Научная статья на тему 'Характеристика нервно-психических расстройств и пути их профилактики у детей в процессе обучения в начальной школе'

Характеристика нервно-психических расстройств и пути их профилактики у детей в процессе обучения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2050
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / SCHOOLCHILDREN / NEUROPSYCHIC DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жданова Людмила Алексеевна, Салова Марина Николаевна, Бобошко Ирина Евгеньевна, Шишова Анастасия Владимировна, Рунова Ольга Станиславовна

Пограничные нервно-психические расстройства и болезни нервной системы выявляются у боль- шинства современных детей, возрастая за период школьного обучения. Низкая медицинская активность детей и родителей диктует необходимость организации диагностических, профилактических и коррекци- онных мероприятий, касающихся пограничных нервно-психических расстройств, непосредственно на базе образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жданова Людмила Алексеевна, Салова Марина Николаевна, Бобошко Ирина Евгеньевна, Шишова Анастасия Владимировна, Рунова Ольга Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHIC DISORDERS AND MEANS FOR THEIR PREVENTION IN CHILDREN WHILE STUDYING IN PRIMARY SCHOOLS

Borderline neuropsychic disorders and diseases of nervous system are reveled in the most part of children nowadays and their number increased within the period of studying at schools. Low medical activity of children and their parents dictate the necessity of the organization of diagnostic, preventive and correction measures concerning borderline neuropsychic disorders just on the base of the educational institution.

Текст научной работы на тему «Характеристика нервно-психических расстройств и пути их профилактики у детей в процессе обучения в начальной школе»

зо

Клиническая медицина

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Жданова J1. А.1, доктор медицинских наук,

Салова М. Н.1*, кандидат медицинских наук,

Бобошко И. Е.1, кандидат медицинских наук,

Шишова А. В.1, кандидат медицинских наук,

Рунова О. С.2, кандидат медицинских наук,

Михайлова И. Н.2

1 Кафедра поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России,

153012, г. Иваново, просп. Ф. Энгельса, д. 8

2 МУЗ «Детская городская поликлиника № 6», 153000, г. Иваново, ул. Театральная, д. 25

РЕЗЮМЕ Пограничные нервно-психические расстройства и болезни нервной системы выявляются у большинства современных детей, возрастая за период школьного обучения. Низкая медицинская активность детей и родителей диктует необходимость организации диагностических, профилактических и коррекционных мероприятий, касающихся пограничных нервно-психических расстройств, непосредственно на базе образовательного учреждения.

Ключевые слова: учащиеся, нервно-психические расстройства.

* Ответственный за переписку (corresponding author): e-mail: salova_m@mail.ru

Негативные тенденции в состоянии здоровья детей характеризуются ростом распространенности хронических соматических и нервно-психических болезней. Результаты проводившихся в последние годы научных исследований показывают, что наиболее выраженное ухудшение состояния здоровья детей происходит на возрастном отрезке от 7 до 17 лет, совпадающим с периодом школьного обучения. Уровень здоровья детей этого возраста в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни. Образовательные учреждения при введении дополнительных образовательных услуг не всегда ориентируются на возрастные и индивидуальные особенности детей. Несоответствие учебной нагрузки возможностям организма ребенка вызыва-

ет напряжение механизмов адаптации, повышает вероятность психоэмоционального срыва и других отклонений в состоянии здоровья: невротические и неврозоподобные расстройства выявляются у 70-75% школьников; повышенный уровень тревожности - у 80% подростков; синдром дефицита внимания с гиперактивностью - у 12% младших школьников и 25% подростков; эмоциональные отклонения (страх, пониженное настроение, агрессия) - у 40% детей [1, 2].

Цель работы - установить распространенность неврологических и пограничных нервно-психических расстройств у детей 1-4-х классов и их структуру, обосновать необходимость проведения оздоровительных мероприятий, направлен-

Zhdanova L. A., Salova M. N., Boboshko I. E., Shishova A. V., Runova O. S., Mikhailova I. N.

