Научная статья на тему 'Отделения и миссионерские станы Алтайской духовной миссии в XIX в'

Отделения и миссионерские станы Алтайской духовной миссии в XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1039
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИМАНДРИТ МАКАРИЙ / АЛТАЙСКАЯ МИССИЯ / МИССИОНЕРСКИЙ СТАН / ПРАВОСЛАВИЕ В СИБИРИ / ARCHIMANDRITE MAKARII / ALTAI MISSION / MISSION STATION / ORTHODOXY IN SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голубцов С. В.

Рассматривается становление и динамика роста Алтайской миссии, формирование её станов и миссионерских отделений, прививание навыка осёдлой жизни новокрещёным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Offices and mission stations altai spiritual mission in the XIX century

Examines the process and dynamics of growth of the Altai mission, the formation of its mills and missionary offices, cultivation of skills settled life-novokreschenyh.

Текст научной работы на тему «Отделения и миссионерские станы Алтайской духовной миссии в XIX в»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 101-104.

УДК 266(57) С.В. Голубцов

ОТДЕЛЕНИЯ И МИССИОНЕРСКИЕ СТАНЫ АЛТАЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В XIX В.

Рассматривается становление и динамика роста Алтайской миссии, формирование её станов и миссионерских отделений, прививание навыка осёдлой жизни новокрещёным.

Ключевые слова: архимандрит Макарий, Алтайская миссия, миссионерский стан, православие в Сибири.

До XIX в. миссионерство в Сибири носило бессистемный нерегулярный характер, возникшая ситуация привела к массовому возврату в язычество крещёных инородцев, что, в свою очередь, послужило толчком к возрождению миссионерского дела в Сибири. В 1828 г. для просвещения светом православия жителей Сибири Святейший синод учредил в Тобольской епархии специальную миссию, поручив тобольскому архиепископу, преосвящённому Евгению (Казанцеву) найти из числа духовенства епархии наиболее подходящих для миссионерской деятельности людей [1]. Эта миссия, основанная по Высочайшему повелению 15 декабря 1828 г., была открыта в 1830 г. архимандритом Макарием [2].

Основатель Алтайской миссии архимандрит Макарий, в миру Михаил Яковлевич Глухарёв, родился 8 ноября 1792 г. в городе Вязьме Смоленской губернии. Отец его, священник Введенской соборной церкви Иаков и мать Агапия Глухарёвы вели скромную и благочестивую христианскую жизнь, за что пользовались любовью современников. Отец Иаков первоначально сам занимался образованием своего сына и настолько подготовил его, что восьмилетнего Михаила приняли в 3-й класс Вяземского духовного училища, из которого перевели в Смоленскую духовную семинарию. В 1813 г. он закончил семинарию и через год был направлен начальством в Петербургскую духовную академию. В 1817 г. Михаил Яковлевич блестяще закончил академию со степенью магистра богословия [3]. После этого он занимал административные должности в различных духовных учебных заведениях, где принял монашество и сан священника. Аскетически настроенный, монах четыре года подвизался в Глинской пустыни под началом настоятеля старца Филарета. В 1829 г., откликнувшись на призыв Тобольского архиепископа Евгения, иеромонах Макарий стал тобольским миссионером [4]. Первый выезд в Горный Алтай состоялся в августе 1830 г., а уже 7 сентября было совершено первое крещение в Улале: был крещён юный инородец Элеска с наречением имени Иоанн. День первого крещения принято считать днём рождения Алтайской духовной миссии [1, с. 39]. 23 мая 1831 г. о. Макарий прибыл в селение Майма, где основал первый миссионерский стан. На праздник Вознесения в походной церкви здесь была отслужена первая литургия. За 14 лет служения архимандрита Макария в должности начальника миссии были открыты три миссионерских стана: в Майме (1831), Улале (1834) и Мьюте (1839) [1, с. 42-43]. Селение Майма состояло из 10-ти домов давно крещёных инородцев и находилось в 90 верстах к югу от Бийска [3, с. 39].

Что же являл собой миссионерский стан архимандрита Макария? Он включал в себя помещение для походной церкви, где совершалось богослужение, и несколько деревянных изб для проживания миссионера и причетников. Алтарная часть богослужебного дома отделялась от остального помещения походным иконостасом [1, с. 50]. При миссии был заведён огород, возделывал который бывший украинский крестьянин Пётр

© С.В. Голубцов, 2014

Терентьевич Лисицкий, знавший земледелие и огородничество, а также хозяйственную часть [3, с. 39-40].

