Научная статья на тему 'Показатели физического развития детей старшего школьного возраста г. Иркутска'

Показатели физического развития детей старшего школьного возраста г. Иркутска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
885
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГАРМОНИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА / PHYSICAL DEVELOPMENT / HARMONICITY OF DEVELOPMENT / TEENAGERS / AGE DYNAMICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаськова Н. П., Погорелова И. Г.

В статье рассмотрены результаты анропометрических исследований детей старшего школьного возраста г.Иркутска, показана динамика некоторых параметров физического развития старшеклассников 15-17 лет за период 1998-2008 гг., Дана оценка гармоничности физического развития подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical development of Irkutsk teenagers

In the article there have been analysed the outcomes of antropometric measurement of 15-17 year children of Irkutsk, also there was presented dynamics of some parameters of physical development during 1998-2008 years, and estimated harmonicity of physical development of teenagers.

Текст научной работы на тему «Показатели физического развития детей старшего школьного возраста г. Иркутска»

© ГАСЬКОВА Н.П., ПОГОРЕЛОВА И.Г. — 2010

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г. ИРКУТСКА

Н.П. Гаськова, И.Г.Погорелова (Филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в г.Иркутске, директор — д.п.н., доц. Е.В.Воробьева, научно-исследовательская лаборатория «Проблем физической культуры и спорта», зав. — к.м.н. доц. Н.П. Гаськова; Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н. проф И.В. Малов, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, зав. — д.м.н., проф. Л.П.Игнатьева; Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, ректор — к.э.н. доцент Ю.Г. Вашукевич, кафедра физического воспитания и спорта, зав. — А.И. Ракоца)

Резюме. В статье рассмотрены результаты анропометрических исследований детей старшего школьного возраста г.Иркутска, показана динамика некоторых параметров физического развития старшеклассников 15-17 лет за период 1998-2008 гг., Дана оценка гармоничности физического развития подростков.

Ключевые слова: физическое развитие, гармоничность развития, старшеклассники, возрастная динамика.

PHYSICAL DEVELOPMENT OF IRKUTSK TEENAGERS

N.P. Gaskova, I.G. Pogorelova (Irkutsk State Medical University, Irkutsk State Agricultural Academy,

Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism)

Summary. In the article there have been analysed the outcomes of antropometric measurement of 15-17 year children of Irkutsk, also there was presented dynamics of some parameters of physical development during 1998-2008 years, and estimated harmonicity of physical development of teenagers.

Key words: physical development, harmonicity of development, teenagers, age dynamics.

В настоящее время в Российской Федерации сложилось тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По мнению ряда исследователей индивидуальный потенциал здоровья при рождении приближается к нулю, то есть родившийся в наши дни человек сразу начинает терять здоровье [1,4].

Физическое развитие растущего организма является одним из основных критериев здоровья ребенка, а, следовательно, и социального благополучия общества, определяющий уровень здоровья данного поколения в старшем возрасте, включая потенциальное долголетие и передачу соответствующих качеств будущим поколениям.

Подчиняясь общебиологическим закономерностям, физическое развитие формируется под воздействием большого числа факторов различной природы, но в значительной степени зависит от состояния среды обитания. Таким образом, существует необходимость разработки региональных стандартов физического развития, поскольку особенности (природно-климатические, социально-экономические и другие), характерные для отдельных административных территорий, могут оказывать существенное влияние на уровень развития.

В связи с вышеизложенным, цель настоящего исследования состояла в определении и сравнительном анализе основных показателей физического развития подростков старшего школьного возраста г. Иркутска.

Материалы и методы

Работа была выполнена на базе научноисследовательской лаборатории «Проблем физической

Рис. 1. Возрастная динамика длины тела девушек.

культуры и спорта» ГОУ ВПО филиала Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в г.Иркутске. Согласно поставленной цели были проведены основные антропометрические измерения (длина и масса тела). В качестве объекта исследования были определены учащиеся школ и студенты 1 курса ВУЗов г. Иркутска (в вузах обследовались только студенты, поступившие из школ г.Иркутска). Антропометрические измерения проводились по общепринятой методике [3,5]. Всего обследовано 2529 человек из всех районов г. Иркутска.

■ —

а / • -1996-02 —«—Г007-08

15 16 17 •о»р«ст

Рис. 2. Возрастная динамика массы тела девушек.

Для оценки показателей физического развития были использованы центильный метод и метод сигмальных отклонений. Также оценивалась гармоничность развития школьников, при этом физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильному ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля, большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Необходимо отметить, что метод центилей имеет преимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей — зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, характеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).

25

20

15

10

5

0

jLJ

□ дисгармоничное девочки

□ дисгармоничное мальчики

О резко дисгармоничное девочки г резко дисгармоничное мальчики

Рис. 3. Возрастная динамика длины тела юношей.

