УДК 37.014.5
ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
© 2010 А. В. Гвоздева1, В. В. Жилин2
1докт. пед. наук, профессор каф. французской филологии e-mail: gav@kursknet. ru
2
аспирант каф. французской филологии e-mail: volodya82@yandex. ru
Курский государственный университет
В статье рассмотрены понятие «педагогический менеджмент» и его функции как средства управления учебной информацией; раскрывается специфика педагогического менеджмента, заключенная в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда педагога-менеджера образовательного процесса; раскрывается содержание и объем понятия «учебная информация». Особое внимание уделяется изменяющимся в условиях новых рыночных отношений функциям субъектов образовательного процесса, составляющим основу педагогического менеджмента как средства управления учебной информацией.
Ключевые слова: педагогический менеджмент, учебная информация, управленческая деятельность, педагог-менеджер учебно-воспитательного процесса.
Поиск новой философии социального управления, обусловленный происходящими в нашей стране изменениями в государственно-общественном устройстве, в становлении рыночных отношений, в общественном сознании, осуществляется через переосмысление, переоценку опыта управления страной, производством, сферой образования. Накопленный в мировой практике опыт управления на уровне организации (завода, фирмы, компании, высшего учебного заведения, школы и др.) выражается в общем понятии «менеджмент».
Менеджмент насчитывает в своей истории около ста лет, и он прошел апробацию в странах с самыми различными культурами и уровнями экономического развития, несмотря на это во всех системах доказал свою жизнеспособность и эффективность. В современном мире менеджмент как профессия, как область знаний стал поистине интернациональным, его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории и практики, а тем более обучения управлению наиболее велико.
Существуют различные подходы в понимании менеджмента. В книге М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях: как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»; как «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях»; как «область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию» [Мескон 1993: 5-6].
Понятие «менеджмент» несет более специфическую по сравнению с универсальным значением «управление» смысловую нагрузку. Если взять общее понятие слова «manage» в словосочетании «I managed», то в переводе это будет означать: «мне удалось», «я справился», «я достиг результата». При объединении двух
синонимических рядов мы получим понятие термина «менеджмент». Это парадигма двух измерений: функции управления в традиционном понимании (административная, организаторская, контролирующая, направляющая и т.п.) и оценка результативности, продуктивности и эффективности тех или иных функций управления.
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Управление этим процессом представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие его участников на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие субъектов образовательного процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования.
Традиционное представление об управлении образовательным процессом раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда и др. Сегодня на смену философии «воздействия» в педагогическом управлении идет философия «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления», что приводит к появлению новой теории педагогического менеджмента (Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова и др.), отличающейся, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу педагогических проблем дают основание для разработки самостоятельного направления - педагогического менеджмента.
Педагогический менеджмент пробивает свою дорогу в практику как особая отрасль менеджмента, которая имеет свою специфику и свойственные только ей закономерности. Эта специфика заключается в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда менеджера образовательного процесса. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность субъекта управления, продуктом труда - информация об учебно-воспитательном процессе. Орудие труда - слово, речь. Результатом труда менеджера является уровень грамотности (обученности), воспитанности и развития объекта педагогического менеджмента - обучаемых [Крыжко 2001: 32].
Понятие «педагогический менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности:
- теория управления в образовательном учреждении (В. И. Загвязинский, Л. Е. Капто, М. М. Поташник и др.);
- система управления образовательным учреждением, связанная с необходимостью поиска путей его развития непринятия стратегических и оперативных решений (Б. С. Гершунский, С. В. Лазарев, Е. В. Яковлев и др.);
- управление образовательной деятельностью (А. М. Моисеев, В. П. Симонов);
- комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (Н. В. Кузьмина, Е. Ю. Никитина и
др.).
Использование теории педагогического менеджмента позволяет перейти от вертикальной системы управления (субъект-объект) к горизонтальной системе организационно-управленческого сотрудничества (субъект-субъект), предоставляет учащимся возможность равноправного взаимодействия с педагогом в решении проблем их жизнедеятельности в группе. Основная идея педагогического менеджмента состоит в том, что педагог становится организатором, советчиком, «тренером, а не ментором» в процессе обучения, воспитания и развития личности ребенка.
Исследователь Л. В. Горюнова с учетом всех аспектов понимания менеджмента дает следующее определение понятию «педагогический менеджмент»: «Педагогический менеджмент - это управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе и направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях» [Горюнова 1999].
В. П. Симонов под педагогическим менеджментом понимает комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение их функционирования и развития [Симонов 1999: 3].
