Научная статья на тему 'Пограничные нервно-психические расстройства у младших школьников и роль факторов школьной среды в их возникновении'

Пограничные нервно-психические расстройства у младших школьников и роль факторов школьной среды в их возникновении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
982
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОГРАНИЧНЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шишова А. В.

При обследовании 119 детей младшего школьного возраста выявлена высокая частота пограничных нервно-психических расстройств, особенно на первом и втором годах обучения. Показано, что на возникновение невротических реакций отрицательно влияет нарушение взаимоотношений ребенка как с коллективом сверстников, так и с учителем. В начале обучения эти факторы являются фоном или причиной возникновения пограничных нервно-психических расстройств, затем вторично усугубляются в процессе посещения школы вследствие возникновения невротических реакций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шишова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пограничные нервно-психические расстройства у младших школьников и роль факторов школьной среды в их возникновении»

ПОГРАНИЧНЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И РОЛЬ ФАКТОРОВ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ В ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ

Жданова Л.А., доктор медицинских наук,

Шишова А.В., кандидат медицинских наук*

Кафедра поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава», 153012, Иваново, Ф. Энгельса, 8

РЕЗЮМЕ При обследовании 119 детей младшего школьного возраста выявлена высокая частота пограничных нервно-психических расстройств, особенно на первом и втором годах обучения. Показано, что на возникновение невротических реакций отрицательно влияет нарушение взаимоотношений ребенка как с коллективом сверстников, так и с учителем. В начале обучения эти факторы являются фоном или причиной возникновения пограничных нервно-психических расстройств, затем вторично усугубляются в процессе посещения школы вследствие возникновения невротических реакций.

Ключевые слова: дети, младший школьный возраст, пограничные нервно-психические расстройства.

* Ответственный за переписку (corresponding author): shishova@inbox.ru

Неблагоприятные демографические процессы в обществе, наблюдаемые в последние десятилетия, сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей [1, 3, 5]. Негативные тенденции наиболее ярко проявляются в период обучения ребенка, так как в школе на состояние организма детей и подростков значительное влияние, наряду с социально-экономическими и экологическими, оказывают факторы школьной среды (чрезмерно интенсивные учебные нагрузки, несоблюдение санитарных норм образовательного процесса, низкая двигательная активность и др.). Поданным литературы, доля «школьных» в структуре значимых факторов составляет 30%.

Особую роль в возникновении заболеваний в этот период играют психологические факторы, в том числе и межличностные конфликты, зарождающиеся внутри ученического коллектива, и между учащимися и учителем. Конфликтные отношения как в семье, так и в школе обусловливают высокую частоту невротических расстройств, а впоследствии и психосоматической патологии. Известно, что около 60% хронических заболеваний у детей имеют психосоматическую основу. В последние годы отмечается рост пограничных психических отклоне-

ний, часто формирующих социальную недостаточность детей.

Целью данного исследования явилось изучение частоты и структуры пограничных нервно-психических расстройств (невротических реакций) у учащихся начальной школы и их зависимости от взаимоотношений учителя и ученика.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Под наблюдением находилось 119 детей младшего школьного возраста.

Выявление пограничных нервно-психических расстройств проводилось путем анкетирования родителей перед началом обучения и затем в конце каждого учебного года. Использованы определение и критерии диагностики невротических реакций, данные В.В. Ковалевым [4]. В зависимости от сроков возникновения, продолжительности, обилия и выраженности симптоматики невротические реакции были разделены на слабо, умеренно и значительно выраженные.

Социальная адаптация ребенка оценивалась по данным социометрического опроса по Л.Л. Коло-

Zhdanova L.A., Shishova A.V.

BORDER-LINE NEUROPSYCHIC DISORDERS IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN AND ROLE OF SCHOOL ENVIRONMENT FACTORS IN THEIR APPEARANCE

ABSTRACT High incidence of border-line neuropsychic disorders is revealed after examination of 119 primary schoolchildren. It is demonstrated that disturbances in relationships with schoolmates so as with teachers exert unfavourable influence on neurotic reactions’ appearance. In the beginning of school studies these factors serve as background or cause of border-line neuropsychic disorders’ appearance and then they are redoubled in the process of school attendance due to neurotic reactions development.

Key words: children, primary school children, border-line neuropsychic disorders.

менскому с учетом того, был ли ребенок «принят» или «не принят» коллективом сверстников [2].

Для выявления особенностей взаимоотношений учащихся с учителем проводился социометрический опрос в двух параллельных классах [2]. Каждому ребенку задавалось несколько вопросов. Ответы на вопрос «Нравится ли тебе учитель?» указывали на положительное отношение («очень нравится» и «нравится»), на неопределенное («не знаю») и на отрицательное («не очень нравится»). Они оценивались по балльной шкале соответственно в 3, 2,1 и -1 балл). Подсчитывался коэффициент положительного отношения — процентное соотношение полученной учителем суммы баллов и максимально возможной.

