Научная статья на тему 'Политические партии и коррупция'

Политические партии и коррупция Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1853
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические партии и коррупция»

Е.Л. Вартановой российскому модулю медиа-образования еще один аспект - конкретность. Прежде всего, конкретность понимания того, что именно происходит в региональном информационном пространстве, как именно складываются зрительские и читательские предпочтения, каковы системы ожиданий зрителей, слушателей и читателей в отношении получаемых ими от СМИ сообщений, каковы представления самих СМИ о своих аудиториях, их характеристиках и т.д.

Медиаобразование в его региональном аспекте должно базироваться не только на неких общих представлениях о механизмах функционирования СМК, но и на конкретных, эмпирически подтвержденных и изученных механизмах создания, трансляции и восприятия сообщений масс-медиа. Это ни в коей мере не означает какой-то замкнутости или искусственной локализации. Она невозможна в принципе. Это означает только одно - эффективное использование реально сформировавшихся трендов на глобальных информационных рынках, в первую очередь тренда локальных иден-тичностей.

Таким образом, сочетание гибкости, универсальности и конкретности позволяет рас-

считывать на успешность и перспективность такого рода программ, а также на то, что их разработка и внедрение позволят повысить эффективность социального диалога и принесут пользу всем его участникам.

Примечания

1 См.: Букша К. Канны-2006: лев с человеческим лицом // Рекламные идеи. - 2006. - № 5. - С. 11.

2 Ковалев А. Рекламный переворот в регионах // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. - 2006. - № 5 (48).

3 Подробный перечень изданий, посвященных данной теме, вышедших в России до 2001 г., см. в монографии: Федоров A.B., Челышева КВ. Медиаобразование в России: краткая история развития. - Таганрог: Познание, 2002.

4 Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели // Информационное общество. - 2003. - Вып. 3. - С. 5 - 10.

5 Там же.

6 Подробнее см., напр.: Кириллова Н.Б. Медиакуль-тура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический Проект, 2005. - С. 395 - 428.

7 Краткий словарь основных медиаобразовательных терминов приводится в работе: Федоров A.B., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. - Таганрог: Познание, 2002.

8 См.: Кириллова Н.Б. Указ соч. - С. 400.

УДК 329

3. Милошевич

Институт международной политики и экономики,

г. Белград (Сербия)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И КОРРУПЦИЯ

У партий есть возможность получать доходы другими, нелегальными путями. И они вынуждены это делать. И никакие разоблачения и судебные процессы не в состоянии остановить развитие данной объективной тенденции.

А. Зиновьев

Борьба против коррупции является одним из условий вхождения в члены Евросоюза. Бороться с коррупцией призывает и Всемирный банк, Совет Безопасности стран Европы, а также ряд других влиятельных международных и национальных организаций. Однако в то же время переход к либерально-демократи-ческому режиму выдвигает на первый план политические партии. Таким образом, борьба с коррупцией при всем уважении к многопар-

тийности преподносится как первостепенный и обязательный вид модернизации посткоммунистического общества.

Политология неоднозначно относится к коррупции политических партий. Некоторые теоретики предлагают гипотезу, согласно которой коррупция - «необходимое зло», другие же клеймят данное явление с точки зрения морали. Наша позиция, которую мы в данной работе попытаемся защитить, основывается на

утверждении, что политические партии и коррупция являются плодом либерально-демократического порядка.

Политические партии можно трактовать по-разному. Для нашего исследования особое значение имеют два часто цитируемых определения. Согласно М. Веберу, политическую партию необходимо рассматривать в качестве объединения, основанного на базе (формально) свободного вхождения в его ряды, с целью наделения лидера влиянием, распространяемым на всех участников данного сообщества, а также с целью получения (идеальной или материальной) возможности для активных его участников (реализовать определенные планы, или осуществить личные замыслы, или и то и другое). Подобные объединения могут носить эфемерный или наперед спрограммированный характер. Их цель заключается в том, чтобы иметь возможность реализовать себя в обществе любого строя независимо от того, на какой основе входят участники: личных симпатий, традиционного подхода, рационалистических расчетов (целевых или ценностных, «сходно мировоззрению»). Данные объединения могут быть ориентированы на личные интересы или же на истинную цель1.

