Научная статья на тему 'Походные храмы Алтайской духовной Миссии'

Походные храмы Алтайской духовной Миссии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
415
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антропологический форум
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОХОДНЫЙ ХРАМ / FIELD CHURCH / АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ / ARCHITECTURE OF ORTHODOX CHURCHES / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MISSIONARY ACTIVITY / АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ / ALTAI ORTHODOX MISSION / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крейдун Юрий Александрович

В статье рассматриваются виды походных храмов, использовавшихся в Алтайской духовной миссии в XIX начале XX в., а также описаны способы организации богослужебного пространства на открытом воздухе в случае отсутствия соответствующих помещений. Особое внимание уделено анализу первых миссионерских построек для размещения походных храмов основателя Алтайской миссии архимандрита Макария (Глухарева).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Field Churches of the Altai Orthodox Mission

The article examines different kinds of field churches used by the Altai Orthodox Mission in the 19th early 20th centuries. It also describes ways of organizing the space for the service to take place in the open air in case of the absence of necessary constructions. Great attention is paid to the analysis of the first missionary constructions to house the field churches of the founder of the Altai Mission archimandrite Makariy (Gluharev).

Текст научной работы на тему «Походные храмы Алтайской духовной Миссии»

Юрий Крейдун

Походные храмы Алтайской духовной миссии

Юрий Александрович Крейдун

Алтайский государственный университет/ Барнаульская духовная семинария, krey70@mail.ru

Алтайская духовная миссия была основана выдающимся православным подвижником, лингвистом и богословом архимандритом Макарием (Глухаревым) в 1830 г. В то время Горный Алтай был населен преимущественно кочевыми народностями. Лишь в некоторых населенных пунктах проживали русские крестьяне, которые занимались пчеловодством и другими традиционными сельскими работами. Неудивительно, что основатель Миссии по приезде в Горный Алтай столкнулся с множеством организационных и даже бытовых проблем. Отсутствовали дороги, почтовое сообщение и практически не было возможности арендовать жилье. Домов было крайне мало, преобладали юрты и аилы1. Тем не менее, невзирая на трудности, архимандрит Мака-рий сразу смог организовать регулярные богослужения, которые ему приходилось совершать в избах, юртах и даже на открытом воздухе.

Наиболее значимой частью православного богослужения является литургия. Без литургии не может быть полноценной церковной жизни. Вне храма литургия могла

1 Аил — жилище кочевых и полукочевых «инородцев», имеющее шатровое завершение из жердей. Шатер устанавливался на невысоком граненом срубе. Покрытием для шатра, как правило, служила кора лиственницы. В верхней части аила имелось круглое отверстие для отвода дыма.

совершаться в так называемых походных церквах. Таковые использовались в воинских частях, а иногда в отдаленных экспедициях, например на разработках полезных ископаемых. Что собой представляла походная церковь? Согласно инструкции Святейшего Синода от 1769 г. в комплект походной церкви должны входить антиминс (плат с частицей мощей), служебник, канонник, требник, часослов, псалтырь, праздничная и общая минеи, а также евхаристические сосуды, напрестольный крест, Евангелие и Апостол [Ландышев 1877: 44].

В то время когда о. Макарий приехал на Алтай, в Святейшем Синоде был разработан типовой проект походной церкви [ГААК 1884: Ф. 50. Оп. 11. Д. 85. Л. 1]. Походная церковь представляла собой просторный шатер из брезента с хорошо организованной системой натяжек, создающих форму и прочность конструкции. Внутри шатра помещались раскладная перегородка, иконостас, престол и жертвенник.

