Научная статья на тему 'Подходы к реформированию модели этнической занятости'

Подходы к реформированию модели этнической занятости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хахалкина И.В.

В данной статье рассматриваются подходы к реформированию этнической занятости коренных малочисленных народов (в частности Дальнего Востока) ориентированные на рыночную модель экономики. Описываются этапы изменения модели этнической занятости, при которых коренные малочисленные народы станут непосредственными участниками рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к реформированию модели этнической занятости»

15. Стратегия профилактики и контроля неинфекционных заболеваний и травматизма в Российской Федерации (проект), Москва, 2008 г./ Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2008. - № 4. - С. 919.

16. Финляндия признана самой «здоровой» страной мира [Электронный ресурс]: Новости@МаП.Ки - Режим доступа: http://news.mail.ru.

ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛИ ЭТНИЧЕСКОЙ ЗАНЯТОСТИ

© Хахалкина И.В.*

Дальневосточный государственный университет путей сообщения,

г. Хабаровск

В данной статье рассматриваются подходы к реформированию этнической занятости коренных малочисленных народов (в частности Дальнего Востока) ориентированные на рыночную модель экономики. Описываются этапы изменения модели этнической занятости, при которых коренные малочисленные народы станут непосредственными участниками рынка труда.

Занятость коренного населения имеет целый ряд специфических особенностей и проблем. Применительно к Дальнему Востоку противоречивость и сложность ситуации заключается в том, что этнобытие местных малочисленных народов никогда не было ориентировано на рыночную модель экономики, а природа региона не рассчитана на интенсивное использование ее биоресурсов.

В связи с этим при реформировании модели этнической занятости следует учитывать в качестве методологической основы традиционное природопользование. Оно представляет собой исторически сложившиеся способы освоения окружающей природной среды на основе долговременного, экологически сбалансированного пользования возобновляемыми природными ресурсами без подрыва способности к воспроизводству и снижения разнообразных природных ресурсов. Сохранение условий для традиционного природопользования будет способствовать устойчивому развитию производства, социальной сферы и окружающей среды территорий компактного проживания аборигенного населения и, непосредственно, его эффективной занятости. Коренное население в доперестроечный период органично сосуществовало с исконной средой обитания, создав сбалансированную систему потребительских ориентиров и ограничений [4].

♦ Аспирантка кафедры Мировой экономики и коммерции

Поэтому реально достижимый выбор модели занятости малочисленных народов, проживающих на территориях традиционного природопользования, будет зависеть, во-первых, от их самоорганизации и, во-вторых, от реализации принципов государственного регулирования в целях создания условий для сохранения традиционного образа жизни коренного населения, природопользования и развития форм его социальной организации и традиционных занятий: оленеводства, охотничьего и художественных промыслов.

Защита общепризнанного этнического статуса может быть осуществлена через представительные органы, в ходе выборов, референдумов, социально-политических движений. Субъектами права малых народов в этом случае становятся территориально этнические общности, то есть непосредственно общины. Общины представляют собой формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединенных по кровно-родственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами [3].

Социально-экономическая значимость создания общин обусловлена появлением положительных тенденций повышения уровня занятости и качества жизни аборигенного населения. Основные цели и задачи общин сводятся к созданию реальных условий возрождения и развития традиционных отраслей хозяйственной деятельности, совершенствованию форм материальной и духовной культуры, формированию чувства сознания, обеспечению трудовой занятости, осуществлению социальной защиты коренных малочисленных народов.

Малые народы через общины могут развиваться в направлении самодеятельной и самодостаточной жизни. Для этого необходимо реализовать права пользования, владения и распоряжения элементами исконной среды обитания, что дает возможность общинам участвовать в качестве полноправного партнера в отношениях с хозяйствующими субъектами и другими юридическими лицами. Однако в современных условиях для эффективного функционирования общин этого недостаточно. Эта модель самоорганизации должна постоянно встраиваться в рыночную модель экономики, учитывая при этом пожелания коренного населения как уникального этносоставляющего компонента страны [5].

Основная проблема трудовой занятости общин коренных малочисленных народов адаптация общин к нетрадиционным видам деятельности и формам занятости. Их развитие на основе традиционного способа хозяйствования коренного населения является важнейшей составляющей реформирования хозяйственной структуры районов проживания коренных малочисленных народов и эффективным средством оздоровления экономики.

Безусловно, при определении новых видов занятости малых этносов необходимо учитывать их природные склонности и интересы. В связи с этим условием повышения уровня занятости коренных малочисленных народов может стать развитие животноводства, растениеводства, изготовление и реализация изделий художественных промыслов. Непосредственно малочисленное коренное население напрямую видит себя участниками туристического бизнеса, так как развитие туризма способно стать для них значимым фактором не только для укрепления экономического потенциала территорий, но и расширения спроса на услуги труда малочисленных народов, возрождения и сохранения их культурно-этнографического наследия [3].

Особенно привлекают в развитии туристического бизнеса сроки окупаемости инвестиций, которые значительно меньше по сравнению с другими отраслями материальной сферы. При этом высокая рентабельность туристского обслуживания не предполагает изъятия природных богатств, вывоза сырья и ресурсов, стимулируя потребление части из них (продукты питания, изделия местной промышленности и прочие) в пределах территории локализации.

Одним из важных компонентов в реформировании занятости является образование, так как в настоящее время представители коренного населения Дальнего Востока не обладают квалификацией, надлежащим образованием и навыками для устройства на работу. Так как самоопределение этноса в любом обществе зависит от такого образования, которое обеспечит подготовку квалифицированных специалистов из числа данного этноса, способных занимать руководящие должности. Допуск этнических меньшинств к участию в управлении позволит перейти от отношений подчинения аборигенных народов некоренному населению в сфере в занятости к равноправному партнерскому сотрудничеству.

Для этого необходимо внести в федеральное законодательство дополнения, обеспечивающие развитие системы образования коренных малочисленных народов, а на федерально-окружном и региональных уровнях закрепить основы региональной образовательной политики, предусматривающей совершенствование образовательной сферы, кадровое и материально-техническое обеспечение специальных образовательных программ для малочисленных этносов и контроль за обучением со стороны общин.

В заключении необходимо сказать, что коренные малочисленные народы должны, безусловно, сами предпринимать меры по привлечению внимания общественности к проблемам своей занятости. Так как малочисленные народы тесным образом связаны с экологией, образованием, организацией финансовой поддержки частной предпринимательской деятельности малочисленных этносов в сфере традиционного хозяйства, народных промыслов и этнотуризма, мониторингом качества жизни аборигенов.

Список литературы:

1. Ишаев В.И. Дальний Восток России реальности и возможности / В.И. Ишаев. - Хабаровск.: ДВО РАН, 2001. - 143 с.

2. Ким А.С. Малочисленные этносы Приамурья / А.С. Ким. - Хабаровск.: Изд-во Хабаровского государственного университета., 1999. -134 с.

3.Корчмит В. А. Экономические проблемы устойчивого развития регионов проживания коренных народов и их пути решения / В.А. Корчмит. - СПб., 2002. - 230 с.

4.Мысник В.Г. Коренные малочисленные народы Дальнего Востока: труд и занятость / В.Г. Мысник. - Хабаровск.: Изд-во ДВГУПС., 2001. -116 с.

5.Степановская И.А., Проблемы социального развития коренных малочисленных народов Севера / И. А. Степановская. - М., 1998. - 33 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.