JI. Тадич утверждает, что слово «партия» происходит от латинского «pars» (часть) или «partiré» (делить). В сущности же политическая партия представляет собой часть политически активного народа, т.е. населения, или граждан. Партии существуют там, где неорганизованным социальным группам необходима способность к действию, своеобразный толчок и ясность целей в политической борьбе. Политические партии - общественные организации, или организованные социальные группы, осознающие цели, к которым стремятся неорганизованные группы со сходными интересами, и представляющие собой эталонную общественную систему, в которой могут реализоваться интересы всех участников. То, что в позиции определенных общественных групп еще не приняло ясных очертаний и порой является неосознанным, политические партии трансформируют в сознание и волю группы. Для существования одной политической партии необходимы два элемента: организация и программа2.

Согласно этому, политические партии - это политические организации с политическими программами, цели которых направлены на приход к власти в государстве вопреки тому, что некоторые (социалистические и коммунистические) партии руководствуются далеко

идущими планами отмены любого вида власти человека над человеком3. Будучи в достаточной мере прочными и стойкими образованиями, политические партии представляют собой наиболее простую форму интеграции политически активных граждан. Они основаны на принципе добровольного вхождения в ряды членов и добровольной агитации избирателей. По определению политические партии - свободные ассоциации, существование которых возможно только в системах, построенных на принципах политической демократии. В тех же случаях, когда данное условие не срабатывает, партии свое дальнейшее существование в обществе могут обеспечить лишь насильственным путем.

Коррупция (от лат. corruption - подкуп, испорченность, декадентство) широко распространена среди различной степени ответственности служащих и начальников, политиков и офицеров, а также среди политических партий4. В Словаре иностранных слов и выражений Р. Алексича слово «коррумпировать» означает: 1. путем подкупа склонить кого-либо к аморальным действиям; 2. морально портить5.

По причине распространенности коррупции и сложности структуры ее проблематики данному понятию тяжело дать определение, хотя значение самого слова относительно ясно. Разные авторы приводят различные толкования коррупции в зависимости от ее роли в общественной и политической жизни. Определения коррупции также не совпадают в отдельных странах, что, в свою очередь, находит свое отражение в принятии мер по борьбе с ней. Согласно анализу литературы, мнения авторов из разных стран совпадают в выделении активной (дача денег, материальных ценностей) и пассивной (взятие денег, материальных ценностей) коррупции.

Толкованием понятия «коррупция» занимаются независимые авторы, институты и учреждения. Все они сходятся во мнении, что коррупция - это злоупотребление служебным положением, т.е. принятие подарков в целях удовлетворения личных потребностей. Совет Евросоюза предлагает следующее определение коррупции: «Коррупция - это подкуп или аналогичные действия по отношению к лицам, обладающим определенной властью в общественной или частной сфере, приводящие к незаконным действиям с их стороны в исполнении служебных полномочий в зависимости от статуса служащего в общественной организации, от функций наемного рабочего в частном секторе, независимого представителя и т.д. с

целью извлечения выгоды для себя лично или для некоторого третьего лица»6.

Мировой банк определяет коррупцию следующим образом: «Предложение, датие, согласие взять или требование каких-либо выгод, которые могут повлиять на решение служащего при подписании договора или в выборе поставщика услуг»7. Transparency International определяет коррупцию как «злоупотребление служебным положением с целью получения выгоды нечестным и незаконным путем»8.

Коррупция представляет собой широкое понятие, которое включает в себя несколько категорий. Некоторые авторы относят коррупцию к наказуемым действиям: подкупу с целью получения материальной выгоды со стороны служащего при исполнении своих обязанностей (данное явление зачастую сопровождается угрозами и шантажом); обману, цель которого заключается в получении материальной выгоды, когда служащий намеренно недоговаривает или скрывает детали сделки, вводя клиента таким образом в заблуждение, что влечет за собой ущерб его материального положения; злоупотреблению положением служащего, что представляет собой злоупотребление служебным положением или служебными правами, бесчестное поведение на рабочем месте, фальсификацию или уничтожение документов, книг, записей и списков, раскрытие коммерческой тайны, незаконное посредничество и т.д.; фальсификации, отмыванию денег, контрабандизму, сокрытию данных и спекуляции. Кроме того, выделяют малую (мелкую) и крупную (систематизированную) коррупцию.