NEUROPSYCHIC DISORDERS AND MEANS FOR THEIR PREVENTION IN CHILDREN WHILE STUDYING IN PRIMARY SCHOOLS

ABSTRACT Borderline neuropsychic disorders and diseases of nervous system are reveled in the most part of children nowadays and their number increased within the period of studying at schools. Low medical activity of children and their parents dictate the necessity of the organization of diagnostic, preventive and correction measures concerning borderline neuropsychic disorders just on the base of the educational institution.

Key words: schoolchildren, neuropsychic disorders.

ных на профилактику этих нарушений, в условиях образовательных учреждений.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Осуществлено клиническое обследование 204 детей, из них 102 ребенка в возрасте 7 лет обследованы в начале обучения в 1-м классе, и 102 ребенка 9-10 лет - при окончании начальной школы. Проведен опрос родителей с помощью «Анкеты для выявления пограничных нервно-психических расстройств» (Жданова Л. А. и др., 1981). У детей 9-10 лет исследованы: вегетативная нервная система - методом оценки вариабельности ритма сердца (ВРС); краниальное венозное и артериальное обеспечение - методом ультразвуковой доплерографии (УЗДГ). Для выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) осуществлено анкетирование родителей и учителей с помощью стандартных критериев, разработанных Американской психиатрической ассоциацией и опубликованных в классификации психических расстройств РЭМ IV (1994).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

По данным анамнеза установлено, что у 77,94% всех обследованных детей, как первоклассников, так и четвероклассников, на первом году жизни диагностировано перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС), каждый пятый ребенок наблюдался неврологом в связи с угрозой формирования ПП ЦНС, только 2,45% детей не имели факторов перинатального риска. При поступлении в 1-й класс неврологический

диагноз был поставлен лишь 15,69% детей, из них только половина систематически получала необходимую медицинскую помощь.

Активное выявление пограничных нервно-психических расстройств у первоклассников посредством анкетирования родителей показало, что только 19,61% из них не имели невротических расстройств.

Почти у половины учащихся диагностирована двигательная расторможенность, гиперактивность (рис.). Фобический синдром, проявляющийся различными страхами (плохой отметки, учителя, ответа у доски, наказания, темноты, смерти собственной и родственников) установлен более чем у 40% детей. Чуть реже у первоклассников встречались соматовегетативные расстройства, из них 80% характеризовались нарушениями сна, 55% - снижением аппетита, 37,5% - болями в животе, 20% - расстройствами стула, 15% - беспричинным субфебрилитетом, 7,5% - кардиалгиями.

У каждого четвертого ребенка имелся синдром навязчивых движений, проявляющийся сосанием пальцев, кусанием ногтей, покашливаниями, закручиванием волос, щипанием бровей и ресниц, хмыканием. У каждого пятого ребенка родители отмечали патохарактерологические реакции, такие как раздражительность, грубость, стремление ударить, отказ разговаривать, выполнять требования, «замыкание» в себе в ответ на замечания, уход с уроков и уход из дома. Каждый десятый ребенок жаловался на головные боли. В единичных случаях выявлялись признаки астении (повышенная утомляемость, слабость, снижение рабо-

Частота

встречаемости, % 70 60 50 40 30 20 10 0

1 2 3 4 5 6 7

□ первоклассники ■ четвероклассники

Рис. Частота различных синдромов невротических расстройств у первоклассников:

1 - гипердинамический, 2 - фобический, 3 - соматовегетативный, 4 - навязчивых движений 5 - патохарактерологических реакций, 6 - цефалгический, 7 - астенический.

Достоверность различий: * - р < 0,05

61,76

43,14

39,22 41,18 39,22*

34,31

44,12

29,41

23,53

19,61 13,73

11,76*

14,71

4 л

5,88

32 Профилактика нервно-психических расстройств у детей

тоспособности и успеваемости). Изолированные симптомы тех или иных нарушений встречались лишь у трети детей (27,45%), у остальных отмечено их сочетание.

