Научная статья на тему 'Показатель стоимости компании как критерий оценки уровня ее конкурентоспособности'

Показатель стоимости компании как критерий оценки уровня ее конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИЙ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / СТОИМОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / COMPANY COMPETITIVENESS / EFFICIENCY / CRITERION OF THE COMPETITIVENESS LEVEL / VALUE / AGRICULTURAL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумилина Екатерина Валентиновна

Показано, что конкурентоспособность предприятия - сложная и многогранная экономическая категория. В статье раскрыты основные подходы к анализу конкурентоспособности, выявлены ее сущностные признаки, и дано авторское толкование данного понятия. Для исследования факторов конкурентоспособности компаний предложено использовать показатель стоимости в качестве критерия оценки уровня конкурентоспособности с необходимым учетом специфики отрасли агробизнеса, к которой принадлежат исследуемые предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness of a company is a complex economic category and a controversial topic for research people. The main scientific approaches how to define and measure competitiveness were explored in the article, the competitiveness features were discovered and therefore the authors definition was designed. To determine the competitiveness factors the author proposes to consider a company value as a criterion of company competitiveness with due regard for the specific of the agricultural industry.

Текст научной работы на тему «Показатель стоимости компании как критерий оценки уровня ее конкурентоспособности»

Шумилина Е.В. Показатель стоимости компании как критерий оценки уровня ее

конкурентоспособности Дата: 09/03/2011 Номер: (27) УЭкС, 3/2011

Аннотация: Показано, что конкурентоспособность предприятия - сложная и многогранная экономическая категория. В статье раскрыты основные подходы к анализу конкурентоспособности, выявлены ее сущностные признаки, и дано авторское толкование данного понятия. Для исследования факторов конкурентоспособности компаний предложено использовать показатель стоимости в качестве критерия оценки уровня конкурентоспособности с необходимым учетом специфики отрасли агробизнеса, к которой принадлежат исследуемые предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, эффективность, критерий уровня конкурентоспособности, стоимость, агропромышленный комплекс.

Abstract: Competitiveness of a company is a complex economic category and a controversial topic for research people. The main scientific approaches how to define and measure competitiveness were explored in the article, the competitiveness features were discovered and therefore the author’s definition was designed. To determine the competitiveness factors the author proposes to consider a company value as a criterion of company competitiveness with due regard for the specific of the agricultural industry.

Keywords: company competitiveness, efficiency, criterion of the competitiveness level, value, agricultural sector.

Шумилина Екатерина Валентиновна

соискатель

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

kshum.@mail.ru

Выходные данные статьи: Шумилина Е.В. Показатель стоимости компании как критерий оценки уровня ее конкурентоспособности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 3 (27). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

В последнее время термины «конкуренция» и «конкурентоспособность» достаточно часто употребляются в научной литературе, стратегических планах развития компаний, программных документах Правительства РФ. Во многом это обусловлено стоящей перед государством целью по переходу от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, что невозможно без создания, закрепления и расширения новых конкурентных преимуществ в таких отраслях, как энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов, информационные, нано- и биотехнологии.

Несмотря на большое число теоретических и эмпирических исследований,

проведенных как в России, так и за рубежом, по-прежнему не существует единой точки зрения по вопросу определения сущности и критериев конкурентоспособности. Отчасти это можно объяснить многообразием объектов, по отношению к которым можно применить данное понятие: товар, услуга, компания, отрасль, регион, страна. Решение вопроса, на каком уровне создается конкурентоспособность (страна, регион, отрасль, сегмент рынка, транснациональные корпорации, фирмы), имеет определяющее значение для выработки конкретных мер по ее повышению.

Очевидно, что конкурентоспособность государства является интегральным показателем, вобравшим в себя такие характеристики, как: 1) способность страны добиться устойчивого экономического роста; 2) эффективное использование производственных ресурсов; 3) способность компаний данной страны успешно конкурировать на международных рынках; 4) способность страны улучшать жизненные стандарты и рост доходов на душу населения.