Коррупция имеет место как в развитых, так и в бедных странах. Это доказывает то, что бедность и переходный период не являются первопричинами коррупции. Коррупция зависит прежде всего от государственной системы и морали нации. Данное явление, конечно же, базируется на нескольких факторах политического, экономического, социального, культурного, исторического и правового характера.

О том, насколько серьезно встал вопрос коррупции, говорит и тот факт, что данной проблемой занималась ООН, вынесшая в 1996 г. Декларацию ООН по борьбе против коррупции, а в 2003 г. - Конвенцию ООН против коррупции. Совет Безопасности Европы также в 1990-м и 1999 гг. рассматривал данный вопрос и принял определенные Конвенции по этому поводу.

Доказать факт присутствия политической коррупции обычно достаточно трудно, так как

прямых доказательств часто не бывает. В случае политической коррупции речь идет прежде всего об использовании политической поддержки с целью получения материальной выгоды для себя и для своей политической партии. Зачастую данный вид коррупции имеет место в области хозяйственной деятельности, экономического и неэкономического криминала, а также в процессе принятия некоторых законов.

Важнейшую проблему политической коррупции представляет вопрос финансирования политических партий. Существует большое количество законов, в которых оговаривается процесс финансирования политических партий. В данных законах речь идет, как правило, об ограничении получения денежных средств во время предвыборных кампаний. Политические партии финансируются из государственного бюджета. Еще одной статьей пополнения партийной «казны» являются членские взносы, дотации физических и юридических лиц, прибыль от собственных предприятий, процентные выплаты. Все перечисленное приносит партиям большие доходы, но, несмотря на это, данные субъекты политики без больших усилий обходят многочисленные правила для того, чтобы получить дополнительные средства.

Много внимания уделяется политической коррупции и в Евросоюзе, а в качестве одного из условий вступления в данную организацию является требование сокращения всех форм коррупции, в том числе и тех, которые связаны с политическим процессом и политическими партиями9. В то же время в самом Евросоюзе разоблачаются многочисленные коррупционные скандалы, связанные с политическими партиями и их членами. Чаще всего речь идет о незаконном присвоении средств, которые выделяет Евросоюз государствам-членам и государствам-кандидатам.

Европейский суд по финансовым нарушениям на протяжении семи лет не мог отклонить иски Евросоюза, объясняя это тем, что Комиссия не располагает полной и проверенной информацией, где бы конкретно указывалось на то, каким путем поступали средства Евросоюза: напрямую или через посредника10.

Становится все яснее, что коррупция, прежде всего связанная с деятельностью людей, занимающих высокую политическую позицию, превратилась в серьезную проблему во многих государствах Евросоюза. Речь идет о самых влиятельных представителях данной организации: Великобритании, Германии, Франции и Италии. Согласно приводимым данным, выясняется, что государства-канди-

99

даты на вступление в Евросоюз менее коррумпированы, чем старые члены11.

Приведем несколько конкретных примеров коррупции со стороны отдельных политиков и политических партий. В начале 1992 г. в Италии произошел скандал, связанный с тем, что социалистическая партия (в то время «партия власти») получила «благодарность» от частного предпринимателя за то, что тому было предоставлено уникальное право оказывать определенный вид услуг для государства. Лидер партии Кракси заявил, что аналогичным образом поступали все партии. Под следствием оказалось более 400 человек, среди которых были лидеры социалистической и социал-демократической партий, 9 министров, 46 депутатов, 12 сенаторов, 182 локальных политических деятеля и государственных чиновни-ка12.

Аналогичный скандал произошел во Франции. В политической коррупции были замешаны и уличены верховные представители государственной власти. По словам политолога И. Мени, опубликовавшего фундаментальное исследование на данную тему, коррупция во Франции еще никогда не была настолько системно и методично организована, как в последние десять лет13.