Результаты и обсуждение

При оценке динамики основных показателей физического развития старшеклассников г.Иркутска за последние 10 лет установлено, что показатели роста у девочек во всех исследуемых возрастных группах (15, 16,17 лет) в 2008 году достоверно ниже (р<0,01), чем у их сверстниц в 1998-02 годах. Это наиболее характерно для 16 летних девушек: так, если в 1998-02 годах их средний рост составлял 167,5± 0,6см, то в 2008 году лишь 162,0±2,1см (р<0,05) (рис.1).

Достоверных различий в массе тела девушек 16 и 17 лет в 1998-02 г.г. и 2008 году выявлено не было. В то же время регистрируется достоверное увеличение веса 15 летних девушек (с 49,0±0,4 кг в 2000 году до 55,4±0,8 кг в 2008 году), (р<0,01)

(рис.2).

Для юношей характерны стабильные значения роста в возрастных группах 15 и 17 лет и достоверное снижение его на 3,4 см наблюдаемое в 16 лет (р<0,05), (рис.3).

Показатели веса тела современных юношей имеют тенденцию к увеличению, наиболее ярко проявляющуюся в 15 и 16 летнем возрасте (р<0,01), (рис.4).

Рис. 5. Дисгармоничность развития школьников по показателям роста и веса.

роста установлены у 75% девушек в 17 лет, 60% в 16 лет и 69% в 15 лет, а низкие показатели наблюдаются у 1732% обследуемых.

При оценке гармоничности физического развития подростков г. Иркутска по весо-ростовым показателям, установлено, что наибольшее количество старшеклассников имеющих дисгармоничное развитие встречается

Таблица 1

Гармоничность развития школьников по показателям роста и веса (%)

Гармоничность Возраст, пол

15 лет 16 лет 17 лет

юноши девушки юноши девушки юноши девушки

Гармоничное среднее 57,1 54,1 54,0 41,2 51,2 58,8

Гармоничное низкое 32,4 12,9 17,0 22,5 22,6 14,9

Гармоничное высокое 4,3 9,0 6,0 1,2 6,5 3,2

Дисгармоничное 6,2 24,0 23,0 35,1 19,7 23,1

Рис. 4. Возрастная динамика массы тела юношей.

Проведенная оценка отдельных параметров физического развития старшеклассников г. Иркутска показала преобладание среднего уровня развития. Использование центильного метода позволило определить, что средние показатели роста имеет 61-67% юношей, низкие показатели в 16 лет выявлены у 23%, а в 15 и 17 летнем возрасте у 35-36% юношей соответственно. Средние значения

среди девушек в 16 лет и составляет 35,1%, а минимальный показатель выявлен среди мальчиков в 15 лет и составил всего 6,0 %. Необходимо отметить, что как юношей, так и девушек с гармоничным высоким развитием (по критерию роста) встречается меньше, чем с гармоничным низким показателем (табл.1).

Наибольший удельный вес подростков с дисгармоничным физическим развитием определяется в возрасте 16 лет (23,0% мальчиков и 35,1 % девочек), в возрасте 17 лет эти значения составляют 19,7 и 23,1%% соответственно, наиболее благоприятная ситуация в возрастной группе 15 лет (6 и 24%).

При этом установлено, что наиболее резкие отличия между ростом и весом выявляются у юношей 17 лет (рис.5), тогда как в 15 лет дисбаланс минимален.

Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что школьники 1991-92 годов рождения имеют более низкие показатели роста, что, по-видимому, связано со сложившейся в стране в эти годы экономической ситуацией. Также среди старшеклассников в настоящий момент выявлен достаточно высокий процент юношей и девушек с низкими показателями и с дисгармоничным физическим развитием по основным антропометрическим параметрам. Полученные данные послужили основой для разработки стандартов физического развития школьников г. Иркутска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большаков А.М., Маймулов В.Г Общая гигиена: учебное пособие / Под ред. А.М.Большакова, В.Г.Маймулова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 736 с.

2. Игольницына Л.М. Гигиенические аспекты совершенствования экологического образования: Автореф. дис... док. биол. наук. — Иркутск, 2003. — 46 с.

3. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. пособие / С.Д.Поляков, С.В.Хрущев, И.Т.Корнеева и др. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 96 с.

4. Барков Л.В., Очередко О.М., Перевощенкова Н.К. и др. Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы у детей при воздействии атмосферных загрязнений // Гигиена и санитария. — 1996. — №1. — С.

5. Рзянкина М. Ф., Андрюшкина Е.А. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / Под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.Г. Молочного. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 376 с.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1. Погорелова Ирина Геннадьевна — к.м.н, доцент.

E-mail: pogorelova_irine@mail.ru

© ГОВОРУШКО С.М. — 2010

МЕДИЦИНСКОЕ И ВЕТЕРИНАРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЯДОВИТЫХ НАСЕКОМЫХ

С.М. Говорушко

(Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, директор — акад. РАН П.Я. Бакланов, лаборатория устойчивого природопользования и экспертизы, зав. — к.г.н. В.П. Каракин)

Резюме. Цель исследования — выявление значимости ядовитых насекомых с точки зрения их влияния на человека в глобальном масштабе. Анализировались литературные источники, содержащие подобные данные. Сделан вывод, что современная смертность от них составляет первые сотни человек в год (без учета случаев анафилактического шока), велики также социально-экономические последствия. Наиболее значимыми представителями ядовитых насекомых являются пчелы, осы, шершни и муравьи.