В эпоху глобализации приток инвестиций и следующие за ними новые технологии повышают конкурентоспособность компаний за счет снижения издержек, расширения ассортимента продукции, повышения ее качества. Все это приводит к росту соответствующих производств внутри отрасли, затем на внутреннем и внешнем рынках. Таким образом, именно устойчивое стабильное состояние предприятий является залогом роста и конкурентоспособности национальной экономики в целом. В связи с этим исследование вопросов, связанных с определением конкурентоспособности отдельного предприятия, уточнением данного понятия с учетом специфики компаний конкретных отраслей, а также с изучением факторов, формирующих конкурентоспособность компаний, является весьма актуальной задачей.

На сегодняшний день в мировой практике не существует общепринятого определения конкурентоспособности также, как и понятия конкуренции. Часто под конкурентоспособностью понимается способность любого экономического субъекта опережать соперника в достижении поставленных экономических целей. Определение конкурентоспособности вне зависимости от объекта исследования тесно связано с анализом сущности конкурентных преимуществ и длительностью их действия. В связи с этим в статье приведена краткая эволюция основных концептуальных подходов к определению конкурентоспособности.

• Исторически первым подходом, объясняющим природу конкурентных преимуществ, является концепция ценовой конкуренции. Еще классическая модель конкурентного рынка А. Смита подразумевала, что соперничающие между собой фирмы стараются привлечь потребителя за счет установления низких цен. Данное теоретическое направление также нашло отражение в развитии экономических отношений и в первой половине XX века, когда при использовании стандартизированных промышленных технологий достигался эффект экономии на масштабах производства, и следовательно главным фактором, влияющим на решение покупателей, была цена. Примером этому является система организации поточного производства (фордизм), господствовавшая среди американских производителей.

• В конце 80-х гг. XX века на смену приходит постфордизм, который связан с гибким производством специализированных товаров и услуг для сегментированных рынков. Под воздействием неценовой конкуренции фирмы соревнуются не в снижении цен и издержек на производимый товар, а в повышении потребительской ценности товара или услуги путем либо создания

нового вида продукции, либо улучшения его качества, сервиса, либо лучшим приспособлением товара к нуждам конкретного потребителя.

• По мнению известного американского экономиста, специалиста в области теории конкуренции М. Портера, конкурентоспособность фирмы обуславливается не наличием сырья, капитала, рабочей силы, капитала, а эффективностью, с которой компании используют данные ресурсы, и каким образом они ведут конкурентную борьбу. Для достижения успеха компании должны обладать достаточной гибкостью, развивать свои ключевые компетенции, чтобы всегда оставаться впереди соперников. По Портеру, «компания сможет обойти конкурентов, только если сумеет создать свое

отличительное качество и впоследствии сохранить его»_______*. Чтобы быть

источником конкурентоспособности, такое отличительное преимущество должно обеспечивать либо большую ценность для потребителя, либо сопоставимую с конкурентами ценность, но при меньших издержках. Таким образом, Портер сделал вывод о том, что чем выше производительность, тем выше конкурентоспособность.

Однако в своих работах Портер отмечает, что конкуренция, базирующаяся исключительно на операционной эффективности, носит деструктивный характер и ведет к истощающим войнам, прекратить которые можно только, ограничив конкуренцию. По его мнению, стратегия компании, идею которой можно выразить словами: «быть непохожим» **, должна строиться на уникальных видах деятельности, а также на их правильном сочетании.

Однако некоторые исследователи, в частности норвежский экономист Э. Райнет, подчеркивают, что производительность не всегда является основой конкурентных преимуществ. Помимо этого, ключевую роль также играет то, предприятии каких отраслей обладают конкурентными преимуществами и каков уровень развития производственных технологий в данной отрасли, то есть являются ли они низко- или высокотехнологичными.