Например, согласно данным Open Society Institute, во Франции было несколько коррупционных скандалов. Среди них и тот, который произошел с президентом страны Ж. Шираком, или в Италии с С. Берлускони, в Германии также имели место скандалы, связанные с финансированием политических партий14. Для данных примеров характерно то, что они связаны с присвоением денежных средств отдельными лицами и партиями, в результате чего определенные частные фирмы получили возможность осуществлять некоторые виды деятельности.

В Словении, начиная с 2000 г., все политические партии нарушали закон о финансировании партий. Ни один данный субъект политики не понес за это серьезного наказания или других санкций. Кроме того, социал-демократическая партия получила 24 758 евро от некоторого английского фонда на предвыборную кампанию. Финансирование из-за рубежа осуществлялось не на текущий счет партии (что само по себе незаконно), а на счет неизвестного сообщества, которое организовали руководители и члены партии.

Либеральная партия Словении также получила около 1,95 млн евро от одной швейцарской фирмы, у которой правительство (его со-

ставляли члены данной партии) закупало продукт по завышенной цене.

В Чешском парламенте, например, у политических партий есть «неформальный» рынок, на котором «продаются» законы. Иными словами, заплатив депутатам и их политическим партиям, предприниматели и другие заинтересованные богатые лица могут «купить» нужный им закон. В данном государстве в 1997 г. произошла смена правительства по причине скандала, связанного с получением денег лидирующими партиями от предпринимателей на нужды предвыборной кампании. В Румынии данное явление представляет собой системную проблему, а в Болгарии, Литве, Польше и Словакии политические партии ассоциировались с коррумпированностью15.

В Союзной Республике Югославии, т.е. в Сербии и Черногории, также имели место случаи коррумпированности политических партий. Специфика сербской политической арены заключается в том, что деньги на партийные нужды давали, а значит покупали «государство», влиятельные силы США и Евросоюза. Так, в 2001 г. средствами массовой информации были опубликованы фельетоны, а также переведен ряд книг западных авторов, указывающих на то, что большинство сербских политических партий, составлявших демократическую оппозицию Сербии (ДОС), борющуюся с режимом С. Милошевича и стремящуюся «вывести Сербию в Европу», получали деньги от США и Евросоюза. В то же время в период после С. Милошевича отмечаются и классические формы партийной коррупции, и создание новых партий на данных принципах16.

Конечно же, подобная практика коррумпированности политических партий и политиков имеет место и после вступления в Евросоюз. В первую очередь коррупции подвержены политики - депутаты Европарламента. Так, например, зарплата депутата Европарламента составляет 3000 евро, к этому следует прибавить 17 000 на оплату услуг личных помощников, советников и т.д. Каждая страна имеет от 50 до 100 своих представителей в Европарла-менте (некоторые меньше). Согласно данному факту, можно заключить, что в странах, где средняя зарплата составляет 250 евро, депутаты не стремятся отстаивать интересы своего народа больше, нежели Евросоюза, т.е. больших корпораций и олигархов Европы17.

Олигархи и политики Евросоюза при помощи коррупции со стороны политических партий, их лидеров и политической элиты также обеспечивают себе кредиты в банках и

куплю своих «рабов» в государствах - кандидатах для вступления в Евросоюз.

Также следует обратить внимание на то, что обычно не замечают аналитики при исследовании коррупции: политические представители США и Евросоюза в период кризиса после распада Югославии, занимавшие высокое положение при решении данного вопроса, уезжали из Боснии и Герцеговины, Косова и т.д., значительно поправив свое финансовое положение. Вся помощь «при строительстве» и при поддержке других проектов буквально возвращалась в Евросоюз, т.е. к её жителям18. Исследования степени коррумпированности политиков и политических партий проводили в 64 странах мира такие компании, как Transparency International и Gallup International. Самыми коррумпированными государствами оказались Аргентина (58,27 %), Япония (51,9%), Турция (42,5 %), Великобритания (41,2 %)19, Индия (41,2 %), США (39,1 %). В России, например, коррупция охватывает око-

ло 24,5 % политиков и партий20. Исследование во многом меняет представление о коррупции и в первую очередь о коррумпированности политиков и политических партий. Выяснилось, что в бедных государствах, а также в государствах, переживающих переходный период, коррупция распространена меньше, чем в развитых странах и странах, из которых осуществляется «экспорт демократии» (см. табл. 1 -3).