Согласно жизнеописанию архимандрита Макария, ему была передана походная церковь для миссионерских нужд в Тобольске перед отправкой его на Алтай [Ястребов 1893: 40]. Однако, скорее всего, о. Макарий от преосвященного Евгения, епископа Тобольского, получил из церковной утвари лишь антиминс и несколько богослужебных книг, все остальное ему пришлось искать на Алтае. Нам не удалось найти каких-либо упоминаний о наличие у архимандрита Макария церковной палатки или шатра. Известно, что богослужения он совершал в домах и избах на антиминсе, выданном в Тобольске. Помощник архимандрита Макария Алексей Волков и статский советник П.И. Бабин, у которого квартировали миссионеры, собственными силами сделали складной стол для походного престола и рамку для походного иконостаса [Макарий 1897: 32]. Этот комплект утвари походного храма в течение нескольких лет использовался архимандритом в поездках по Алтаю. Когда был изготовлен второй комплект утвари в декабре 1834 г. [Хар-лампович 1905: 264], первый был перемещен в майминский1 миссионерский дом, построенный к этому времени. Новый комплект походной церкви был установлен в 1835 г. в Ула-линском стане2 в «особом» доме, купленном за 100 рублей [Там же: 268].

1 Селение Майма основано в 1810 г. братьями Зяблицкими у устья одноименной реки, впадающей в р. Катунь. В 1830-е гг. помимо крестьян здесь проживали десять семей «старокрещеных» алтайцев и несколько семей кочевников Нижне-Кумандинской волости. В настоящее время село Майма является одним из районных центров Республики Алтай.

2 Улала в то время представляла собой небольшой улус, в котором имелось несколько десятков юрт кочевников и несколько изб крестьян-пчеловодов. В настоящее время здесь располагается г. Горно-Алтайск, столица Республики Алтай.

Что представляли собой первые миссионерские дома основателя Алтайской духовной миссии? Биографические описания дают чрезвычайно мало детальных сведений. Так, протоиерей Василий Вербицкий в рукописи о Миссии [ГААК 1860: Ф. 164. Оп. 1. Д. 5. Л. 12] называет размеры дома, который хотел построить архимандрит Макарий для С. Ландышева и М. Ниг-рицкого в Улале. В книге И. Ястребова [Ястребов 1893: 61] описан дом из двух комнат, разделенный сенями, который был и общежитием, и трапезной, и училищем, и аптекой.

Существенно дополнить эти сведения позволяет документ, хранящийся в Государственном архиве Алтайского края среди чертежей Строительного управления Томской губернии. Это «План-фасад миссионерских домов, построенных архим. Мака-рием в селениях Найминском [Майме. — Ю.К.] и Улалинском» [ГААК 1-я половина XIX в.: Ф. 50. Оп. 11. Д. 35. Л. 1] (рис. 1). До этого данный документ нигде не упоминался, более того, считалось, что прижизненные архимандриту Макарию документы по Алтайской миссии, за исключением его писем и дневников, не сохранились. Судьба первоисточников оказалась трагичной. Дважды архивы Миссии подвергались уничтожению. Первый раз — огнем, в 1886 г., когда полностью сгорел Бийский Архиерейский дом, а второй раз — влагой, в 1920-е гг., после разорения центра Миссии в Бийске. Часть архива и библиотека Катехизаторского училища находились в подсобных помещениях городской библиотеки, где из-за прохудившейся крыши и попадания воды все превратилось в труху за несколько лет.

Рис. 1. План-фасад миссионерских домов архимандрита Макария (Глухарева). ГААК. Ф. 50. Оп. 11. Д. 35. Л. 1

§ Обнаруженный чертеж содержит в себе две части. Первая и ос-

1 новная — «План с фасадом Миссии, построенной архимандри-

'§ том Макарием в деревне Найминской». На чертеже — первый

| миссионерский дом Горного Алтая. Он имеет довольно большие

размеры: длина 12 саженей, ширина 2,7 сажени (что примерно £ составляет 25x5,5 метров). Изображенные на чертеже план и

фасад почти в точности совпадают со следующим описанием з этого дома из письма архимандрита Макария [Харлампович

| 1905: 155]. Бревна были рублены с выпуском концов. Крыша те-

з совая, четырехскатная. Комнаты смежные, межкомнатные пе-

5 регородки массивные, бревенчатые. Дом имел двое сеней, кото-

= рые разделяли его на три секции. К четырем входным дверям

| пристроены крылечки, на одном из них — небольшая звонница.

