Научная статья на тему 'Понятие и функции педагогического менеджмента как средства управления учебной информацией'

Понятие и функции педагогического менеджмента как средства управления учебной информацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3083
718
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ-МЕНЕДЖЕР УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / pedagogical management / educational information / management activity / teacher-manager of educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвоздева А. В., Жилин В. В.

В статье рассмотрены понятие «педагогический менеджмент» и его функции как средства управления учебной информацией; раскрывается специфика педагогического менеджмента, заключенная в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда педагога-менеджера образовательного процесса; раскрывается содержание и объем понятия «учебная информация». Особое внимание уделяется изменяющимся в условиях новых рыночных отношений функциям субъектов образовательного процесса, составляющим основу педагогического менеджмента как средства управления учебной информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND FUNCTIONS OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT AS A CONTROL MEANS OF EDUCATIONAL INFORMATION

The article is devoted to «pedagogical management» as a control means of educational information. The author presents the notion «educational information», reveals the concept, the functions and the specificity of pedagogical management, consisting in its subject, product, tools and results, typical for the work of a teacher-manager of educational process. Special attention is given to the functions of educational process subjects, underlying pedagogical management, and their change under the influence of new market relations.

Текст научной работы на тему «Понятие и функции педагогического менеджмента как средства управления учебной информацией»

УДК 37.014.5

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

© 2010 А. В. Гвоздева1, В. В. Жилин2

1докт. пед. наук, профессор каф. французской филологии e-mail: gav@kursknet. ru

2

аспирант каф. французской филологии e-mail: volodya82@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрены понятие «педагогический менеджмент» и его функции как средства управления учебной информацией; раскрывается специфика педагогического менеджмента, заключенная в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда педагога-менеджера образовательного процесса; раскрывается содержание и объем понятия «учебная информация». Особое внимание уделяется изменяющимся в условиях новых рыночных отношений функциям субъектов образовательного процесса, составляющим основу педагогического менеджмента как средства управления учебной информацией.

Ключевые слова: педагогический менеджмент, учебная информация, управленческая деятельность, педагог-менеджер учебно-воспитательного процесса.

Поиск новой философии социального управления, обусловленный происходящими в нашей стране изменениями в государственно-общественном устройстве, в становлении рыночных отношений, в общественном сознании, осуществляется через переосмысление, переоценку опыта управления страной, производством, сферой образования. Накопленный в мировой практике опыт управления на уровне организации (завода, фирмы, компании, высшего учебного заведения, школы и др.) выражается в общем понятии «менеджмент».

Менеджмент насчитывает в своей истории около ста лет, и он прошел апробацию в странах с самыми различными культурами и уровнями экономического развития, несмотря на это во всех системах доказал свою жизнеспособность и эффективность. В современном мире менеджмент как профессия, как область знаний стал поистине интернациональным, его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории и практики, а тем более обучения управлению наиболее велико.

Существуют различные подходы в понимании менеджмента. В книге М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях: как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»; как «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях»; как «область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию» [Мескон 1993: 5-6].

Понятие «менеджмент» несет более специфическую по сравнению с универсальным значением «управление» смысловую нагрузку. Если взять общее понятие слова «manage» в словосочетании «I managed», то в переводе это будет означать: «мне удалось», «я справился», «я достиг результата». При объединении двух

синонимических рядов мы получим понятие термина «менеджмент». Это парадигма двух измерений: функции управления в традиционном понимании (административная, организаторская, контролирующая, направляющая и т.п.) и оценка результативности, продуктивности и эффективности тех или иных функций управления.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Управление этим процессом представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие его участников на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие субъектов образовательного процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования.

Традиционное представление об управлении образовательным процессом раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда и др. Сегодня на смену философии «воздействия» в педагогическом управлении идет философия «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления», что приводит к появлению новой теории педагогического менеджмента (Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова и др.), отличающейся, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу педагогических проблем дают основание для разработки самостоятельного направления - педагогического менеджмента.

Педагогический менеджмент пробивает свою дорогу в практику как особая отрасль менеджмента, которая имеет свою специфику и свойственные только ей закономерности. Эта специфика заключается в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда менеджера образовательного процесса. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность субъекта управления, продуктом труда - информация об учебно-воспитательном процессе. Орудие труда - слово, речь. Результатом труда менеджера является уровень грамотности (обученности), воспитанности и развития объекта педагогического менеджмента - обучаемых [Крыжко 2001: 32].

Понятие «педагогический менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности:

- теория управления в образовательном учреждении (В. И. Загвязинский, Л. Е. Капто, М. М. Поташник и др.);

- система управления образовательным учреждением, связанная с необходимостью поиска путей его развития непринятия стратегических и оперативных решений (Б. С. Гершунский, С. В. Лазарев, Е. В. Яковлев и др.);

- управление образовательной деятельностью (А. М. Моисеев, В. П. Симонов);

- комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (Н. В. Кузьмина, Е. Ю. Никитина и

др.).