• Коллектив авторов (Крылатых Э.Н., Бородин К.Г., Строков А.С. и др.), изучающих проблемы конкурентоспособности отечественного аграрного сектора, рассматривает понятие конкурентоспособности как систему свойств, присущих анализируемому субъекту будь то товар, предприятие, отрасль или агропродовольственная система.

Другая группа исследователей конкурентоспособности считает, что в основе конкурентного преимущества фирмы лежит способность реализации эффективной и прибыльной деятельности в условиях конкурентного рынка (Завьялов П.С. ***).

Авторы (Буяльская А.К., Сергеев И.В. ****) определяют конкурентоспособность фирмыг (предприятия) как способность максимально эффективно использовать имеющийся потенциал в противостоянии с давлением рыночных сил с целью завоевания предприятием выгодной для себя позиции.

Источниками конкурентных преимуществ могут выступать как «превосходство в ресурсах»: доступ к сырью, энергии, капиталу, высококвалифицированному

персоналу, - так и «превосходство в умении»: наличие и использование

технологических, управленческих, маркетинговых инноваций, различных ноу-хау. При этом авторы не приводят четкого описания критериев эффективной деятельности, и чаще всего под ней подразумевается получение компанией прибыли, увеличение

доли рынка.

В коллективной монографии ***** под редакцией доктора экономических наук, профессора Сильвестрова С.Н. подчеркивается, что конкурентоспособность предприятия зависит в основном от ее организационно-правовой формы. Однако с данной точкой зрения сложно согласиться. Например, к некоммерческим предприятиям, которые могут быть созданы в различных организационно-правовых формах (потребительские кооперативы, общественные, религиозные организации, учреждения, благотворительные и иные фонды), понятие рыночной конкуренции, равно как и конкурентоспособности, не применимо. К тому же, на такие организации возложены важные социальные функции, и единственное за что могут «конкурировать» между собой такие организации - это количество членов-участников, либо потребителей своих услуг.

• Ведущее значение институциональныгх аспектов конкурентоспособности признается многими экономистами. В работах Б.-О. Лундваля, М. Портера, Э. Райнета, В.Д. Гончарова, И.В. Пилипенко и др. подчеркивается, что важную роль играют государство, которое задает базовые условия для деятельности частных компаний, и научно-исследовательские институты, которые создают новые знания и активно участвуют в процессе их внедрения в производство.

• Экономико-географические аспектыг отражены в научных трудах Н.С. Мироненко, И.В. Пилипенко, Э.Г. Кочетова, М. Портера, М. Энрайта, Э. Маркусена по проблемам определения конкурентоспособности. Эти исследователи отмечают значительную роль регионов, кластеров, пространственной организации производства в создании локальных конкурентных преимуществ.

Таким образом, в ходе анализа различных точек зрения на проблему определения конкурентоспособности предприятия были выявлены сущностныге признаки конкурентоспособности компании:

• конкурентоспособность проявляется на определенных сегментах рынка.

• конкурентоспособность - это относительное понятие, поскольку соперничающие компании постоянно сравнивают результаты своей деятельности с достижениями ведущих игроков - носителями лучшего отраслевого опыта. Более того, компании могут быть конкурентоспособными на одних рынках, и неконкурентоспособными на других.

• существует тесная связь между конкурентоспособностью компании и конкурентоспособностью производимой ею продукции, однако определение конкурентоспособности предприятия основывается на анализе показателей, отличных от тех, что используются применительно к производимой продукции.

• конкурентоспособность компании постоянно находится в динамическом состоянии и в значительной степени подвержены влиянию изменяющейся внешней конкурентной среды. А поскольку процесс конкуренции непрерывен, то оценка конкурентоспособности должна проводиться по состоянию на определенный момент времени, а также учитывать будущий потенциал ее изменения.