! В доме были две кельи. Одна меньшего размера — для архиманд-

> | рита Макария, другая — для его сотрудников. В западной части

е находилось кухонное помещение, а в восточной — «зало, в кото-

ром производилось богослужение в пользу инородцев». В каждой жилой комнате находилась печь. Чертеж выполнен в масштабе 1:100. На плане отмечены престол и жертвенник размерами 65 х80 и 65 х65 см соответственно. Алтарной перегородкой служил деревянный раскладной каркас с иконами, состоящий из трех частей. Длина «зало» порядка восьми метров, а ширина — около пяти. С учетом площади, занятой алтарем, на службе одновременно могло присутствовать довольно большое число молящихся — до 50-ти человек. Авторская реконструкция фасада миссионерского дома представлена на рис. 2.

Вторая часть находки — «План с фасадом дому, построенному в улусе Улалинском архимандритом Макарием». Этот чертеж выполнен той же рукой, что и первый, но в меньшем масштабе.

Рис. 2. Фасад майминского миссионерского дома. Эскиз А.И. Казаковцева

Технологически улалинский дом идентичен найминскому, но имеет меньшие размеры: 6,5x2,5 сажени или примерно 13x5 м. В доме были две комнаты, разделенные сенями, к которым пристроено крыльцо. Подобную планировку имели в то время многие дома Горного Алтая. Дата составления документа отсутствует, но имеются два факта, которые помогают ее установить. Первый — упоминание о «двух священниках и двух причетниках», находившихся при архимандрите Макарии. Вероятнее всего, здесь идет речь об о. Василии Весском и брате архимандрита вдовом священнике Алексии Глухареве. Оба прибыли в Миссию в 1837 г., а выбыли соответственно в 1840 и 1839 гг. Следовательно, план этот был составлен в период с 21 сентября 1837 по 31 января 1839 г. Последняя дата — день, когда архимандрит Макарий с братом выехали из Алтая в Петербург. Кроме того, имеются две пометки, сделанные другим почерком и карандашом, в отличие от всего чертежа, выполненного чернилами. Первая пометка — на изображении фасада майминского дома: «Сделанъ», вторая — на фасаде ула-линского дома: «Сей несделанъ». То, что улалинский дом в таком виде все же существовал, доказывается и упоминанием И. Ястребова [Ястребов 1893: 60], и письмом архимандрита Макария к иеромонаху Анастасию, датированным 18 августа 1839 г. [Харлампович 1905: 330]. В этом письме начальник Миссии давал указания относительно обустройства дома из двух келий для себя и старца Петра Лисицкого (рис. 3). Следовательно, дом строился в отсутствие архимандрита Макария, а чертеж составлялся до его поездки, в 1838 г. Эта датировка совпадает и с периодом пребывания в Миссии двух священников. Как видим, чертеж появился через несколько лет после постройки майминского дома. Причиной его составления, вероятно, была необходимость официального оформления постройки [Крейдун 2001: 168].

Рис. 3. Фасад улалинского миссионерского дома. Реконструкция автора

Можно предположить, почему этот документ не был утрачен. Наличие помарок свидетельствует, что перед нами черновая копия; видимо, существовал и чистовой вариант. Черновик оказался среди бумаг Строительного управления. Это и спасло план от уничтожения в пожаре 1886 г. Обнаруженный нами документ позволяет воссоздать точный облик первого миссионерского дома, построенного архимандритом Макарием в Майме.