Учитывая высокую частоту гипердинамического синдрома у первоклассников, мы попытались его верифицировать согласно стандартным критериям, разработанным Американской психиатрической ассоциацией и положенным в основу анкеты для выявления СДВГ. Анкетирование родителей и учителей позволило установить наличие этого синдрома у 36,76% учащихся первых классов. Так как обследованные дети имели ПП ЦНС на первом году жизни, то мы расценили проявления СДВГ как их последствия. Наличие этого синдрома отмечалось родителями еще до поступления детей в школу. Усугубление проявлений СДВГ произошло в начале обучения, что было отмечено при опросе родителей.

При обследовании четвероклассников выявлено, что 89,22% наблюдаемых имели пограничные нервно-психические расстройства. За период обучения в начальной школе в 1,5 раза возросло количество соматовегетативных нарушений. В отличие от таковых у первоклассников, они проявлялись преимущественно болями в животе (84,13%), кардиалгиями (60,32%) и расстройствами сна (53,99%). Эти нарушения были расценены нами как симптомы вегетативной дисфункции, которая у половины детей была подтверждена данными функциональных исследований.

Анализ ВРС при определении исходного вегетативного тонуса, оцениваемого по преобладанию симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, показал, что у детей с жалобами вегетативного характера доминировала симпатикотония. Снижение общей мощности спектра, повышение активности сим-патоадреналовой системы (в виде фоновой ги-персимпатикотонии или избыточной активации симпатического отдела вегетативной нервной системы при ортопробе) и уменьшение парасимпатических влияний, выявленные у этих детей в начале подросткового периода, соответствуют типичному ответу на стресс. Признаки снижения адаптационных возможностей организма имелись у каждого пятого ребенка.

Две трети детей предъявляли жалобы на головные боли. При нейрофизиологическом обследовании у 30% из них обнаружены объективные признаки доброкачественной внутричерепной гипертензии. У половины школьников головные боли были обусловлены вегетативной дисфункцией, у остальных 22,22% - астеническими проявлениями, так как возникали преимущественно

в конце учебного дня, носили кратковременный характер, купировались после отдыха.

УЗДГ сосудов головного мозга показала, что более чем у половины детей, предъявляющих жалобы на головные боли, тонус и периферическое сосудистое сопротивление были изменены, у 74,6% из них тонус был повышенным. У 39,68% обследованных выявлено снижение цереброваскулярной реактивности преимущественно за счет вазодилатационного компонента. У половины детей обнаружены признаки венозной дисгемии. Вертеброгенные воздействия на позвоночные артерии компрессионного характера имелись у каждого пятого ребенка. У большинства школьников выявлены вертеброгенные воздействия на позвоночные артерии ирритативного характера, отражающие степень раздражения симпатических шейных узлов в ответ на стрессовую ситуацию.

Почти у 40% детей отмечены признаки гипердинамического синдрома. С помощью анкетирования педагогов синдром дефицита внимания с гиперактивностью установлен более чем у половины из них (69,23%), причем дефицит внимания наблюдался у 30,77%, изолированная гиперактивность - у 11,54%, их сочетание - у 26,92%. За период обучения в начальной школе возросла частота соматовегетативного и цефалгического синдромов.

Таким образом, у большинства детей, как первоклассников, так и четвероклассников, с учетом отягощенного перинатального анамнеза, клинических признаков неврологических расстройств, результатов функционального обследования выявлено сохранение последствий ПП ЦНС. В процессе адаптации к школе в связи с избыточной чувствительностью к стрессу у детей нередко возникали изменения в эмоционально-поведенческой сфере, свидетельствующие о возникновении невротических реакций, которые, в свою очередь, усугубляли проявления последствий ПП ЦНС. Следовательно, массовый характер нервно-психических расстройств определяет актуальность их профилактики в условиях образовательного учреждения.