Подобная практика политических партий -практика продажи государственных, национальных и экономических интересов - на жаргоне Мирового банка называется «покупкой государства». Мировой банк располагает сведениями, что около 20 % от общего числа народов мира терпит ущерб от политической коррупции, осуществляемой путем принятия законов в парламенте (через «покупку законов») и финансирования политических партий21.

Таблица 1

Показатели «покупки государства»: процентные показатели предприятий, пострадавших от принятия «купленных» решений

Страна Парламентское законодательство Президентские директивы22 Центробанк Г Суды Хозяйственные суды Партийное финансирование Хозяйственный индекс покупки

Болгария 28 26 28 28 19 42 28

Чехия 18 11 12 9 9 6 11

Эстония 14 7 8 8 8 17 10

Венгрия 12 7 8 5 5 4 7

Литва 40 49 8 21 26 35 30

Латвия 15 7 9 11 14 13 11

Польша 13 10 6 12 18 10 12

Румыния 22 20 26 14 17 27 21

Словакия 20 12 37 29 25 20 24

Словения 8 5 4 6 6 11 7

Средний показатель 19 14,4 14,6 14,3 14,7 18,5 15,123

Таблица 2

Ответ предприятий на вопрос: «Какое влияние имели следующие формы коррупции на деятельность Вашего предприятия? - Продажа голосов депутатов в парламенте во имя частных интересов» (в %)

Страна Никакого влияния Малое влияние Значительное влияние Очень большое влияние Число ответов

Болгария 62 10 18 10 68

Чехия 71 12 14 4 95

Эстония 67 19 9 5 103

Венгрия 73 15 7 5 101

Литва 77 8 10 6 73

Польша 66 21 8 5 171

Румыния 62 16 12 11 76

Словакия 69 11 17 3 71

Словения 80 12 2 6 111

Латвия 30 30 31 9 122

Таблица 3

Ответ предприятий на вопрос: «Какое влияние имели следующие формы коррупции на деятельность Вашего предприятия? — Принятие политическими партиями средств во имя частных интересов» (в %)

Страна Никакого влияния Малое влияние Значительное влияние Очень большое влияние Число ответов

Болгария 47 10 22 21 78

Чехия 87 8 2 3 89

Эстония 55 29 13 4 108

Венгрия 90 7 2 2 108

Литва 69 18 7 6 83

Польша 74 16 6 4 172

Румыния 59 14 17 10 71

Словакия 56 24 14 6 84

Словения 67 22 6 5 109

Латвия 34 31 24 12 119

В рамках политологии существует несколько теорий относительно основания политических партий: институциональная, кризисная, модернизационная и организационная. Согласно институциональной теории, в качестве причин возникновения партий приводятся парламент, избирательное право, идеология, роль личных интересов и коррупция24.

Подобное мнение о возникновении политических партий по причине личных интересов и коррупции основывается на политической практике государств, где и были основаны первые политические объединения - в США и Великобритании. Например, в Великобритании политические партии развиваются при 102

помощи средств, полученных путем коррупции, а в США подобным образом политический вес набирают выборные комитеты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы лучше объяснить нашу гипотезу, воспользуемся теорией А. Зиновьева, который, в свою очередь, различает идеологическую демократию и реальную демократию. То, что преподносится общественности, когда речь заходит о демократии и носителях демократического процесса - о политических партиях, является идеологической, идеализированной и несуществующей демократией. Реальная же демократия, согласно описанию Зиновьева, выглядит так: «В одном из журналов я прочитал следующую характеристику американской