Отдаленность от духовных центров вынуждала миссионеров совершать богослужения и на открытом воздухе. Вот как было оформлено одно из них, проведенное архимандритом Макарием в Улале в 1834 г. Пространство для богослужения по периметру было ограничено кусками войлока (не выше человеческого роста); к войлоку прикрепили молодые березки и различные цветы. Внутри была поставлена походная церковь в виде переносного престола и иконостаса; перед иконами установили подсвечники для возжигания свеч. На богослужение были приглашены все жители Улалы — 5 семей русских крестьян и 30 семей алтайцев. Крещеные присутствовали на богослужении внутри войлочного ограждения, а некрещеные наблюдали за службой со стороны. Впоследствии стало ясно, что эта литургия под открытым небом оказала на жителей Ула-лы в религиозном плане весьма серьезное воздействие. Вскоре, в том же году, крещение приняли почти все улалинцы [Мака-рий 1897: 19].

В начале 1840-х гг. архимандриту Макарию представилась возможность строить полноценные церковные здания, в первую очередь в Майме. Здесь в 1842 г. были начаты подготовительные работы по строительству каменного храма. Этот храм, построенный в 1845 г., стал, как и предполагал архимандрит Ма-карий, приходским, но его настоятель должен был исполнять обязанности миссионера. Увеличивался поток пожертвований, и потому стало возможным создание в Горном Алтае больших стационарных иконостасов с писаными иконами. Таким оказался, в частности, иконостас майминской Духосошественской церкви [Крейдун, Замолоцких 2008: 13].

Благодаря пожертвованиям в Миссии довольно быстро была решена другая проблема, связанная с богослужебной утварью. Как уже отмечалось, по приезде на Алтай у архимандрита Ма-кария не было евхаристических сосудов. Первый комплект таковых был сделан в конце 1830 г. из олова на личные средства томского гражданского губернатора П. К. Фролова. Второй комплект сосудов, уже серебряных, был получен в 1833 г. из Москвы от митрополита Филарета (Дроздова) [Харлампович 1905: 262], покровителя Миссии.

В 1842 г. усердием А.Н. Весского появился третий комплект походной церкви [Харлампович 1905: 486], отличительной особенностью которого был сделанный из тонкого металлического листа престол. В дополнение к этому комплекту канцелярия Московской конторы Святейшего Синода отправила 7 мая 1842 г. в Алтайскую миссию набор священных сосудов с напрестольным крестом. А 9 июля 1842 г. тем же ведомством было пожертвовано богато отделанное напрестольное Евангелие стоимостью 500 рублей [ГААК 1860: Ф. 164. Оп. 1. Д. 5. Л. 19]. Разумеется, за счет собственных средств Миссия не смогла бы приобрести столь дорогую утварь.

Обязательной частью походного храма является антиминс. Первый антиминс в честь Всемилостивого Спаса был привезен в Миссию архимандритом Макарием в 1830 г. Второй антиминс во имя Смоленской иконы Божией Матери получен в 1840 г. [ГАТО(Т) 1856: Ф. 144. Александр Сулоцкий. Д. 44а. Л. 115]. Первые колокола в Миссии, судя по упоминанию в исторических документах, пожертвованы 28 июня 1840 г. «инородцами» Карпом Шишковым (из Улалы) и братьями Семеном и Стефаном Софроновыми (из Маймы). Вес колоколов составил соответственно 1 пуд 20 фунтов и 3 пуда 21 фунт.

Необходимость совершения богослужений на открытом воздухе сохранялась и в последующие годы. Так, третий по хронологии начальник Алтайской миссии архимандрит Владимир (Петров) описывает в своем дневнике за 1866 г. богослужения, совершенные им в долине р. Чопош [Владимир 1872: 175]. Дважды за одну поездку миссионерам приходилось организовывать места для богослужения. Первый миссионерский городок был устроен у стойбища в Баранголе и выглядел следующим образом. С восточной стороны — импровизированная колокольня, с северной и южной — две белые палатки, а с западной — юрта, в которой посредине перед столиком с миром, крестом и Евангелием стояла простая деревянная бочка-купель. В этой юрте при мерцании огоньков церковных свечей и совершалось таинство крещения над семьей местного «инородца» Каланака Тозыякова. На следующее утро, в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова на месте крещения был совершен молебен с водосвятием. После молебна миссионеры кропили юрты святой водой и раздавали новокрещеным иконы. Накануне, перед всенощным бдением впервые в этих местах раздался звук православного колокола, созывающего на молитву. Всенощную служили в палатке начальника Миссии. Пели почти всю службу на алтайском языке. Служащие находились в палатке, а молящиеся — рядом с входом, под ясным звездным небом.