Соглашаясь с авторами в основном при определении понятия «педагогический менеджмент», мы хотели бы несколько уточнить и конкретизировать его. Педагогический менеджмент - это специфический вид управленческой деятельности педагога в группе, направленный на организацию учебного процесса, управление учебной информацией, организацию учебно-воспитательной работы, а также обеспечение коммуникации с целью формирования учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающей достижение развития личности учащегося, готовой к жизни в новых социальных условиях.
Таким образом, менеджмент можно определить как науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных и материальных ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации, образовательного учреждения.
Управление процессом обучения - это последовательная, пошаговая реализация процедур учебно-познавательной деятельности, объективная необходимость которой определяется новыми подходами в организации образовательного процесса, строящегося на личностно ориентированной основе в процессе обучения, на изменении самой позиции педагога как менеджера учебной информации учащихся.
В современных условиях наиболее важной стратегической и чрезвычайно актуальной целью образования является обеспечение усвоения и переработки непрерывно растущего объема информации. В связи с этим возникает необходимость разрабатывать новые современные подходы к управлению постоянно растущим и уже имеющимся потоком информации. Одним из таких подходов мы считаем педагогический менеджмент, позволяющий за счет грамотного управления учебной информацией как сокращать время, необходимое для обучения, так и повышать качество и объем полученного знания.
Роль информации в личной, профессиональной и социальной жизни человека велика. Информация - это одно из фундаментальных понятий в современной науке, которое невозможно строго определить через какие-то вторичные или производные понятия.
В педагогике понятие «информация» имеет достаточно широкий смысл и связано с познавательной, обучающей, воспитательной, управляющей деятельностью. Понятие «учебная информация» обладает определенной спецификой и представляет собой развитую и разветвленную систему, состоящую из множества подсистем различных уровней.
Раскрыть содержание и объем этого понятия можно лишь на основе системного подхода. Критерии выделения видовых понятий «учебная информация» как подсистем достаточно многочисленны. Это, например, форма представления информации о предмете; информация для педагога и для учащегося в процессе воспитания; информация об усвоении материала; диагностическая информация; эмоциональная и психологическая информация и др. Каждая подсистема, в свою очередь, складывается из подсистем низших уровней и элементов.
Учебная информация подразделяется также на «учебный материал», к которому относятся знания педагога и все то, что в той или иной степени связано с изучаемой дисциплиной, и «обучающую информацию», включающую в себя индивидуальную методику преподавания.
Структурный подход к информации дополняется функциональным. В учебной информации эта сторона особенно важна: в статическом виде, вне своего
функционирования учебная информация была бы лишена всяческого практического смысла. Динамика же ее проявляется в разных информационных процессах, технологиях, явлениях (создание информации в ходе педагогического творчества, ее анализ, синтез, накопление, хранение, обработка, поиск, передача, представление в нужной форме, использование и т.п.), то есть в процессе управления учебной информацией. Кроме того, при функциональном подходе необходимо учитывать такие свойства учебной информации, как объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность и актуальность.
Из сказанного ясно, что понятие «учебная информация» - довольно сложное явление. Учебная информация не существует вне и независимо от процесса информационной связи педагогических систем.
Степень интереса к передаваемой информации определяется тем, в какой мере эта информация удовлетворяет запросы ее конкретного потребителя - учащегося. Поэтому одна из основных забот преподавателя - нахождение оптимального отношения известного и нового в сообщаемой учебной информации, так как потребность обучаемого в информации зависит от степени его развития, от его подготовки к использованию полученной информации в процессе деятельности.
Успешное решение педагогических задач невозможно без учета психологических закономерностей и фактов, которые обусловливают ход и результативность учебновоспитательного процесса. Учебная информация используется в процессе обучения тем эффективнее, чем больше она скоординирована с познавательной деятельностью обучаемого, его потребностями, целями, с психологией усвоения информации. Функции такой координации в информационных ситуациях выполняет педагог-менеджер учебновоспитательного процесса.
Важным в понимании педагогического менеджмента является понятие об его функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятельности [Симонов 1999: 62].
Каждый преподаватель является менеджером образовательного процесса на своем управленческом уровне, так как предмет труда педагога - управленческая деятельность, направленная на учебно-познавательный процесс обучаемых, на реализацию процедуры познания учебного материала, практику. Управленческие функции всегда были и будут присутствовать в деятельности обучающего, так как в этом суть педагогического процесса. Учебный процесс, как правило, всегда не только детально продуман, но и управляем. Практическая деятельность педагога как управленца хорошо прослеживается в учебно-воспитательном процессе. Речь идет о функциях педагогического менеджмента в деятельности педагога в условиях его работы в группе, когда преподаватель постоянно в своей профессиональной
деятельности апробирует новые подходы, новые технологии в организации учебного процесса.
