Научная статья на тему 'Подходы к менеджменту учебной информации'

Подходы к менеджменту учебной информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПЕДАГОГ-МЕНЕДЖЕР УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилин В. В.

В статье рассмотрены подходы к менеджменту учебной информации; раскрывается специфика четырех ведущих подходов – личностно-ориентированного, информационного, системного, компетентностного. Особое внимание уделяется проблеме взаимодействия участников педагогического процесса, суть которого состоит в неразрывности прямого и обратного воздействий, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов (педагог – учащийся).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жилин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к менеджменту учебной информации»

УДК 377

ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

© 2012 В. В. Жилин

аспирант каф. французской филологии e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье рассмотрены подходы к менеджменту учебной информации; раскрывается специфика четырех ведущих подходов -личностно-ориентированного, информационного, системного, компетентностного. Особое внимание уделяется проблеме взаимодействия участников педагогического процесса, суть которого состоит в неразрывности прямого и обратного воздействий, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов (педагог - учащийся).

Ключевые слова: подходы к менеджменту учебной информации, педагогический менеджмент, педагог-менеджер учебно-познавательной деятельности обучающегося, педагогическое взаимодействие.

Образовательный процесс является основополагающим звеном в обеспечении учебно-познавательной деятельности обучаемых, поэтому важно, чтобы это звено было должным образом управляемым на уровне преподавателя-менеджера. В современных условиях наиболее важной стратегической и чрезвычайно актуальной целью образования является обеспечение усвоения и переработки непрерывно растущего объема информации. В связи с этим возникает необходимость разрабатывать новые современные подходы к управлению постоянно растущим и уже имеющимся потоком учебной информации. Одним из таких подходов является менеджмент учебной информации. Под менеджментом учебной информации понимается совокупность процессов и технологий, используемых педагогом для выявления, создания, распространения, обработки, хранения и использования учебной информации с целью формирования у учащихся культуры, способствующей обучению и инновациям. Основными задачами менеджмента учебной информации являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработка планов, создание организационных условий для эффективной деятельности субъектов образовательного процесса.

Методологическую основу менеджмента учебной информации составляют четыре ведущих подхода - личностно-ориентированный, информационный, системный, компетентностный.

Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы учащихся, их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности усвоения учебной информаци. И.С. Якиманская дает следующее определение: «Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования». [Якиманская 1995].

Личность преподавателя - важнейший фактор в менеджменте учебной информации. Педагогу, работающему в режиме личностно-ориентированного подхода, необходимо иметь весь спектр информации о свойствах внимания и способностях мышления, чтобы использовать их при организации различных форм и методов контроля усвоения учебной информации. Это позволит определить особенности личностных сфер учащегося и составить индивидуальную (личностноориентированную) программу обучения, позволяющую подобрать формы, приемы, методы и средства обучения, адекватные его способностям.

Главной действующей фигурой образовательного процесса становится также обучаемый, он превращается в субъект педагогического управления, где особое внимание обращается на развитие личности, элементы ее субъектного опыта, принципы сотрудничества и сотворчества при осуществлении педагогического взаимодействия.

Личностно-ориентированный подход в менеджменте учебной информации предполагает личностно-ориентированный диалог, который понимается как процесс равноправного субъект-субъектного общения, при котором происходит обмен мнениями, каждое из которых представляет личностную позицию партнеров (педагога и учащегося), относящихся друг к другу на равных. Личностно-ориентированный диалог выступает в качестве эффективного средства формирования межличностных отношений в управлении учебной информацией и является ключевой формой межсубъектного взаимодействия участников педагогического менеджмента.

При личностно-ориентированном обучении особое внимание уделяется проблеме взаимодействия участников педагогического процесса. Суть такого педагогического взаимодействия в менеджменте учебной информации состоит в неразрывности прямого и обратного воздействий, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов (педагог - учащийся).

Личностно-ориентированный подход активизируют новые представления и личностный опыт субъектов образовательного процесса, что придает менеджменту учебной информации сознательный и произвольный характер, позволяет прогнозировать и направлять поведение учащегося к желаемому результату.

В основе системного подхода лежит рассмотрение менеджмента учебной информации как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение его как системы. Говоря о системном подходе, можно говорить о способе организации действий педагога, которая охватывает любой род деятельности, выявляет закономерности и взаимосвязи управления учебной информацией с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач.