После этого миссионерский караван перебрался на зимнее кочевье чопошцев1 в двух километрах от устья р. Чопош. Здесь уже находились юрты большинства местных кочевников. К приезду миссионеров чопошцы соорудили две юрты. Одна из них предназначалась для проживания миссионеров, а другая для походной церкви. Интересна форма временной походной церкви. Ее в своем дневнике описал архимандрит Владимир (Петров). Конструкция церкви держалась на трех врытых в ряд столбах, на которые была положена толстая жердь. К этой жерди наклонно с северной и южной сторон, а также к восточному ее торцу были прикреплены более тонкие жерди и покрыты берестой. Таким образом, походный храм по форме напоминал шалаш: одна из четырех сторон открыта, а противоположная шла полукругом, т.к. наклонные жерди крепились к одной точке. Западная, открытая, сторона служила входом, над которым был прикреплен крест. В целом данный храм по оценке миссионера должен был вместить до пятидесяти человек. Однако в конструкции имелись недостатки — довольно низкие скаты кровли и крупные щели, через которые проникала влага от дождя и снега. В опорной части эта конструкция дублировала типовой походный армейский храм. В нем также основой конструкции служили три столба, соединенные по направлению восток-запад горизонтальным шестом.

Следует отметить, что архимандрит Владимир (Петров), собираясь на Алтай, смог испросить в хозяйственном управлении Святейшего Синода парусиновую палатку [РГИА 1864: Ф. 799. Оп. 4. Д. 123. Л. 1—3]. В Синоде она была «фотографическим павильоном». Видимо, эта палатка стала служить начальнику Миссии в качестве походного жилья и одновременно походного алтаря. Использование сравнительно небольших холщевых палаток для совершения богослужений наблюдалось и в дальнейшем. На фотографии, сделанной во время миссионерской поездки 1914 г., запечатлена палатка, которая служила алтарем, а молящиеся во время богослужения располагались на открытом воздухе (рис. 4).

Большие армейские походные храмы в Алтайской миссии не использовались. Тому есть ряд причин. Во-первых, типовые походные храмы были весьма громоздки, и их транспортировка требовала дополнительных средств. Во-вторых, для монтажа шатра требовалось достаточное количество времени и обученного персонала. В-третьих, в случае частых перемещений походного храма-палатки его конструктивные части быстро приходили в негодность и требовали бы частой замены и дополнительных

1 Жители берегов р. Чопош.

Рис. 4. Походный храм миссионерской дружины, 1914 г. Фото из журнала «Православный благовестник» (1915. № 1. С. 201)

материальных затрат. Сложность монтажа армейского походного храма хорошо видна на рис. 5, где изображено возведение алтаря воинского храма времен Первой мировой воины.

Как было показано выше, в первый период существования Миссии обустройство станов и миссионерских домов осуществлялось исключительно за счет добровольных пожертвований, привлекаемых на Алтай лично архимандритом Макарием. Среди благотворителей Миссии были митрополит Филарет (Дроздов), московский протоиерей Н.Д. Лавров и многие другие, большей частью москвичи. В ноябре 1841 г. основатель Алтайской миссии написал в письме к князю Д.В. Голицыну: «Верою и любовию ко Христу Москва открыла поток благотворения у гор Алтайских, который бы никогда не высыхал» [Хар-лампович 1905: 211]. Так в целом и сложилось. На протяжении всей истории Алтайской духовной миссии более всего пожертвований поступало из Москвы.