демократии. Тайные центры организуют выборы, избирают президента и формируют правительство, которое устраивает их. Выборы "народных избранников" - циничный обман. Партийная борьба представляет собой не что иное, как прямое насмехательство над "настоящей демократией" (обратите внимание -"настоящая демократия"!). Используются все средства: подкуп, взятки, обман, насильственные методы. Кандидаты обещают все и сразу, сулят реформы, руководствуясь самыми благородными намерениями, своим сторонникам обещают деньги, высокое положение и т.д. Исход президентских выборов зависит от суммы вложенного капитала. Борьба за власть, постоянные колебания то в одну, то в другую сторону заставляют находящихся у власти оставлять свое положение. Победители же, осознавая, что их ждет аналогичная участь, стараются извлечь из своего положения как можно больше собственной выгоды. Девиз "Воспользуйся шансом" является руководством к действию для чиновников. Подкуп и личные эгоистические интересы господствуют во всей политической системе. Во главе партий стоят акулы животного мира, принцип которых заключается в том, чтобы урвать как можно больше. Дух взяточничества и подкупа пропитал все устройство. Нет независимого суда. При помощи денег можно выйти из любого неприятного положения и избежать заслуженного наказания. Газеты находятся в руках тех, кто создает "политический климат" и определяет направление вектора внутренней и внешней политики. Зависимые от воли общественного покровителя, газеты или молчат, или кричат на все стороны о том, о чем получили приказ, однако истина всегда остается скрытой. Хитрые дельцы обманывают народ и манипулируют общественным мнением как им вздумается. Газеты и продажные партийные лидеры зомбируют людей, вынуждая их слепо и бездумно верить тому, что все поступки совершаются ими во имя свободы, права, равноправности, прогресса и демократии. Положение вещей не изменится, даже если к власти придет другая партия. Сменяются люди, система остается»25.

В подобной системе коррупция представляет собой многоуровневое и многообразное явление. В данном случае интересен аспект, связанный с финансированием партий. Пути финансирования, послужившие поводом к вышеупомянутым скандалам, все еще считаются преступными. Партии обладают возможностью получения средств другими, нелегальными путями. И они вынуждены делать это.

Поэтому никакие расследования и суды не в состоянии остановить развитие данной объективной тенденции26.

Естественно, что голоса в пользу легализации партийной коррупции стали раздаваться громче, данный процесс получил название «параллельного финансирования» или несколько иначе, но обязательно без криминального оттенка. Подобные названия отражают суть вещей, однако все еще в завуалированной форме. Сама же суть состоит в том, как по праву указывает Зиновьев, что партии и партийное руководство стремятся официально занять то положение в обществе, которое они уже фактически имеют в государственной системе. Идеалом же данного положения может послужить статус аппарата КПСС и партийных чиновников при советском режиме27.

Немного иначе, однако в том же ключе и с теми же выводами была сформулирована позиция Open Society Institute, где на 14 страницах цитируемого издания говорится: «Коррупция во многих государствах-членах Евросоюза представляет препятствие качеству и нормальному функционированию демократических институтов».

Иными словами, коррупция «исчезнет» только тогда, когда политики получат право, которое им обеспечит возможность брать из государственной казны столько денег, сколько им надо, принимать на работу того, кого они хотят и где они хотят, продвигать и протежировать тех людей и ценности, которые им выгодны, или же устранять и подвергать критике тех, кто им мешает.

Евросоюз различными методами пытается бороться с коррупцией вообще и коррупцией политических партий в частности. Рекомендации, даваемые Евросоюзом по этому поводу кандидатам и государствам-членам Евросоюза, следующие:

• Отрегулировать устранение конфликта интересов.

• Принять закон о финансировании политических партий.

• Обеспечить доступ к информации о кор-

28

рупции .

По опыту большого числа стран-членов Евросоюза, а также кандидатов для принятия в члены Евросоюза очевидно, что коррупция, несмотря на закон о финансировании политических партий, не упразднилась сама по себе. Результатом нововведения по регулированию партийного финансирования стало появление нового типа партий - картельного, как его еще называют: различные партии объединяются по вопросу принятия нового закона, согласно ко-

торому большую часть денег на проектирование получат от государства. В то же время в подобной системе финансирования партии становятся государственными агентами, что само по себе во многом меняет природу политических партий, так как они перестают зависеть от членских взносов и самих членов, что ведет к отчуждению от избирателей.

Кроме того, Евросоюз выстраивает сложную систему «хорошего поведения», активная работа над которой началась после издания так называемой Белой книги о правлении в июле 2001 г. Меры, сопровождавшие принятие Белой книги, составляли издание Кодекса поведения членов Европарламента, а также попытки усовершенствовать кодекс служащих Евросоюза.