Для определения мнения учеников об отношении к ним учителя задавались вопросы «Как, по твоему мнению, учитель относится к тебе и почему?» и «Кого больше всего любит и не любит учитель и почему?». Были выявлены группы «любимых» и «нелюбимых» учеников. В них входили дети, названные при социометрическом опросе 2 раза и более, однократный выбор считался случайным. Задавался также вопрос «Кто больше других любит учителя и кто меньше всех?».

В ходе опроса каждому ученику демонстрировали рисунки с различными конфликтными школьными ситуациями и предлагали ответить на вопрос «Что говорит учитель?», предполагая, что дети выбирают ту фразу, которую они чаще слышат от учителя.

Кроме того, используя форму рассказа, выясняли желание ребенка перейти в другой класс с учителем, с друзьями или одному.

Анализ успеваемости проводился путем выкопировки школьных отметок из классных журналов.

Статистическая обработка полученных данных проводилась методами альтернативно-вариационной статистики с использованием прикладных программ Excel и «Статистика» [6] с определением показателей: средняя арифметическая величина (М), среднеквадратическое отклонение (о), средняя ошибка (т). Проводилась оценка достоверности разли-

чий статистических показателей (р) по критерию Стьюдента (Ц.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Наибольшая частота невротических реакций у школьников выявлялась на первом и втором годах обучения (72,1 и 60,4% соответственно). Причем в этот период обучения наиболее часто отмечались умеренно и значительно выраженные пограничные нервно-психические расстройства. В третьем и четвертом классах число детей с невротическими реакциями снижалось до 22,8%, все реакции в этот период были слабо выраженными.

Структура клинических проявлений невротических реакций в разные периоды обучения определялась синдромами, перечисленными в таблице. Частота их выявления менялась с возрастом. На первом году обучения чаще всего наблюдались астенические и гипердинамические реакции, на втором -фобический синдром и патохарактерологические реакции. В третьем классе частота выявления этих синдромов уменьшалась, однако среди детей с невротическими реакциями была высока встречаемость гипердинамического синдрома. Этот синдром оставался доминирующим в четвертом классе. На четвертом году обучения структура невротических реакций представлена более равномерно всеми синдромами.

В процессе многолетнего наблюдения при ежегодном анкетировании невротические реакции не выявлялись лишь у 13,3% детей. У 28,9% учеников они наблюдались в течение первого-второго года обучения, в основном (23,3%) в начальной школе, у 15,6% - продолжались и в четвертом классе. У трети детей невротические реакции, возникая в начале обучения, сохранялись и в дальнейшем.

При оценке особенностей взаимоотношений учителей и учеников сопоставлялись данные, полученные в двух параллельных классах. Мы установили, что от первой к четвертой четверти коэффициент положительного отношения снижается у учителей и 1 «а», и 1 «б» классов (соответственно с 69 до 43% и с 71 до 58%). Особенно резко в обоих классах уменьшается число детей, которым учитель «очень

Таблица. Распространенность основных синдромов пограничных нервно-психических расстройств у школьников

Синдромы Число детей с данным синдромом (%)

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс

Астенический 54,7 47,1 13,9 18,5 7,5

Соматовегетативный 40,2 26,0 6,9 22,8 5,4

Г ипердинамический 47,9 41,3 18,8 29,7 20,4

Навязчивых движений 30,8 32,7 3,95 5,95 4,3

Фобический 20,5 54,8 3,0 16,8 16,1

Патохарактерологических реакций 36,9 44,4 3,0 14,9 7,5

%

100

1 четверть 2 четверть 1 четверть 2 четверть

1 «А» класс 1 «Б» класс

■ Отсутствие и слабая выраженность т Умеренная выраженность & Значительная выраженность '

Рис. 1. Динамика коэффициента положительного отношения к учителю при различной выраженности невротических реакций у детей

нравится» (с 55 до 5%). Ухудшение изначально положительного отношения рассматривалось нами как естественный процесс привыкания к школе, в ходе которого дети перестают воспринимать учителя как необыкновенного человека, каким он казался им в начале обучения.

Однако, анализируя эту динамику у детей с различной выраженностью невротизации (рис. 1), мы выявили, что в 1 «а» классе коэффициент положительного отношения особенно резко снижался при возникновении значительно выраженных невротических реакций. В 1«б» классе темпы снижения этого показателя были более равномерными, т.е. выраженность невротических реакций у детей не влияла на их отношение к учителю.

По полученным ответам можно назвать качества, которые дети больше всего ценят в учителе: доброта, справедливость, строгость. Не любят учителя за то, что он «ругается», «кричит».

