. 10 Geo. IV.

9. Memoirs of Sir Samuel Romily / Ed. by His Sons. L., 1840. Vol. 1-3.

10. Lowe N. Mastering Modern British history. L., 1995.

11. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О. А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М., 1998.

12. Briggs, Asa. The Age of improvement, 1783-1867.

13. Report from the Select Committee on the Criminal Laws. 1819. 8 July // Parliamentary Papers. 1819. Vol. 8.

14. Report of the Select Committee on Handloom Weavers. 1834 // Parliamentary Papers. 1834. Vol. 10.

15. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. В.Е. Чиркина. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.