Основными принципами системного подхода являются:

• целостность;

• иерархичность строения;

• структуризация.

В рамках системного подхода субъекты менеджмента учебной информации представляют собой взаимодействие двух подсистем: управляющей (педагог) и управляемой (обучаемые). Что касается применения системного подхода в управлении учебной информацией, он предполагает выполнение педагогом-менеджером учебнопознавательной деятельности учащегося следующих требований:

• определять менеджмент учебной информации как систему;

• исследовать каждый компонент системы менеджмента учебной информации в целях определения и обеспечения полноты ее состава;

• определять всю совокупность структурных связей и в случае необходимости изменять структуру менеджмента учебной информации, делать ее более совершенной;

• разобраться в механизме функционирования отдельных звеньев системы менеджмента учебной информации, ее целостной организации, управлять этим механизмом на научной основе;

• определять тенденции и предвидеть уровни развития системы менеджмента учебной информации как важнейшее условие совершенствования педагогического управления в целом.

В последние годы резко возросло убеждение в том, что практически все существующие в природе и обществе взаимосвязи имеют информационный характер [Колин 1998а]. Осознание главенствующей роли информации в природе и социальных явлениях стало причиной появления нового фундаментального метода научного познания, который получил наименование информационного подхода. Таким образом, сформировался новый тип теоретического объяснения, связанный, прежде всего, с принципами информационной причинности и организации, информационного управления и функционирования самоорганизующихся систем. Что касается образовательного процесса, то именно учебная информация является носителем смысла в учебно-познавательной деятельности. Суть информационного подхода заключается в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты, которые существенным образом определяют их состояние и развитие [Колин 1998].

Информационный подход совмещает в себе тенденции информатизации, массовости, фундаментальности, непрерывности образования и способствует активному использованию информационных технологий. В рамках информационного подхода обучаемый рассматривается как сложная система обработки учебной информации. Процесс обработки состоит из ряда последовательных или параллельных во времени этапов, на каждом из которых выполняются специфические операции по преобразованию учебной информации (кодирование, выделение отдельных признаков, фильтрация, распознавание, осмысливание, выработка решения, формирование ответного действия и т. п.).

В рамках данного подхода происходит формирование способности субъектов образовательного процесса к эффективному использованию постоянно пополняющегося огромного массива учебных информационных ресурсов, к генерации нового знания на основе учебной информации.

Компетентностный подход осуществляет ориентацию на непрерывность образования и самообразования в течение всей жизнедеятельности и обеспечивает подчинение знаний умениям и практической потребности. Поэтому в его рамках актуальным становится пересмотр организации управления учебной информацией с опорой на интерактивные методы и диалоговые формы проведения учебных занятий, которые обеспечат формирование ключевых компетентностей у учащихся, в том числе коммуникативной компетентности. Выделение коммуникативной компетентности в менеджменте учебной информации в качестве ключевой обусловлено требованием от учащегося умений ориентироваться в потоке учебной информации.

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной учебной информации, а способность учащегося действовать в различных проблемных ситуациях [Андреев 2005: 19]; это совокупность общих принципов определения целей, отбора содержания, организации и оценки управления учебной информацией.

Согласно этому управление учебной информацией должно характеризоваться следующими ключевыми особенностями: 1) опора на витагенный опыт учащихся;

2) развитие рефлексивной активности учащихся; 3) приоритет субъект-субъектных отношений между преподавателем и учащимся; 4) преобладание интерактивных методов и диалоговых форм проведения учебных занятий.

Выделенные подходы направлены на активизацию познавательной деятельности субъектов обучения. Они реализуют психологическую, дидактическую и методическую составляющие менеджмента учебной информации, согласуются с общими направлениями развития информационной образовательной среды в парадигме педагогического менеджмента.

Библиографический список

Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализ // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.

Колин К. К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания //Межотраслевая информационная служба. ВИМИ, 1998. Вып. 1(102). С. 3-17

Колин К. К. Феномен информации и научная парадигма // Наука и науковедение. Киев, 1998. № 4. С. 64-76.

Прангишвили И. В. Системный подход и общесистемные закономерности. М.: СИНТЕГ, 2000. 528 с.

Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. №5. С. 16-21

Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.

Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.