Архимандрит Макарий большое значение придавал устроению осёдлого быта новокрещёных. С этой целью он сам с помощью книг, различных пособий по хлебопашеству и огородничеству и при содействии опытного в этом деле старца Петра изучал оптимальные способы возделывания земли. Получив навыки, архимандрит Макарий лично учил новокрещёных высаживать овощи и ухаживать за огородом [3, с. 50]. Благодаря предпринятым усилиям жители селений Майма, Улала, Верхний и Нижний Карагужи, где селились новокрещёные, проявились как способные ученики русского сельского хозяйства [3, с. 50].

Деревянный дом, в котором жил архимандрит Макарий, состоял из двух комнат, разделённых сенями; в одной комнате жил он сам, в другой - сотрудники миссии [3, с. 54].

Как располагался первый миссионерский стан, отчётливо прослеживается из плана землеотвода стана в 1830 г. и описания, представленного в труде протоиерея Георгия Крейдуна [5]. Площадь стана составляла около 1 га, он был обнесён оградой, внутри которой располагался дом миссионера, а также дом, в котором жил толмач с семьёй, состоявший из двух изб под одной кровлей. Избы включали в себя две комнаты, разделённые сенями. Вне территории стана было ещё два дома, используемые для проживания новокрещёных без жилья. Благодаря старанию архимандрита Макария и благотворительности купца М.Е. Шебалина в Майме в 1843 г. началось строительство храма - первого каменного здания Горного Алтая (в перестроенном виде здание сохранилось до наших дней) [1, с. 49-50]. В 1840 г. в миссию прибыла девица София де Вальмон, основавшая в Майме небольшую девичью школу [2, с. 337]. В своём доме она устраивала для женщин публичные чтения книг духовно-нравственного содержания.

До 1835 г. в Майме находился главный стан Алтайской миссии, затем он был переведён в Улалу [6]. В этом селении только четыре семьи алтайцев были христианскими [3, с. 43], и жители встретили архимандрита Макария враждебно, но затем, по прошествии времени полюбили его, и в течение 1835-1836 гг. крестились все.

Улалинский стан был основан о. Мака-рием при впадении реки Улалы в Майму. В 1835 г. здесь был построен дом, где разместилась миссия с походной церковью [7]. В 1834 г. в 130 верстах к югу от Улалы было основано селение Мьюта, заселённое одними новокрещёными алтайцами, [3, с. 50]. В дальнейшем в 1847 г. иеромонахом Акакием (в миру Артемий Григорьевич Левицкий) здесь был устроен миссионерский стан [8]. В

1838 г. архимандрит завёл больницу-богадельню, куда принимал бездомных и тяжело больных. Язычники охотно шли к Макарию лечиться, и многие из них крестились [3, с. 51]. В том же году православные христиане, жившие в селе Улала, построили деревянную церковь размером десять с половиной метров в длину и пять с половиной метров в ширину. Освящён этот первый храм Горного Алтая был в честь Всемилостивого Спаса: такой антиминс находился в миссии [3, с. 39].

Найденный в государственном архиве Алтайского края план Улалинского улуса в 1844 г. и другие исторические свидетельства позволили протоиерею Георгию Крей-дуну воспроизвести планировку Улалинско-го миссионерского стана во времена деятельности архимандрита Макария [5, с. 197]. В стане находились небольшая церковь и три дома. Два из них служили жильём для миссионеров (один с баней перенесён из Маймы в 1842 г., второй построен для сотрудников миссии в том же 1842 г.), в третьем, выстроенном в 1839 г., находилась миссионерская школа [5, с. 198]. Вот как описывает Улалинский миссионерский стан в своих воспоминаниях мыютинский миссионер: «Церковь маленькая, низенькая, с походным иконостасом, колокольни при ней не было, колокола размещались на боковом крыльце, самый большой колокол весил 5 пудов» [9]. «Миссионерских построек мало, да и те ветхие и тесные: дом начальника миссии, другой небольшой домик, где жил миссионер священник, и училищный корпус, в нём помещались училище, учитель и все другие служащие» [10]. В 1877 г. в селении Улали было открыто благотворительное сельское попечительство, преобразованное в 1884 г. в приходское [11].