При проведении опроса родителей выявлен такой аспект проблемы, как их низкая медицинская активность в отношении здоровья своих детей. Кроме того, установлено, что 61% родителей ни разу не получали информацию о состоянии здоровья детей по результатам профилактических осмотров в школе, 33% - получали такие сведения 1-2 раза за весь период обучения, при этом только половина из них - от медицинских работников. Полученные рекомендации в 64% случаев касались необходимости обратиться к врачам-специ-

алистам и лишь в 22% случаев имели профилактическую направленность. Одной из причин этого является дефицит стандартизированных комплексных программ по оздоровлению и профилактике школьно-обусловленных нарушений здоровья, особенно нервно-психических расстройств, предназначенных для реализации родителями в семье, педагогами и медицинскими работниками - в образовательном учреждении.

Учитывая направленность современного здравоохранения на расширение возможностей врачей первичного звена, необходимо ориентировать школьных педиатров на выявление, первичную диагностику и использование немедикаментозных методов профилактики нервно-психических расстройств у школьников. Л. М. Рошаль на сател-литном круглом столе «Разнообразие первичной и вторичной педиатрической помощи в Европе» в рамках IV Европейского конгресса педиатров (Москва, 2009) отметил развитие новой формы в России - педиатра широкого профиля, который должен обладать широким спектром знаний, касающихся неврологии, эндокринологии и других специальностей. Такой специалист - «и врач, и психолог, и социальный работник».

Увеличение количества направлений работы педиатра предусматривает создание алгоритмов прогностических, диагностических и лечебно-реабилитационных мероприятий, позволяющих педиатрам образовательных учреждений проводить первый этап оказания помощи детям без участия врача-специалиста. К мероприятиям, направленным на снижение психоэмоционального напряжения и улучшение деятельности нервной системы школьников, которые могут проводиться в образовательных учреждениях, относятся: обучение методам мышечной релаксации на физкультминутках, элементам аутотренинга в кабинете психологической разгрузки, воздействие цветовых гамм в помещениях школы и функциональной музыки в различных режимных моментах, уроки психофизической саморегуляции. Более подробно эти оздоровительные мероприятия описаны

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А. А., Намазова Л. С. Новые профилактические и реабилитационные технологии в педиатрии // Материалы VIII конгресса педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии». - М., 2003. - С. 28.

в пособии «Оздоровление детей и подростков в образовательных учреждениях» (Жданова Л. А. и др.) [3]. Например, при наличии у ребенка редких жалоб на головную боль, которая возникает в конце дня, связана только с переутомлением, врачу-педиатру следует дать родителям ребенка рекомендации. Они должны быть направлены на нормализацию режима дня и питания, оптимизацию физической нагрузки, использование немедикаментозных методов лечения. Необходимо также обучить родителей методам правильного педагогического воздействия, способствующего гармонизации эмоционального фона ребенка.

Детям с СДВГ педиатр, совместно с психологом, может рекомендовать упражнения для развития внимания, выработки внутреннего торможения, мероприятия для реализации избыточной энергии.

Так как современные дети очень часто страдают от переутомления и эмоционального напряжения, которые приводят к невротическим нарушениям, необходимо обучение детей, родителей и учителей методикам проведения дома и в образовательном учреждении мероприятий, направленных на нормализацию деятельности ЦНС. К ним относятся: мышечная релаксация, физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения, использование седативных фитопрепаратов в виде чаев, ванн и ароматерапии, способствующих снятию психоэмоционального напряжения.

ВЫВОДЫ

Учитывая высокую частоту нервно-психических расстройств у учеников начальной школы, необходимо нацелить врача образовательного учреждения на раннюю диагностику, профилактику и своевременную коррекцию этих нарушений. Оздоровительные программы должны быть гармонично интегрированы в учебный процесс, обеспечивая длительное медико-педагогическое сопровождение ребенка, что позволит предотвратить развитие нарушений нервной системы и повысить качество жизни современных детей.

2. Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Состояние здоровья школьников и роль школ, содействующих его укреплению // Школа здоровья. - 2008. - № 3. - С. 4-13.

3. Оздоровление детей и подростков в образовательных учреждениях : учеб.-метод, пособие / Л. А. Жданова [и др.]. - Иваново : ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2009.

Поступила 31.08.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.