Кроме данных мер (назовем их новыми) Евросоюз в начале 90-х гг. прошлого века подписал несколько антикоррупционных постановлений и конвенций по защите финансовых интересов и по борьбе с коррупцией. Однако по сей день ни одна из принятых Конвенций не была ратифицирована в достаточной мере, чтобы её исполняли29.

Несмотря на это Евросоюз от каждого государства-кандидата в качестве условия для вступления выдвигает требование сокращения объемов коррупции до «терпимой меры». Практика приема в Евросоюз показывает, что данный критерий соблюдается в недостаточной мере (случаи Румынии, Болгарии, Польши, Чехии, Литвы и Латвии). Также можно заметить, что и у самого Евросоюза есть «допустимый» и «недопустимый» уровень коррупции. «Допустимым» для данного политического объединения считается коррумпировать политические партии, лидеров и правительства других стран во имя реализации собственных интересов, «недопустимым» же является наносить ущерб европейской политической системе, став кандидатом в её члены.

Из сказанного можно сделать вывод, что корупция, связанная с деятельностью политических партий, стала системной проблемой Евросоюза, т.е. проблемой всего либерально-демократического устройства.

Примечания

1 См.: Weber М. Partije // Politiöke stranke kao faktor suvremenog politickog sistema / Под ред. S. PuliSelic. -Zagreb: Naprijed, 1971. - P. 81 - 82.

2 См.: Tadic Lj. Nauka o politici. - Beograd: Rad, 1988. -P.313.

3 Там же. -С. 314.

4 См.: Мельник В. Современный словарь по политологии. - Минск: Книжный дом, 2004. - С. 184.

5 Aleksic R. Recnik stranih reci i izraza, Prosveta. -Beograd: Prosveta, 1978. -P. 411.

6 Corruption and Economic Development, URL: http://www.worldbank.org (html)extdr/corruptn/cor02.htm

7 Helping Countries Combat Corruption: The Role of the World bank, http:// www.worldbank.org/ publicsector/ antikorrupt/corrupt/coridx.htm

8 Там же.

9 В данном случае сложилась двусмысленная ситуация: у самого Евросоюза нет конкретной, последовательной и системной программы борьбы против коррупции. В то же время Европейская Комиссия по принятию новых членов настаивает на том, чтобы новые кандидаты подписали и ратифицировали Конвенцию Совета Европы, содержащую ряд правовых актов, а также другие документы.

10 См.: The Independent. 2002. 30 maj.

11 См.: Spremljanje pridruzevanja EU: Korupcija in protikorupcijski ukrepi v Sloveniji. - Budapest: Open Society Institute, 2002. - P. 20.

12 См.: 3uHoejee А. Запад. Феномен западььаштва. -Београд: Наш дом, 2002. - С. 162.

13 Там же.

14 См.: Spremljanje pridruzevanja EU: Korupcija in protikorupcijski ukrepi v Sloveniji. - P. 33.

15 Там же. -С. 65.

16 Организация «Транспорентност Србиуа», исследуя январские выборы 2007 г., заключила, что политические партии в ходе предвыборной кампании потратили больше, чем предусмотрено законом, израсходовали суммы, превышающие выплаты из бюджета и от донаторов. Иными словами, это означает, что существуют и «тайные» донаторы, и «тайные» способы получения политическими партиями средств, т.е. налицо классическая коррупция и «продажа страны». См.: Политика. 2007. 10 февраля. - С. 7.

17 См.: Милошевип 3. Измену Европске унще и савеза православних Словена // .(единство православних Словена. - CapajeBo: Филозофски факултет, 2006. - Р. 61.

18 Смягченный вариант описания данного процесса можно найти на страницах загребского периодического издания «JyrapftH лист». См.: странке потрошиле выше него што су смелее? // Политика. 2007. 8 февраля. - С. 10.