Использование теории педагогического менеджмента позволяет перейти от вертикальной системы управления (субъект-объект) к горизонтальной системе организационно-управленческого сотрудничества (субъект-субъект), предоставляет учащимся возможность равноправного взаимодействия с педагогом в решении проблем их жизнедеятельности в группе. Основная идея педагогического менеджмента состоит в том, что педагог становится организатором, советчиком, «тренером, а не ментором» в процессе обучения, воспитания и развития личности ребенка.

Исследователь Л. В. Горюнова с учетом всех аспектов понимания менеджмента дает следующее определение понятию «педагогический менеджмент»: «Педагогический менеджмент - это управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе и направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях» [Горюнова 1999].

В. П. Симонов под педагогическим менеджментом понимает комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение их функционирования и развития [Симонов 1999: 3].

Соглашаясь с авторами в основном при определении понятия «педагогический менеджмент», мы хотели бы несколько уточнить и конкретизировать его. Педагогический менеджмент - это специфический вид управленческой деятельности педагога в группе, направленный на организацию учебного процесса, управление учебной информацией, организацию учебно-воспитательной работы, а также обеспечение коммуникации с целью формирования учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающей достижение развития личности учащегося, готовой к жизни в новых социальных условиях.

Таким образом, менеджмент можно определить как науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных и материальных ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации, образовательного учреждения.

Управление процессом обучения - это последовательная, пошаговая реализация процедур учебно-познавательной деятельности, объективная необходимость которой определяется новыми подходами в организации образовательного процесса, строящегося на личностно ориентированной основе в процессе обучения, на изменении самой позиции педагога как менеджера учебной информации учащихся.

В современных условиях наиболее важной стратегической и чрезвычайно актуальной целью образования является обеспечение усвоения и переработки непрерывно растущего объема информации. В связи с этим возникает необходимость разрабатывать новые современные подходы к управлению постоянно растущим и уже имеющимся потоком информации. Одним из таких подходов мы считаем педагогический менеджмент, позволяющий за счет грамотного управления учебной информацией как сокращать время, необходимое для обучения, так и повышать качество и объем полученного знания.

Роль информации в личной, профессиональной и социальной жизни человека велика. Информация - это одно из фундаментальных понятий в современной науке, которое невозможно строго определить через какие-то вторичные или производные понятия.

В педагогике понятие «информация» имеет достаточно широкий смысл и связано с познавательной, обучающей, воспитательной, управляющей деятельностью. Понятие «учебная информация» обладает определенной спецификой и представляет собой развитую и разветвленную систему, состоящую из множества подсистем различных уровней.

Раскрыть содержание и объем этого понятия можно лишь на основе системного подхода. Критерии выделения видовых понятий «учебная информация» как подсистем достаточно многочисленны. Это, например, форма представления информации о предмете; информация для педагога и для учащегося в процессе воспитания; информация об усвоении материала; диагностическая информация; эмоциональная и психологическая информация и др. Каждая подсистема, в свою очередь, складывается из подсистем низших уровней и элементов.

Учебная информация подразделяется также на «учебный материал», к которому относятся знания педагога и все то, что в той или иной степени связано с изучаемой дисциплиной, и «обучающую информацию», включающую в себя индивидуальную методику преподавания.

Структурный подход к информации дополняется функциональным. В учебной информации эта сторона особенно важна: в статическом виде, вне своего

функционирования учебная информация была бы лишена всяческого практического смысла. Динамика же ее проявляется в разных информационных процессах, технологиях, явлениях (создание информации в ходе педагогического творчества, ее анализ, синтез, накопление, хранение, обработка, поиск, передача, представление в нужной форме, использование и т.п.), то есть в процессе управления учебной информацией. Кроме того, при функциональном подходе необходимо учитывать такие свойства учебной информации, как объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность и актуальность.

Из сказанного ясно, что понятие «учебная информация» - довольно сложное явление. Учебная информация не существует вне и независимо от процесса информационной связи педагогических систем.

Степень интереса к передаваемой информации определяется тем, в какой мере эта информация удовлетворяет запросы ее конкретного потребителя - учащегося. Поэтому одна из основных забот преподавателя - нахождение оптимального отношения известного и нового в сообщаемой учебной информации, так как потребность обучаемого в информации зависит от степени его развития, от его подготовки к использованию полученной информации в процессе деятельности.

Успешное решение педагогических задач невозможно без учета психологических закономерностей и фактов, которые обусловливают ход и результативность учебновоспитательного процесса. Учебная информация используется в процессе обучения тем эффективнее, чем больше она скоординирована с познавательной деятельностью обучаемого, его потребностями, целями, с психологией усвоения информации. Функции такой координации в информационных ситуациях выполняет педагог-менеджер учебновоспитательного процесса.

Важным в понимании педагогического менеджмента является понятие об его функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятельности [Симонов 1999: 62].