До перенесения в 1879 г. Алтайской миссии в г. Бийск Улалинский стан был главным станом духовной миссии [12]. В 1893 г. Улала являлась одним из станов Алтайской миссии, доминантой стана была величественная церковь, построенная вместо церкви, возведённой ещё архимандритом Макарием и сгоревшей в 1871 г. Справа от неё располагалось здание детского приюта, который содержался на средства миссии, напротив ниже - дом священника миссионера, слева ниже церкви - дом начальника миссии, ещё левее - центральное миссионерское училище с иконописным отделением и пансионом для учеников. В этом же здании размещалась типография Алтайской миссии; кроме того, при миссии существовали больница, свечной завод и женский общежительный монастырь, при нём - школа для девочек-инородок [12, с. 1029]. На начальном этапе деятельности Алтайской духовной миссии миссионерский стан состоял из нескольких построек, в которых размещались походная церковь и по-

Отделения и миссионерские станы Алтайской духовной миссии в XIX в.

103

мещение для ночлега. В Майминском стане имелся молитвенный дом, в Улалинском -небольшая церковь.

Итак, к середине XIX в. сформировалась основная структура миссионерского стана: центром стана являлся храм или молитвенный дом, обязательным было наличие школы и дома миссионера. По этому принципу были обустроены Майминсий стан (основан в 1831 г.), Улалинский (1834), Мьютинский (1839), Чемальский (1849), Макарьевский (1855). В 1858 г. Святейшим синодом был установлен штат миссии. Штатных станов было 6: Улалинский, Чемальский, Мьютинский, Черно-Ануйский, Макарьевский, Кузнецкий [9, с. 13]. В «Православном обозрении» за 1872 год сообщается, что при всех станах Алтайской миссии имелись школы для инородческих детей [13]. Позднее в миссионерских станах стали устраивать больницы и сиротские приюты [5, с. 196].

По мере усиления евангельской проповеди среди язычников количество станов постоянно росло; так, в 1862 г. в Алтайской миссии было 8 станов, в них располагались 8 деревянных церквей, 12 домов для миссии с прислугой, 7 учебных заведений [14]; в 1864 г. существовало 8 станов с 11 церквами и 10 школами для обучения инородцев [15]. Образовано 32 селения из кочевых новокрещёных инородцев, в штате миссии состояло 9 миссионеров [16]; в 1868 г. - 10 миссионерских станов с 11 церквами и 10 школами для обучения инородцев [17].

По мере расширения деятельности в миссии возникла новая территориальная структурная единица - отделение. В каждом отделении могло находиться несколько церквей и молитвенных домов, например, в Улалинском - 8, Чемальском - 4, Мьютин-ском - 3 [18] и т. д. В дальнейшем по-прежнему наблюдается рост числа отделений и станов миссии. В 1881 г. насчитывалось 11 отделений, из них два в Кузнецком округе (Кондомское и Мрасское) и девять в Бий-ском (Мьютинское, Улалинское, Чемальское, Черно-Ануйское, Урсульское, Катандинское, Чолышманское, Кебезенское и Макарьев-ское), также было разрешено открыть новое отделение в Семипалатинской области среди киргизов. Миссия имела 32 церкви и молитвенных дома, 18 школ (в том числе центральное училище), больницу и детский приют в Улале [19].

В сентябре 1882 г. в Семипалатинской области была открыта новая противому-сульманская миссия. В ведении миссии открылось три новых отделения: Котандин-ское, Чолымшанское и Мрасское [20]. В 1884 г. в ведении Алтайской миссии находилось 32 церкви и молитвенных дома [18]. В 1885 г. станов было 11, школ - 35 [21]. В 1886 г. было 11 станов Алтайской миссии и 1 стан Киргизской миссии, не считая центрального Бийского; всех школ в миссии

было 28 [22]. В 1887 г. имелось 12 станов Алтайской и один Киргизской миссии, церквей и молитвенных домов - 34, школ -28 [23]. В 1888 г. - 12 станов, 30 школ [24]. В 1889 г. - один стан Киргизской миссии и 12 станов Алтайской миссии (Улалинский, Чемальский, Кебезенский, Чолышманский, Макарьевский, Кондомский, Мрасский, Ур-сульский, Мьютинский, Черно-Ануйский, Урсульский, Катандинский) [25]. В 1890 г. в ведении Киргизской миссии были открыты два стана - Большенарымский и Долонский. В Кузнецком округе открыто новое - Бачат-ское - отделение Алтайской миссии с назначением пребывания миссионера в Улусе Че-лукоевском [25]. В 1891 г. церквей и молитвенных домов было 46, школ - 32. В этом году кроме существующего приходского попечительства в Улале было открыто ещё четыре: в Кебезенском, Чемальском, Урсуль-ском, Черно-Ануйском станах [26]. Киргизская миссия состояла из трёх станов: Бу-конского, Большенарымского и Долонского

[26]. В 1897 г. было 15 станов и 45 школ

[27]. В 1908 г. - 22 стана, резиденция начальника миссии и катехизаторское училище, 318 селений, 35 церквей и 38 молитвенных домов, 59 школ [28].