С учетом выявленных признаков предложена авторская трактовка данной экономической категории. Под конкурентоспособностью компании понимается способность предприятия осуществлять деятельность по производству и реализации продукции, услуг на доступных ему сегментах рынка в условиях изменяющейся

внешней конкурентной среды таким образом, чтобы генерируемые денежные потоки от этой деятельности гарантировали бы долгосрочное устойчивое и эффективное функционирование компании на рынке.

В качестве критерия, определяющего уровень конкурентоспособности компании предлагается использовать показатель ее стоимости.

Рост рыночной стоимости компании или иными словами максимальное увеличение благосостояния ее владельцев в качестве основной задачи деятельности фирмы называют в своих работах зарубежные и российские исследователи: Ван Хорн Дж.К., Ченг Ф. Ли, Джозеф И., Коупленд Т., Муррин Дж., Булыга Р.П., Кохно П.А., Глазунов В.Н. и др. Современными учеными и практиками признается тот факт, что наилучшим критерием оценки успешности функционирования компании является добавленная стоимость. Действительно, именно данный показатель позволяет отразить в одной величине множество факторов, влияющих на результаты деятельности компании.

Особо следует подчеркнуть, важную роль специфических особенностей отрасли, к которой принадлежат исследуемые предприятия, при определении уровня конкурентоспособности предприятий, выработке и реализации комплекса мер по ее повышению. Основные характеристики отрасли: структура, экономика и технологии -служат отправным моментом в стратегическом анализе, вырисовывают поле, на котором будет реализовываться конкурентная стратегия фирмы, более того, отличительные отраслевые характеристики оказывают значительное влияние на процедуру стоимостной оценки, выбор подходов и методов определения стоимости компаний ******.

Определив общее понятие конкурентоспособности компании, необходимо заметить, что его содержание может значительным образом меняться в зависимости от конкретных особенностей той или иной отрасли, к которой относится исследуемое предприятие. В рамках данной статьи на примере агропромышленного комплекса (АПК) автор конкретизировал полученное ранее определение в зависимости от видов компаний, входящих в агропромышленный комплекс. В целях анализа были выделены две группы компаний: 1) производители сельскохозяйственной продукции, 2)

предприятия-переработчики сельхозпродукции, производители продуктов питания и предприятия-производители средств производства для сельскохозяйственных организаций.

Производственный цикл компаний первой группы характеризуется высокой степенью зависимости от природно-климатических факторов. Для данного вида компаний биологические ресурсы выступают как исходное сырье либо как основные производственные активы, путем биотрансформации которых, компания-производитель получает сельскохозяйственную продукцию. Последняя, в свою очередь, также является биологическим ресурсом и подвержена рискам утраты ввиду небольших сроков годности продукции. Важным является тот факт, что продукция, производимая компаниями данной группы, является однородной, то есть, в представлении покупателей товары совершенно неразличимы и взаимозаменяемы, а значит, на этом типе отраслевого рынка будет преобладать ценовая конкуренция.

Более того, при исследовании агропродовольственного рынка необходимо учитывать значительную роль государства в его регулировании. Мировой опыт развития сельского хозяйства говорит о том, что сельское хозяйство и продовольственный рынок в развитых странах рассматривается как система, не способная к саморегулированию, а средства, выделяемые на поддержку сельского хозяйства, - как

естественная компенсация неизбежных потерь отрасли в условиях рынка. Размер этой платы в отдельных странах может достигать до 70% стоимости продукции сельского хозяйства. Необходимость осуществления мер государственной поддержки АПК обусловлена высоким уровнем сельскохозяйственных рисков, диспаритетом цен на на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги, низкой степенью монополизации сельских товаропроизводителей по сравнению с другими отраслями экономики.