Каждый преподаватель является менеджером образовательного процесса на своем управленческом уровне, так как предмет труда педагога - управленческая деятельность, направленная на учебно-познавательный процесс обучаемых, на реализацию процедуры познания учебного материала, практику. Управленческие функции всегда были и будут присутствовать в деятельности обучающего, так как в этом суть педагогического процесса. Учебный процесс, как правило, всегда не только детально продуман, но и управляем. Практическая деятельность педагога как управленца хорошо прослеживается в учебно-воспитательном процессе. Речь идет о функциях педагогического менеджмента в деятельности педагога в условиях его работы в группе, когда преподаватель постоянно в своей профессиональной

деятельности апробирует новые подходы, новые технологии в организации учебного процесса.

Впервые функции управления были выделены А. Файолем в XX в. (планирование, организация, координация, распорядительство и контроль). В дальнейшем набор функций управления дополнялся, расширялся и уточнялся.

В настоящее время существует множество различных классификационных схем функционального состава управления. В работах В. Г. Афанасьева, А. И. Китова, Ю. А. Конаржевского, Б. Ф. Ломова, Р. Х. Шакурова, В. А. Якунина и др. выделяются следующие виды управленческой деятельности: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция).

В менеджменте управления учебной информацией мы выделяем общие, специфические функции, а также функции управленческого цикла. К общим функциям мы относим функции, определяющие процессы коммуникации и принятия решений, а именно: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Специфические функции определяют узконаправленное управление учебной информацией в зависимости от поставленной цели. К этим функциям мы относим:

- накопление, то есть стихийное и бессистемное накопление информации;

- извлечение, процесс переноса знаний;

- структурирование и формализация, то есть выделение основных понятий, выработка структуры представления информации;

- проектирование системы, то есть предметная постановка образовательной задачи;

- корректировка знаний.

Функции управленческого цикла направлены на развитие рефлексии обучаемых и, сменяя друг друга, образуют цепочку: цель —> план —> деятельность —> реальный результат —> рефлексия.

Взаимосвязь функций управленческого цикла (по Третьякову) представлена на

схеме.

Информационно- -+ МОННИЦКОКНО' -» II, 7 дивно

эналшнчгская #- целевая *- прогнопнчегкм

1 Т 4 1 к

Рмушиш- -*

(— коррскцшкнля +-

1 Г и 1

Контрольно- _________________________^ Организационно

днасиоспгнткан < нсгонггнкт

Информационно-аналитическая функция позволяет на основе изучения деятельности каждого учебного подразделения проанализировать результаты учебной деятельности, фактическое состояние дел и обосновать целесообразность и эффективность используемых приемов, методов менеджмента учебной информации. Анализируя занятие, важно определять научно-теоретический уровень изучаемого материала, содержание познавательной и практической деятельности обучаемых, систему организации их самостоятельной, творческой работы, результативность исследования использования новых технологий и др.

Мотивационно-целевая функция побуждает обучаемых к осмыслению цели и путей ее достижения. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в

том, чтобы все участники педагогического процесса четко выполняли работу в соответствии с делегированными им задачами, обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей в конкретной образовательной ситуации.

Планово-прогностическая функция направлена на разработку и реализацию конкретной программы, государственных образовательных стандартов, оптимальной конструкции модулей управления учебной информацией, обеспечивающих осмысление обучаемыми содержания учебного материала, его значимости в познании закономерностей развития общества.

Организационно-исполнительская функция организует деятельность педагога и обучаемого в группе, распределяет полномочия и закрепляет за ними функции их совместной деятельности.

Контрольно-диагностическая функция стимулирует деятельность педагога как менеджера учебной информации. Целью контрольно-диагностической функции является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Диагностирование как функция управления рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя: контроль, проверку и оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование процесса обучения, повышение его качества. Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части и являются компонентами менеджмента учебной информации.

Регулятивно-коррекционная функция управления, если она конкретно связана с учебной и воспитательной деятельностью на занятии, более по плечу педагогу, так как именно он больше других членов педагогического коллектива наблюдает, оценивает результаты образовательного процесса. Он видит в работе обучаемых успехи и трудности, отслеживая, фиксируя их, анализируя и вскрывая причины, продумывает оперативные меры педагогической помощи и поддержки для регулирования сложившихся в процессе обучения ситуаций, то есть является менеджером учебной информации.

Таким образом, сущность педагогического менеджмента заключается в оперативной корректировке способов и методов обучения, обеспечивающих учащемуся успех в познании и освоении учебной информации. Эффективность управленческой деятельности измеряется, прежде всего, тем насколько рационально удастся выполнение вышеперечисленных функций педагогического менеджмента.

Библиографический список

Горюнова Л. В. Овладение знаниями и умениями педагогического менеджмента как фактор повышения качества профессиональной подготовки учителя: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999. 239 с.

Крыжко В. В., Павлютенков Е. М. Психология в практике менеджера образования. СПб., 2001. 304 с.

Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1993. 701 с.

Симонов В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в управлении

педагогическими системами: учеб. пособие. М.: Пед. общество России, 1999. 429 с.

Третьяков П. И. Управление общеобразовательной школой по результатам : практика педагогического менеджмента. М., 1997. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.