Впервые функции управления были выделены А. Файолем в XX в. (планирование, организация, координация, распорядительство и контроль). В дальнейшем набор функций управления дополнялся, расширялся и уточнялся.
В настоящее время существует множество различных классификационных схем функционального состава управления. В работах В. Г. Афанасьева, А. И. Китова, Ю. А. Конаржевского, Б. Ф. Ломова, Р. Х. Шакурова, В. А. Якунина и др. выделяются следующие виды управленческой деятельности: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция).
В менеджменте управления учебной информацией мы выделяем общие, специфические функции, а также функции управленческого цикла. К общим функциям мы относим функции, определяющие процессы коммуникации и принятия решений, а именно: планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Специфические функции определяют узконаправленное управление учебной информацией в зависимости от поставленной цели. К этим функциям мы относим:
- накопление, то есть стихийное и бессистемное накопление информации;
- извлечение, процесс переноса знаний;
- структурирование и формализация, то есть выделение основных понятий, выработка структуры представления информации;
- проектирование системы, то есть предметная постановка образовательной задачи;
- корректировка знаний.
Функции управленческого цикла направлены на развитие рефлексии обучаемых и, сменяя друг друга, образуют цепочку: цель —> план —> деятельность —> реальный результат —> рефлексия.
Взаимосвязь функций управленческого цикла (по Третьякову) представлена на
схеме.
Информационно- -+ МОННИЦКОКНО' -» II, 7 дивно
эналшнчгская #- целевая *- прогнопнчегкм
1 Т 4 1 к
Рмушиш- -*
(— коррскцшкнля +-
1 Г и 1
Контрольно- _________________________^ Организационно
днасиоспгнткан < нсгонггнкт
Информационно-аналитическая функция позволяет на основе изучения деятельности каждого учебного подразделения проанализировать результаты учебной деятельности, фактическое состояние дел и обосновать целесообразность и эффективность используемых приемов, методов менеджмента учебной информации. Анализируя занятие, важно определять научно-теоретический уровень изучаемого материала, содержание познавательной и практической деятельности обучаемых, систему организации их самостоятельной, творческой работы, результативность исследования использования новых технологий и др.
Мотивационно-целевая функция побуждает обучаемых к осмыслению цели и путей ее достижения. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в
том, чтобы все участники педагогического процесса четко выполняли работу в соответствии с делегированными им задачами, обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей в конкретной образовательной ситуации.
Планово-прогностическая функция направлена на разработку и реализацию конкретной программы, государственных образовательных стандартов, оптимальной конструкции модулей управления учебной информацией, обеспечивающих осмысление обучаемыми содержания учебного материала, его значимости в познании закономерностей развития общества.
Организационно-исполнительская функция организует деятельность педагога и обучаемого в группе, распределяет полномочия и закрепляет за ними функции их совместной деятельности.
Контрольно-диагностическая функция стимулирует деятельность педагога как менеджера учебной информации. Целью контрольно-диагностической функции является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Диагностирование как функция управления рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя: контроль, проверку и оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование процесса обучения, повышение его качества. Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части и являются компонентами менеджмента учебной информации.
Регулятивно-коррекционная функция управления, если она конкретно связана с учебной и воспитательной деятельностью на занятии, более по плечу педагогу, так как именно он больше других членов педагогического коллектива наблюдает, оценивает результаты образовательного процесса. Он видит в работе обучаемых успехи и трудности, отслеживая, фиксируя их, анализируя и вскрывая причины, продумывает оперативные меры педагогической помощи и поддержки для регулирования сложившихся в процессе обучения ситуаций, то есть является менеджером учебной информации.
Таким образом, сущность педагогического менеджмента заключается в оперативной корректировке способов и методов обучения, обеспечивающих учащемуся успех в познании и освоении учебной информации. Эффективность управленческой деятельности измеряется, прежде всего, тем насколько рационально удастся выполнение вышеперечисленных функций педагогического менеджмента.
Библиографический список
Горюнова Л. В. Овладение знаниями и умениями педагогического менеджмента как фактор повышения качества профессиональной подготовки учителя: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999. 239 с.
Крыжко В. В., Павлютенков Е. М. Психология в практике менеджера образования. СПб., 2001. 304 с.
Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1993. 701 с.
Симонов В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в управлении
педагогическими системами: учеб. пособие. М.: Пед. общество России, 1999. 429 с.
Третьяков П. И. Управление общеобразовательной школой по результатам : практика педагогического менеджмента. М., 1997. 288 с.