Было установлено, что в начале учебы ни один ребенок, у которого потом формировались значительно выраженные невротические реакции, не попал в группу «любимых», большинство детей этой группы (88%) не имели невротических реакций. В 1«а» классе эта картина сохранялась и в конце года. В 1 «б» классе в конце года симпатии учителя распределялись равномерно между здоровыми детьми и учениками с умеренно выраженными невротическими реакциями. Однако и здесь дети со значительно выраженными реакциями не получили поддержки учителя.

Более того, в обоих классах группу «нелюбимых» составили дети с умеренно и значительно выраженными реакциями. Если в начале года в этой группе

число детей, у которых возникали умеренно и значительно выраженные реакции, было одинаковым, то в конце «нелюбовь» учителя на 80% сосредотачивалась на детях со значительно выраженными реакциями.

Ответы на вопрос «За что учитель любит ученика?» были довольно однообразны: за учебу и послушание. При этом совершенно не назывались личные качества: честность, доброта и т.д. Очевидно, это связано с теми оценками, которые учитель высказывает детям, обращая внимание лишь на исполнительские качества и недостаточно формируя представление о действительных достоинствах личности. Аналогичные данные были получены в ответах на вопрос «За что учитель не любит ученика?».

По результатам опроса, в группу детей, «любящих учителя больше других», были отнесены в основном (75-100%) ученики, у которых не возникало невротических расстройств (рис. 2). И наоборот, у 75% детей, которые в начале учебы больше других «не любили учителя» (по мнению одноклассников), затем выявлялись значительно выраженные реакции. Причем в конце учебного года эта группа полностью состояла из детей со значительно выраженными невротическими реакциями.

Было установлено, что в группы «любимых» учителем и «любящих» его в основном входили одни и те же дети, так же как и в группы «не любимых» учителем и «не любящих» его.

Кроме того, довольно часто дети, «любимые» учителем, попадали в группу «звезд», выявляемую при оценке взаимоотношений между учениками. Причем ни один из «любимых» учителем детей не по-

%

100

iqq

IV четверть «Любящие»

□ Отсутсвие и слабая выраженность ■ Значительная выраженность

I четверть IV четверть

«Нелюбящие»

И Умеренная выраженность

Рис. 2. Распределение детей «любящих» и «не любящих» учителя по степени выраженности невротических реакций

пал в группу «изолированных» сверстниками. Совпадение детей, «не любимых» учителем и «изолированных» сверстниками, наблюдалось реже, т.е. не всегда с детьми, отвергнутыми учителем; не хотели дружить одноклассники. Один из «нелюбимых» учеников даже попал в группу «звезд».

При демонстрации рисунков с различными конфликтными школьными ситуациями выяснено, что с наибольшей частотой фразу, отражающую угрозу и наказание, «слышат» дети, у которых возникали значительно выраженные невротические реакции.

При выборе варианта перехода в другой класс (с учителем, друзьями или одному) мы выявили раз-• ную картину у детей со значительно выраженными невротическими реакциями. Так, в конце года в 1 «а» классе число желавших перейти в другой класс с учителем в 2 раза меньше, чем в начале, а в 1 «б» -в 4 раза больше. Следовательно, не всегда значительно выраженные реакции у ребенка сочетались с неприятием учителя.

Было также установлено, что появление невротических реакций у первоклассников связано с их успеваемостью. Эти реакции возникали чаще среди «троечников», чем среди «отличников» (соответственно 61,5 и 25%, р<0,01). Также была выявлена различная величина среднего балла за год при отсутствии невротических реакций, их умеренной и значительной выраженности (соответственно 4,22±0,08; 3,68±0,09; 3,08±0,13; 0,001 <р<0,01).

ВЫВОДЫ

Таким образом, на возникновение пограничных нервно-психических расстройств у учащихся начальной школы неблагоприятное влияние оказывает нарушение взаимоотношений ребенка как с коллективом сверстников, так и с учителем. Эти показатели в начале учебы являются фоном или причиной возникновения невротических реакций, затем ухудшаются вторично вследствие невротических расстройств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г., Кучма В.Р. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Российский педиатрический журн. -2005. - № 2. - С. 29-30

2. Березовин Н.А., Коломенский Л.Л. Учитель и детский коллектив. - Минск, 1975. - 160 с.

3. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.). - М., 2003. - 96 с.

4. Ковалев В.В. Возрастные закономерности клиники пограничных состояний у детей и подростков // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. - М., 1973.-С. 6-19.

5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков // Гигиена и санитария. -2005. - № 6. - С. 42-44.

6. Сергиенко В.И., Бондарева И.Б. Математическая статистика в клинических исследованиях. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.-256 с.

Поступила 17.08.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.