Таким образом, основной административной и территориальной единицей Алтайской миссии являлось отделение. Каждое отделение состояло из миссионерского стана (центральнаой усадьбы резиденции миссионера) и различных поселений. Существовавшие поселения разнились составом жителей. Следует выделять миссионерские селения (в них преобладали инородцы), улусы (в них население состояло из крещёных и некрещёных, но без русских поселенцев), деревни (в них преобладало русское население или осёд-лые инородцы) и юрты некрещёных алтайцев и черновых татар [18]. В каждом отделении могло находиться несколько церквей и молитвенных домов, например, в 1884 г. в Ула-линском их было 8, Чемальском - 4, Мьютин-ском - 3 [18] и т. д.

Миссионерский стан в ходе истории миссии претерпевал изменения; изначально, ввиду скудности средств, имеющиеся здания носили многофункциональный характер: дом архимандрита Макария состоял из двух комнат, разделённых сенями, и кроме жилья, в соответствии с потребностями миссии, выполнял сразу несколько функций, являясь приёмной, училищем, кухней, библиотекой и даже аптекой. По мере развития заводились помещения, выполняющие специальную функцию в соответствии с характером пользования: богослужебное (храм или молитвенный дом), приют, училище и др. В стане находились (постоянно или временно) миссионер, диакон, псаломщики, учителя, переводчики и различные другие сотрудники в соответствии с направлением деятельности стана. Доми-

нантой стана, как правило, было богослужебное здание, кроме него в станах имелись школы, приюты, больницы, дома причта. При наличии достаточного участка заводились огороды, а иногда хозяйственные дворы для крупных домашних животных [5, с. 193]. Миссионерский огород, помимо того что давал овощи к столу сотрудников стана, являлся также учебной базой, на которой новокрещёных обучали навыкам огородничества. Со всей очевидностью ясно, что миссионерский стан, неся функцию развития религиозно-православного чувства, формировал у алтайцев навыки осёдлой жизни, прививал традиции русского образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Крейдун Георгий, свящ. Алтайская духовная миссия в 1830-1919 годы: структура и деятельность. М., 2008. С. 36.

[2] Православное обозрение. 1864. Т. 15. С. 334.

[3] Архимандрит Макарий, основатель алтайской духовной миссии. СПб., 1892. С. 9-14.

[4] Миссиология : учебное пособие. Белгород, 2009. С. 99.

[5] Крейдун Ю. А. Миссионерское храмоздательство на Алтае. Барнаул, 2013. С. 194.

[6] Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М. 2007. С. 161.

[7] Прибавление к Церковным ведомостям. 1893. № 28. С. 1028-1029.

[8] Обозрение станов Алтайской духовной миссии в 1889 году // Томские епархиальные ведомости. 1889. № 20. С. 15.

[9] Воспоминания мыютинского миссионера // Томские епархиальные ведомости. 1893. № 5. С. 7.

[10] Широков Сергий свящ. Преподобный Макарий (Глухарёв). Апостол Алтая. М., 2008. С. 298.

[11] Томские епархиальные ведомости. 1889. № 6. С. 2.

[12] Прибавление к Церковным ведомостям. 1893. № 28. С. 1028-1029.

[13] Православное обозрение. М., 1872. С. 137.

[14] Православное обозрение. М., 1863. С. 192-193.

[15] Душеполезное чтение. М., 1864. Ч. 1. С. 121122.

[16] Странник духовный. 1864. С. 49.

[17] Православное обозрение. 1868. Т. 25. С. 142.

[18] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1884 год // Томские епархиальные ведомости. 1885. № 11. С. 1.

[19] Отчёт об Алтайской Духовной миссии за 1881 год // Томские епархиальные ведомости. 1882. С. 210-212.

[20] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1883 год // Томские епархиальные ведомости. 1884. № 6. С. 20.

[21] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1885 год // Томские епархиальные ведомости. 1886. № 5. С. 11.

[22] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1886 год // Томские епархиальные ведомости. 1887. № 17. С. 8.12.

[23] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1886 год // Томские епархиальные ведомости. 1888. № 17. С. 6-7.

[24] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1888 год // Томские епархиальные ведомости. 1889. № 5. С. 2,15.

[25] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1889 год // Томские епархиальные ведомости. 1890. № 7. С. 1.

[26] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1891 год // Томские епархиальные ведомости. 1892. № 6. С. 13.

[27] Прибавление к Церковным ведомостям. 1898. № 25. С. 946.

[28] Миссионерское обозрение. 1908. № 5. С. 769770.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.