В связи с этим можно сделать вывод, что в сельском хозяйстве классическая рыночная конкуренция не присутствует в «чистом» виде. Конкурентоспособность предприятия во многом определяется эффективностью государственного регулирования также, как конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции обусловлена проведением целенаправленной государственной политики. В таком случае можно утверждать, что конкурентоспособность компаний данного вида определяется эффективностью внутренних бизнес-процессов в борьбе за внешние источники государственной поддержки. В то же время сельхозпроизводители, в деятельности которых внедрены и активно используются инновационные достижения и технологии, обладают большей устойчивостью к макроэкономическим колебаниям и другим внешним воздействиям, а значит, являются более конкурентоспособными, нежели те предприятия, которые опираются в основном на наследуемые естественные конкурентные преимущества (значительные запасы водных, биологических, земельных ресурсов).

Для компаний второй группы: предприятий-переработчиков сельхозпродукции, производителей продуктов питания и средств производства для сельскохозяйственных организаций,- влияние сельскохозяйственных рисков не столь значительно, также как и вмешательство государства. Последнее проявляется в части установления нормативных положений и технических регламентов, регулирующих качество продукции, а также контроля за уровнем цен на социально значимые товары. Необходимо подчеркнуть, что важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий данной группы играют сильные, узнаваемые товарные знаки, служащие для индивидуализации товаров, совместно с технологиями производства продуктов. При этом предложенное ранее определение конкурентоспособности для компаний данного вида применимо полностью, и в качестве критерия оценки уровня конкурентоспособности будет выступать показатель их стоимости.

Итак, выше было показано, что конкурентоспособность предприятия - сложная и многогранная экономическая категория, единственного и общепринятого определения которой не существует. Конкурентоспособность компании рассматривается как способность предприятия осуществлять деятельность по производству и реализации продукции, услуг на доступных ему сегментах рынка в условиях изменяющейся внешней конкурентной среды таким образом, чтобы генерируемые денежные потоки от этой деятельности гарантировали бы долгосрочное устойчивое и эффективное функционирование компании на рынке. В целях упрощения работы по исследованию факторов конкурентоспособности компаний предложено использовать показатель стоимости в качестве критерия оценки уровня конкурентоспособности с необходимым учетом специфики отрасли агробизнеса, к которой принадлежат исследуемые предприятия.

Библиографический список:

1. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М., Инфра-М, 2007. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.cfin.ru /management/strategy/competit/ competition_schemes.shtml

2. Модернизация и конкурентоспособность российской экономики: Монография / Под ред. Курнышевой И.Р., Погосова И.А., науч. ред. Сильвестрова С.Н. - СПб, Алетейя, 2010.

3. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве. - Смоленск: Ойкумена, 2005.

4. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. - М., Издательский дом «Вильямс», 2005.

5. Проблемы конкурентоспособности агропродовольственного комплекса РФ и факторы ее повышения. Сб. науч. тр./ВИАПИ им. А.А. Никонова. - М. ВИАПИ им. Никонова, 2008.

6. Чекалин В.С. Повышать конкурентоспособность российской сельхозпродукции // АПК: экономика и управление, 2009. - № 11.

*Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. - М., Издательский дом «Вильямс», 2005, с.

66.

** Там же, с. 71.

*** Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М., Инфра-М, 2007. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.cfin.ru / management/ strategy/competit/competition_schemes.shtml

**** Цит. по: Проблемы конкурентоспособности агропродовольственного комплекса РФ и факторы ее повышения. Сб. науч. Тр./ВИАПИ им. А.А. Никонова. - М. ВИАПИ им. Никонова, 2008, с.11.

***** Модернизация и конкурентоспособность российской экономики: Монография / Под ред. Курнышевой И.Р., Погосова И.А., науч. ред. Сильвестрова С.Н. - СПб, Алетейя, 2010.

****** Подробно о специфических особенностях предприятий АПК как объекта оценки см. в: Шумилина Е.В. Специфические особенности предприятий

агропромышленного комплекса и необходимость их учета при стоимостной оценке // Московский оценщик. - М., 2009. - №6(61).

№ гос. рег. статьи 0421100034/

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=354

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.