Жители Москвы много сделали для обустройства православной миссии на Алтае. С их помощью архимандриту Макарию удалось заложить фундамент для продолжения миссионерских трудов всем последующим поколениям сотрудников Алтайской миссии. Детальное изучение эпистолярного наследия основателя Миссии и некоторые архивные находки позволили

Рис. 5. Возведение походного храма 267-го Духовщинского пехотного полка, 1915—1917 гг. Фото из альбома «Православный мир России» (СПб., 2001. С. 492)

воссоздать планировку первого миссионерского стана на Алтае, а также облик первого миссионерского дома с походной церковью, построенной под руководством архимандрита Макария. Особенности интерьера первых богослужебных учреждений, вид походных храмов времен основателя Миссии говорят о предельной скромности первых миссионерских построек из-за крайней ограниченности материальных средств. Таким образом, успех миссионерской работы на начальном этапе в значительной степени был обеспечен незаурядной самоотдачей и преданностью своему делу первых миссионеров Алтая.

Библиография

Владимир [Петров], архимандрит. Записки алтайского миссионера за 1866 год // Сборник сведений о православных миссиях и деятельности православного миссионерского общества. М.: Тип. В. Готье, 1872. Кн. 1. С. 175-201.

Крейдун Ю.А. План миссионерских построек архимандрита Макария (Глухарева) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Мат-лы Всероссийской научно-практической конф. Вып. 12. Барнаул: Изд-во Азбука, 2001. С. 165-169.

Крейдун Ю.А, Замолоцких Т.Д. Реконструкция иконостаса архимандрита Макария (Глухарева) для майминского Духосошествен-ского храма // Макариевские чтения: Мат-лы Седьмой между-нар. конф. (21-22 ноября 2008 года) / Отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2008. С. 9-13.

Ландышев С., протоиерей. Некоторые сведения об учреждении Алтайской духовной миссии и об ее основателе архимандрите Мака-рии // Миссионер. 1877. № 2. С. 9-12; № 3. С. 17-18; № 4. С. 25-30; № 6. С. 41-44; № 8. С. 57-59; № 9. С. 65-68.

[Макарий]. Краткие записки из жизни покойного архимандрита Макария // Сборник исторических материалов о жизни и деятельности архимандрита Макария Глухарева. Орел: Тип. С.А. Зайцевой, 1897.

[Харлампович К.В.] Письма архимандрита Макария, основателя Алтайской Миссии / Под ред. К.В. Харламповича. Казань: Центральная типография, 1905.

Ястребов И. Краткие сведения о жизни и деятельности архимандрита Макария, основателя Алтайской духовной миссии. Бийск: Типо-лит. И.Д. Реброва, 1893.

Архивные материалы

ГААК — Государственный архив Алтайского края. Ф. 50. Оп. 11. Д. 35. План и фасад миссионерского дома в селении Найминском. 1-я половина XIX в. 1 л.

ГААК. Ф. 50. Оп. 11. Д. 85. План, фасад и разрез походной церкви для казенных золотых приисков. 1844 г. 1 л.

ГААК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 5. Очерк (рукопись) священника В. Вербицкого — помощника Начальника Алтайской миссии, основные правила, первая походная церковь с 1829 г. Сост. в 1860 г. 34 л.

ГАТО(Т) — Государственный архив Тюменской области (Тобольск). Ф. 144. Александр Сулоцкий. Д. 44а. Записка о церковной Алтайской миссии 1856 года. 1856 г. 77 л.

РГИА — Российский государственный исторический архив. Ф. 799. Оп. 4. Д. 123. О передаче фотографической палатки, оставшейся за управлением художественной экспедиции, в Алтайскую Миссию для устройства походной церкви. 5 декабря 1864 г. 3 л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.