Ключевые слова: гибель, ужаления, укусы, насекомые, токсичность, яд.

MEDICAL AND VETERINARY IMPORTANCE OF VENOMOUS INSECTS

S.M. Govorushko (PGI FEB RAS, Vladivostok)

Summary. The aim of my research is to discover importance of venomous insects in the view of their impact on humans on global scale. Different literature publications were analyzed. The data which was considered helped me to come to the conclusion that nowadays mortality from them is a few hundred people per year (excluding cases of anaphylactic shock). There are high socio-economic consequences. The most important representatives of toxic insects are bees, wasps, hornets and ants.

Key words: bites, human mortality, insects, stings, toxicity, venom.

Данная работа выполнена в рамках проекта «Взаимодействие человека с окружающей средой», направленного на выявление влияния природных процессов на человеческую деятельность и, наоборот, влияния человеческой деятельности на окружающую среду в глобальном масштабе. Первая книга серии [3] опубликована в 2007 г. Эта статья относится к готовящейся второй книге «Влияние биологических, биогеохими-ческих и космических процессов на человеческую деятельность» и является частью одного из 4 параграфов, посвященных наземным активно ядовитым животным и насекомым.

Характеристика по способу введения яда. Среди насекомых используют яд или так называемую «химическую защиту» 800 тыс. видов [4]. По способу введения яда насекомые подразделяются на несколько групп [6]. Первая из них вводит яд в тело жертвы через специализированный жалящий аппарат. Сюда входят различные виды ос, пчел, шмелей, муравьев и т. д. Насекомые второй группы используют для введения яда ротовой аппарат. К ним относятся некоторые виды клопов, личинки слепней, ктырей, муравьиных львов и т. д. У третьей группы насекомых ранящий аппарат отсутствует, а токсические вещества выделяются из отверстий на ногах (нарывники, божьи коровки), анальных желез (некоторые жужелицы, жуки-бомбардиры) и т. д. Насекомые четвертой группы, хотя и имеют ранящие приспособления, но ядовитый секрет выделяется у них пассивно, так как вырабатывающая токсины железистая клетка не имеет мышцы-компрессора. К этой группе относятся некоторые бабочки, а также их гусеницы.

Реакция на укус. Возможны три вида реакций на укус насекомого: местная, общетоксическая и аллергическая. Первая характеризуется покраснением, отеком, болью, зудом или жжением в зоне укуса, локальным увеличением лимфатических узлов, Общетоксическую реакцию отличают озноб, повышение температуры тела, тошнота, рвота, боли в суставах, головная боль. Обычно она наблюдается при множественных укусах. Аллергическая реакция возникает у предрасположенных к этому людей, ее рассмотрение не входит в тему данной статьи.

Систематика ядовитых насекомых. В основном ядовитые насекомые сосредоточены в таксонах перепончатокрылых (Hymenoptera), жесткокрылых или жуков (Coleoptera), чешуекрылых, или бабочек (Lepidoptera), полужесткокрылых, или клопов (Hemiptera), двукрылых ^р!ега).

Перепончатокрылые. Практически все ядовитые перепончатокрылые по способу введения яда являются жалящими насекомыми и относятся к подотряду стебельчатых (Apocrita). В их число входят пчелиные (Apoidea), осы (Vespoidea, Sphecoidea и др.), муравьи (Formicoidea), наездники (Ichneumonoidea).

Основными представителями пчелиных, значимыми для человеческой деятельности, являются пчелы и шмели. Общее количество видов пчел превышает 19,2 тыс. Для человека ужаление даже одной пчелы весьма болезненно, а массовые ужаления (например, нападения роя пчел) порой приводят к смертельному исходу. Картина отравления зависит от места укусов (наиболее опасны укусы в голову, шею и горло), количества ужалений и функционального состояния организма. Летальная доза для взрослых, вероятно, достигается при получении укусов в количестве от нескольких сотен до тысячи. Тем не менее, описан случай, когда пострадавший выжил после 2500 укусов пчел [16].

В большинстве случаев гибели людей от множественных укусов смерть наступает только через несколько дней, когда общая интоксикация организма приводит к почечной недостаточности, нарушению свертываемости крови или некрозу головного мозга [12]. В случае же аллергических реакций гибель обычно происходит в течение первого часа и практически всегда в первые сутки после ужаления.

Периодически отмечаются случаи гибели людей от одиночных укусов, не связанные с аллергическими реакциями, Чаще такое бывает, когда ужаление происходит в язык, глотку или нёбо (например, при употреблении меда, в котором оказалась живая пчела). Воспаление языка — очень серьезный симптом отравления, еще серьезнее — отек слизистой оболочки зева, которая распухает и закрывает дыхательное отверстие горла, удушая при этом пострадавшего [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.