19 В апреле 2006 г. в Великобритании произошел еще один скандал, связанный с деятельностью премьер-министра Тони Блэра и Лейбористской партии. Речь идет о сенсационной афере, связанной с продажей титула лорда богатым людям, которые не «за просто так» были готовы «отстегнуть» парочку миллионов Лейбористской партии. См.: ПоповиН П. По л ищу а у Даунинг стриту 10 // НИН. - Београд, 2007. - С. 58.

20 http://www.gazeta.ni/#265704

21 Spremljanje pridruzevanja EU: Korupcija in protikorupcijski ukrepi v Sloveniji. - P. 61.

22 Директивы в Евросоюзе почти всегда связаны с коррупцией. Когда власти или президент государства вынесут директиву, первый вопрос, возникающий в Евросоюзе, - «кто заказчик?» Иными словами, директива считается недемократическим методом предоставления льгот определенному предприятию или индивидуальному лицу.

23 См.: Hellman J., Jones G., Kaufmann D. Seize the State, Seize the Day: State Capture, Corruption and Influence in Transition // Policy Research Working Paper 244, World

Bank Institute and Office of the Economist, EBDR. 2000. 28 Spremljanje pridruzevanja EU: Korupcija in

September. - P. 9. protikorupcijski ukrepi v Sloveniji. - P. 24.

24 См.: Fink-Hafner D. Politicne stranke. - Ljubljana: 29 Там же. - С. 32. Fakulteta za druzbene vede, 2001. - P. 41.

25 3unoejeeA. Запад. - С. 142.

27 Там же.

УДК 659

O.B. Смирнова

Череповецкий государственный университет

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Общество само по себе не может сделать человека свободным, человек должен сделать свободным общество.

Н.А. Бердяев

Специфической особенностью отечественной философии является ее антропологич-ность, поскольку именно человек и проблемы его существования традиционно стоят в центре внимания наших мыслителей. Важно заметить, что русская философия не отрывает человека от мира его бытия - общества и культуры, в которых он творит и реализует себя.

Одним из аспектов взаимосвязи личности и общества, исследуемых русскими философами, были отношения по поводу свободы. В конце XIX - начале XX в. тема свободы занимала видное место в творчестве B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, С.Л. Франка, Ф.М. Достоевского, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, С.А. Левицкого, E.H. Трубецкого и др. В отличие от западноевропейской трактовки свободы как индивидуальной ценности, для русских религиозных мыслителей свобода выступает как социальный феномен. Как справедливо отмечает Л.А. Коган: «чистая (абсолютная, обособленная) свобода - это абстракция, пустая и бесплодная. Свобода - всегда в связях и отношениях между людьми, в связи с миром и историей, с конкретной ситуацией...»1.

Целостность человеческого бытия обеспечивается неразрывностью отдельности и слитности, автономности и единства, соборности и свободы. Как подчеркивал H.A. Бердяев, «хоровое» начало, единство любви и свободы, персонализма и общности - это «идея чисто русская».

Единство личностного и общественного выступает у B.C. Соловьева как «личностно-общественное начало», у Н.О. Лосского как

«иерархический персонализм», у Л.П. Карсавина как «симфоническая личность», у С.А. Левицкого как «персоналистический солида-ризм». Последний считает, что данное единство свободно от крайностей и либерализма с его идеей абсолютно суверенной индивидуальности, и коллективизма с его представлением о человеке как социальном атоме.

Нетрудно заметить, что позиция русских мыслителей явно противостоит новоевропейской установке, согласно которой свобода есть способ самоутверждения и самореализации отдельного индивидуума.

«Свободой такой индивид считает отрешенность от традиционных уз общности, сдерживающих и подавляющих личную свободу, т.е. частную инициативу, предприимчивость, - справедливо замечает современный исследователь. - Для индивидуалистического воззрения общинность - это жесткие нормы, дисциплина, деспотическое ограничение и подавление свободы личности, а отделенность от общинной жизни, выход из ее "пут", обособление, превращение в независимого от общины частного лица есть настоящее благо, свобода, самостоятельность, утверждение своей (не общей) воли»2.

В противоположность этому подходу в русской религиозной философии, начиная со славянофилов, утверждается взаимосвязь соборности (общественного) и свободы (индивидуального).

Еще A.C. Хомяков отмечал, что соборное единство заключено в основе православного учения и церковной жизни не как извне навя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.